Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы"

(с изменениями на 30 июля 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Ленинградской области
 от 6 мая 2010 года N 16-оз

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 208-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 93, 29.12.2007, Вести, N 21, 06.02.2008, N 23, 08.02.2008, N 26, 13.02.2008);

Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз (Вести, N 156, 20.08.08, N 158, 22.08.08).     

____________________________________________________________________


(Принят
Законодательным собранием
 Ленинградской области
12 апреля 2006 года)

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков


Санкт-Петербург

18 мая 2006 года

N 30-оз


Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 18 мая 2006 года N 32-оз

Региональная целевая программа
"Приоритетные направления развития образования
Ленинградской области на 2006-2010 годы"

(с изменениями на 30 июля 2008 года)

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Приоритетные направления развития образования Ленинградской области
на 2006-2010 годы"

     

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Основание для разработки Программы

1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751.
3. Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р.
5. Программа модернизации педагогического образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 1313.
6. Областной закон от 19 февраля 1999 года N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области".
7. Постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области".
8. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 26 августа 2004 года N 372-р "Об итогах первого этапа реализации Концепции модернизации российского образования в системе образования Ленинградской области".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2006 года N 366 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 854".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года N 89 "О государственной поддержке школ и вузов, внедряющих инновационные образовательные программы".
12. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 324 "О денежном поощрении лучших учителей".
13. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи".
15. Постановление Губернатора Ленинградской области от 26 июля 2006 года N 122-пг "О реализации в 2006-2008 годах приоритетного национального проекта "Образование" в части государственной поддержки талантливой молодежи".
16. Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2006 года N 187 "Об утверждении Концепции развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года".
17. Распоряжение Правительства Ленинградской области от 16 января 2007 года N 6-р "О создании государственного учреждения "Ленинградский региональный центр единого государственного экзамена"

(строка в редакции, введенной в действие с 13 февраля 2008 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 208-оз, - см. предыдущую редакцию)

Период и этапы реализации Программы

2006-2010 годы

Цель Программы

Развитие системы образования Ленинградской области, обеспечивающее высокое качество образования, формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности, воспитание гражданственности и патриотизма, повышение роли образования в социальном и экономическом развитии Ленинградской области

Основные задачи, мероприятия Программы

Наиболее полное удовлетворение запросов населения в доступном качественном образовании, обеспечивающем целостное гармоничное развитие личности ребенка и его более успешную интеграцию в современное социально-экономическое пространство Ленинградской области;
создание необходимых условий для повышения доступности качественного образования, в том числе в сельской местности;
организация профильного обучения в системе общего образования;
приближение системы профессионального образования к потребностям рынка труда Ленинградской области, повышение его доступности и качества;
внедрение дистанционных образовательных технологий и их адаптация к существующим формам, методам, способам обучения всех категорий населения и создание в Ленинградской области системы адаптивно-развивающего образования;
интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство Ленинградской области;
совершенствование системы воспитания детей и подростков, их социализация в современном социокультурном пространстве региона, выявление и поддержка социально активных, талантливых и одаренных детей и подростков;
создание системы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в общеобразовательных учреждениях;
сохранение и укрепление здоровья, развитие физической культуры обучающихся;
развитие эффективной социокультурной образовательной среды муниципальных образований как фактора повышения качества жизни населения Ленинградской области;
создание организационно-методических условий и осуществление мониторинга качества образования в образовательной системе Ленинградской области;
создание условий, обеспечивающих организацию планирования расходов с учетом социально-экономического развития Ленинградской области;
организация и проведение процедуры изучения и оценки социального результата системы образования Ленинградской области;
создание условий для закрепления педагогических кадров и совершенствование системы их стимулирования

Перечень подпрограмм, реализуемых в рамках Программы

1. "Развитие образования детей дошкольного и младшего школьного возраста"
2. "Создание системы профильного обучения"
3. "Развитие общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (сельских школ)"
4. "Информатизация образования"
5. "Создание системы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
6. "Управление качеством образования. Мониторинг качества образования в Ленинградской области"
7. "Воспитание детей и подростков"
8. "Социализация детей и подростков в условиях образования"
9. "Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка"
10. "Адаптация начального, среднего и высшего профессионального образования к потребностям рынка труда Ленинградской области"
11. "Охрана здоровья участников образовательного процесса"
12. "Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
13. "Организационно-экономические новации системы управления образованием"
14. "Социология социального результата образования"
15. "Реализация национального проекта "Образование"
16. "Капитальные вложения"

(строка в редакции, введенной в действие с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2006 год

Всего - 153563,0 тысячи рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 130118,0 тысячи рублей,

областного бюджета - 20595,0 тысячи рублей;
местных бюджетов - 1900,0 тысячи рублей,

внебюджетных источников - 950,0 тысячи рублей

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

Всего - 920711,6 тысячи рублей (федеральный бюджет - 494189,6 тысячи рублей, областной бюджет - 319492,0 тысячи рублей, местные бюджеты - 72280,0 тысячи рублей, внебюджетные средства - 4750,0 тысячи рублей, прочие источники - 30000,0 тысячи рублей), в том числе:
в 2007 году - 194700,5 тысячи рублей (федеральный бюджет - 137537,2 тысячи рублей, областной бюджет - 43063,3 тысячи рублей, местные бюджеты - 13150,0 тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 тысячи рублей);
в 2008 году - 244279,5 тысячи рублей (федеральный бюджет - 127537,2 тысячи рублей, областной бюджет - 87392,3 тысячи рублей, местные бюджеты - 18900,0 тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 тысячи рублей, прочие источники - 9500,0 тысячи рублей);
в 2009 году - 212031,4 тысячи рублей (федеральный бюджет - 98997,2 тысячи рублей, областной бюджет - 83604,2 тысячи рублей, местные бюджеты - 18980,0 тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 тысячи рублей, прочие источники - 9500,0 тысячи рублей);
в 2010 году - 116137,2 тысячи рублей (областной бюджет - 84837,2 тысячи рублей, местные бюджеты - 19350,0 тысячи рублей, внебюджетные средства - 950,0 тысячи рублей, прочие источники - 11000,0 тысячи рублей)

(строка в редакции, введенной в действие с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем финансовых средств, освоенных в рамках региональных целевых программ по отрасли "Образование" на 2001-2005 годы

Всего на развитие образования Ленинградской области было израсходовано в предыдущие годы 196718,0 тысячи рублей, в том числе по региональным целевым программам:
1. "Развитие образования Ленинградской области на 2001-2005 годы" - 69809,0 тысячи рублей,
из них:
в 2001 году - 7492,0 тысячи рублей;
в 2002 году - 11604,0 тысячи рублей;
в 2003 году - 15851,0 тысячи рублей;
в 2004 году - 16775,0 тысячи рублей;
в 2005 году - 18087,0 тысячи рублей.
2. "Здоровье школьников Ленинградской области на 2002-2005 годы" - 25908,0 тысячи рублей.
3. "Сохранение и развитие материально-технической базы учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля Ленинградской области на 2002-2005 годы" - 21000,0 тысячи рублей.
4. "Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы" - 80000,0 тысячи рублей.
С 2006 года средства, ранее направляемые на выполнение указанных программ, предусматриваются в Программе

(строка в редакции, введенной в действие с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные социальные и экономические результаты Программы

Разработка трех вариативных моделей "предшкольной" подготовки детей старшего дошкольного возраста в целях обеспечения "равных стартовых возможностей" при поступлении детей в начальную школу до 2008 года;
удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах в соответствии с личностными возможностями, способностями и состоянием здоровья детей, увеличение охвата детей дошкольного возраста вариативными образовательными услугами до 74 процентов (2006 год - на один процент, 2007 год - на один процент, 2008 год - на один процент, 2009 год - на один процент, 2010 год - на один процент);
увеличение охвата учащихся профильным обучением с 29,2 до 65 процентов (2006 год - на 4 процента, 2007 год - на 5,8 процента, 2008 год - на 8 процентов, 2009 год - на 9 процентов, 2010 год - на 9 процентов);
обеспечение ежегодного охвата профильным обучением 700 ода-ренных детей;
повышение степени профессиональной ориентации выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы: увеличение процента поступления в учреждения начального профессионального образования с 16,1 до 16,9 процента (2006 год - на 0,1 процента, 2007 год - на 0,1 процента, 2008 год - на 0,2 процента, 2009 год - на 0,2 процента, 2010 год - на 0,2 процента); достижение баланса в выборе выпускниками направлений профессиональной подготовки в учреждениях высшего профессионального образования: доведение поступаемости на специальности гуманитарной направленности до 16,5 процента, физико-математической направленности - до 19,5 процента, естественно-научной направленности - до 15,5 процента, социальной направленности - до 11,5 процента, научно-технической направленности - до 3,5 процента, аграрно-технической направленности - до 3,5 процента;
повышение степени доступности качественного образования на селе: создание 58 базовых школ (2006 год - 33 базовые школы, 2007 год - 25 базовых школ);
строительство, капитальный ремонт и реконструкция к 2010 году 84 объектов образования (в рамках региональной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2006 год и проектов адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2007-2010 годы);
интеграция сельских школьников в социокультурное пространство муниципального образования, Ленинградской области;
ежегодное увеличение охвата обучающихся на дистанционном обучении на 5 процентов;
обеспечение охвата дистанционным обучением: детей с ограниченными возможностями здоровья к 2010 году - до 55 процентов; одаренных детей к 2010 году - до 100 процентов;
абзац одиннадцатый исключен  с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз. - См. предыдущую редакцию;
абзац двенадцатый исключен  с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз. - См. предыдущую редакцию;
абзац тринадцатый исключен  с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз. - См. предыдущую редакцию;
повышение готовности педагогических кадров системы общего образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (обучение педагогических кадров: 2006 год - 25 человек, 2007 год - 25 человек, 2008 год - 25 человек, 2009 год - 25 человек, 2010 год - 25 человек);
создание механизма ранней диагностики детей с проблемами в развитии для оказания им своевременной помощи и коррекции отклонений в развитии;
реализация концепции целостной системы управления качеством образования в Ленинградской области (оснащение центров мониторинга высокопроизводительным оборудованием по годам реализации Программы, проведение эксперимента по созданию сети мониторинга, ежегодное проведение мониторинговых исследований);
развитие профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений в области управления качеством образования;
подготовка для образовательных учреждений, органов управления образованием специалистов в области мониторинга качества образования и овладение педагогическими и руководящими кадрами современными технологиями мониторинга качества образования (2006 год - 25 человек, 2007 год - 25 человек, 2008 год - 25 человек, 2009 год - 25 человек, 2010 год - 25 человек);
разработка оценочно-критериальной базы мониторинга применительно ко всем уровням управления образованием и уровням реализации образовательных программ (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования); организация механизма получения на ее основе информации о качестве образования, внедрение методик и процедур ее обработки, интерпретации, хранения и представления основным заказчикам;
создание специализированного банка данных о качестве образования, единой информационной системы на базе информационных технологий для сбора, передачи, хранения и обработки статистической и аналитической информации;
разработка и внедрение новой процедуры аттестации образовательных учреждений с использованием результатов мониторинга качества образования, проведение лицензирования, аттестации и государственной аккредитации 100 процентов образовательных учреждений;
развитие воспитания в муниципальных образованиях Ленинградской области, активизация деятельности детских общественных организаций и объединений, развитие форм ученического самоуправления. Увеличение охвата детей и подростков детским молодежным общественным движением, в том числе объединениями патриотической направленности с 3 до 6 процентов к окончанию реализации Программы: 2006 год - на 0,6 процента, 2007 год - на 0,7 процента, 2008 год - на 0,6 процента, 2009 год - на 0,6 процента, 2010 год - на 0,5 процента;
создание моделей эффективных воспитательных систем в образовательных учреждениях;
рост профессионального мастерства педагогов посредством организации их участия в областных и федеральных конкурсах (один раз в год);
создание сети виртуальных филиалов Государственного Русского музея;
повышение статуса музеев образовательных учреждений в воспитательной работе (ежегодное проведение конкурса музеев образовательных учреждений);
овладение выпускниками образовательных учреждений Ленинградской области ключевыми компетентностями личности на необходимом уровне (виртуальные олимпиады в 2008-2010 годах, ежегодные конкурсы "Учитель года", "Студент года");
адаптация выпускника образовательных учреждений к современным социально-экономическим условиям Ленинградской области (ежегодный конкурс "Школа года");
наличие системы выявления и поддержки инициативных, талантливых и одаренных детей и подростков;
введение в практику работы образовательных учреждений технологии половозрастной социализации (областная конференция в 2006 году по гендерному подходу в педагогике; разработка моделей реализации гендерного подхода);
наличие системы психолого-педагогического сопровождения развития личности в системе образования Ленинградской области, увеличение числа детей, обеспеченных психолого-педагогической поддержкой через областную и муниципальные психологические службы, к завершению реализации Программы на 1400 детей: 2006 год - на 280 человек, 2007 год - на 280 человек, 2008 год - на 280 человек, 2009 год - на 280 человек, 2010 год - на 280 человек;
наличие системы диагностики качественных изменений в развитии личности;
повышение качества профессионального образования (ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства, конкурса "Студент года", праздника "Золотые руки", 2006 год - разработка регионального компонента стандарта бакалавриата по направлению "педагогическое образование");
приведение системы профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда Ленинградской области: ежегодное выполнение государственного регионального заказа на подготовку кадров в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования на 95 процентов;
укрепление материально-технической базы 30 учреждений начального профессионального образования за период реализации Программы;
овладение участниками образовательного процесса формами и методами организации здорового образа жизни (обучение педагогов и руководителей: 2006 год - 25 человек, 2007 год - 25 человек, 2008 год - 25 человек, 2009 год - 25 человек, 2010 год - 25 человек);
снижение показателя количества детей с низким уровнем физического развития с 30 до 25 процентов к концу реализации Программы: 2006 год - на 0,5 процента, 2007 год - на 1 процент, 2008 год - на 1 процент, 2009 год - на 1 процент, 2010 год - на 1,5 процента;
проведение в образовательных учреждениях мониторинга состояния здоровья обучающихся;
реализация прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение начального профессионального образования, рост поступления в учреждения начального профессионального образования на 1 процент в год;
увеличение показателей семейного устройства (опека, попечительство, приемная семья) детей-сирот с 50 до 55 процентов (2006 год - на 1 процент, 2007 год - на 1 процент, 2008 год - на 1 процент, 2009 год - на 1 процент, 2010 год - на 1 процент);
овладение подходами планирования расходов в системе образования Ленинградской области на основании прогноза социально-экономического развития области с учетом достигнутых результатов и планируемых показателей развития, не допускающих дублирования показателей;
создание оперативной базы данных планово-экономических показателей, характеризующих фактическое состояние системы образования Ленинградской области;
наличие системы ежегодных социологических исследований в системе образования Ленинградской области;
приобретение и строительство к 2010 году 4545 квадратных метров жилья для педагогических работников (из расчета рыночной стоимости одного квадратного метра жилья - 11 тысяч рублей);
финансовая поддержка лучших учителей, достигающих высоких образовательных результатов (2006 год - 94 человека);
модернизация учебно-методической базы общеобразовательных школ, внедряющих инновационные образовательные программы (2006 год - 28 школ);
обеспечение ежемесячных денежных выплат за классное руководство в размере 1000 рублей;
расширение доступа образовательных учреждений к современным электронным образовательным ресурсам, оснащение компьютерным оборудованием и подключение к сети Интернет общеобразовательных школ;      

повышение уровня интенсивности использования дистанционных образовательных технологий в региональной системе образования, в том числе для обучения учащихся в Ленинградском областном центре для одаренных школьников "Интеллект" в межсессионный период, а также для повышения профессиональной квалификации педагогических работников Ленинградской области (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз);      

расширение материально-технической базы областного и муниципальных центров информационных технологий посредством поставки новейших средств информатизации. Экономический эффект составит 30000 тысяч рублей, в том числе: в 2008 году - 9500 тысяч рублей, в 2009 году - 9500 тысяч рублей, в 2010 году - 11000 тысяч рублей (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз);     

создание условий для повышения информационной культуры жителей Ленинградской области в муниципальных центрах информационных технологий в количестве более 25 тысяч человек в год (более 1,5 процента населения) (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз);     

оснащение 30 процентов образовательных учреждений, реализующих программы основного и среднего (полного) общего образования, оборудованием для мультимедийных классов-лекториев (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз);     

снижение уровня электромагнитного излучения и шумовых характеристик компьютерного оборудования, эксплуатируемого в школах области, в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом, что приведет к снижению уровня утомляемости детей при работе за компьютером на 10 процентов; направление методических рекомендаций по использованию (с учетом санитарных норм) компьютерного оборудования в образовательном учреждении (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз);     

создание модели школьного компьютерного класса с пониженным уровнем электромагнитного излучения и шумовых характеристик. Оборудование не менее 20 процентов школ терминальными классами, в том числе: в 2008 году - 5 процентов, в 2009 году - 12 процентов, в 2010 году - 20 процентов школ. В результате внедрения указанной технологии в период работы терминальных классов суммарный бюджетный эффект составит около 4129 тысяч рублей (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз);     

совершенствование сетевой инфраструктуры взаимодействия всех субъектов региональной системы образования. Организация выхода 30 процентов школ во внешние информационные сети по широкополосным (допускающим пропускание видеографика) каналам связи, в том числе: в 2008 году - 12 процентов, 2009 году - 20 процентов, в 2010 году - 30 процентов школ (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз);     

создание модели трехуровневого электронного документооборота в управлении системой образования. Внедрение элементов автоматизации хранения и обработки административной информации локального, муниципального и регионального уровней (абзац дополнительно включен с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз)     

Разработчик Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Срок разработки Программы

2005 год

Представитель заказчика Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Основным исполнителем Программы является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Соисполнители Программы:
структурные подразделения Правительства Ленинградской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения дошкольного, общего школьного образования, начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Ленинградской области, научно-исследовательские организации, в том числе на конкурсной основе

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефон руководителя Программы

Тарасов Сергей Валентинович - председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, тел.273-33-78

(строка в редакции, введенной в действие с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств со стороны органов местного самоуправления осуществляет комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

О ходе реализации и результатах выполнения мероприятий Программы, целевом использовании бюджетных средств комитет общего и профессионального образования Ленинградской области ежеквартально информирует комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - Правительство Ленинградской области     

Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области О.А.Уткин

     

(строка в редакции, введенной в действие с 22 августа 2008 года Законом Ленинградской области от 30 июля 2008 года N 77-оз, - см. предыдущую редакцию)

1. Анализ состояния системы образования Ленинградской области
 и обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Оценка и анализ исходной ситуации


Развитие системы образования Ленинградской области осуществляется в соответствии с основными идеями Концепции модернизации российского образования до 2010 года (доступность образования, достижение его нового качества, эффективность) и стратегическими направлениями развития образования Ленинградской области, определенными региональной целевой программой развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (далее - Программа на 2001-2005 годы).

Программа на 2001-2005 годы строилась с учетом педагогических возможностей, научных, кадровых, организационных ресурсов региональной системы образования. Степень реализации Программы на 2001-2005 годы, в отличие от предыдущих программ, впервые определялась возможностями ее финансового обеспечения в объеме утвержденного бюджета, что обеспечило реализацию в полном объеме всех включенных в нее проектов.

Финансировались научно-исследовательские разработки, мониторинговые исследования, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, развитие информатизации и информационного сопровождения образования, поддержка конкурсного движения в целях развития профессионального мастерства педагогов, учащихся и студентов системы профессионального образования разных уровней, развития воспитания, формирования системы работы с одаренными детьми, детьми с проблемами в развитии.

Выполнение Программы на 2001-2005 годы осуществлялось в русле региональной социально-культурной политики с учетом демографических тенденций на основе взаимодействия различных ведомств, образовательных учреждений, государственных и общественных организаций, призванных осуществлять региональную социокультурную политику.

Программа на 2001-2005 годы явилась основанием для принятия Правительством Ленинградской области ряда нормативных правовых актов, распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, реализации регионального компонента на всех ступенях образования.

Программа создала условия для реализации управленческих функций региональным и муниципальным органам управления образованием, социальных и педагогических функций работникам сферы образования, для участия в развитии регионального образования - жителям Ленинградской области.

Это позволило сформировать новые механизмы и подходы к управлению региональным образованием, обеспечившие перевод отрасли из режима стабильного функционирования в режим ее интенсивного развития.

Обеспечение государственных гарантий доступности образования осуществлялось посредством оптимизации региональной сети образовательных учреждений, целью которой является превращение сети образовательных учреждений в источник поливариантных образовательных услуг, адекватных социальному заказу, то есть потребностям населения и запросам социально-экономической сферы региона.

В настоящее время региональная сеть образовательных учреждений представлена следующим образом:

N
п/п

Тип, вид образовательного учреждения

Количество образовательных учреждений (единиц)

Количество обучающихся, воспитанников (человек)

1

2

3

4

1.

Дошкольные образовательные учреждения

403

46472

2.

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад)

27

1667

3.

Дневные общеобразовательные школы,
из них:

388

140438

сельские общеобразовательные школы

228

37871

лицеи и гимназии

21

13787

реализующие программы углубленного изучения отдельных предметов

56

9429

4.

Вечерние (сменные) общеобразовательные школы

24

4861

5.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

34

3473

6.

Учреждения дополнительного образования детей

106

104647

7.

Детские дома

29

1572

8.

Учреждения начального профессионального образования

29

15507

9.

Учреждения среднего профессионального образования,
филиалы и представительства учреждений среднего профессионального образования

3
19

1264 (за счет областного бюджета)

10.

Учреждения высшего профессионального образования,
филиалы и представительства учреждений высшего профессионального образования

3
57

4953 (за счет областного бюджета)

11.

Учреждение дополнительного профессионального образования - Ленинградский областной институт развития образования

1


За годы реализации Программы на 2001-2005 годы региональная сеть образовательных учреждений в своем развитии прошла следующие этапы:

2001-2003 годы - формирование спектра поливариантных образовательных услуг, расширение вариативности образовательных программ;

2002-2004 годы - период приведения вариативной сети образовательных учреждений в состояние сбалансированности;

с 2003 года - начало процесса оптимизации сети на основе упрочения связей "экономика региона - профессиональное образование - общее образование" в целях обеспечения реальной альтернативности выбора обучающимися образовательных маршрутов, сформированных с учетом социального заказа.

В дошкольном образовании доступность качественного образования обеспечивается путем:

увеличения количества образовательных учреждений, интегрирующих программы дошкольного и школьного образования (на 1 января 2005 года их число составило 54 образовательных учреждения;

увеличения числа дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, превышающие требования государственного стандарта (в настоящее время таких учреждений 264 единицы - 70,4 процента от общего количества дошкольных образовательных учреждений);

развития сети коррекционных и социальных дошкольных групп (в настоящее время в области работают 549 коррекционных групп), расширения спектра образовательных программ (1080 общеразвивающих групп (52 процента от общего количества) работают по современным комплексным программам).

В целом это позволило за годы реализации Программы на 2001-2005 годы увеличить охват детей дошкольным образованием с 62 (2001 год) до 69 процентов (2005 год).

В системе общего образования наблюдаются:

стабилизация процесса статусных (видовых) изменений общеобразовательных учреждений: 22 образовательных учреждения - лицеи, гимназии (2001 год - 21 образовательное учреждение, 66 образовательных учреждений, реализуют образовательные программы повышенного уровня (2001 год - 62 образовательных учреждения);

обновление содержания образования на основе введения регионального компонента государственного образовательного стандарта: 45,3 процента образовательных учреждений предметы регионального компонента реализуют в полном объеме, 39,8 процента - в объеме 75 и более процентов (2001 год - 34 и 27 процентов соответственно);

введение иностранных языков и информатики в школе I ступени: иностранный язык изучают 19,5 процента учащихся (2001 год - 14,3 процента), информатику - 15,2 процента учащихся (2001 год - 7 процентов);

формирование предпосылок для перехода на профильное обучение в старшей школе (профильное обучение организовано для 29,2 процента старшеклассников);

обеспечение за счет расширения спектра образовательных услуг доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для сенсорных (слепых) детей, детей со сложным дефектом, глубокой умственной отсталостью (болезнь Дауна). Специальные школы для детей с сенсорными нарушениями переведены на уровень среднего (полного) образования.

Созданы областной и 14 муниципальных центров диагностики и консультирования, психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»