ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2010 года N 365
(с изменениями на 25 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 11 июля 2014 года N 302
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 9 августа 2011 года N 246;
постановлением Правительства Ленинградской области от 11 октября 2011 года N 326;
постановлением Правительства Ленинградской области от 24 мая 2012 года N 171;
постановлением Правительства Ленинградской области от 28 сентября 2012 года N 300;
постановлением Правительства Ленинградской области от 16 ноября 2012 года N 353;
постановлением Правительства Ленинградской области от 29 июля 2013 года N 227;
постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 года N 499.
____________________________________________________________________
В целях развития системы дошкольного образования в Ленинградской области, обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Уткина О.А.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа
"Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы
(с изменениями на 25 декабря 2013 года)
(с изменениями на 29 июля 2013 года)
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа) |
Цель Программы | Обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования в Ленинградской области |
Основные задачи Программы | Строительство и реконструкция зданий для учреждений дошкольного образования; |
Разделы Программы | Развитие инфраструктуры дошкольного образования |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы) | Общий объем финансирования Программы в 2011-2013 годах - 2256248,77 тыс.руб.: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 года N 499. - См. предыдущую редакцию)
| |
Показатели эффективности Программы | Социальная эффективность: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 года N 499. - См. предыдущую редакцию)
| |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Строительство 11 зданий на 2280 мест и реконструкции одного здания на 55 мест. К завершению реализации Программы будет введено в эксплуатацию 12 объектов на 2335 мест, в том числе по годам: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 года N 499. - См. предыдущую редакцию)
| |
Основания для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; |
Разработчик Программы | Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
Срок разработки Программы | 2010 год |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Участники Программы | Основные исполнители Программы: комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по строительству Ленинградской области. |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Тарасов Сергей Валентинович - председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, тел. 273-33-78 |
Управление и контроль за выполнением Программы | Оценка результатов реализации Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляются комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области. |
Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе.
Государственные гарантии в части дошкольного образования закреплены в статье 43 Конституции Российской Федерации, статье 5 Закона Российской Федерации "Об образовании". Исполнение государственных полномочий в части обеспечения бесплатного и общедоступного дошкольного образования в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьями 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В Ленинградской области услуги по дошкольному образованию оказываются в 382 муниципальных и государственных дошкольных образовательных учреждениях, в 50 общеобразовательных школах с дошкольными группами, в 24 образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа - детский сад", в 20 государственных дошкольных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, а также в десяти негосударственных дошкольных образовательных учреждениях и организациях.
Общий охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования в 2009 году составил 72 процента (по Российской Федерации - 59,1 процента).
Негосударственный сектор дошкольного образования состоит из десяти различных учреждений и организаций, в их числе четыре негосударственных дошкольных образовательных учреждения открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Услугу по дошкольному образованию в негосударственных учреждениях и организациях получают 596 воспитанников (один процент общей численности детей, охваченных услугами дошкольного образования).
Особое внимание в настоящее время уделяется реализации прав детей старшего дошкольного возраста (от пяти до семи лет) на качественное и доступное предшкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития как основы успешного обучения детей в школе. В целях выравнивания стартовых возможностей на получение начального общего образования создаются условия для организации работы с детьми в возрасте от пяти до семи лет, которые не посещают дошкольные учреждения.
В рамках региональной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2010 год" разработаны и апробированы различные модели предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста в Кировском, Ломоносовском и Приозерском муниципальных районах.
В настоящее время в муниципальных районах Ленинградской области на базе учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования функционируют 85 групп кратковременного пребывания для подготовки к обучению в школе 1457 детей, не посещающих дошкольные учреждения; 17 групп (209 детей) работают на базе дошкольных учреждений, 32 группы (737 детей) - на базе общеобразовательных школ, 36 групп (511 детей) - на базе муниципальных учреждений дополнительного образования.
К началу 2010 года в Ленинградской области 92 процента детей старшего дошкольного возраста получат услугу по предшкольному образованию (по Российской Федерации - 76,9 процента).
В 2009 году в целях обеспечения доступности дошкольного образования в Ленинградской области, сокращения очереди в дошкольные учреждения созданы 1926 мест для детей дошкольного возраста (в 2008 году - 1529 мест): в дошкольных образовательных учреждениях - 1705 мест, в общеобразовательных школах, включая образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа - детский сад", - 221 место. В 2009 году дополнительные группы созданы в 17 муниципальных образованиях.
Вместе с тем не решен вопрос обеспечения всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях, что создает неравенство стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе.
Число детей в возрасте от полутора до шести с половиной (семи) лет, состоящих на учете для зачисления в образовательные учреждения Ленинградской области, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, - 6604 человека, из них 23 процента детей из неполных семей, 5,8 процента детей из многодетных семей (очередь по Российской Федерации - 1684606 человек в возрасте до семи лет).
Муниципальное образование | Очередь от 1,5 до 6,5 (7) лет (чел.) | |||
всего | в том числе | |||
от 1,5 до 3 лет | от 3 до 5 лет | от 5 до 6,5 (7) лет | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Бокситогорский муниципальный район | 30 | 25 | 5 | |
Волосовский муниципальный район | 157 | 103 | 54 | |
Волховский муниципальный район | 11 | 8 | 3 | |
Всеволожский муниципальный район | 1376 | 734 | 535 | 107 |
Выборгский район | 570 | 403 | 137 | 30 |
Гатчинский муниципальный район | 2686 | 1543 | 834 | 309 |
Кингисеппский муниципальный район | ||||
Киришский муниципальный район | 200 | 142 | 41 | 17 |
Кировский муниципальный район | 307 | 218 | 89 | |
Лодейнопольский муниципальный район | 140 | 110 | 30 | |
Ломоносовский муниципальный район | 22 | 16 | 6 | |
Лужский муниципальный район | 150 | 73 | 59 | 18 |
Подпорожский муниципальный район | 51 | 38 | 13 | |
Приозерский муниципальный район | 147 | 65 | 61 | 21 |
Сланцевский муниципальный район | 90 | 87 | 3 | |
Сосновоборский городской округ | ||||
Тихвинский муниципальный район | 476 | 316 | 143 | 17 |
Тосненский район | 191 | 137 | 49 | 5 |
Всего | 6604 | 4018 | 2062 | 524 |
Причины роста очереди в дошкольные учреждения:
увеличение рождаемости в Ленинградской области (2007 год - 13695 человек, 2009 год - 14284 человека, 2009 год - 15086 человек);
недостаточное количество дошкольных учреждений в городской местности (с 1996 по 2006 год из системы дошкольного образования выведены 94 здания детских садов, которые в настоящее время используются не по назначению);
увеличение спроса родителей (законных представителей) на услуги дошкольного образования.
Решение многоаспектных вопросов развития дошкольного образования, в том числе вопросов обеспечения его доступности, возможно при участии Правительства Ленинградской области, органов местного самоуправления, различных ведомств и организаций. Консолидацию и координацию деятельности участников решения проблем развития дошкольного образования можно осуществлять в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа).
Основное направление обеспечения доступности дошкольного образования - расширение сети дошкольных образовательных учреждений, ликвидация дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Для удовлетворения образовательных запросов современной семьи необходимо расширить видовое разнообразие форм дошкольного образования с учетом различных материальных возможностей и образовательных запросов родителей.
Предстоит решать проблему доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью следует создать систему раннего выявления и учета детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями для планирования на ее основе развития системы инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования, а также обеспечить для детей с проблемами здоровья и развития доступность лекотек, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей от шести месяцев до семи лет, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья.
За последние пять лет возросла потребность семей в дошкольном образовании с раннего возраста. В ряде дошкольных образовательных учреждений Ленинградской области функционируют адаптационные группы кратковременного пребывания для детей от шести месяцев до трех лет, в которых дети занимаются вместе с родителями под руководством педагогов дошкольного образовательного учреждения (положительный опыт в организации таких групп имеется в городе Светогорске, поселке Лесколово и др.). Как показывает опыт, такие группы востребованы, поэтому необходимы дальнейшие меры по расширению данной формы дошкольного образования.
В целях оказания помощи детям, воспитывающимся в условиях семьи, необходимо освоить новые формы дошкольного образования: консультативные пункты, службы ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка, группы предшкольной подготовки для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, семейные детские сады, домашние детские сады, группы выходного дня, родительские клубы, консультативные центры для родителей детей-инвалидов и др.
Учитывая социально-экономические особенности Ленинградской области, можно организовать семейные дошкольные группы, особенно в сельской местности, где типовые государственные детские сады экономически нецелесообразны.