Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2010 года N 365

О долгосрочной целевой программе "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 25 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 11 июля 2014 года N 302

____________________________________________________________________

В целях развития системы дошкольного образования в Ленинградской области, обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Уткина О.А.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 27 декабря 2010 года N 365

     
Долгосрочная целевая программа
"Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 25 декабря 2013 года)


ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы

(с изменениями на 29 июля 2013 года)

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Цель Программы

Обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования в Ленинградской области

Основные задачи Программы

Строительство и реконструкция зданий для учреждений дошкольного образования;

ремонт объектов дошкольного образования;

создание дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях, на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и социальной защиты;

укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;

развитие новых форм дошкольного образования, обеспечивающих предоставление услуг по присмотру и образованию детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с потребностями населения;

повышение качества дошкольного образования и обеспечение равных стартовых возможностей для поступления детей в школу;

содействие развитию современных моделей дошкольного образования;

совершенствование научно-методического обеспечения развития дошкольного образования в Ленинградской области;

повышение квалификации педагогических кадров в сфере дошкольного образования

Разделы Программы

Развитие инфраструктуры дошкольного образования

Оптимизация сети дошкольных образовательных учреждений

Укрепление развивающей образовательной среды дошкольных образовательных учреждений

Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений

Научно-методическое сопровождение развития дошкольного образования

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы)

Общий объем финансирования Программы в 2011-2013 годах - 2256248,77 тыс.руб.:

областной бюджет - 1603150,86 тыс.руб., в том числе субсидии бюджетам муниципальных районов (городского округа) - 262666,65 тыс.руб., бюджеты муниципальных районов (городского округа) - 653097,91 тыс.руб., из них по годам:

2011 год - 695413,1 тыс.руб.: областной бюджет - 440495,0 тыс.руб., в том числе субсидии бюджетам муниципальных районов (городского округа) - 3696,0 тыс.руб., бюджеты муниципальных районов (городского округа) - 254918,1 тыс.руб.;

2012 год - 705975,63 тыс.руб.: областной бюджет - 559600,99 тыс.руб., в том числе субсидии бюджетам муниципальных районов (городского округа) - 142163,98 тыс.руб., бюджеты муниципальных районов (городского округа) - 146374,64 тыс.руб.;

2013 год - 854860,04 тыс.руб.: областной бюджет - 603054,87 тыс.руб., в том числе субсидии бюджетам муниципальных районов (городского округа) - 116806,67 тыс.руб., бюджеты муниципальных районов (городского округа) - 251805,17 тыс.руб.  

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 года N 499. - См. предыдущую редакцию)

 

Показатели эффективности Программы

Социальная эффективность:

увеличение числа детей в возрасте от одного года до шести лет, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей, получающих услугу по дошкольному образованию (до начала реализации Программы охват детей - 60481 человек):

2011 год - 61310 человек,
2012 год - 64213 человек,
2013 год - 67388 человек;

увеличение охвата детей в возрасте от пяти до семи лет дошкольным образованием на пять процентов (до начала реализации Программы - 93 процента (25678 человек):

2011 год - 94 процента (25954 человека),
2012 год - 96 процентов (26506 человек),
2013 год - 98 процентов (27060 человек);

увеличение количества мест в муниципальных дошкольных учреждениях Ленинградской области за счет строительства 11 дошкольных учреждений на 2280 мест и реконструкции одного здания на 55 мест. К завершению реализации Программы будет введено в эксплуатацию 12 объектов на 2335 мест, в том числе по годам:

2011 год - на 940 мест,
2012 год - на 420 мест,
2013 год - на 975 мест;

внедрение новых форм дошкольного образования, обеспечивающих предоставление услуг по присмотру и образованию детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с потребностями населения, включая расширение негосударственного сектора в сфере дошкольного образования, создание не менее 20 организаций (групп) дошкольного образования (до начала реализации Программы функционируют девять негосударственных организаций (учреждений):

2011 год - пять организаций (групп),
2012 год - пять организаций (групп),
2013 год - десять организаций (групп).

Экономическая и бюджетная эффективность:

создание 1195 дополнительных рабочих мест в результате строительства (реконструкции), капитального ремонта 20 объектов дошкольного образования (за счет средств консолидированного бюджета) к завершению реализации Программы:

2011 год - два места,
2012 год - 430 мест,
2013 год - 763 места;

увеличение поступлений в бюджет за счет удержания подоходного налога (13 процентов) на 15059,74 тыс. рублей (количество рабочих мест во вновь открывающихся учреждениях, умноженное на заработную плату с учетом индекса-дефлятора по отношению к предыдущему году (11,4398 тыс. рублей в месяц), умноженное на количество месяцев, умноженное на 13 процентов и разделенное на 100), нарастающим итогом:

2011 год - на 2,97 тыс. рублей,
2012 год - на 2287,42 тыс. рублей,
2013 год - на 12769,35 тыс. рублей;

увеличение объема средств, перечисляемых во внебюджетные фонды, с 26,2 до 34,2 процента - на 9267,5 тыс. рублей (количество рабочих мест во вновь открывающихся учреждениях, умноженное на среднюю заработную плату с учетом индекса-дефлятора по отношению к предыдущему году (11,4398 тыс. рублей в месяц), умноженное на количество месяцев, умноженное на (34,2 минус 26,2 процента) и разделенное на 100), нарастающим итогом:

2011 год - 1,83 тыс. рублей,
2012 год - 1407,6 тыс. рублей,
2013 год - 7858,06 тыс. рублей.

Косвенным показателем бюджетной и экономической эффективности является увеличение отчислений в бюджет 13 процентов подоходного налога с общего объема заработной платы родителей, которые приступят к работе после устройства детей в дошкольные учреждения. Показатель определяется как труднопрогнозируемый с учетом социального характера Программы

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 года N 499. - См. предыдущую редакцию)

     

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

 Строительство 11 зданий на 2280 мест и реконструкции одного здания на 55 мест. К завершению реализации Программы будет введено в эксплуатацию 12 объектов на 2335 мест, в том числе по годам:

2011 год - на 940 мест,
2012 год - на 420 мест,
2013 год - на 975 мест;

ремонт возвращенных в систему дошкольного образования десяти зданий дошкольных учреждений на 1099 мест:

2011 год - два здания (100 мест),
2012 год - семь зданий (599 мест),
2013 год - три здания (400 мест);

открытие 72 дополнительных групп, созданных на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, на 1595 мест:

2011 год - 15 групп на 270 мест,
2012 год - шесть групп на 100 мест,
2013 год - 51 группа (не менее 1225 мест);

открытие 30 дополнительных групп, созданных за счет сетевого и межведомственного взаимодействия (на базе учреждений культуры, социальной защиты, ведомственных учреждений образования) в рамках Программы, на 450 мест:

2011 год - десять групп на 150 мест,
2012 год - десять групп на 150 мест,
2013 год - десять групп на 150 мест;

оснащение дошкольных образовательных учреждений дидактическим, игровым и спортивным оборудованием - не менее 18 комплектов ежегодно;

ежегодное обновление вышедшего из строя и изношенного оборудования - не менее 18 комплектов;

приобретение за счет средств бюджетов муниципальных районов (городского округа) учебно-методических пособий для создания условий реализации требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования - 20 комплектов:

2011 год - семь комплектов,
2012 год - шесть комплектов,
2013 год - семь комплектов;

издание двух сборников по актуальным проблемам теории и практики дошкольного образования в Ленинградской области:

2012 год - один сборник,
2013 год - один сборник;

проведение двух конкурсов-фестивалей, награждение пяти победителей, десяти лауреатов среди дошкольных образовательных учреждений, воспитанников дошкольных образовательных учреждений:

2012 год - один фестиваль,
2013 год - один фестиваль;

проведение двух мониторингов: результативности реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий, результативности предшкольного образования:

2011 год - один мониторинг,
2013 год - один мониторинг;

ежегодное проведение межрегиональной научно-практической конференции по вопросам дошкольного образования;

ежегодное вручение трех грантов по результатам конкурса по финансовой поддержке муниципальных образований, внедряющих современные системы дошкольного образования;

ежегодное обучение на курсах повышения квалификации не менее 75 педагогов дошкольных образовательных учреждений

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 года N 499. - См. предыдущую редакцию)

     

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Федеральный закон от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751;

протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 августа 2006 года N 9;

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";

методические рекомендации Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2009 года N 03-2391 "О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования"

Разработчик Программы

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Срок разработки Программы

2010 год

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

Участники Программы

Основные исполнители Программы: комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, комитет по строительству Ленинградской области.

Соисполнители Программы: органы местного самоуправления, образовательные учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования детей, научно-исследовательские организации и предприятия на условиях конкурса

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Тарасов Сергей Валентинович - председатель комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, тел. 273-33-78

Управление и контроль за выполнением Программы

Оценка результатов реализации Программы и контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляются комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.

Отчет о реализации мероприятий Программы, достижении показателей социальной, бюджетной и экономической эффективности представляется комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, - в Правительство Ленинградской области

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы общего и профессионального образования

     

     

1. Анализ состояния системы дошкольного образования в Ленинградской области


Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования - обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе.

Государственные гарантии в части дошкольного образования закреплены в статье 43 Конституции Российской Федерации, статье 5 Закона Российской Федерации "Об образовании". Исполнение государственных полномочий в части обеспечения бесплатного и общедоступного дошкольного образования в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьями 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В Ленинградской области услуги по дошкольному образованию оказываются в 382 муниципальных и государственных дошкольных образовательных учреждениях, в 50 общеобразовательных школах с дошкольными группами, в 24 образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа - детский сад", в 20 государственных дошкольных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, а также в десяти негосударственных дошкольных образовательных учреждениях и организациях.

Общий охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования в 2009 году составил 72 процента (по Российской Федерации - 59,1 процента).

Негосударственный сектор дошкольного образования состоит из десяти различных учреждений и организаций, в их числе четыре негосударственных дошкольных образовательных учреждения открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Услугу по дошкольному образованию в негосударственных учреждениях и организациях получают 596 воспитанников (один процент общей численности детей, охваченных услугами дошкольного образования).

Особое внимание в настоящее время уделяется реализации прав детей старшего дошкольного возраста (от пяти до семи лет) на качественное и доступное предшкольное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития как основы успешного обучения детей в школе. В целях выравнивания стартовых возможностей на получение начального общего образования создаются условия для организации работы с детьми в возрасте от пяти до семи лет, которые не посещают дошкольные учреждения.

В рамках региональной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" и долгосрочной целевой программы "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2010 год" разработаны и апробированы различные модели предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста в Кировском, Ломоносовском и Приозерском муниципальных районах.

В настоящее время в муниципальных районах Ленинградской области на базе учреждений дошкольного образования, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования функционируют 85 групп кратковременного пребывания для подготовки к обучению в школе 1457 детей, не посещающих дошкольные учреждения; 17 групп (209 детей) работают на базе дошкольных учреждений, 32 группы (737 детей) - на базе общеобразовательных школ, 36 групп (511 детей) - на базе муниципальных учреждений дополнительного образования.

К началу 2010 года в Ленинградской области 92 процента детей старшего дошкольного возраста получат услугу по предшкольному образованию (по Российской Федерации - 76,9 процента).

В 2009 году в целях обеспечения доступности дошкольного образования в Ленинградской области, сокращения очереди в дошкольные учреждения созданы 1926 мест для детей дошкольного возраста (в 2008 году - 1529 мест): в дошкольных образовательных учреждениях - 1705 мест, в общеобразовательных школах, включая образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "начальная школа - детский сад", - 221 место. В 2009 году дополнительные группы созданы в 17 муниципальных образованиях.

Вместе с тем не решен вопрос обеспечения всех нуждающихся местами в дошкольных учреждениях, что создает неравенство стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе.

Число детей в возрасте от полутора до шести с половиной (семи) лет, состоящих на учете для зачисления в образовательные учреждения Ленинградской области, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, - 6604 человека, из них 23 процента детей из неполных семей, 5,8 процента детей из многодетных семей (очередь по Российской Федерации - 1684606 человек в возрасте до семи лет).

Муниципальное образование

Очередь от 1,5 до 6,5 (7) лет (чел.)

всего

в том числе

от 1,5 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 6,5 (7) лет

1

2

3

4

5

Бокситогорский муниципальный район

30

25

5

Волосовский муниципальный район

157

103

54

Волховский муниципальный район

11

8

3

Всеволожский муниципальный район

1376

734

535

107

Выборгский район

570

403

137

30

Гатчинский муниципальный район

2686

1543

834

309

Кингисеппский муниципальный район

Киришский муниципальный район

200

142

41

17

Кировский муниципальный район

307

218

89

Лодейнопольский муниципальный район

140

110

30

Ломоносовский муниципальный район

22

16

6

Лужский муниципальный район

150

73

59

18

Подпорожский муниципальный район

51

38

13

Приозерский муниципальный район

147

65

61

21

Сланцевский муниципальный район

90

87

3

Сосновоборский городской округ

Тихвинский муниципальный район

476

316

143

17

Тосненский район

191

137

49

5

Всего

6604

4018

2062

524


Причины роста очереди в дошкольные учреждения:

увеличение рождаемости в Ленинградской области (2007 год - 13695 человек, 2009 год - 14284 человека, 2009 год - 15086 человек);

недостаточное количество дошкольных учреждений в городской местности (с 1996 по 2006 год из системы дошкольного образования выведены 94 здания детских садов, которые в настоящее время используются не по назначению);

увеличение спроса родителей (законных представителей) на услуги дошкольного образования.

Решение многоаспектных вопросов развития дошкольного образования, в том числе вопросов обеспечения его доступности, возможно при участии Правительства Ленинградской области, органов местного самоуправления, различных ведомств и организаций. Консолидацию и координацию деятельности участников решения проблем развития дошкольного образования можно осуществлять в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Ленинградской области" на 2011-2013 годы (далее - Программа).

Основное направление обеспечения доступности дошкольного образования - расширение сети дошкольных образовательных учреждений, ликвидация дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Для удовлетворения образовательных запросов современной семьи необходимо расширить видовое разнообразие форм дошкольного образования с учетом различных материальных возможностей и образовательных запросов родителей.

Предстоит решать проблему доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью следует создать систему раннего выявления и учета детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями для планирования на ее основе развития системы инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования, а также обеспечить для детей с проблемами здоровья и развития доступность лекотек, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей от шести месяцев до семи лет, которые не могут посещать дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья.

За последние пять лет возросла потребность семей в дошкольном образовании с раннего возраста. В ряде дошкольных образовательных учреждений Ленинградской области функционируют адаптационные группы кратковременного пребывания для детей от шести месяцев до трех лет, в которых дети занимаются вместе с родителями под руководством педагогов дошкольного образовательного учреждения (положительный опыт в организации таких групп имеется в городе Светогорске, поселке Лесколово и др.). Как показывает опыт, такие группы востребованы, поэтому необходимы дальнейшие меры по расширению данной формы дошкольного образования.

В целях оказания помощи детям, воспитывающимся в условиях семьи, необходимо освоить новые формы дошкольного образования: консультативные пункты, службы ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка, группы предшкольной подготовки для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, семейные детские сады, домашние детские сады, группы выходного дня, родительские клубы, консультативные центры для родителей детей-инвалидов и др.

Учитывая социально-экономические особенности Ленинградской области, можно организовать семейные дошкольные группы, особенно в сельской местности, где типовые государственные детские сады экономически нецелесообразны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»