| | |
Наименование Программы | | Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы |
Основание для разработки Программы | | постановление Правительства Российской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R200101886.doc "О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)";
распоряжение Правительства Российской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R200101226.doc ;
приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 июня 2002 г. N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации" Президентская программа основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года;
Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года;
распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от |
Государственный заказчик Программы | - | Кабинет Министров Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | - | Кабинет Министров Чувашской Республики |
Основные цели Программы | - | Повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийских, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Формирование модели экономики республики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, значительным экспортным потенциалом, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения. |
Основные задачи Программы | - | I. В области повышения качества жизни населения и социального развития: создание условий для сохранения и развития положительной динамики роста реальных денежных доходов населения, сокращения дифференциации доходов различных групп населения, эффективной занятости трудоспособного населения и роста оплаты труда;
обеспечение доступности базовых социальных благ и услуг, оптимизация механизмов и системы поддержки социально незащищенных слоев населения;
интенсивное развитие общественной (инженерной, транспортной и социальной) инфраструктуры в целях формирования комфортной среды проживания населения республики, отвечающей современным требованиям, повышения уровня благоустройства и жизнеобеспечения населенных пунктов, создания необходимых условий для осуществления экономической деятельности и притока инвестиций с приоритетным направлением ресурсов на газификацию, строительство дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы (школ, больниц, объектов социального обеспечения);
сохранение исторического и культурного наследия народов Чувашской Республики, развитие интеллектуального потенциала и возможностей овладения новыми знаниями в условиях информатизации общества, расширение рынка интеллектуальных услуг, совершенствование системы профессионального образования и обеспечение роста инвестиций в человеческий капитал в соответствии с потребностями развития " новой экономики";
масштабное развитие кадрового потенциала республики;
улучшение охраны здоровья населения, формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта;
усиление борьбы с преступностью, распространением наркомании и алкоголизма, пресечение нелегальных операций и теневого оборота в экономической деятельности;
сокращение дифференциации в уровне жизни населения, проживающего в различных муниципальных образованиях республики, формирование системы государственной поддержки развития территорий, обеспечивающей условия для ускоренного развития муниципальных образований, социально-экономические показатели которых ниже среднереспубликанских, сглаживания различий в обеспеченности социальными благами и услугами и комфортности проживания населения;
II. В сфере стимулирования развития экономического потенциала республики: создание необходимых условий для обеспечения высоких темпов экономического роста, осуществления структурных сдвигов, способствующих развитию конкурентоспособных и передовых в техническом отношении производств;
содействие формированию интегрированных структур в приоритетных отраслях экономики, сохранению и развитию традиционных отраслей специализации, расширению рынков сбыта действующих производств;
активизация институциональных преобразований, развитие финансовой инфраструктуры, инвестопроводящей системы (бизнес-центров, агентств, консалтинговых, страховых, лизинговых компаний и др.), инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости;
консолидация государственных и иных привлеченных инвестиционных ресурсов для обеспечения ускоренного развития базовой инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
содействие созданию новых производств (точек роста) на базе передовых технологий, реструктуризации и реформированию предприятий, повышению эффективности их деятельности, ликвидации нерентабельных и убыточных производств;
обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, содействие повышению инвестиционной и инновационной активности предприятий, привлечению инвестиций в развитие реального сектора экономики, ускорению процессов обновления основных производственных фондов;
стимулирование повышения энергоэффективности экономики, внедрения инновационных разработок и технологий энергосбережения, создание энергетической базы экономического роста;
обеспечение условий для расширения сферы услуг и повышения качества предоставляемых потребительских услуг;
создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, обеспечивающего эффективную занятость населения;
содействие наращиванию экспортного потенциала экономики республики, развитию интеграционных процессов с регионами России, ближним и дальним зарубежьем, планомерной интеграции экономики республики в систему мировых хозяйственных связей и международного разделения труда;
стимулирование эффективного потребления и рационального использования сбережений населения, создание необходимых условий для трансформации сбережений населения в инвестиции;
повышение уровня защиты окружающей среды за счет внедрения современных экологически безопасных технологий. |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2003-2010 годы, в два этапа. I этап (2003-2005 годы) - осуществление мер по: совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы преобразований в экономике и социальной сфере;
стимулированию диверсификации производства, рестр уктуризации предприятий, повышению эффективности управления на основе подготовки и привлечения квалифицированных менеджеров;
реализации группы высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов, формирующих точки экономического роста, отработке новых финансовых инструментов государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор;
активному формированию базовой общественной инфраструктуры (завершение в основном газификации населенных пунктов, дорожное строительство, развитие инженерной инфраструктуры, внедрение энергоэффективных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве). На этом этапе предполагается обеспечить экономический рост через расширение внутреннего рынка, повышение эффективности действующих предприятий, проведение их модернизации. Будут сформированы основные интегрированные структуры, промышленные округа, созданы условия для значительного роста численности занятых в малом бизнесе. Рост эффективности производства на реформированных предприятиях приведет к пополнению бюджета, в основном будет завершена работа по оптимизации бюджетных расходов, реализованы программы реформирования муниципальных финансов. Степень государственного регулирования экономики и доля государственного сектора оптимизируются. II этап (2006-2010 годы) - продолжение реализации мер инвестиционного и социального характера, закрепляющих позитивные изменения, достигнутые на I этапе реализации Программы. На базе накопленного инвестиционного потенциала будет обеспечено динамичное развитие экономики, позволяющее ускоренными темпами решать вопросы повышения качества жизни населения. На этом этапе предусмотрена реализация комплекса мер по: государственной поддержке и стимулированию реализации инновационных проектов, способствующих созданию новых производств в республике, развитию высокотехнологичных и наукоемких отраслей, технопарков, повышению технического уровня традиционных для республики отраслей;
формированию благоприятных условий для ускоренного развития финансовых и инвестопроводящих структур;
значительному росту инвестиций в улучшение тепло- и водоснабжения населенных пунктов, применению для обеспечения потребности растущей экономики в энергоресурсах теплофикационной генерации, вторичных и возобновляемых источников, принципа децентрализованного обеспечения;
сокращению различий между муниципальными образованиями в обеспечении объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
стимулированию расширения сферы услуг и росту ее доли в экономическом потенциале республики |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | - | Программа содержит объединенные характеристики всех осуществляемых и планируемых к осуществлению на территории республики федеральных, республиканских, муниципальных, отраслевых программ, имея сквозные мероприятия и проводя их ресурсную балансировку. Основные мероприятия Программы сгруппированы по следующим разделам: |
| | I. Повышение качества жизни, развитие образовательного, культурного, духовного потенциалов жителей Чувашской Республики: укрепление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта;
реформирование и модернизация отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры);
обеспечение охраны правопорядка и безопасности граждан;
развитие базовой общественной инфраструктуры |
| | II. Создание благоприятного инвестиционного климата: поддержание высокого инвестиционного рейтинга Чувашской Республики, формирование эффективной системы налогового стимулирования привлечения инвестиций;
обеспечение роста притока частного капитала на территорию особых инвестиционных зон, промышленных округов;
активное продвижение республиканских инвестиционных проектов на российский и зарубежный рынки;
развитие инвестопроводящих структур (центров, агентств), расширение спектра финансовых, банковских, консалтинговых и страховых услуг;
совершенствование системы государственного управления |
| | III. Повышение конкурентоспособности экономики как основа динамичного развития: - промышленность и инновации: реализация высокоэффективных инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, направленных на освоение выпуска конкурентоспособной продукции, внедрение прорывных технологий, развитие экспортного потенциала; внедрение в производство результатов научно-исследовательских работ;
- агропромышленный комплекс: повышение плодородия почв, развитие животноводства, техническое перевооружение организаций, поддержка личных подсобных хозяйств, реализация инвестиционных проектов организаций в сфере переработки сельскохозяйственной продукции;
- кадровое обеспечение модернизации экономики;
- развитие малого предпринимательства;
- развитие сферы услуг |
| | IV. Природопользование и охрана окружающей среды: реализация комплекса мер по устранению негативных последствий в зоне затопления водохранилища Чебоксарского гидроузла;
мониторинг Чебоксарского водохранилища, водных объектов и геологической среды;
утилизация отходов гальванических производств и твердых бытовых отходов |
Исполнители основных мероприятий | - | органы исполнительной власти Чувашской Республики, производственные организации и учреждения непроизводственной сферы Чувашской Республики. Подрядные организации, поставщики оборудования определяются в соответствии с Федеральным законом от c:\content\ngr\RU0000R200502966.doc "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Объемы и источники финансирования Программы | - | суммарный объем финансирования Программы в 2003-2010 гг. (в среднегодовых ценах 2003 г.) составляет 77,8 млрд. рублей, из них: собственные средства участников Программы 11,7 млрд. рублей (15,1 %);
средства федерального бюджета 11,8 млрд. рублей (15,2 %);
средства консолидированного бюджета Чувашской Республики 28,4 млрд. рублей (36,6 %);
средства других источников 25,8 млрд. рублей (33,1 %) |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - Кабинет Министров Чувашской Республики. Для выполнения оперативных функций по реализации Программы создается Дирекция. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов, осуществляемым финансовыми органами |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | увеличение валового регионального продукта не менее чем в 1,8 раза по отношению к уровню 2003 года;
обеспечение платежей в бюджеты всех уровней в размере 9561,2 млн. рублей на последний год действия Программы и более 50,0 млрд. рублей с 2003 по 2010 годы;
создание 44969 новых и сохранение 261331 существующих рабочих мест;
обеспечение к 2010 году социального эффекта не менее 3,5 млрд. рублей;
увеличение доли работающих в малом предпринимательстве до 25 % от численности занятых в экономике;
снижение на 10-18 % уровня заболевания хроническими болезнями, влияющими на улучшение состояния здоровья населения, снижение смертности, инвалидизации, увеличение продолжительности жизни граждан республики;
повышение качества жизни населения Чувашской Республики темпами выше среднероссийских путем сокращения территориальных различий в уровне социально-экономического развития, обеспеченности социальными благами и услугами, за счет внедрения новой модели развития экономики республики: рост обеспеченности общей площадью жилья на 1 жителя до 23,26 кв. м в 2010 году;
рост бюджетной обеспеченности на душу населения в 1,9 раза;
обеспечение к 2010 году ежегодных темпов прироста реальных располагаемых денежных доходов на душу населения не менее чем на 12 %;
снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 32 % в 2010 году;
сокращение территориальной дифференциации по основным показателям социально-экономического развития муниципальных образований не менее чем в 1,5 раза;
увеличение годового объема предотвращенного экологического ущерба до 340,0 млн. рублей. |