За период с 1999 по 2002 годы количество малых предприятий в республике увеличилось на 5,1 % и составило 4,1 тысячи. Распределение малых предприятий по отраслям экономики выглядит следующим образом: на розничную и оптовую торговлю приходится 41 %, на строительство - 14,6%, промышленность -13,2%, предприятия, занимающиеся научной деятельностью -1,2%, прочие отрасли - 29,9%. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в 2002 году составила 43,1 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 1999 годом на 8,8 %. Численность индивидуальных предпринимателей к началу 2003 года достигла 50,7 тыс. человек (прирост на 5,8 % по сравнению с началом 2002 г.). Общее количество занятых в малом предпринимательстве составило 93,8 тыс. человек, или 15,6 % от численности занятых в экономике.
В 1999-2002 годах удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, в объеме валового регионального продукта составлял 11,4 %-13,6 %. Наибольший объем продукции произвели малые предприятия отрасли промышленности (30 %) и строительства (40,6 %).
Объем инвестиций в предприятия малого бизнеса в 2002 году составил 284,5 млн. рублей и увеличился по сравнению с 1999 годом в 2,6 раза в действующих ценах (табл. 1.18).
Приняты и реализуются Указ Президента Чувашской Республики "Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике", Республиканская целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики на 2002-2004 годы.
В области развития малого предпринимательства особое внимание будет уделено решению основных проблем:
преодоление стагнации в развитии малого предпринимательства;
несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства;
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов, ограниченный доступ к финансовым ресурсам;
наличие административных барьеров, ограниченный доступ к использованию имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, неразвитость информационной поддержки;
недостаточное развитие малого инновационного предпринимательства.
Описание проблем в разделе III подраздел 17 "Развитие малого предпринимательства" (табл. 1.25).
Развитие сферы услуг
В 2002 году объем розничного товарооборота составил 15769,1 млн. рублей, по сравнению с 1999 годом (7769,0 млн. рублей) в сопоставимых ценах увеличился на 20,1 %. Товарооборот на душу населения в 2002 году составил 11,7 тыс. рублей. Это ниже, чем в среднем по Российской Федерации (на 47 %) и Приволжскому федеральному округу (на 37 %) (табл. 1.22).
В 2002 году населению республики оказано платных услуг на 6248,1 млн. рублей и по сравнению с 2001 годом объем платных услуг снизился в сопоставимых ценах на 3,5%. Объем платных услуг на душу населения в республике значительно ниже, чем в среднем по России и Приволжскому федеральному округу, по данному показателю республика в 2001 году занимала 45 место среди субъектов Российской Федерации.
Несмотря на положительную динамику развития потребительского рынка, не в полной мере решены проблемы обеспечения доступности основных видов услуг. Традиционно низкий уровень жизни населения и значительная доля сельского населения обуславливают слабость собственного потребительского рынка и недостаточное развитие сектора услуг.
В настоящее время в республике происходят качественные изменения в конъюнктуре спроса, усиливаются позиции отечественных товаропроизводителей, расширяется ассортимент товаров и услуг, достигается насыщенность рынка по основным группам товаров. Развивается фирменная сеть, создаются оптово-розничные объединения, открываются рынки и мини-рынки. В торговую сеть республики внедряются прогрессивные технологии. Имеются супермаркеты, магазины самообслуживания, современные торговые центры и предприятия бытового обслуживания. ЗАО "Межрегиональный торгово-выставочный центр" является центром выставочно-ярмарочной деятельности в Чувашской Республике и входит в число 16 основных специализированных комплексов Российской Федерации.
Реализуется Программа развития и улучшения качества потребительских услуг в Чувашской Республике на 2003-2005 годы, направленная на повышение качества обслуживания населения республики, совершенствование и развитие материально-технической базы предприятий потребительского рынка.
В области развития межрегионального сотрудничества и потребительского рынка будут решаться следующие основные проблемы:
недостаточно эффективная деятельность субъектов потребительского рынка в удовлетворении потребностей граждан в качественных товарах и услугах;
слабое развитие инфраструктуры оптовых рынков;
низкий уровень развития торговли и платных услуг в сельской местности;
несоответствие структуры услуг потребностям населения.
Описание проблем в разделе III подраздел 18 "Развитие сферы услуг" (п.п.18.1-18.2 табл. 1.25).