Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 июня 2002 года N 170

О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэкономразвития России от 21 декабря 2010 года N 666
____________________________________________________________________

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 02.08.2002 N 07/7383-ЮД
     ______________________________________________________________     


Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года N 800-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст.2774)

приказываю:

1. Утвердить порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета (приложение 1).

2. Утвердить типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (приложение 2).

Рекомендовать субъектам Российской Федерации руководствоваться типовым макетом при разработке региональных программ экономического и социального развития.

3. Департаменту региональной экономики (Ушаков А.К.) обеспечить регистрацию и учет программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, включающих указанные мероприятия (объекты), и осуществлять координацию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по их реализации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Циканова М.М.

    Первый
     заместитель Министра
     И.С.Матеров

Приложение 1
к приказу
Минэкономразвития России
от 17 июня 2002 года N 170



ПОРЯДОК
согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации



Настоящий Порядок регламентирует вопросы согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета.

I. Общие Положения


Региональные программы представляют собой комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации на долгосрочный период в соответствии с типовым макетом программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - типовой макет) и обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

II. Согласование региональных программ


Региональная программа и перечень мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета на весь период реализации программы, утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляются в Департамент региональной экономики Минэкономразвития России.

Департамент региональной экономики Минэкономразвития России в 15-дневный срок рассматривает представленную региональную программу и перечень мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, на предмет соответствия типовому макету и в случае несоответствия возвращает их государственному заказчику региональной программы с конкретными замечаниями на доработку.

После принятия решения о соответствии региональной программы типовому макету в 30-дневный срок государственным заказчиком региональной программы проводится согласование:

в Департаменте региональной экономики, Департаменте региональных программ, Департаменте федеральных целевых программ и государственных инвестиций, Департаменте инвестиционной политики, соответствующих отраслевых департаментах Минэкономразвития России перечня мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета по федеральным целевым программам, государственным заказчиком которых является Минэкономразвития России;

в заинтересованных министерствах и ведомствах перечня объектов и мероприятий, претендующих на финансирование за счет средств федерального бюджета по федеральным целевым программам, государственными заказчиками которых являются соответствующие министерства и ведомства.

Приложение 2
к приказу
Минэкономразвития России
от 17 июня 2002 года N 170

     

ТИПОВОЙ МАКЕТ
программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации

     

I. Общие положения


Главное назначение типового макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федераций (далее - типовой макет) - обеспечение методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на долгосрочный период (далее - региональные программы) разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендациями типового макета и включают паспорт программы согласно приложению 1 к типовому макету.

Основной целью региональной программы является решение ключевых социально-экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации.

Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с пп."г" п.2 ст.5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005), распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года N 800-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст.2774).

Решение региональных проблем основывается на программно-целевом методе с учетом основных направлений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, а также основных положений федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации" на 2002-2010 годы и до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст.4100).

II. Основное содержание

     

1. Социально-экономическое положение и основные направления развития субъекта Российской Федерации
1.1. Социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации


Характеристика социально-экономического положения региона включает:

1. Общую информацию о регионе с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.

2. Анализ социально-экономического положения региона за предшествующий трехлетний период по следующим направлениям;

- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);

- социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура и т.д., занятость, уровень преступности);

- уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина);

- финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);

- макроэкономика (объем и структура валового регионального продукта);

- отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь и информатизация и т.д.);

- внешнеэкономическая деятельность;

- инвестиции (факт, тенденции);

- торговля;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- состояние окружающей среды, природные ресурсы.

Анализ рекомендуется проводить с использованием таблиц 1.1-1.21 (приложение 9 к типовому макету). Для объективной оценки социально-экономического положения набор анализируемых показателей целесообразно расширить, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями регионов-соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерацией в целом.

1.2. Основные проблемы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации


Анализ современного социально-экономического положения субъекта Российской Федерации целесообразно завершить количественной характеристикой основных проблем, решение которых и составит основное содержание программы.

Перечень и характеристику проблем рекомендуется отражать в форме таблицы 1.21, форма которой приведена в приложении 9 к настоящему типовому макету.

Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрегиональным связям с другими субъектами Российской Федерации. Для количественной характеристики основных проблем применяются оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.).

Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.

1.3 Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения субъекта Российской Федерации


В данной части рассматриваются все действующие формы и методы управления со стороны федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие субъекта и анализируется эффективность реализуемых мер исходя из оценки динамики социально-экономического развития региона.

По видам управления рассматриваются:

- действующие на территории субъекта Российской Федерации федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

- договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий, решения вышестоящих органов власти, уточняющие полномочия субъекта Российской Федерации;

- законы, указы, постановления, распоряжения и другие нормативные акты органов исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, целесообразно осуществить оценку степени воздействия реформ, осуществляемых на федеральном уровне, на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Оценка действующих форм и методов управления может быть сопоставлена с характеристикой основных проблем, определенных в п.1.2.

В результате данной работы рекомендуется определить основные направления реформирования нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации.

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы


Формируемые в данном разделе цели и задачи программы в целом определяются положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, другими программными и прогнозными документами Правительства Российской Федерации, положениями основных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Способ достижения результатов целесообразно основывать на модельном (экономико-математическом) программном эксперименте, который позволит оценить необходимую величину затрат, необходимых для достижения поставленных целей, а также вероятность получения заданного результата.

_______________

В качестве рекомендательной предлагается модель, разработанная и используемая в Минэкономразвития России.


Основные направления региональной программы могут быть ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства.

Для достижения указанных целей необходимо предусмотреть реализацию взаимосвязанных мероприятий:

- по проведению институциональных преобразований;

- по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы

- непосредственному финансированию за счет средств федерального бюджета объектов социальной и инженерной инфраструктуры

Осуществление первых двух групп мероприятий в конечном итоге может обеспечить:

- создание необходимых механизмов и условий для развития предпринимательства;

- создание среды, обеспечивающей равную, добросовестную конкуренцию;

- устранение барьеров входа на рынок.

Типовыми задачами для большинства программ могут быть: