Чувашская Республика входит в группу относительно благополучных регионов Российской Федерации по экологической обстановке, хотя и остаются проблемы, обусловленные выбросами предприятий топливно-энергетического комплекса, химической промышленности и автотранспорта.
Несмотря на частичное улучшение качества воды в Чебоксарском водохранилище и реках республики, экологическую ситуацию нельзя охарактеризовать как благополучную в связи с поступающими из соседних регионов по рекам Сура и Волга трансграничных переносов.
В общем объеме сброса сточных вод сохраняется высокий удельный вес неочищенных. В республике насчитывается 216 очистных сооружений, из них биологической очистки - 126, но в нормативном режиме работают 9 сооружений. Это обусловлено значительным износом очистных сооружений.
На территории республики на полигонах, свалках и в других хранилищах накоплено около 36 млн. куб. м твердых бытовых и промышленных отходов. Ежегодно в республике образуется около 1,1 млн. куб.м твердых бытовых отходов и основная их часть - в гг. Чебоксары и Новочебоксарске. Существующая свалка исчерпала свою емкость. В соответствии с республиканской целевой программой "Экологическая безопасность Чувашской Республики" на 2001-2003 годы и на период до 2005 года продолжается строительство полигона твердых бытовых отходов для гг. Чебоксары, Новочебоксарска и пос. Кугеси в районе д. Большой Чигирь Чебоксарского района. Необходимо строительство предприятий по переработке твердых бытовых отходов в районах республики.
Республика несет большие потери, связанные с оползневыми явлениями вследствие негативных последствий по зоне затопления водохранилища Чебоксарского гидроузла. Наблюдается активизация оползневых явлений и эрозионных процессов на берегах рек Волга и Сура.
В целях улучшения природопользования и охраны окружающей среды предусматривается решение следующих основных проблем:
ухудшение экологического состояния Чебоксарского водохранилища в районе водозаборных сооружений гг. Чебоксары и Новочебоксарска;
активизация оползневых явлений и эрозионных процессов на берегах рек Волга и Сура;
угроза от размыва и разрушения паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики;
активность опасных геологических процессов в результате значительного воздействия хозяйственной деятельности на геологическую среду вследствие неблагоприятных эколого-гидрогеологических условий (подземных вод);
реконструкция существующих полигонов твердых бытовых отходов и приведение их в соответствие с нормативами;
необходимость утилизации отходов гальванических производств предприятий республики.
Описание проблем в разделе IV " Природопользование и охрана окружающей среды" (п.п. 19.1-19.7 табл. 1.25).
Сокращение различий в социально-экономическом развитии муниципальных образований Чувашской Республики
Современными особенностями территориального развития городов и районов Чувашской Республики являются диспропорции в распределении экономического и социально-культурного потенциала между муниципальными образованиями; чрезмерная концентрация промышленности, населения и связанной с ними инфраструктуры в гг. Чебоксары и Новочебоксарске; тяготение северной части Чувашии к столице республики.
Согласно разработанной в 2002 году Методике комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных образований Чувашской Республики муниципальные образования разделены на четыре группы: с уровнем развития выше среднего по республике - 2 муниципальных образования, средним - 7, низким - 15, крайне низким - 2 муниципальных образования (приложение N 9).
Разрыв в уровнях развития по отдельным показателям характеризуется следующим (табл. 1.23):
обеспеченность муниципальных образований собственными доходами на душу населения: различия в 6,8 раза, лучший показатель в 2002 году в г. Чебоксары (2320 рублей), худший - в Красночетайском районе (340 рублей). Дотационность бюджетов составляла от 36,6 % до 92,6 %;
уровень заработной платы: различия в 3,9 раза, лучший показатель в г. Чебоксары (3395 рублей), худший - в Аликовском районе (881,5 рубля);
объем промышленного производства на душу населения: различия в 156,1 раза, лучший показатель в г. Новочебоксарске (37620 рублей), худший - в Аликовском районе (241 рубль). Число муниципальных образований, имеющих отрицательную динамику промышленного производства (ниже 100 %), сократилось с 15 в 2000 году до 9 в 2002 году. Темпами свыше 110 % развивалась промышленность в 2000-2001 годах в 8 муниципальных образованиях, в 2002 году - в 10;
выпуск продукции сельского хозяйства на душу населения: различия в 4,1 раза, лучший показатель в Моргаушском районе (34893 рубля), худший - в Шемуршинском районе (8512 рублей);
уровень зарегистрированной безработицы: различия в 5,2 раза, лучший показатель в Моргаушском районе (0,64%), худший - в Алатырском районе (3,31%).
Территориальные диспропорции в развитии районов и городов являются существенным фактором, сдерживающим проведение эффективной социально-экономической политики в республике. Уменьшение дифференциации создаст благоприятные условия для расширения республиканского потребительского рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления собственной экономической базы территорий и стимулов саморазвития.
Проводимая в республике государственная политика по преодолению территориальных диспропорций включает в себя:
установление рациональных межбюджетных отношений. Действует Закон Чувашской Республики "Об утверждении порядка образования и предоставления средств Фонда финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики", направленный на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, максимальную стабилизацию формул и принципов предоставления средств Фонда финансовой помощи конкретным муниципальным образованиям. В 2002 году муниципальным образованиям выделено трансфертов на сумму свыше 1400 млн. рублей;
направление средств республиканской адресной инвестиционной программы и Фонда регионального развития федерального бюджета для обеспечения развития общественной инфраструктуры в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 21 мая 2000 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры". В 2002 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов на развитие общественной инфраструктуры муниципальных образований направлено свыше 1700 млн. рублей;
привлечение средств из внебюджетных источников, направляемых на социальную сферу - модернизацию образования, здравоохранения и культуры.
Мероприятия по сокращению различий между муниципальными образованиями находят отражение в программах социально-экономического развития муниципальных образований, разработанных на основе схем градостроительного планирования, программах реформирования муниципальных финансов.