Исполнение бюджетов всех уровней за последние три года свидетельствует о том, что бюджет становится активным инструментом государственной экономической политики.
Бюджетная политика строится в соответствии с указами Президента Чувашской Республики на очередной год, законами Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике", "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации".
Доля доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2002 году в объеме валового регионального продукта составила 21,4 % и увеличилась по сравнению с 1999 годом на 4,9 процентного пункта (табл. 1.9).
Доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики в общей сумме доходов в 2002 году уменьшилась по сравнению с 1999 годом на 17,7 процентных пункта и составила 45,1 %, в том числе за счет местных налогов - 0,2 %.
По-прежнему в 2002 году наибольший удельный вес в налоговых поступлениях консолидированного бюджета Чувашской Республики занимают налог на прибыль (9,4 %), подоходный налог (16 %), налог на имущество (6,8 %) и налог с продаж (4,9 %).
Вместе с тем в 1999-2002 годах отмечается рост доли средств, полученных в рамках межбюджетных отношений из федерального бюджета. Так, если в 1999 году из федерального бюджета получено 644,8 млн. рублей (21,2 % в общих доходах бюджета), то в 2002 году - 3812,6 млн. рублей (42,4 %). Основным видом поступлений из федерального бюджета остаются трансферты, которые составили в 2002 году 2532,7 млн. рублей (табл. 1 приложения N 8). Однако их доля в общем объеме финансовых средств, поступивших из федерального бюджета, уменьшилась на 20,7 процентных пункта (с 87,1 % в 1999 году до 66,4 % в 2002 году), что связано с увеличением других форм поступлений из федерального бюджета, таких как дотации, сумма которых в 2002 году составила 213,1 млн. рублей (5,6 %), субсидии -526,3 млн. рублей (13,8 %), субвенции - 481,3 млн. рублей (12,6 %).
Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2002 году составили 9209,1 млн. рублей и возросли по сравнению с 1999 годом в 3 раза. В 2002 году средства консолидированного бюджета в основном направлялись на финансирование социально-культурной сферы (50,7 %) (табл. 1.10). Доля государственных инвестиций в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики (бюджет развития) ежегодно увеличивается, в 2002 году она возросла до 27,4 % против 23,9 % в 1999 году. В 2002 году на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено 1119,1 млн. рублей, что в 2,8 раза выше объемов 2001 года.
Консолидированный бюджет Чувашской Республики в 2002 году исполнен с дефицитом в размере 205,4 млн. рублей, однако это не является фактором кредитного риска, поскольку имеет технический характер и сформирован в целях осуществления новых заимствований, необходимых для развития инфраструктуры республики.
Чувашия имеет низкий объем накопленного долга, в структуре которого преобладают гарантии. К началу 2003 года отношение накопленного долга к общему объему доходов бюджета составило 18,9%, хотя в дальнейшем планируется постепенное увеличение долговой нагрузки при удлинении сроков заимствований и сокращении объема предоставляемых гарантий. Кроме того, Чувашскую Республику отличает высокое качество управления долгом и ответственный подход к его обслуживанию. Управление государственным долгом является одним из важнейших механизмов исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики, его эффективное функционирование основывается на пунктуальном соблюдении всех принятых на себя финансовых обязательств, что характеризует Чувашскую Республику как надежного и перспективного заемщика. В кредитной истории Чувашской Республики нет прецедентов задержки или неосуществления платежей по долговым обязательствам. В настоящее время во взаимодействии с рейтинговым агентством Интерфакс ведется работа по присвоению Чувашской Республике кредитного рейтинга. В республике осуществлена Программа реформирования системы управления общественными финансами во взаимодействии с МБРР, по результатам которой Чувашская Республика заняла первое место среди регионов России, участвующих в проекте.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
эффективное использование бюджетов для сохранения темпов экономического роста и создания условий для повышения уровня жизни населения;
обеспечение нового качественного уровня использования бюджетных средств, прозрачности бюджетных процедур, конкурентного режима при закупках товаров и услуг для государственных нужд, общественной подконтрольности расходов;
стимулирование активной инвестиционной деятельности организаций, обеспечения стабильности налоговой системы и имущественных отношений для инвесторов, государственная поддержка эффективных и общественно значимых инвестиционных проектов предприятий реального сектора экономики, ускорение развития малого предпринимательства;
разграничение бюджетных полномочий между органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления по принципу реальной ответственности и заинтересованности в результатах своей деятельности и максимального сокращения совместно финансируемых расходов, обеспечение на этой основе доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям;
казначейское исполнение бюджета.
Ключевой проблемой является низкий уровень бюджетной обеспеченности на душу населения и собственных доходов местных бюджетов.