ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 августа 2019 года N 1797-р
[Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года и плана мероприятий по её реализации]
(с изменениями на 14 марта 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года N 1651-р;
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 1903 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2020, N 0001202011270006);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 года N 1231-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2023 года N 574-р.
____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемые:
Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года;
план мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года
Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в рамках реализации федерального проекта "Экспорт услуг" национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 г. N 12.
Целью Стратегии является создание условий для обеспечения устойчивых высоких темпов роста экспорта услуг для достижения к 2025 году его объема, превышающего 100 млрд. долларов США.
Стратегия призвана создать предпосылки для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в Российской Федерации привлекательных для экспортеров услуг и инвесторов условий на основе совокупности подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности, не менее эффективных по сравнению с конкурирующими юрисдикциями.
Задачами Стратегии являются:
определение конкурентного потенциала и перспективных направлений для развития российского экспорта услуг по видам услуг;
формирование системного подхода по устранению барьеров и проблем в сфере экспорта услуг;
формирование приоритетов и задач по поддержке и расширению экспорта услуг, мотивации экспортеров.
Источниками статистической информации в сфере внешней торговли услугами являются сведения, содержащиеся в статистической отчетности Центрального банка Российской Федерации, в сфере международной торговли - сведения Всемирной торговой организации.
Определения показателей внешней торговли услугами и их состав соответствуют методологическим положениям статистики платежного баланса и основываются на стандартах Международного валютного фонда и Организации Объединенных Наций.
Сведения о прогнозах развития мирового рынка услуг, а также о прогнозах изменения объемов экспорта российских услуг по видам услуг подготовлены на основе расчетов Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации.
Быстрое расширение международной торговли услугами в последние десятилетия обусловлено как опережающим развитием самой сферы услуг и появлением новых видов услуг, так и ростом мировой экономики, торговли товарами, усилением процессов глобализации. При этом постоянно увеличивается степень диверсификации торговли услугами, детализируется классификация услуг, возникают новые модели и формы ведения бизнеса в сфере услуг. Указанные факторы затрудняют анализ торговли услугами, выработку унифицированных подходов к ее регулированию.
В отличие от торговли товарами, где есть только трансграничная поставка, Всемирная торговая организация выделяет 4 способа поставки услуг, и обсуждается пятый способ поставки услуг, когда последние продаются в интегрированном с товарами виде. Соответственно, есть большая специфика в организации и технике торговли, маркетинге и продвижении экспорта услуг. Большая часть услуг реализуется нерезидентам непосредственно в стране нахождения поставщика услуг, поэтому в экспорте услуг очень важное значение имеет качество внутренней регуляторной среды.
Экспорт услуг в терминах добавленной стоимости намного более выгоден, чем поставки товаров. По оценке Всемирной торговой организации, в глобальном экспорте добавленной стоимости на услуги приходится около 50 процентов, тогда как в валовом экспорте товаров и услуг - немногим более 20 процентов. Это связано прежде всего с исходной существенно большей долей добавленной стоимости в валовом выпуске секторов услуг, а также с растущим потреблением услуг промышленными производствами.
Географическое распределение мирового импорта услуг лишь частично отражает фактическое потребление услуг, поскольку при их реализации и оплате широко используются офшорные и иные схемы оптимизации бизнес-процессов.
В силу особой чувствительности и сложности рынков услуг, а также их высокой защищенности нетарифными инструментами либерализация международной торговли услугами происходит значительно медленнее, чем в торговле товарами. В связи с этим преференциальные соглашения в торговле услугами создают для взаимного экспорта стран-участниц критически значимые преимущества по сравнению с третьими странами.
Цифровизация и внедрение новых информационных и иных технологий оказывают наибольшее влияние на рынок услуг, стремительно растет виртуальная торговля услугами, появляются возможности для участия в торговле услугами у широкой массы предпринимателей и домохозяйств, стирается грань между внутренней и международной торговлей услугами.
В среднесрочной перспективе действие структурно-технологических факторов приведет к значительным изменениям на рынках услуг, а именно:
в условиях растущей цифровизации и распространения онлайновых цифровых платформ усилится переток многих видов услуг в виртуальную сферу, появятся новые формы торговли услугами, в результате чего возникнут новые задачи по учету и регулированию такой торговли;
снизится потребность в трансграничном перемещении физических лиц для оказания (получения) услуг под влиянием новых технологий телеприсутствия, виртуальной и дополненной реальностей, дистанционно управляемой робототехники и других;
ускорится процесс сервисификации промышленных отраслей в связи с увеличением объема услуг, дополняющих промышленную продукцию;
становление нового технологического уклада будет формировать постоянно растущий и диверсифицированный спрос на услуги в сфере информационных технологий и связанные с ними деловые и профессиональные услуги;
виртуализация и цифровизация деятельности ведущих многонациональных корпораций в сфере обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении, значительно усилят их ориентацию на торговлю цифровыми услугами и продуктами, продолжающими или дополняющими основную деятельность, приведут к росту конкуренции на мировом рынке услуг за счет выхода на него ранее непрофильных поставщиков;
изменение технологий и конфигурации производства, появление и распространение новых бизнес-моделей могут сопровождаться постепенным торможением трансграничной деятельности, связанной с перемещением грузов и физических лиц.
Положительное влияние на развитие российского экспорта услуг окажут следующие тенденции и факторы глобального развития:
дальнейшее повышение роли сферы услуг в мировой экономике и формировании глобального спроса, трансформации развивающихся рынков, ведущих к расширению потребления услуг;
развитие процесса цифровизации и радикальные технологические трансформации, значительно повышающие возможности для международной торговли услугами через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), дистанционного оказания услуг;
широкое распространение глобальных и региональных цепочек добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях, обеспечивающее повышение спроса на услуги со стороны участников таких цепочек;
развитие интеграционных процессов, охватывающих сферу услуг, в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, в особенности формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза, заключение новых торговых соглашений Евразийского экономического союза с третьими странами;
обострение глобальных проблем в части ухудшения экологии, изменения климата, продовольственной безопасности, кибербезопасности и других создает условия для появления новых крупных рынков инновационных видов услуг.
Угрозы и риски, связанные с участием Российской Федерации в международной торговле услугами, включают:
усиление глобальной военно-политической напряженности, повышение рисков функционирования энергетической, транспортной, технологической и иной инфраструктуры;
значительные риски снижения динамики развития мировой экономики и глобального спроса в связи с ростом финансовых и структурных дисбалансов, вероятностью кризисного сценария для сферы глобальных финансов;
сохранение односторонних экономических ограничений со стороны западных стран в отношении российских поставщиков финансовых услуг, а также вероятное распространение ограничений на отечественные компании, специализирующиеся на строительстве атомных и иных энергетических объектов, электрических сетей и транспортной инфраструктуры за рубежом, российских операторов в сфере высокотехнологичных и интеллектуальных услуг;
усиление протекционизма в мире и эскалация торговых войн, затрагивающих в том числе торговлю услугами, между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Китаем;
кризис международной торговой системы под влиянием пересмотра Соединенными Штатами Америки своих обязательств по многим торговым соглашениям и фактического отхода от многосторонних норм Всемирной торговой организации;
развитие альтернативных транспортных маршрутов проходящим по территории Российской Федерации транспортным маршрутам на стратегических транзитных направлениях Восток - Запад и Север - Юг.
В последнее десятилетие мировой экспорт услуг рос заметно быстрее товарной торговли, увеличившись в 2017 году по отношению к 2007 году соответственно в 1,5 раза и в 1,26 раза. Доля услуг в мировом экспорте достигла 23 процентов, наибольший вес услуг в суммарном экспорте товаров и услуг имеют Ирландия и Республика Сингапур - свыше 50 процентов, Государство Израиль и Индия - около 40 процентов.
Объем мирового экспорта услуг в 2017 году составил 5,3 трлн. долларов США. Наибольшая доля в мировом экспорте услуг приходится на поездки - 25 процентов, транспортные услуги - 18 процентов и деловые услуги - 23 процента. Доля услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - информационные услуги) составила 10 процентов, финансовых услуг - 9 процентов, услуг в сфере интеллектуальной собственности - 7 процентов, строительных услуг - 2 процента, в сфере страхования и услуг негосударственных пенсионных фондов - 2 процента, совокупная доля услуг по переработке, обслуживанию и ремонту - 3 процента, услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха - 1 процент.
В связи с повышением доступности и востребованности всех видов мобильности, в том числе образовательной, научной, профессиональной, и расширением выездного туристского потока из развивающихся государств доля услуг по статье "поездки" в мировом экспорте услуг несколько увеличилась за последние годы, тогда как транспортных и строительных услуг продолжала снижаться.
Одновременно в структуре мирового экспорта услуг неуклонно повышается доля высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, прирастающих по стоимости в среднем на 6-7 процентов ежегодно, в том числе информационных услуг, услуг в сфере интеллектуальной собственности и деловых услуг.
Быстро расширяются рынки социально-гуманитарных услуг, в том числе рынок международного образования в настоящее время достигает 300-330 млрд. долларов США. Мировой рынок услуг только ядерной медицины оценивался в 2017 году на сумму около 78 млрд. долларов США, ожидается его дальнейший устойчивый рост.
Несмотря на то, что доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг растет, в экспорте высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по-прежнему доминируют развитые страны, 90 процентов всех доходов по статье "использование интеллектуальной собственности" в 2017 году приходилось на Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Японию и Швейцарию.
Крупнейшими мировыми экспортерами услуг являются Соединенные Штаты Америки (762 млрд. долларов США в 2017 году, 14,4 процента мирового экспорта услуг), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (347 млрд. долларов США), Федеративная Республика Германия (300 млрд. долларов США), Французская Республика (248 млрд. долларов США), Китайская Народная Республика (226 млрд. долларов США) и Королевство Нидерландов (216 млрд. долларов США). Российская Федерация находится на 26-м месте по объему экспорта услуг, на ее долю приходится 1,1 процента мирового экспорта услуг.
С учетом прогнозов роста мировой экономики, а также тенденций рынков услуг, включая влияние цифровизации и происходящих структурно-технологических сдвигов под воздействием четвертой промышленной революции, среднегодовые темпы прироста мирового экспорта услуг в 2018-2025 годах ожидаются на уровне 4,5 процента. В абсолютном выражении глобальный экспорт услуг приблизится к 7,3 трлн. долларов США в 2025 году и будет на 2 с лишним трлн. долларов США больше уровня 2017 года.
Наиболее высокими темпами в рассматриваемый период будет расти мировой экспорт современных технологических и интеллектуальных услуг (информационных услуг) (на уровне 7,5 процента среднегодовых), услуг в сфере интеллектуальной собственности (6,5 процента), деловых и профессиональных услуг (6 процентов). Прогнозируются также высокие показатели роста экспорта услуг по техническому обслуживанию и ремонту товаров, поскольку значительно возросло насыщение мирового рынка сложной техникой и для большей ее части подходят сроки необходимого обслуживания и ремонта.
На уровне, близком к среднемировому, ожидается расширение международной торговли услугами, связанными с удовлетворением потребностей физических лиц. Мировой экспорт услуг по статьям "поездки" (туризм, личные и деловые поездки, поездки для получения образовательных и медицинских услуг и другие), "услуги частным лицам" и "услуги в сфере культуры и отдыха" будет ежегодно увеличиваться на 4 процента или 5 процентов, при этом будет происходить диверсификация и индивидуализация услуг для физических лиц.
Медленный рост прогнозируется для таких традиционных видов услуг, как строительство (среднегодовой прирост на уровне 2 процентов в 2018-2025 годах), транспорт (1,5 процента), услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам.
Ожидаемый прирост мирового экспорта услуг к 2025 году по отношению к 2017 году по видам услуг составит:
деловые услуги обеспечат увеличение на 0,7 трлн. долларов США (31,1 процента в суммарном приросте);
поездки, включая туризм, обеспечат почти 0,5 трлн. долларов США (21,3 процента);
информационные услуги обеспечат 0,41 трлн. долларов США (18,2 процента);
услуги в сфере интеллектуальной собственности обеспечат более 0,25 трлн. долларов США (11 процентов);
финансовые услуги обеспечат более 0,12 трлн. долларов США (5,5 процента);
транспорт обеспечит около 0,12 трлн. долларов США (5,2 процента);
услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров обеспечат 0,095 трлн. долларов США (4,2 процента);
прочие услуги обеспечат около 0,11 трлн. долларов США (5 процентов).
Объем российского экспорта услуг в 2017 году составил 57,73 млрд. долларов США, что на 18 процентов меньше, чем в 2013 году. Девальвация рубля, санкции и экономическая рецессия в 2015-2016 годах привели к значительному падению доходов от продажи услуг нерезидентам.
Значение экспорта услуг для национальной экономики в настоящее время носит ограниченный характер, однако в текущем десятилетии демонстрирует тенденцию к росту. Доля услуг в общем объеме экспорта составляет 14 процентов (11 процентов в 2010 году) и 3,8 процента к валовому внутреннему продукту Российской Федерации (3 процента в начале 2010-х годов).
Около половины российского экспорта услуг фактически осуществляется на территории Российской Федерации в связи с большим объемом услуг международного транспортного транзита по статьям "поездки", строительство, переработка, техническое обслуживание и ремонт, а также деловых услуг, которые преимущественно связаны с деятельностью иностранных компаний на российском рынке. Это имеет важное значение для определения специфических механизмов, прежде всего регуляторных, поддержки отечественного экспорта услуг.