Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 августа 2019 года N 1797-р

[Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года и плана мероприятий по её реализации]     

(с изменениями на 13 мая 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года N 1651-р;

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 1903 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2020, N 0001202011270006);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 года N 1231-р.

____________________________________________________________________


Утвердить прилагаемые:     

Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года;

план мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 августа 2019 года N 1797-р

     

Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года

I. Общие положения

1. Цель и задачи Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года


Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в рамках реализации федерального проекта "Экспорт услуг" национального проекта "Международная кооперация и экспорт", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 г. N 12.

Целью Стратегии является создание условий для обеспечения устойчивых высоких темпов роста экспорта услуг для достижения к 2025 году его объема, превышающего 100 млрд. долларов США.

Стратегия призвана создать предпосылки для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в Российской Федерации привлекательных для экспортеров услуг и инвесторов условий на основе совокупности подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности, не менее эффективных по сравнению с конкурирующими юрисдикциями.

Задачами Стратегии являются:

определение конкурентного потенциала и перспективных направлений для развития российского экспорта услуг по видам услуг;

формирование системного подхода по устранению барьеров и проблем в сфере экспорта услуг;

формирование приоритетов и задач по поддержке и расширению экспорта услуг, мотивации экспортеров.

Источниками статистической информации в сфере внешней торговли услугами являются сведения, содержащиеся в статистической отчетности Центрального банка Российской Федерации, в сфере международной торговли - сведения Всемирной торговой организации.

Определения показателей внешней торговли услугами и их состав соответствуют методологическим положениям статистики платежного баланса и основываются на стандартах Международного валютного фонда и Организации Объединенных Наций.

Сведения о прогнозах развития мирового рынка услуг, а также о прогнозах изменения объемов экспорта российских услуг по видам услуг подготовлены на основе расчетов Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации.

2. Особенности и тенденции международной торговли услугами


Быстрое расширение международной торговли услугами в последние десятилетия обусловлено как опережающим развитием самой сферы услуг и появлением новых видов услуг, так и ростом мировой экономики, торговли товарами, усилением процессов глобализации. При этом постоянно увеличивается степень диверсификации торговли услугами, детализируется классификация услуг, возникают новые модели и формы ведения бизнеса в сфере услуг. Указанные факторы затрудняют анализ торговли услугами, выработку унифицированных подходов к ее регулированию.

В отличие от торговли товарами, где есть только трансграничная поставка, Всемирная торговая организация выделяет 4 способа поставки услуг, и обсуждается пятый способ поставки услуг, когда последние продаются в интегрированном с товарами виде. Соответственно, есть большая специфика в организации и технике торговли, маркетинге и продвижении экспорта услуг. Большая часть услуг реализуется нерезидентам непосредственно в стране нахождения поставщика услуг, поэтому в экспорте услуг очень важное значение имеет качество внутренней регуляторной среды.

Экспорт услуг в терминах добавленной стоимости намного более выгоден, чем поставки товаров. По оценке Всемирной торговой организации, в глобальном экспорте добавленной стоимости на услуги приходится около 50 процентов, тогда как в валовом экспорте товаров и услуг - немногим более 20 процентов. Это связано прежде всего с исходной существенно большей долей добавленной стоимости в валовом выпуске секторов услуг, а также с растущим потреблением услуг промышленными производствами.

Географическое распределение мирового импорта услуг лишь частично отражает фактическое потребление услуг, поскольку при их реализации и оплате широко используются офшорные и иные схемы оптимизации бизнес-процессов.

В силу особой чувствительности и сложности рынков услуг, а также их высокой защищенности нетарифными инструментами либерализация международной торговли услугами происходит значительно медленнее, чем в торговле товарами. В связи с этим преференциальные соглашения в торговле услугами создают для взаимного экспорта стран-участниц критически значимые преимущества по сравнению с третьими странами.

Цифровизация и внедрение новых информационных и иных технологий оказывают наибольшее влияние на рынок услуг, стремительно растет виртуальная торговля услугами, появляются возможности для участия в торговле услугами у широкой массы предпринимателей и домохозяйств, стирается грань между внутренней и международной торговлей услугами.

В среднесрочной перспективе действие структурно-технологических факторов приведет к значительным изменениям на рынках услуг, а именно:

в условиях растущей цифровизации и распространения онлайновых цифровых платформ усилится переток многих видов услуг в виртуальную сферу, появятся новые формы торговли услугами, в результате чего возникнут новые задачи по учету и регулированию такой торговли;

снизится потребность в трансграничном перемещении физических лиц для оказания (получения) услуг под влиянием новых технологий телеприсутствия, виртуальной и дополненной реальностей, дистанционно управляемой робототехники и других;

ускорится процесс сервисификации промышленных отраслей в связи с увеличением объема услуг, дополняющих промышленную продукцию;

становление нового технологического уклада будет формировать постоянно растущий и диверсифицированный спрос на услуги в сфере информационных технологий и связанные с ними деловые и профессиональные услуги;

виртуализация и цифровизация деятельности ведущих многонациональных корпораций в сфере обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении, значительно усилят их ориентацию на торговлю цифровыми услугами и продуктами, продолжающими или дополняющими основную деятельность, приведут к росту конкуренции на мировом рынке услуг за счет выхода на него ранее непрофильных поставщиков;

изменение технологий и конфигурации производства, появление и распространение новых бизнес-моделей могут сопровождаться постепенным торможением трансграничной деятельности, связанной с перемещением грузов и физических лиц.

Положительное влияние на развитие российского экспорта услуг окажут следующие тенденции и факторы глобального развития:

дальнейшее повышение роли сферы услуг в мировой экономике и формировании глобального спроса, трансформации развивающихся рынков, ведущих к расширению потребления услуг;

развитие процесса цифровизации и радикальные технологические трансформации, значительно повышающие возможности для международной торговли услугами через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), дистанционного оказания услуг;

широкое распространение глобальных и региональных цепочек добавленной стоимости в обрабатывающих отраслях, обеспечивающее повышение спроса на услуги со стороны участников таких цепочек;

развитие интеграционных процессов, охватывающих сферу услуг, в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, в особенности формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза, заключение новых торговых соглашений Евразийского экономического союза с третьими странами;

обострение глобальных проблем в части ухудшения экологии, изменения климата, продовольственной безопасности, кибербезопасности и других создает условия для появления новых крупных рынков инновационных видов услуг.

Угрозы и риски, связанные с участием Российской Федерации в международной торговле услугами, включают:

усиление глобальной военно-политической напряженности, повышение рисков функционирования энергетической, транспортной, технологической и иной инфраструктуры;

значительные риски снижения динамики развития мировой экономики и глобального спроса в связи с ростом финансовых и структурных дисбалансов, вероятностью кризисного сценария для сферы глобальных финансов;

сохранение односторонних экономических ограничений со стороны западных стран в отношении российских поставщиков финансовых услуг, а также вероятное распространение ограничений на отечественные компании, специализирующиеся на строительстве атомных и иных энергетических объектов, электрических сетей и транспортной инфраструктуры за рубежом, российских операторов в сфере высокотехнологичных и интеллектуальных услуг;

усиление протекционизма в мире и эскалация торговых войн, затрагивающих в том числе торговлю услугами, между Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом и Китаем;

кризис международной торговой системы под влиянием пересмотра Соединенными Штатами Америки своих обязательств по многим торговым соглашениям и фактического отхода от многосторонних норм Всемирной торговой организации;

развитие альтернативных транспортных маршрутов проходящим по территории Российской Федерации транспортным маршрутам на стратегических транзитных направлениях Восток - Запад и Север - Юг.

3. Динамика и структура международной торговли услугами


В последнее десятилетие мировой экспорт услуг рос заметно быстрее товарной торговли, увеличившись в 2017 году по отношению к 2007 году соответственно в 1,5 раза и в 1,26 раза. Доля услуг в мировом экспорте достигла 23 процентов, наибольший вес услуг в суммарном экспорте товаров и услуг имеют Ирландия и Республика Сингапур - свыше 50 процентов, Государство Израиль и Индия - около 40 процентов.

Объем мирового экспорта услуг в 2017 году составил 5,3 трлн. долларов США. Наибольшая доля в мировом экспорте услуг приходится на поездки - 25 процентов, транспортные услуги - 18 процентов и деловые услуги - 23 процента. Доля услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - информационные услуги) составила 10 процентов, финансовых услуг - 9 процентов, услуг в сфере интеллектуальной собственности - 7 процентов, строительных услуг - 2 процента, в сфере страхования и услуг негосударственных пенсионных фондов - 2 процента, совокупная доля услуг по переработке, обслуживанию и ремонту - 3 процента, услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха - 1 процент.

В связи с повышением доступности и востребованности всех видов мобильности, в том числе образовательной, научной, профессиональной, и расширением выездного туристского потока из развивающихся государств доля услуг по статье "поездки" в мировом экспорте услуг несколько увеличилась за последние годы, тогда как транспортных и строительных услуг продолжала снижаться.

Одновременно в структуре мирового экспорта услуг неуклонно повышается доля высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, прирастающих по стоимости в среднем на 6-7 процентов ежегодно, в том числе информационных услуг, услуг в сфере интеллектуальной собственности и деловых услуг.

Быстро расширяются рынки социально-гуманитарных услуг, в том числе рынок международного образования в настоящее время достигает 300-330 млрд. долларов США. Мировой рынок услуг только ядерной медицины оценивался в 2017 году на сумму около 78 млрд. долларов США, ожидается его дальнейший устойчивый рост.

Несмотря на то, что доля развивающихся стран в мировом экспорте услуг растет, в экспорте высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по-прежнему доминируют развитые страны, 90 процентов всех доходов по статье "использование интеллектуальной собственности" в 2017 году приходилось на Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Японию и Швейцарию.

Крупнейшими мировыми экспортерами услуг являются Соединенные Штаты Америки (762 млрд. долларов США в 2017 году, 14,4 процента мирового экспорта услуг), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (347 млрд. долларов США), Федеративная Республика Германия (300 млрд. долларов США), Французская Республика (248 млрд. долларов США), Китайская Народная Республика (226 млрд. долларов США) и Королевство Нидерландов (216 млрд. долларов США). Российская Федерация находится на 26-м месте по объему экспорта услуг, на ее долю приходится 1,1 процента мирового экспорта услуг.

4. Прогноз развития мирового рынка услуг


С учетом прогнозов роста мировой экономики, а также тенденций рынков услуг, включая влияние цифровизации и происходящих структурно-технологических сдвигов под воздействием четвертой промышленной революции, среднегодовые темпы прироста мирового экспорта услуг в 2018-2025 годах ожидаются на уровне 4,5 процента. В абсолютном выражении глобальный экспорт услуг приблизится к 7,3 трлн. долларов США в 2025 году и будет на 2 с лишним трлн. долларов США больше уровня 2017 года.

Наиболее высокими темпами в рассматриваемый период будет расти мировой экспорт современных технологических и интеллектуальных услуг (информационных услуг) (на уровне 7,5 процента среднегодовых), услуг в сфере интеллектуальной собственности (6,5 процента), деловых и профессиональных услуг (6 процентов). Прогнозируются также высокие показатели роста экспорта услуг по техническому обслуживанию и ремонту товаров, поскольку значительно возросло насыщение мирового рынка сложной техникой и для большей ее части подходят сроки необходимого обслуживания и ремонта.

На уровне, близком к среднемировому, ожидается расширение международной торговли услугами, связанными с удовлетворением потребностей физических лиц. Мировой экспорт услуг по статьям "поездки" (туризм, личные и деловые поездки, поездки для получения образовательных и медицинских услуг и другие), "услуги частным лицам" и "услуги в сфере культуры и отдыха" будет ежегодно увеличиваться на 4 процента или 5 процентов, при этом будет происходить диверсификация и индивидуализация услуг для физических лиц.

Медленный рост прогнозируется для таких традиционных видов услуг, как строительство (среднегодовой прирост на уровне 2 процентов в 2018-2025 годах), транспорт (1,5 процента), услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам.

Ожидаемый прирост мирового экспорта услуг к 2025 году по отношению к 2017 году по видам услуг составит:

деловые услуги обеспечат увеличение на 0,7 трлн. долларов США (31,1 процента в суммарном приросте);

поездки, включая туризм, обеспечат почти 0,5 трлн. долларов США (21,3 процента);

информационные услуги обеспечат 0,41 трлн. долларов США (18,2 процента);

услуги в сфере интеллектуальной собственности обеспечат более 0,25 трлн. долларов США (11 процентов);

финансовые услуги обеспечат более 0,12 трлн. долларов США (5,5 процента);

транспорт обеспечит около 0,12 трлн. долларов США (5,2 процента);

услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров обеспечат 0,095 трлн. долларов США (4,2 процента);

прочие услуги обеспечат около 0,11 трлн. долларов США (5 процентов).

5. Динамика и структура российского экспорта услуг


Объем российского экспорта услуг в 2017 году составил 57,73 млрд. долларов США, что на 18 процентов меньше, чем в 2013 году. Девальвация рубля, санкции и экономическая рецессия в 2015-2016 годах привели к значительному падению доходов от продажи услуг нерезидентам.

Значение экспорта услуг для национальной экономики в настоящее время носит ограниченный характер, однако в текущем десятилетии демонстрирует тенденцию к росту. Доля услуг в общем объеме экспорта составляет 14 процентов (11 процентов в 2010 году) и 3,8 процента к валовому внутреннему продукту Российской Федерации (3 процента в начале 2010-х годов).

Около половины российского экспорта услуг фактически осуществляется на территории Российской Федерации в связи с большим объемом услуг международного транспортного транзита по статьям "поездки", строительство, переработка, техническое обслуживание и ремонт, а также деловых услуг, которые преимущественно связаны с деятельностью иностранных компаний на российском рынке. Это имеет важное значение для определения специфических механизмов, прежде всего регуляторных, поддержки отечественного экспорта услуг.