ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 мая 2020 года N 1388-р

[Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года]

(с изменениями на 12 июля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2023 года N 1843-р;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2024 года N 1855-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.

3. Минфину России и ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 30 сентября 2020 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 мая 2020 года N 1388-р



Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года

(с изменениями на 12 июля 2024 года)


I. Общие положения


Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) представляет собой документ стратегического планирования, определяющий целевые ориентиры, приоритетные направления и задачи развития таможенной службы на долгосрочный период.

В соответствии с обозначенными в Стратегии целевыми ориентирами определена миссия Федеральной таможенной службы - содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

Стратегия призвана консолидировать усилия таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы) в целях защиты объективно значимых экономических потребностей страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию национальных стратегических приоритетов Российской Федерации.

В Стратегии определены механизмы реализации таможенной службой Российской Федерации государственной политики в сфере обеспечения экономической и иных видов безопасности при осуществлении внешней торговли товарами и взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Союз), обеспечивающие преемственность между стратегическими приоритетами и задачами государственного управления социально-экономическим развитием Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также задачами развития внешнеэкономической деятельности.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

долгосрочное стратегическое планирование с учетом мировых тенденций;

планомерность и последовательность в развитии;

предсказуемость и прозрачность фискальных и регулирующих условий;

нацеленность на результат;

оптимизация и совершенствование таможенного администрирования;

автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий;

клиентоориентированность и бесконтактность;

обеспечение условий для формирования устойчивой модели добросовестного и законопослушного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности;

признание деяний, содержащих признаки преступлений и административных правонарушений в таможенной сфере, одной из угроз безопасности Российской Федерации.

Понятия и термины, используемые в Стратегии, применяются в том значении, в каком используются в международных договорах и актах, актах законодательства Российской Федерации и иных правовых актах Российской Федерации.

Стратегия учитывает результаты реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, Комплексной программы развития Федеральной таможенной службы на период до 2020 года и плана мероприятий ("дорожной карты") по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год.

Правовую основу Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;

Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

Паспорт национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;

иные международные договоры и акты;

иные акты законодательства Российской Федерации;

иные правовые акты Российской Федерации.

II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях динамично изменяющейся внешней среды


Современный мир претерпевает изменения, обусловленные переходом к полицентричной системе международных отношений. Этот процесс сопровождается стремительным развитием процессов глобализации, ростом доли торговли промежуточными товарами в глобальной торговле. Структура международной торговли продолжает усложняться. Отрасли "перемещаются" в высокотехнологичную, наукоемкую сферу с растущим удельным весом секторов услуг. Усиливается фактор эффективного участия экономик в цепочках добавленной стоимости как драйвера экономического роста и интеграции в глобальную торговлю.

Одновременно наблюдается формирование новых экономических центров. Все большую роль в развитии международной торговли играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На базе крупнейших экономик мира произошло формирование национальных платформ развития - совокупности систем, решений и институтов, обеспечивающих устойчивое развитие государств и их стран-партнеров. Такие платформы определяют как параметры участия государства во внешнеэкономической деятельности, так и эффект от такого участия для других экономических игроков. Происходящее в настоящее время столкновение национальных платформ приводит к торговым конфликтам, рискам фрагментации многосторонней торговой системы, усилению протекционизма, санкционным ограничениям.

Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к ресурсам и рынкам сбыта и контроль над транспортными артериями.

Ряд иностранных государств пытается добиться своих политических и экономических целей путем усиления мер протекционизма, отступления от норм Всемирной торговой организации, активного применения принципа "двойных стандартов", введения экономических санкций в отношении Российской Федерации и других стран.

В этих условиях Российская Федерация проводит политику, направленную на обеспечение равноправного и активного участия в современной системе мирохозяйственных связей:

добивается адекватного учета российских интересов и подходов при выработке коллективной позиции по наиболее актуальным аспектам международного развития и функционирования мировой экономики, включая вопросы укрепления энергетической и продовольственной безопасности, совершенствования сотрудничества в области торговли и транспорта;

содействует эффективному функционированию многосторонней торговой системы, основой которой является Всемирная торговая организация, а также развитию соответствующей российским приоритетам региональной экономической интеграции;

создает благоприятные условия для укрепления российского присутствия на мировых рынках, прежде всего за счет расширения номенклатуры экспорта, в частности увеличения объема экспорта несырьевой продукции и расширения географии внешнеэкономических связей;

оказывает государственную поддержку отечественным производителям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров;

принимает необходимые меры в области торговой политики в целях защиты национальных интересов и эффективного реагирования на недружественные экономические действия иностранных государств, ущемляющие права Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов;

предпринимает усилия по технологическому обновлению и диверсификации национальной экономики, повышению доли наукоемких, инновационных и других приоритетных отраслей в общеэкономической структуре за счет привлечения инвестиций, передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий;

осуществляет мероприятия по рациональному импортозамещению, снижению критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции;

укрепляет сотрудничество с ведущими производителями энергетических ресурсов, стремится к развитию равноправного диалога со странами-потребителями и странами транзита таких ресурсов для обеспечения стабильного спроса и надежности транзита энергоресурсов;

принимает меры по использованию своего уникального географического положения для увеличения транзитных грузопотоков в целях оптимального развития торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом;

активизирует расширение экономических связей, в том числе путем подписания двусторонних и многосторонних договоренностей со странами, входящими в "G-20" ("Большую двадцатку"), БРИКС, Шанхайскую организацию сотрудничества;

активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для развития национальной экономики, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов в Евразии.

Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.

Экспортный потенциал и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.

Обеспечение эффективного участия Российской Федерации в международной торговле будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджет, созданию дополнительных рабочих мест и стимулировать экономический рост.

Таким образом, осуществляется развитие внешнеэкономических связей и проведение активной внешней экономической политики Российской Федерации, направленной на привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных международных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов.

Важность стоящих перед государством задач, связанных с реализацией всех указанных направлений в политике Российской Федерации, а также внешние и внутренние факторы в области внешней торговли, формирующие систему больших вызовов, предопределяют изменение места и роли Федеральной таможенной службы в системе обеспечения экономической безопасности государства и приоритетные направления ее развития.

Формирование Союза с общей таможенной границей, едиными таможенной территорией и таможенным регулированием предопределяет активное участие Федеральной таможенной службы в работе по развитию интеграционных процессов, стремление играть лидирующую роль в разработке и актуализации регулирующих таможенные правоотношения актов, составляющих право Союза, формировании единой практики их применения, создании единого информационного пространства в рамках Союза для таможенных целей.

Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, занимает уникальное положение, позволяющее обеспечивать безопасность цепи поставок товаров и транспортных средств, осуществляемых в рамках внешней торговли, а также содействовать социально-экономическому развитию государства.

Федеральная таможенная служба обладает исключительными полномочиями, которые позволяют осуществлять документальный и фактический контроль товаров и транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, вывозимых из Российской Федерации, товаров, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, товаров, находящихся в обороте на территории Российской Федерации, а также осуществлять контроль внешнеэкономической деятельности.

Учитывая такие полномочия, таможенные органы могут и должны играть центральную роль в вопросе обеспечения безопасности и упрощения процедур внешней торговли. При этом реализация задач обеспечения безопасности внешней торговли и ее упрощения требует целостного комплексного подхода.

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз:

использование западными странами политического давления и экономических санкций против Российской Федерации;

наметившиеся тенденции разворота большинства западных стран от глобализации к национальному протекционизму, в том числе путем отступления от норм Всемирной торговой организации;

рост интеграции российских преступных групп в трансграничные криминальные структуры, угрозы международного терроризма и экстремизма;

имеющиеся различия в законодательстве и подходах к осуществлению таможенного контроля в условиях отсутствия границ между странами - членами Союза;

усиление международной и внутриотраслевой конкуренции, требующей повышения конкурентоспособности в таможенной сфере и сокращения сроков проведения таможенных операций;

сложность привлечения на службу в таможенные органы высококвалифицированных кадров в связи с недостаточным уровнем экономической мотивации;

увеличение угроз несанкционированного доступа в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (далее - информационная система таможенных органов) со стороны глобального информационного пространства;

размывание налогооблагаемой базы и рост незаконных финансовых потоков;

появление новых способов и методов совершения преступлений и административных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях развития информационных технологий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»