РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 ноября 2017 года N 2469-р
[Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года]
(с изменениями на 24 июня 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 27 ноября 2021 года N 3363-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 года N 917 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.06.2020, N 0001202006290012).
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ и иных документов.
3. Минэкономразвития России:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 года N 917. - См. предыдущую редакцию)
абзац утратил силу с 7 июля 2020 года - постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2020 года N 917 - см. предыдущую редакцию;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией;
обеспечить мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года
Понятия, используемые в настоящей Стратегии, означают следующее:
"Каспийский бассейн" - районы Каспийского моря, в которых Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении хозяйственно-экономической деятельности, связанной с освоением ресурсов дна и недр, судоходством, воспроизводством и использованием биологических ресурсов, проведением морских научных исследований, рыболовством, а также иных вопросов в торгово-экономической, промышленной, транспортной, энергетической и экологической сферах;
"Каспийский регион" - территории субъектов Российской Федерации, расположенных в южной части Российской Федерации, находящихся вблизи Каспийского моря (имеющих его береговую линию в своих границах), в частности территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, а также Астраханской области и Республики Калмыкия;
"Прикаспийский регион" - акватория Каспийского моря и прибрежная территория России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана;
"транспортный узел Каспийского бассейна" - комплекс транспортных узлов и коридоров, объединенных в единый международный транспортно-логистический центр, оказывающий комплекс услуг по обработке контейнерных грузов и обслуживанию поездов, включая терминальную обработку, таможенную очистку грузов и их складское хранение;
"зеленый коридор" - специально обозначенное в местах прибытия или убытия место, предназначенное для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа, которое создается между Россией и Ираном в целях упрощения и ускорения прохождения таможенной границы;
"кластер" - группа взаимосвязанных организаций (поставщиков, заказчиков, научно-исследовательских институтов и других организаций, взаимодополняющих друг друга), позволяющая распределить общие для всех ресурсы и сократить транспортные издержки и сроки поставки товаров;
"промышленный (производственный) кластер" - совокупность субъектов деятельности в сфере определенной отрасли промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории Каспийского региона;
"агропромышленный кластер" - совокупность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся хранением, переработкой и (или) оптовой реализацией пищевых продуктов и продовольственного сырья, входящих в оптовый продовольственный комплекс соответствующего направления (глубокая переработка зерна, обработка сельскохозяйственной продукции, переработка морских биологических ресурсов и др.) и функционирующих в границах Каспийского региона;
"логистический кластер" - технологический комплекс, включающий совокупность объектов транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающих функционирование и развитие промышленных и агропромышленных кластеров Каспийского региона, и предназначенный для организации движения товаров, а также оказания транспортно-логистических услуг (железнодорожные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, складские и контейнерные терминалы, транспортно-логистические комплексы, здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование объектов транспортно-логистической инфраструктуры);
"своповая сделка" - соглашение по обмену товарами между сторонами сделки для упрощения логистики и системной загрузки производственной и логистической инфраструктуры, которое позволяет осуществить поставку товара на один рынок взамен получения соответствующего товара на другом рынке.
Каспийский регион имеет многообещающие перспективы для успешного социально-экономического развития. Одним из существенных факторов является близость Каспийского моря, обладающего богатыми природными запасами и являющегося связующим логистическим звеном.
Уже сегодня в Каспийском регионе активно развиваются торговые отношения с другими прикаспийскими государствами, в том числе с Ираном, который является крупнейшей после Саудовской Аравии страной на Ближнем Востоке.
Основой развития партнерства в Каспийском регионе служат российские каспийские морские порты, расположенные в г.Астрахани, с.Оля и г.Махачкале (далее - российские порты).
Вместе с тем на фоне активного развития мировой морской торговли в настоящее время потенциал сотрудничества в Каспийском регионе используется не в полной мере, объемы грузоперевозок через российские порты ежегодно снижаются. Это связано с 3 основными проблемами:
по наиболее перспективным видам перевозок не сформирован конкурентоспособный по стоимости и временным затратам маршрут транспортировки и транзита грузов из России по Каспийскому морю. В частности, не полностью используется экономический потенциал незамерзающих глубоководных российских акваторий, отсутствуют современные портовые и логистические мощности, соответствующие современным требованиям потребителей;
не в полной мере реализован потенциал роста производства промышленной и агропромышленной продукции, который способен удовлетворить растущие потребности Ирана, Индии и стран Персидского залива;
не созданы условия для развития водного туризма.
Привлечение Ирана к свободной торговле и использование его территории для транзита открывает привлекательные перспективы для всех стран региона. Успешная конкуренция Российской Федерации в увеличении грузооборота через Иран обеспечит укрепление геополитического и политического присутствия Российской Федерации в Каспийском регионе, развитие устойчивых экономических и культурных связей с Ираном, Индией и странами Персидского залива.
Настоящая Стратегия разработана для обеспечения устойчивого развития Каспийского региона и включает в себя инфраструктурные, юридические и экономические аспекты, реализация которых поможет превратить Каспийский регион в одну из значимых зон международной торговли и транзита, а также в экономически активную территорию Российской Федерации с опережающими темпами развития.
Настоящая Стратегия разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., Программы действий по обеспечению стратегических интересов Российской Федерации в Каспийском регионе на 2016 - 2018 годы, утвержденной Президентом Российской Федерации, и Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а также других законов, подзаконных актов и стратегических документов, обеспечивающих долгосрочное развитие территорий Российской Федерации.
Главной задачей настоящей Стратегии является интеграция российских портов в Каспийском регионе с главными транспортными узлами и коридорами международной торговли, образующими единый транспортный узел в Каспийском регионе. При этом имеется в виду приоритетное использование российской промышленной продукции. Поскольку Иран также имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру, развитие торговли с этим государством будет способствовать выходу (продвижению) российских товаров (в том числе промышленной продукции) на рынок Ирана, а также Индии и стран Персидского залива.
В целях реализации настоящей Стратегии предполагаются модернизация и перепрофилирование портовых мощностей, строительство 2 новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов) на территории Республики Дагестан, а также развитие дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам. Одновременно с созданием портовых мощностей представляется целесообразным создание на российских верфях современных судов и объектов морской техники.
Кроме того, планируется реализация мер стимулирования развития Каспийского региона, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей - Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.
В рамках международного взаимодействия с указанными государствами реализация настоящей Стратегии к 2030 году позволит:
удовлетворить потребности внешней торговли;
расширить возможности внешней торговли для российских производителей, сформировав дополнительный транспортный коридор, соединяющий Россию с Индией;
реализовать мероприятия, направленные на противодействие негативным тенденциям, снижающим грузооборот в российских портах;
сформировать стимулы для развития производства композитных материалов для судостроения, нефтехимии, глубокой переработки зерна и обработки сельскохозяйственной продукции, судоремонта, вылова и переработки биологических ресурсов;
реализовать мероприятия, направленные на развитие круизного туризма в Каспийском море, обеспечивающие увеличение притока российских и иностранных туристов.
Стратегической целью настоящей Стратегии является укрепление экономического и геополитического присутствия Российской Федерации в Каспийском море, расширение и углубление экономических и культурных связей с государствами Прикаспийского региона, а также создание условий для дополнительного социально-экономического развития Каспийского региона путем увеличения грузопотоков международной торговли, проходящих через российские морские порты.
Направлениями настоящей Стратегии являются:
развитие транспортного узла Каспийского бассейна и включение его в систему международной торговли;
создание устойчивого транспортного и логистического коридора, связывающего Россию с Ираном, Индией и странами Персидского залива;
социально-экономическое развитие Каспийского региона;
развитие в Каспийском регионе бизнеса, ориентированного на экспорт через транспортный узел Каспийского бассейна;
снижение логистических издержек;
развитие гражданского судостроения и судоремонта в Каспийском регионе;
укрепление обороноспособности и безопасности южных границ Российской Федерации.
Задачами настоящей Стратегии являются:
регуляторные задачи:
повышение конкурентоспособности грузовых и пассажирских перевозок через российские порты путем упрощения административных процедур (в том числе ускорение прохождения таможенных процедур при перевозке грузов, оперативное согласование проектов по модернизации портовой инфраструктуры);
создание благоприятных условий для развития внутреннего и международного туризма в Каспийском регионе (в том числе упрощение визового режима) с приоритетным использованием судов, построенных на российских верфях;
задачи в сфере тарифов - формирование и администрирование единых конкурентоспособных тарифов перевозки через каспийский транспортный узел;
инвестиционные задачи - модернизация существующей и создание новой логистической и транспортной инфраструктуры для развития грузовых и пассажирских перевозок, в том числе портовой инфраструктуры, а также дальних и ближних автомобильных и железнодорожных подходов к морским портам;
операционная задача - внедрение системы планирования и управления проектами, раскрывающими экспортный потенциал Каспийского региона, в том числе промышленными (производственными) кластерами и логистическими кластерами, путем формирования необходимых законодательных и административных условий и институтов;
институциональная задача - создание стимулов для развития сельского хозяйства, промышленного производства и транспортной инфраструктуры, позволяющих достичь синергетического эффекта.
Механизмами реализации настоящей Стратегии являются:
прямые механизмы:
регулирование транспортных тарифов в целях повышения их конкурентоспособности;
увеличение товарооборота в результате упрощения таможенных процедур между Россией и Ираном;
создание на частно-государственной основе институтов, задачами которых станет развитие торговли и транспортировки российских товаров в Иран, Индию и страны Персидского залива через российские порты;
развитие торговых маршрутов из России в Индию и страны Персидского залива через Каспийское море и территорию Ирана;
развитие туристических программ;
модернизация существующих и создание новых объектов транспортной логистической инфраструктуры и инфраструктуры, необходимой для осуществления туристской деятельности в Каспийском регионе, а также в Прикаспийском регионе;
формирование в Каспийском регионе территорий со специальными режимами - территорий опережающего социально-экономического развития (далее - территории опережающего развития) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также создание возможности применения режима свободного порта в отношении создаваемых и существующих российских портов и портов, создаваемых в Каспийском регионе;