ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2021 года N 176

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490



В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 25.11.2020 N 549-114 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов


     

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 26.03.2021 N 176

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

     

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"

1

Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

КТЗН

2

Соисполнители государственной программы

ИОГВ

3

Участники государственной программы

ГИТ,
ГУ РО ФСС РФ,
ЛФП,
РОР СПП

4

Цели государственной программы

Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга.
Снижение роста напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга.
Формирование эффективной государственной политики в сфере труда и занятости населения на основе внедрения системы прогнозирования рынка труда.
Формирование целостной системы профессиональной ориентации для обеспечения процесса профессионального самоопределения граждан в соответствии с потребностями рынка труда.
Оптимизация объемов и структуры трудовой миграции.
Улучшение условий и охраны труда работающих в Санкт-Петербурге.
Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Создание в Санкт-Петербурге благоприятных условий, позволяющих инвалидам трудоспособного возраста реализовать свое право на труд

6

Основания разработки государственной программы

Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ N 204);
Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ N 193);
Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";
государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298;
государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363;
Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы
(далее - региональные проекты)

Региональные проекты:
"Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" (далее - региональный проект "Старшее поколение");
"Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" (далее - региональный проект "Содействие занятости женщин");
"Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" (далее - региональный проект "Адресная поддержка");
"Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" (далее - региональный проект "Поддержка занятости")

8

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограммы:
подпрограмма 1 "Государственные гарантии и активная региональная политика в сфере занятости" (далее - подпрограмма 1);
подпрограмма 2 "Профессиональное самоопределение" (далее - подпрограмма 2);
подпрограмма 3 "Трудовая миграция" (далее - подпрограмма 3);
подпрограмма 4 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 4);
подпрограмма 5 "Улучшение условий и охраны труда" (далее - подпрограмма 5);
подпрограмма 6 "Создание условий для эффективного трудоустройства инвалидов" (далее - подпрограмма 6).
Отдельное мероприятие государственной программы:
отдельное мероприятие "Обеспечение разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Санкт-Петербурга и прогноза потребности в кадрах на рынке труда Санкт-Петербурга" (далее - отдельное мероприятие)

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы в 2020-2025 гг. составляет 29516952,2 тыс.руб.,
в том числе из бюджета Санкт-Петербурга - 7310502,7 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2020 г. - 1147381,1 тыс.руб.;
2021 г. - 1245422,9 тыс.руб.;
2022 г. - 1246955,7 тыс.руб.;
2023 г. - 1286140,2 тыс.руб.;
2024 г. - 1170524,3 тыс.руб.;
2025 г. - 1214078,5 тыс.руб.,
в том числе на реализацию региональных проектов - 556518,1 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2020 г. - 65704,5 тыс.руб.;
2021 г. - 156369,4 тыс.руб.;
2022 г. - 166379,4 тыс.руб.;
2023 г. - 165148,2 тыс.руб.;
2024 г. - 2916,6 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.,
в том числе из федерального бюджета - 22206449,5 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2020 г. - 6159802,7 тыс.руб.;
2021 г. - 4401816,2 тыс.руб.;
2022 г. - 3018177,2 тыс.руб.;
2023 г. - 3050920,2 тыс.руб.;
2024 г. - 2903820,0 тыс.руб.;
2025 г. - 2671913,2 тыс.руб.,
в том числе на реализацию региональных проектов - 1476500,3 тыс.руб.,
в том числе по годам реализации:
2020 г. - 154869,8 тыс.руб.;
2021 г. - 330319,0 тыс.руб.;
2022 г. - 380397,7 тыс.руб.;
2023 г. - 379007,0 тыс.руб.;
2024 г. - 231906,8 тыс.руб.;
2025 г. - 0,0 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского и не более 2 процентов численности рабочей силы.
Поддержание занятости населения на одном из самых высоких уровней в Российской Федерации, но не менее 66,4 процента от численности населения в возрасте 15 лет и старше.
Рост реальной среднемесячной заработной платы к уровню 2017 года - 119,7 процента.
Удельный вес численности высококвалифицированных работников составит не менее трети в общей численности квалифицированных работников (39,4 процента).
Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом (до 1,03 человека на 1000 работающих).
Увеличение доли работающих инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге до 40 процентов

     

2. Характеристика текущего состояния в сфере содействия занятости населения Санкт-Петербурга с указанием основных проблем


Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.

Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.

КТЗН является регулятором и крупнейшим в регионе посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.

Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в период 2017-2019 годов было стабильным, с низким уровнем безработицы и высоким уровнем занятости населения (таблица 1).

В 2017 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 2998,3 тыс. человек, что составило 66,5 процента от численности населения в возрасте от 15 и старше (в 2018 году - 3016,4 тыс. человек, 66,6 процента; в 2019 - 3030,8 тыс. человек и 66,4 процента соответственно).

В период 2017-2019 года в Санкт-Петербурге отмечалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития. Индекс промышленного производства в 2018 году составил 104,4 процента, в 2019 году - 105,6 процента (в 2017 году указанный показатель составлял 105,4 процента относительно предыдущего года); оборот розничной торговли в 2018 году составил 103,4 процента к предыдущему году, в 2019 году - 102,1 процента (в 2017 году - 103,4 процента к уровню 2016 года), оборот оптовой торговли составил в 2018 году 104 процента к предыдущему году, в 2019 году - 99,9 процента (в 2017 году он составлял 106,8 процента относительно 2016 года).

Ряд показателей социального развития указывает на то, что уровень жизни населения повышается: индекс потребительских цен в 2017 году составлял 103,7 процента, в 2018 году - 103,9 процента, в 2019 году - 103 процента относительно предыдущего года. Реальная заработная плата в 2017 году составила 105,8 процента к предыдущему году; в 2018 году - 109,1 процента; в 2019 году - 104,7 процента. Реальные денежные доходы в 2017 году составили 103,1 процента, в 2018 году - 104,2 процента, в 2019 году - 101,6 процента относительно предыдущего года.

Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2018-2019 годах способствовало снижению социальной напряженности. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге был одним из самых низких среди регионов Российской Федерации, в 2018-2019 годах находился в пределах 1,3-1,5 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,4-4,4 процента, Российская Федерация 4,4-5,1 процента). Ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга отличается стабильно низким уровнем безработицы по сравнению с европейскими городами (по данным Статистической службы Европейского союза, уровень безработицы в 2017 году: Лондон - 5,3 процента, Амстердам - 4,5 процента, Париж - 8,7 процента, Берлин - 7,0 процентов, Вена - 10,4 процента, Мадрид - 13,4 процента).

В 2017-2019 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивается за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2017-2019 годах было принято более 100 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.

С 2017 года в Санкт-Петербурге отмечается снижение миграционного прироста: в 2017 году сальдо миграции составило 64,6 тыс. человек, в 2018 году - 27,8 тыс. человек, в 2019 году - 14,5 тыс. человек.

Существенных изменений в структуре занятости в 2018-2019 годах не произошло.

В 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдалось увеличение занятых в строительстве, в области информации и связи, в сфере транспортировки и хранения (таблица 2).

Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах Службы занятости населения (далее - Служба занятости), в расчете на одну вакансию) в конце декабря 2019 года составила 0,68 человека на вакансию (в конце декабря 2018 года - 0,53 человека на вакансию).

Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в среднем за 2018 год) на конец декабря 2019 года составил 0,45 процента (на конец декабря 2018 года этот показатель составлял 0,40 процента).

Несмотря на стабильное развитие в 2017-2019 годах, основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.

Динамика показателей, характеризующих рынок труда Санкт-Петербурга

     
Таблица 1

N п/п

Наименование показателя, характеризующего рынок труда Санкт-Петербурга

Единица измерения

Источник данных

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

6

7

1

Численность рабочей силы в возрасте старше 15 лет

тыс.чел.

Росстат.
Итоги выборочного обследования рабочей силы

3048,6

3061,1

3073,1

2

Численность занятых в экономике в возрасте старше 15 лет

тыс.чел.

2998,3

3016,4

3030,8

3

Уровень участия в рабочей силе старше 15 лет

%

67,6

67,6

67,3

4

Уровень занятости населения старше 15 лет

%

66,5

66,6

66,4

5

Уровень безработицы старше 15 лет

%

1,6

1,5

1,4

6

Уровень регистрируемой безработицы

%

КТЗН

0,4

0,4

0,5

7

Численность иностранных трудовых мигрантов

тыс.чел.

Росстат.
Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу

128,6

154,2

309,5

8

Среднемесячная заработная плата

руб.

Петростат

53740,0

60421,0

65872,0

     

Распределение занятых по видам экономической деятельности, тыс.чел.

(источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)

     

Таблица 2

N п/п

Наименование показателя

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

1

Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе:

3186,9

3151,6

3182,2

2

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

18,0

18,3

18,6

3

Добыча полезных ископаемых

2,3

2,6

2,6

4

Обрабатывающие производства

462,7

456,8

455,6

5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

36,8

37,2

37,5

6

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

23,9

23,2

24,1

7

Строительство

319,1

313,2

335,1

8

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

664,9

652,7

637,7

9

Транспортировка и хранение

273,2

274,9

283,3

10

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

108,1

108,5

113,1

11

Деятельность в области информации и связи

96,5

97,7

106,7

12

Деятельность финансовая и страховая

73,4

71,7

70,1

13

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

115,4

112,6

116,4

14

Деятельность профессиональная, научная и техническая

225,4

216,9

213,0

15

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

106,6

109,3

113,2

16

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

86,0

87,8

87,1

17

Образование

236,3

235,5

234,1

18

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

167,2

164,6

169,0

19

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

65,3

65,8

65,8

20

Предоставление прочих видов услуг

100,4

96,8

93,8

21

Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

5,2

5,1

5,0

22

Деятельность экстерриториальных организаций и органов

0,3

0,3

0,3


В 2020 году в связи с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) и мер, принимаемых против ее распространения, устойчивое функционирование рынка было временно нарушено.

Во II квартале в Санкт-Петербурге наблюдался всплеск роста безработицы и напряженности на рынке труда, начиная с середины III квартала 2020 года ситуация начала стабилизироваться, регистрируемые показатели рынка труда демонстрировали положительную динамику.

В течение II квартала 2020 года численность зарегистрированных безработных выросла в 6,1 раза относительно I квартала 2020 года, на конец июня 2020 года в Службе занятости состояло на учете 91,8 тыс.чел., уровень регистрируемой безработицы составил 3,0 процента. В III квартале 2020 года прирост численности зарегистрированных безработных существенно замедлился, в конце сентября 2020 года составил в Санкт-Петербурге 3,52 процента, численность зарегистрированных безработных - 107,8 тыс.чел.

Значение коэффициента напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных Службе занятости в расчете на одну вакансию) начало ускоренно расти в Санкт-Петербурге с апреля 2020 года и достигло максимального значения к середине августа - 3,73 чел./вакансию, на начало апреля значение показателя составляло 0,79 чел./вакансию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»