ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2021 года N 176
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490
В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 25.11.2020 N 549-114 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 N 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Государственная программа Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге"
1 | Ответственный исполнитель государственной программы Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа) | КТЗН |
2 | Соисполнители государственной программы | ИОГВ |
3 | Участники государственной программы | ГИТ, |
4 | Цели государственной программы | Содействие формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Содействие максимальной реализации трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга и сближению спроса и предложения на рынке труда Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональные проекты: |
8 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограммы: |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы в 2020-2025 гг. составляет 29516952,2 тыс.руб., |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Уровень безработицы в 2-3 раза ниже среднероссийского и не более 2 процентов численности рабочей силы. |
Сферой реализации государственной программы является сфера труда и занятости населения Санкт-Петербурга, охватывающая полный спектр направлений развития рынка труда и процессов управления трудовыми ресурсами.
Координацию реализации государственной политики в сфере труда и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет КТЗН.
КТЗН является регулятором и крупнейшим в регионе посредником на рынке труда, обеспечивая оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Санкт-Петербурга гражданам и работодателям.
Результаты мониторинга сферы труда и занятости населения Санкт-Петербурга показывают, что функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в период 2017-2019 годов было стабильным, с низким уровнем безработицы и высоким уровнем занятости населения (таблица 1).
В 2017 году в экономике Санкт-Петербурга были заняты 2998,3 тыс. человек, что составило 66,5 процента от численности населения в возрасте от 15 и старше (в 2018 году - 3016,4 тыс. человек, 66,6 процента; в 2019 - 3030,8 тыс. человек и 66,4 процента соответственно).
В период 2017-2019 года в Санкт-Петербурге отмечалась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития. Индекс промышленного производства в 2018 году составил 104,4 процента, в 2019 году - 105,6 процента (в 2017 году указанный показатель составлял 105,4 процента относительно предыдущего года); оборот розничной торговли в 2018 году составил 103,4 процента к предыдущему году, в 2019 году - 102,1 процента (в 2017 году - 103,4 процента к уровню 2016 года), оборот оптовой торговли составил в 2018 году 104 процента к предыдущему году, в 2019 году - 99,9 процента (в 2017 году он составлял 106,8 процента относительно 2016 года).
Ряд показателей социального развития указывает на то, что уровень жизни населения повышается: индекс потребительских цен в 2017 году составлял 103,7 процента, в 2018 году - 103,9 процента, в 2019 году - 103 процента относительно предыдущего года. Реальная заработная плата в 2017 году составила 105,8 процента к предыдущему году; в 2018 году - 109,1 процента; в 2019 году - 104,7 процента. Реальные денежные доходы в 2017 году составили 103,1 процента, в 2018 году - 104,2 процента, в 2019 году - 101,6 процента относительно предыдущего года.
Стабильное функционирование рынка труда Санкт-Петербурга в 2018-2019 годах способствовало снижению социальной напряженности. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) в Санкт-Петербурге был одним из самых низких среди регионов Российской Федерации, в 2018-2019 годах находился в пределах 1,3-1,5 процента от численности рабочей силы в возрасте старше 15 лет (Северо-Западный федеральный округ - 3,4-4,4 процента, Российская Федерация 4,4-5,1 процента). Ситуация на рынке труда Санкт-Петербурга отличается стабильно низким уровнем безработицы по сравнению с европейскими городами (по данным Статистической службы Европейского союза, уровень безработицы в 2017 году: Лондон - 5,3 процента, Амстердам - 4,5 процента, Париж - 8,7 процента, Берлин - 7,0 процентов, Вена - 10,4 процента, Мадрид - 13,4 процента).
В 2017-2019 годах сохранялся высокий уровень занятости населения, который обеспечивается за счет гибких форм занятости, дополнительно введенных рабочих мест и увеличения занятости на производственных единицах, функционирующих без образования юридического лица. По данным Петростата, в 2017-2019 годах было принято более 100 тыс. работников на дополнительно введенные (созданные) рабочие места в крупных и средних организациях.
С 2017 года в Санкт-Петербурге отмечается снижение миграционного прироста: в 2017 году сальдо миграции составило 64,6 тыс. человек, в 2018 году - 27,8 тыс. человек, в 2019 году - 14,5 тыс. человек.
Существенных изменений в структуре занятости в 2018-2019 годах не произошло.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдалось увеличение занятых в строительстве, в области информации и связи, в сфере транспортировки и хранения (таблица 2).
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах Службы занятости населения (далее - Служба занятости), в расчете на одну вакансию) в конце декабря 2019 года составила 0,68 человека на вакансию (в конце декабря 2018 года - 0,53 человека на вакансию).
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения в среднем за 2018 год) на конец декабря 2019 года составил 0,45 процента (на конец декабря 2018 года этот показатель составлял 0,40 процента).
Несмотря на стабильное развитие в 2017-2019 годах, основной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения трудовых ресурсов, который становится серьезным препятствием для развития экономики Санкт-Петербурга, приводит к потерям государственного бюджета и недоиспользованию накопленного человеческого капитала. Дефицит кадров со средним профессиональным образованием вынуждает работодателей привлекать трудовых мигрантов и работников, квалификации которых не соответствуют требованиям занимаемых рабочих мест и должностей. Переизбыток кадров с высшим образованием по отдельным специальностям, во-первых, повышает конкуренцию среди работников и снижает потенциальную стоимость их труда и потенциальные доходы государственного бюджета от налогов и взносов, во-вторых, снижает шансы на трудоустройство по полученной специальности и возможность человека реализовать свои образовательные и профессиональные навыки. Низкие шансы трудоустройства или нежелание работать по специальности стимулируют неформальную занятость.
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя, характеризующего рынок труда Санкт-Петербурга | Единица измерения | Источник данных | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Численность рабочей силы в возрасте старше 15 лет | тыс.чел. | Росстат. | 3048,6 | 3061,1 | 3073,1 |
2 | Численность занятых в экономике в возрасте старше 15 лет | тыс.чел. | 2998,3 | 3016,4 | 3030,8 | |
3 | Уровень участия в рабочей силе старше 15 лет | % | 67,6 | 67,6 | 67,3 | |
4 | Уровень занятости населения старше 15 лет | % | 66,5 | 66,6 | 66,4 | |
5 | Уровень безработицы старше 15 лет | % | 1,6 | 1,5 | 1,4 | |
6 | Уровень регистрируемой безработицы | % | КТЗН | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
7 | Численность иностранных трудовых мигрантов | тыс.чел. | Росстат. | 128,6 | 154,2 | 309,5 |
8 | Среднемесячная заработная плата | руб. | Петростат | 53740,0 | 60421,0 | 65872,0 |
(источник данных: Росстат. Баланс трудовых ресурсов по Санкт-Петербургу)
Таблица 2
N п/п | Наименование показателя | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Среднегодовая численность занятых в экономике, в том числе: | 3186,9 | 3151,6 | 3182,2 |
2 | Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 18,0 | 18,3 | 18,6 |
3 | Добыча полезных ископаемых | 2,3 | 2,6 | 2,6 |
4 | Обрабатывающие производства | 462,7 | 456,8 | 455,6 |
5 | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 36,8 | 37,2 | 37,5 |
6 | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 23,9 | 23,2 | 24,1 |
7 | Строительство | 319,1 | 313,2 | 335,1 |
8 | Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 664,9 | 652,7 | 637,7 |
9 | Транспортировка и хранение | 273,2 | 274,9 | 283,3 |
10 | Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 108,1 | 108,5 | 113,1 |
11 | Деятельность в области информации и связи | 96,5 | 97,7 | 106,7 |
12 | Деятельность финансовая и страховая | 73,4 | 71,7 | 70,1 |
13 | Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 115,4 | 112,6 | 116,4 |
14 | Деятельность профессиональная, научная и техническая | 225,4 | 216,9 | 213,0 |
15 | Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 106,6 | 109,3 | 113,2 |
16 | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 86,0 | 87,8 | 87,1 |
17 | Образование | 236,3 | 235,5 | 234,1 |
18 | Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 167,2 | 164,6 | 169,0 |
19 | Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 65,3 | 65,8 | 65,8 |
20 | Предоставление прочих видов услуг | 100,4 | 96,8 | 93,8 |
21 | Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления | 5,2 | 5,1 | 5,0 |
22 | Деятельность экстерриториальных организаций и органов | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
В 2020 году в связи с появлением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция) и мер, принимаемых против ее распространения, устойчивое функционирование рынка было временно нарушено.
Во II квартале в Санкт-Петербурге наблюдался всплеск роста безработицы и напряженности на рынке труда, начиная с середины III квартала 2020 года ситуация начала стабилизироваться, регистрируемые показатели рынка труда демонстрировали положительную динамику.
В течение II квартала 2020 года численность зарегистрированных безработных выросла в 6,1 раза относительно I квартала 2020 года, на конец июня 2020 года в Службе занятости состояло на учете 91,8 тыс.чел., уровень регистрируемой безработицы составил 3,0 процента. В III квартале 2020 года прирост численности зарегистрированных безработных существенно замедлился, в конце сентября 2020 года составил в Санкт-Петербурге 3,52 процента, численность зарегистрированных безработных - 107,8 тыс.чел.
Значение коэффициента напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных Службе занятости в расчете на одну вакансию) начало ускоренно расти в Санкт-Петербурге с апреля 2020 года и достигло максимального значения к середине августа - 3,73 чел./вакансию, на начало апреля значение показателя составляло 0,79 чел./вакансию.