ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2019 года N 363

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"

(с изменениями на 14 декабря 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 года N 1480 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2019, N 0001201911220003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1932 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2019, N 0001201912310034) (вступило в силу c 1 января 2020 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 2236 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2020, N 0001202012250080);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 449 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.03.2021, N 0001202103300005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2021 года N 1770 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.10.2021, N 0001202110200005) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2021 года N 1770);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2022 года N 2028 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2022, N 0001202211120002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 года N 1677 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.10.2023, N 0001202310120018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2023 года N 1913 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.11.2023, N 0001202311160029);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2024 года N 1331 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2024, № 0001202410030029);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2024 года N 1787 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2024, № 0001202412160030) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2024 года N 1787).     

____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Доступная среда".

2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;

принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст.6987);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 328 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст.2625);

пункт 331 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 г. N 464 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст.3525);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 68 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 5, ст.813);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 371 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст.2206);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 860 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст.4920);

постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. N 1345 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст.6982);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 96 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 7, ст.1033);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 352 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст.2123);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2018 г. N 1053 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 37, ст.5756);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1316 "О внесении изменений в приложение N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 46, ст.7058);

пункт 66 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 1391 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст.7600);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 1696 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст.8722).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 года N 363
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 октября 2021 года N 1770
. -
См. предыдущую редакцию)



Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"

(с изменениями на 14 декабря 2024 года)

Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"

1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации


В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году (далее - Конвенция), в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.

До принятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (далее - Программа) отсутствовал комплексный подход по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации, как в охвате сфер жизнедеятельности инвалидов, так и потребностей самих инвалидов. Кроме того, не было определено участие общероссийских общественных организаций инвалидов в формировании доступной среды.

За период реализации Программы к 2021 году количество доступных приоритетных объектов составило 27,9 тысячи (70,4 процента из их общего количества - 39,7 тысячи).

Количество общеобразовательных организаций, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 5 раз - с 2 тысяч в 2011 году до 10,1 тысячи (24,5 процента) к 2021 году. Количество дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования к 2021 году составило 8,1 тысячи (21 процент от общего количества таких организаций).

Оказана поддержка 66 учреждениям спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в 60 субъектах Российской Федерации, что позволило повысить долю инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, с 13 процентов в 2011 году до 76 процентов к 2021 году от их общего числа.

Так, результаты практической реализации Программы в регионах позволили путем принятия законодательных и нормативных правовых актов реализовать положения Конвенции и определить полномочия органов власти по обеспечению доступной среды в различных сферах.

Программы социальной защиты в ведущих странах мира включают доступную и безбарьерную среду: все культурные организации и места отдыха оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочим; работу специалистов с инвалидами; создание групп по общению инвалидов и совместному восстановлению; просветительскую работу о том, как нужно вести себя в общении с инвалидами, о толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья.

В странах Европы создана и эффективно функционирует законодательная база для поддержки людей с ограниченными возможностями. Широкое распространение получили программы по реабилитации и интегрирования инвалидов в общество. Важное значение имеет равенство в правах со здоровыми людьми и недопустимость дискриминации людей с тяжелыми недугами.

Оценка состояния анализируемой сферы с состоянием данной сферы у ведущих стран мира и стран Европы показывает во многом схожесть в механизмах обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

В части прогноза развития в сфере реализации Программы стоит отметить, что повышение уровня образования инвалидов, в том числе в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, повысит степень экономической активности инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению потребительского спроса.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя:

создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами;

социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг);

создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

обеспечение информационной доступности в части выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий для инвалидов по зрению, и в части адаптации телевизионных программ для инвалидов по слуху;

формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского и социального характера, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны;

создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством обеспечения деятельности ресурсных учебно-методических центров, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, а также базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации.

Одним из механизмов, обеспечивающих реализацию целей в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы (в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих модернизацию региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).

3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации


Для достижения цели "Формирование безбарьерной среды в Российской Федерации посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 16 тысяч часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан" решаются задачи, в том числе:

информационно-методическое обеспечение и выработка дополнительных мер по формированию и развитию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышение информированности граждан, в том числе инвалидов, о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг;

организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов;

обеспечение выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом.

Для достижения цели "Повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году" решаются следующие задачи государственного управления.

В качестве одного из элементов комплексной реабилитации инвалидов рассматривается сопровождаемое проживание инвалидов, включая трудовую (социальную) занятость и трудовую деятельность, в основе которого лежит необходимость формирования у инвалидов реабилитационных и абилитационных навыков (с помощью других лиц) задолго до того, как наступает самостоятельное проживание.

Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Реализация мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, правильно организованный реабилитационный процесс будут способствовать достижению национальных целей развития в части повышения ожидаемой продолжительности жизни, которые лежат в основе национальных проектов в сфере демографического развития, входящих в их состав федеральных проектов, а также решению поставленных задач, в частности, по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, созданию условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.

Важной составляющей в оказании помощи инвалидам является своевременное обеспечение качественными техническими средствами реабилитации и их обновление. Для решения этой задачи на ежегодной основе ведется актуализация действующих национальных стандартов Российской Федерации в области реабилитационной индустрии. Реабилитационные мероприятия также предусмотрены для инвалидов с одновременным нарушением слуха и зрения.

Учитывая наличие импортозависимости реабилитационной индустрии от материалов и комплектующих, в настоящее время в сфере реализации Программы сохраняются ограничения в обеспечении техническими средствами реабилитации граждан.

(Абзац дополнительно включен с 11 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2024 года N 1331)

4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями


В рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" и ее целевого показателя "Увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни", определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2024 года N 1331. - См. предыдущую редакцию)

Продолжительность жизни - один из важнейших индикаторов качества жизни людей.

Меры по повышению ожидаемой продолжительности жизни в рамках Программы сконцентрированы на оказании адресной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации, развитие безбарьерной среды, создание условий для профессионального развития, а также развитие адаптивной физической культуры и спорта.

5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»