В соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года N 188 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 12 июля 2016 года N 296, от 7 апреля 2017 года N 123, от 21 ноября 2017 года N 492, от 8 февраля 2018 года N 50, от 26 июня 2018 года N 248, от 19 октября 2018 года N 441, от 26 марта 2019 года N 93, от 29 августа 2019 года N 341, от 8 ноября 2019 года N 438, от 27 декабря 2019 года N 517, от 30 декабря 2019 года N 519, от 14 июля 2020 года N 267, от 28 декабря 2020 года N 610).
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 188
1. В паспорте:
1) позицию "Соисполнители программы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители программы | Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края; Государственная ветеринарная служба Забайкальского края."; |
2) в позиции "Этапы и сроки реализации программы" цифры "2021" заменить цифрами "2024";
3) позицию "Объемы бюджетных ассигнований программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы бюджетных ассигнований программы | Общий объем финансирования программы составляет 2 885 278,25 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 94 976,00 тыс. рублей; 2015 год - 87 547,50 тыс. рублей; 2016 год - 86 630,20 тыс. рублей; 2017 год - 257 470,20 тыс. рублей; 2018 год - 189 723,90 тыс. рублей; 2019 год - 659 398,46 тыс. рублей; 2020 год - 551 358,10 тыс. рублей; 2021 год - 359 761,20 тыс. рублей; 2022 год - 331 300,10 тыс. рублей; 2023 год - 133 556,30 тыс. рублей; 2024 год - 133 556,30 тыс. рублей; из них: за счет средств бюджета Забайкальского края - 2 084 218,63 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 94 976,00 тыс. рублей; 2015 год - 87 547,50 тыс. рублей; 2016 год - 86 630,20 тыс. рублей; 2017 год - 139 161,10 тыс. рублей; 2018 год - 143 436,70 тыс. рублей; 2019 год - 634 401,53 тыс. рублей; 2020 год - 433 691,51 тыс. рублей; 2021 год - 141 811,40 тыс. рублей; 2022 год - 108 866,90 тыс. рублей; 2023 год - 106 847,90 тыс. рублей; 2024 год - 106 847,90 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета - 801 059,59 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,00 тыс. рублей; 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 0,00 тыс. рублей; 2017 год - 118 309,10 тыс. рублей; 2018 год - 46 287,20 тыс. рублей; 2019 год - 24 996,90 тыс. рублей; 2020 год - 117 666,59 тыс. рублей; 2021 год - 217 949,80 тыс. рублей; 2022 год - 222 433,20 тыс. рублей; 2023 год - 26 708,40 тыс. рублей; 2024 год - 26 708,40 тыс. рублей; за счет средств местного бюджета - 0,00 тыс. рублей. Привлечение внебюджетных источников финансирования на реализацию программы планируется в объеме 58 160,47 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,00 тыс. рублей; 2015 год - 0,00 тыс. рублей; 2016 год - 0,00 тыс. рублей; 2017 год - 13 697,00 тыс. рублей; 2018 год - 7 575,47 тыс. рублей; 2019 год - 36 888,00 тыс. рублей; 2020 год - 0,00 тыс. рублей; 2021 год - 0,00 тыс. рублей; 2022 год - 0,00 тыс. рублей; 2023 год - 0,00 тыс. рублей; 2024 год - 0,00 тыс. рублей."; |
4) в позиции "Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы":
а) в абзаце первом цифры "9,5" заменить цифрами "10,5";
б) в абзаце третьем цифры "59" заменить цифрами "40".
2. Раздел 1 "Характеристика текущего состояния в сфере охраны окружающей среды Забайкальского края" изложить в следующей редакции:
"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Уникальность Забайкальского края заключается в том, что на его территории сочетается большое количество экосистем различных типов: от тундры на севере региона до лесостепи на юге. Вместе с тем регион является одним из крупных индустриальных центров Восточной Сибири с большой долей добывающей промышленности, что обусловливает наличие вредного воздействия на природную среду.
В результате негативного антропогенного воздействия на природные комплексы (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвенный покров) происходит значительное нарушение окружающей среды.
30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы государственной политики), распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 2423-р утвержден план действий по реализации Основ государственной политики.
Президентом Российской Федерации принят Указ от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ). Во исполнение пункта 7 Указа президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 16) утвержден паспорт национального проекта "Экология". Протоколом заседания Проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21 декабря 2018 года N 3 утверждены паспорта федеральных проектов "Сохранение озера Байкал", "Чистый воздух", "Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов", "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами". Распоряжением Губернатора Забайкальского края от 14 декабря 2018 года N 497-р утверждены паспорта региональных проектов "Сохранение озера Байкал (Забайкальский край)", "Чистый воздух (Забайкальский край)", "Чистая страна (Забайкальский край)", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (Забайкальский край)".
В развитие государственной политики на территории Забайкальского края продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и реализация мероприятий по экологической безопасности.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 9 июля 2013 года N 374-р одобрены Основные направления экологической политики Забайкальского края на период до 2030 года, распоряжением Губернатора Забайкальского края от 17 декабря 2013 года N 609-р утвержден План действий по реализации Основных направлений экологической политики Забайкальского края на период до 2030 года.
В целях стабилизации экологической обстановки по сбросу неочищенных сточных вод предложения по строительству и реконструкции очистных сооружений в населенных пунктах Забайкальского края вошли в федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 847, государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Забайкальского края и не принадлежащим к объектам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществляется ФГБУ "Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Забайкальское УГМС") в 3 населенных пунктах Забайкальского края (городах Чита, Петровск-Забайкальский и Краснокаменск) на 7 стационарных станциях наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, 3 из которых работают в автоматическом режиме (АСК-А).
Результаты наблюдений ежегодно свидетельствуют о том, что уровень загрязнения атмосферного воздуха городов Забайкальского края продолжает оставаться довольно высоким.
Государственный мониторинг загрязнения поверхностных водных объектов по гидрохимическим показателям на территории Забайкальского края также осуществляется ФГБУ "Забайкальское УГМС" на 30 реках и 1 озере, в 45 пунктах (55 створах).
Комплексная оценка качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям ежегодно показывает результаты, в соответствии с которыми поверхностные водные объекты Забайкальского края относятся к загрязненным и очень загрязненным, к грязным и слабо загрязненным.
По-прежнему остается сложной в Забайкальском крае ситуация с отходами различных видов и происхождения.
Принят Закон Забайкальского края от 23 декабря 2009 года N 327-ЗЗК "Об отходах производства и потребления", распоряжением Правительства Забайкальского края от 14 февраля 2017 года N 64-р одобрена Концепция обращения с отходами производства и потребления в Забайкальском крае на 2016 - 2026 годы, проводятся заседания межведомственной комиссии по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления Забайкальского края.
В соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, постановлением Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 года N 430 утверждена территориальная схема обращения с ТКО Забайкальского края.
Забайкальский край перешел на новую систему обращения с ТКО с 1 января 2020 года.
Особую тревогу вызывает ситуация с накопленным значительным количеством отходов горнодобывающей промышленности (хвосты обогащения и хвостохранилища, отвалы пустых пород и забалансовых руд), которые представляют основную экологическую опасность для окружающей среды и населения.
Эти отходы образовались в результате деятельности предприятий, которые были ликвидированы в 1990-е годы по причине банкротства, истощения запасов месторождений, отсутствия спроса на конечный продукт на рынке.
Государственной программой предусматривается консервация бесхозяйных хвостохранилищ, так как содержание полезных компонентов в отходах иногда выше, чем в недрах отрабатываемых ныне месторождений.
Одним из важнейших путей решения проблем рационального природопользования является создание региональной сети ООПТ, которые эффективно способствуют сохранению генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также оптимизации среды проживания населения.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ относятся к объектам общественного достояния. Они служат для охраны и одновременно рационального использования уникальных и типичных природных объектов и комплексов в целях их сохранения.
Уникально биологическое разнообразие Забайкальского края, включающее более 1000 видов сосудистых растений, около 100 видов млекопитающих (9 видов в Красной книге Российской Федерации и 3 вида - в Красном списке Международного союза охраны природы), 380 видов птиц (включая залетных и пролетных), 7 видов рептилий, 5 видов земноводных, более 50 видов рыб (4 вида - в Красной книге Российской Федерации).
Разнообразие природных комплексов и объектов, нуждающихся в особой охране, рост интенсивности хозяйственной деятельности в Забайкальском крае и ее влияния на состояние существующей системы ООПТ, высокая антропогенная нагрузка и развитие неорганизованной рекреации на ООПТ требуют комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития инфраструктуры, регламентации рекреационной деятельности и использования рекреационного потенциала.
Практически все типы ландшафтов, представленных в Восточном Забайкалье, в той или иной степени подверглись антропогенному влиянию. Это связано с достаточно длительной историей хозяйствования человека в регионе и с тем, что доминирующую роль в структуре производства играют ресурсоемкие отрасли. С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких как освоение юго-востока Забайкальского края, месторождений Удокана, а также с деятельностью других промышленных объектов в крае, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному негативному воздействию. В регионе создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. Для решения проблемы необходимо совершенствование условий функционирования ООПТ, в том числе рекреационной и просветительской деятельности в природоохранной сфере.
Состояние окружающей среды на территории Забайкальского края оценивается как удовлетворительное.
Вместе с тем динамика основных экологических показателей развития Забайкальского края показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду по суммарным выбросам в атмосферу от стационарных источников, объемам образования отходов, превышение предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) ряда опасных веществ в сбрасываемых сточных водах, сокращение видового биологического разнообразия.
Западная часть Забайкальского края расположена в бассейне озера Байкал и принадлежит Байкальской природной территории. В связи с особым статусом озера Байкал для Байкальской природной территории установлен особый режим природопользования, регламентируемый Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Однако в настоящее время из-за отсутствия системы очистных сооружений и полигонов ТКО в крупных населенных пунктах Забайкальского края, расположенных в бассейне озера Байкал, невозможно решение задач охраны уникальной экосистемы озера Байкал. В целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности в водосборной площади озера Байкал и обеспечения экологической безопасности водных объектов Байкальской природной территории необходимо создание сети очистных сооружений, а также строительство полигонов для размещения ТКО.
В Забайкальском крае, как и в Российской Федерации, проблема санитарной очистки территории от опасных биологических отходов приобретает все большую остроту в связи с возникновением многоукладных форм ведения животноводства, сопровождающихся в ряде случаев ухудшением ветеринарно-санитарных условий содержания сельскохозяйственных и домашних животных, ростом числа бродячих и безнадзорных животных, увеличением количества инфицированного лабораторного материала, выявлением некачественной продовольственной продукции, превращающейся в ветеринарные конфискаты.
Проблема утилизации и уничтожения биологических отходов является составляющей ветеринарно-санитарного благополучия территории края по инфекционным и паразитарным заболеваниям и предполагает участие субъекта Российской Федерации в финансировании мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".