ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2012 года N 847

О федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы"

(с изменениями на 26 мая 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1295 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2014).

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1535 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, N 0001201501040027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года N 1366 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.11.2017, N 0001201711150008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 года N 1508 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.12.2017, N 0001201712120003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2018 года N 296 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.03.2018, N 0001201803200016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2020 года N 749 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.05.2020, N 0001202005270013).

____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы".

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовить до 1 апреля 2013 г. предложения по корректировке (с учетом проведенных проектно-изыскательских работ) объемов финансового обеспечения мероприятий по ликвидации и утилизации накопленных отходов в результате деятельности открытого акционерного общества "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат".

3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

     УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 августа 2012 года N 847

     

Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы"

(с изменениями на 26 мая 2020 года)

     

Паспорт Федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 1274-р

Государственные заказчики Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1295. - См. предыдущую редакцию)

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Цели Программы

-

охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов

Задачи Программы

-

сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории;

снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;

повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;

сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории; развитие государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;

развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории (процентов);

снижение общей площади территории Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и
экстремально высокому загрязнению (процентов);

сокращение объемов непереработанных и не размещенных на полигонах отходов (процентов);

отношение количества посещений особо охраняемых природных территорий к их рекреационной емкости (процентов);

отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров (гектаров);

доля видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации
(процентов);

количество выпускаемых водных биологических ресурсов (млн. штук);

охват Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений за счет использования информации уполномоченных государственных органов (процентов);

доля протяженности построенных сооружений инженерной защиты в общей протяженности берегов, нуждающихся в строительстве таких сооружений (процентов)

(Позиция в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года N 1366. - См. предыдущую редакцию)

Сроки и этапы реализации Программы

-

2012-2020 годы:

первый этап - 2012-2015 годы;

второй этап - 2016-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы на 2012-2020 годы в ценах соответствующих лет составляет 32765 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 26946,7 млн. рублей (82,2 процента), из них: капитальные вложения - 14227,1 млн. рублей, из них:

капитальные вложения (субсидии на осуществление капитальных вложений, в том числе на проектные и изыскательские работы) - 1672,8 млн. рублей;

прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения, выполняемые по договорам на проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 350,7 млн. рублей;

прочие нужды - 12368,9 млн. рублей;

за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 3875,8 млн. рублей (11,8 процента);

за счет средств внебюджетных источников - 1942,5 млн. рублей (5,9 процента)

(Позиция в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года N 1366. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

существенное сокращение поступления в акваторию озера Байкал загрязненных сточных вод - до 42,1 процента к 2020 году по сравнению с 2010 годом;

реабилитация 78,3 процента Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремально высокому загрязнению;

решение проблемы нерегулируемого накопления отходов - до 80 процентов отходов к 2020 году будет перерабатываться и размещаться на оборудованных полигонах;

повышение вклада системы особо охраняемых природных территорий в сохранение природного потенциала Байкальской природной территории и оптимизация рекреационной нагрузки на природные системы;

повышение эффективности противопожарных мероприятий на Байкальской природной территории;

сохранение доли видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и сохраняемых на особо охраняемых природных территориях Байкальской природной территории, в общем количестве видов растений и животных в Красной книге Российской Федерации на уровне 13,6 процента;

увеличение количества выпускаемых водных биологических ресурсов до 403,2 млн. штук

обеспечение защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций;

совершенствование государственного экологического мониторинга, обеспечивающего высокую достоверность, оперативность и полноту сведений

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1535; в редакции, введенной в действие с 23 ноября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2017 года N 1366. - См. предыдущую редакцию)

     

     

     

          I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Анализ основных показателей, характеризующих антропогенное воздействие на Байкальскую природную территорию в целом и непосредственно на озеро Байкал, свидетельствует об усилении негативного антропогенного воздействия на уникальный природный комплекс.

В 2008 году объем негативного воздействия на Байкальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характеризовался следующими показателями:

Иркутская область - выбросы составили 391,5 тыс. тонн, сбросы - 30,1 млн. куб. метров, образование отходов - 275,7 тыс. тонн;

Республика Бурятия - выбросы составили 117,6 тыс. тонн, сбросы - 495,4 млн. куб. метров, образование отходов - 11712 тыс. тонн;

Забайкальский край - выбросы составили 10,9 тыс. тонн, сбросы - 1,3 млн. куб. метров, образование отходов - 366,6 тыс. тонн.

В 2008 году темпы прироста указанных показателей (по сравнению с 2007 годом) резко возросли и составили:

выбросы - 17,9 процента;

сбросы - 17,5 процента;

образование отходов - 4,5 процента.

Ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов. При этом остро стоит проблема их размещения: отсутствуют полигоны для размещения отходов или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.

Только небольшая часть накапливающихся отходов производства подвергается утилизации. Так, к концу 2008 года на территории г.Улан-Удэ образовалось 366,78 тыс. тонн отходов (в 2007 году - 342,573 тыс. тонн), из них утилизировано 2,402 тыс. тонн (в 2007 году - 51,213 тыс. тонн).

Серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют как текущая хозяйственная деятельность промышленных предприятий, так и промышленные отходы, оставшиеся после ликвидации ряда производств.

Вдоль побережья озера Байкал находится большое количество локальных участков массового туризма и отдыха, характеризующихся постоянно растущим потоком туристов. Рекреационное использование озера Байкал с учетом природоохранных требований обусловливает необходимость развития инфраструктуры организованного туризма и отдыха на побережье озера.

Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.

Система государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал не обеспечивает получения полной, своевременной и достоверной информации о состоянии компонентов природной среды.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления.

Задача сохранения уникального озера, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

Существующие проблемы на Байкальской природной территории требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь целей и задач, комплексный характер и единые подходы к решению имеющихся проблем.

Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" (далее - Программа) предусматривает комплекс мер по проведению оценки экологического состояния территорий, разработке и реализации механизмов государственной поддержки работ по сокращению и ликвидации экологического ущерба, нанесенного в результате прошлой хозяйственной деятельности, а также по развитию системы особо охраняемых природных территорий федерального значения и др.

Сохранение уникальной экосистемы озера Байкал, безусловно, является государственной задачей, поэтому основной объем финансирования Программы предполагается осуществить за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

При выборе программного механизма государственного финансирования для обеспечения охраны озера Байкал и Байкальской природной территории были рассмотрены 2 сценария достижения цели, предусматривающие различную степень охвата программными мероприятиями решаемых задач:

реализация наиболее значимых проектов на Байкальской природной территории;

осуществление большого комплекса мероприятий, различных по значимости, но более полно охватывающих проблемную область.

Анализ преимуществ и недостатков различных вариантов реализации Программы и ее финансового обеспечения выявил целесообразность выбора первого сценария, предполагающего меньший объем затрат на реализацию природоохранных мероприятий при сохранении высоких показателей эффективности Программы.

При этом к основным рискам реализации программных мероприятий следует отнести риски исполнения бюджетами субъектов Российской Федерации принимаемых в рамках Программы расходных обязательств, а также степень готовности реализации отдельных проектов к установленным срокам.

II. Цель и основные задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели  


Целью Программы является охрана озера Байкал и защита Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

сокращение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Байкальской природной территории;

снижение уровня загрязненности отходами Байкальской природной территории, в том числе обеспечение восстановления территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению;

повышение эффективности использования рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий;

сохранение и воспроизводство биологических ресурсов Байкальской природной территории;

развитие государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории;

развитие системы защиты берегов озера Байкал, рек и иных водоемов Байкальской природной территории.

Реализацию Программы планируется осуществить в 2012-2020 годах в 2 этапа.

На I этапе (2012-2015 годы) будут реализованы наиболее приоритетные мероприятия. В результате выполнения I этапа будут выработаны подходы для реализации природоохранных мероприятий.

На II этапе (2016-2020 годы) предстоит завершить начатые на предыдущем этапе приоритетные проекты, а также существенно расширить охват экологическими мероприятиями Байкальской природной территории, обеспечив достижение целевых показателей Программы.

Целевые индикаторы Программы представлены в приложении N 1.

Методика сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей реализации Программы приведена в приложении N 2.

Досрочное прекращение реализации Программы может быть осуществлено по решению Правительства Российской Федерации в случае изменения приоритетов при решении общегосударственных задач, а также при неэффективном управлении Программой.

III. Мероприятия Программы  


Мероприятия Программы сформированы государственным заказчиком - координатором Программы на основе предложений, представленных в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, расположенными на Байкальской природной территории.

Выбор мероприятий для включения в Программу осуществлялся государственным заказчиком - координатором Программы исходя из поставленной цели и необходимости решения задач по ее достижению с учетом прогнозного объема финансирования Программы и сроков ее реализации.

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.

Программой предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов соответственно по следующим направлениям деятельности:

строительство (реконструкция) объектов по управлению отходами (полигоны твердых бытовых отходов, мусоросортировочные и мусороперегрузочные станции);

строительство инженерных сооружений и берегоукрепление для защиты от затопления паводковыми водами населенных пунктов и объектов экономики;

строительство (модернизация) канализационных очистных сооружений.

В Программе распределение субсидий приведено по категориям указанных объектов.

Абзац утратил силу с 28 марта 2018 года - постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2018 года N 296. - См. предыдущую редакцию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»