ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 года N 492
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 188
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, постановлением Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80 "О структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края", учитывая постановление Правительства Забайкальского края от 6 октября 2016 года N 395 "О некоторых мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года N 80", в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года N 188 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 12 июля 2016 года N 296, от 7 апреля 2017 года N 123).
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
Д.В.КОЧЕРГИН
Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 21 ноября 2017 года N 492
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 188
Государственную программу Забайкальского края "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года N 188, изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 10 апреля 2014 года N 188
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 21 ноября 2017 года N 492)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство природных ресурсов Забайкальского края. |
Соисполнители программы | Министерство сельского хозяйства Забайкальского края; Министерство территориального развития Забайкальского края. |
Подпрограммы программы | "Развитие особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае"; "Совершенствование охраны компонентов окружающей среды"; "Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов Забайкальского края"; "Обеспечение реализации государственной программы". |
Цели программы | Обеспечение охраны комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания. |
Задачи программы | Совершенствование государственного управления системой особо охраняемых природных территорий регионального значения; предупреждение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду; создание условий для эффективного и устойчивого развития охотничьего хозяйства Забайкальского края, обеспечивающего сохранение биологического разнообразия, увеличение темпов воспроизводства и рациональное использование охотничьих ресурсов на территории края; создание организационных условий для реализации государственной программы Забайкальского края "Охрана окружающей среды" (далее - государственная программа). |
Этапы и сроки реализации программы | Государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах. Этапы реализации программы не выделяются. |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Потребность в финансировании мероприятий государственной программы за счет всех источников составляет 3 703 292,6 тыс. рублей, в том числе средства краевого бюджета - 909 642,9 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 94 976,0 тыс. рублей; 2015 год - 87 547,5 тыс. рублей; 2016 год - 86 630,2 тыс. рублей; 2017 год - 139 161,1 тыс. рублей; 2018 год - 161 645,8 тыс. рублей; 2019 год - 124 811,8 тыс. рублей; 2020 год - 214 870,5 тыс. рублей. Привлечение средств федерального бюджета планируется в объеме 1 109 340,7 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 0 тыс. рублей; 2015 год - 0 тыс. рублей; 2016 год - 0 тыс. рублей; 2017 год - 118 309,1 тыс. рублей; 2018 год - 32 409,5 тыс. рублей; 2019 год - 24 224,9 тыс. рублей; 2020 год - 934 397,2 тыс. рублей. Объемы финансирования из федерального и краевого бюджетов, предусмотренные государственной программой, подлежат корректировке в соответствии с лимитами средств федерального и краевого бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период. Привлечение средств внебюджетных источников планируется в объеме 1 684 309,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 0 тыс. рублей; 2015 год - 0 тыс. рублей; 2016 год - 0 тыс. рублей; 2017 год - 402 206,0 тыс. рублей; 2018 год - 454 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 422 103,0 тыс. рублей; 2020 год - 406 000,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы | Доля площади территории края, занятой особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ), в общей площади территории Забайкальского края - 9,15%. Доля утилизации образовавшихся отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, - 50%. Доля площади закрепленных охотничьих угодий к общей площади охотничьих угодий Забайкальского края - 70%. Количество приобретенных установок для утилизации биологических отходов - крематоров - 10 единиц. |
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Уникальность Забайкальского края заключается в том, что на его территории сочетается большое количество экосистем различных типов: от тундры на севере региона до лесостепи на юге. Вместе с тем регион является одним из крупных индустриальных центров Восточной Сибири с большой долей добывающей промышленности, что обусловливает наличие вредного воздействия на природную среду.
В результате негативного антропогенного воздействия на природные комплексы (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвенный покров) происходит значительное нарушение окружающей среды.
30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы государственной политики), распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 2423-р утвержден план действий по реализации Основ государственной политики.
В развитии государственной политики на территории Забайкальского края продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и реализация мероприятий по экологической безопасности.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 9 июля 2013 года N 374-р одобрены Основные направления экологической политики Забайкальского края на период до 2030 года, распоряжением Губернатора Забайкальского края от 17 декабря 2013 года N 609-р утвержден План действий по реализации Основных направлений экологической политики Забайкальского края на период до 2030 года.
В целях стабилизации экологической обстановки по сбросу неочищенных сточных вод предложения по строительству и реконструкции очистных сооружений в населенных пунктах Забайкальского края вошли в федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 847, государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Забайкальского края и не принадлежащим к объектам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В 2016 году мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществлялся ФГБУ "Забайкальское УГМС" в 3 населенных пунктах Забайкальского края (гг. Чита, Петровск-Забайкальский и Краснокаменск) на 7 стационарных станциях наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, 3 из которых работают в автоматическом режиме (АСК-А).
Результаты наблюдений в 2016 году свидетельствуют о том, что уровень загрязнения атмосферного воздуха городов Забайкальского края продолжает оставаться довольно высоким. Основные показатели состояния загрязнения атмосферы по городам края следующие: наиболее высоким средним уровнем загрязнения атмосферы характеризуется г. Чита, где среднегодовое содержание бенз(а)пирена составило 9 ПДК, а также г. Петровск-Забайкальский - концентрация бенз(а)пирена достигала почти 7 ПДК, что обусловлено значительным количеством выбросов в атмосферу и частой повторяемостью метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания загрязняющих веществ.
В соответствии с Порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на официальном сайте Министерства природных ресурсов Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация о неблагоприятных метеорологических условиях рассеивания.
В 2016 году государственный мониторинг за загрязнением поверхностных водных объектов по гидрохимическим показателям на территории Забайкальского края осуществлялся ФГБУ "Забайкальское УГМС" на 30 реках и 1 озере, в 44 пунктах (54 створах).
Комплексная оценка качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям 31 водного объекта Забайкальского края показала следующие результаты: в 2016 году к загрязненным и очень загрязненным отнесены 25 водных объектов, или 81% (в 2015 году - 16, или 57%); к грязным - 5, или 16% (в 2015 году - 12, или 43%), слабо загрязненным - 1, или 3% (в 2015 году - не отмечено).
По сравнению с 2015 годом забор воды в 2016 году практически не изменился (отклонение составило менее 1%).
Объем использования свежей воды в 2016 году составил 231,08 млн. м(3), оставшись на уровне 2015 года.
Суммарный объем сбрасываемых сточных вод в поверхностные водные объекты также сохранился на уровне 2015 года и составил в 2016 году 201,95 млн. м(3).
Объем загрязненных сточных вод по Забайкальскому краю, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, снизился на 4% и составил в отчетном году 34,18 млн. м(3).
Мощность очистных сооружений в 2016 году составила 88,76 млн. м(3), в 2015 году - 91,19 млн. м(3), снижение мощности составляет 3%. Причина - завершение разработки участков золотодобычи. Вводов мощностей новых очистных сооружений коммунальных стоков в 2016 году не было.
По-прежнему остается сложной в Забайкальском крае ситуация с отходами различных видов и происхождения.
Принят Закон Забайкальского края от 16 декабря 2009 года N 327-ЗЗК "Об отходах производства и потребления", распоряжением Правительства Забайкальского края от 14 февраля 2017 года N 64-р одобрена Концепция обращения с отходами производства и потребления в Забайкальском крае на 2016 - 2026 годы, проводятся заседания межведомственной комиссии по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления Забайкальского края.
В крае насчитывается более 1500 санкционированных и стихийных свалок общей площадью около 4,5 тыс. га. В соответствии с действующим законодательством эксплуатация свалок является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства.
По сравнению с 2014 годом наблюдается увеличение количества образовавшихся отходов, которое связано с ростом отходов вскрыши предприятий горнодобывающей промышленности и увеличением количества отчитывающихся предприятий.
При этом в крае практически отсутствует утилизация отходов. В соответствии с данными государственной статистики только 0,7% учтенных образующихся отходов используется. Однако из-за отсутствия единой системы учета образующихся отходов, в том числе твердых коммунальных, у федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края в настоящее время отсутствует единый подход к мониторингу образующихся отходов жилого сектора. Данные отходы являются неучтенными и вывозятся на санкционированные свалки без предварительной обработки, а также размещаются собственниками отходов в виде стихийных свалок и навалов мусора. Таким образом, удельный вес утилизированных эффективными способами и методами отходов практически сводится к нулю.
На территории края становятся массовыми стихийные свалки мусора, возникающие по обочинам дорог, на территориях городов, поселков, сел, - все это ухудшает качественное состояние земель.
Согласно данным Государственного реестра объектов размещения отходов на территории Забайкальского края действуют два полигона твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО):
ведомственный полигон ТКО ЗАО "Александровский рудник";
полигон ТКО ООО "Автохозяйство технологического транспорта" (г. Краснокаменск).
Разработана и утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2016 года N 425 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Забайкальского края (далее - Территориальная схема).
В основу Территориальной схемы положен механизм управления региональной системой управления с отходами, основанный на зонировании территории края по принципу отнесения нескольких муниципальных районов или городских округов к административно-производственным округам (АПО).
Территория Забайкальского края разделена на 7 АПО, каждый из которых представляет собой территорию, на которой образуются твердые коммунальные отходы, перемещение которых целесообразно и экономически обоснованно осуществлять на один конечный объект размещения твердых коммунальных отходов:
АПО-1: городские округа "Город Петровск-Забайкальский", ЗАТО п. Горный, муниципальные районы "Петровск-Забайкальский район", "Красночикойский район", "Хилокский район", "Улётовский район";
АПО-2: городской округ "Город Чита", муниципальные районы "Читинский район", "Карымский район";
АПО-3: городской округ "Поселок Агинское", муниципальные районы "Кыринский район", "Акшинский район", "Дульдургинский район", "Агинский район", "Могойтуйский район", "Ононский район", "Оловяннинский район";
АПО-4: муниципальные районы "Шилкинский район", "Балейский район", "Нерчинский район", "Тунгокоченский район", "Шелопугинский район";
АПО-5: муниципальные районы "Борзинский район", "Забайкальский район", "Александрово-Заводский район", "Город Краснокаменск и Краснокаменский район", "Приаргунский район", "Калганский район", "Нерчинско-Заводский район";
АПО-6: муниципальные районы "Чернышевский район", "Сретенский район", "Газимуро-Заводский район", "Могочинский район", "Тунгиро-Олёкминский район";
АПО-7: муниципальный район "Каларский район".
По АПО-1 планируется строительство полигона ТКО и мусоросортировочного комплекса в Петровск-Забайкальском и Хилокском районах, 2 мусоросортировочных станций в Красночикойском и Улётовском районах, а также 4 площадок временного накопления отходов в Красночикойском и Хилокском районах края.
По АПО-2 планируется строительство полигона ТКО совместно с мусоросортировочным комплексом в Читинском районе, 2 мусороперегрузочных станций в пгт Карымское и с. Иван-Озеро Читинского района, а также 2 площадок временного накопления отходов в с. Оленгуй и с. Ленинский Читинского района.
По АПО-3 планируется строительство полигона ТКО совместно с мусоросортировочным комплексом в Агинском районе, 6 мусороперегрузочных станций в с. Кыра, с. Акша, с. Дульдурга, пгт Могойтуй, с. Нижний Цасучей и пгт Оловянная.
По АПО-4 планируется строительство полигона ТКО совместно с мусоросортировочным комплексом в Шилкинском районе Забайкальского края, 4 мусороперегрузочных станций в с. Шелопугино, г. Балей, г. Нерчинск и пгт Вершино-Дарасунский, а также обустройство 7 площадок временного накопления отходов в селах Акима, Кыкер, Тунгокочен, Зеленое Озеро, Юмурчен, Красный Яр, Усть-Каренга Тунгокоченского района.
По АПО-5 планируется расширение полигона ТКО и строительства мусоросортировочного комплекса в г. Краснокаменск, 6 мусороперегрузочных станций в пгт Забайкальск, с. Александровский Завод, с. Нерчинский Завод, г. Борзя, с. Калга, пгт Приаргунск.
По АПО-6 планируется строительство полигона ТКО совместно с мусоросортировочным комплексом в пгт Чернышевск, 4 мусороперегрузочных станций в с. Газимурский Завод, г. Сретенск, пгт Усть-Карск Сретенского района и г. Могоча, а также обустройство 12 площадок временного накопления отходов в селах Усть-Начин, Большие Боты Сретенского района, селах Тупик, Гуля, Моклакан, Средняя Олёкма Тунгиро-Олёкминского района, селах Покровка, Итака Могочинского района и селах Будюмкан, Кактолга, Зерен, Курлея Газимуро-Заводского района.
По АПО-7 планируется строительство мусороперегрузочной станции в пгт Новая Чара Каларского района и обустройство 3 площадок временного накопления отходов в селах Средний Калар, Куанда, Неляты Каларского района. Твердые коммунальные отходы с АПО-7 планируется транспортировать железнодорожным транспортом до полигона ТКО г. Белогорск Амурской области.
Таким образом, Территориальной схемой рекомендуется строительство 7 полигонов для захоронения ТКО, организация 8 предприятий по сортировке и 29 площадок временного накопления ТКО, 25 мусороперегрузочных станций.
При разработке Территориальной схемы учтен приоритет утилизации и переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
Территориальной схемой планируется достижение к 2026 году следующих целевых показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО в Забайкальском крае:
доля ТКО, направляемых на захоронение, - до 79% от общей массы;
доля ТКО, использованных в качестве вторичного сырья, - не менее 21% от общей массы;
снижение количества ТКО, направляемых на захоронение, - с 61 тыс. 717,89 до 49 тыс. 356,63 тонн/год.
Территориальная схема разработана с учетом прогноза на срок до десяти лет (2026 год) и подлежит актуализации в соответствии с Требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, не реже одного раза в три года, а также в случае принятия Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нормативов накопления отходов - с учетом сезонности образования.