ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 2016 года N 296


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 188


В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края постановляет:


утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года N 188.


Временно исполняющая обязанности
Губернатора Забайкальского края
Н.Н.ЖДАНОВА






Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 12 июля 2016 года N 296

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 10 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 188


Государственную программу Забайкальского края "Охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 10 апреля 2014 года N 188, изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 10 апреля 2014 года N 188
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 12 июля 2016 года N 296)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Ответственный исполнитель программы

Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края.

Соисполнители программы

Государственная служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Забайкальского края;

Государственная ветеринарная служба Забайкальского края;

Министерство территориального развития Забайкальского края.

Подпрограммы программы

"Развитие особо охраняемых природных территорий в Забайкальском крае";

"Совершенствование охраны компонентов окружающей среды";

"Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов Забайкальского края";

"Обеспечение реализации государственной программы".

Цели программы

Обеспечение охраны комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущего поколений людей на благоприятную окружающую среду обитания.

Задачи программы

Совершенствование государственного управления системой особо охраняемых природных территорий регионального значения;

предупреждение и минимизация негативного воздействия на окружающую среду;

создание условий для эффективного и устойчивого развития охотничьего хозяйства Забайкальского края, обеспечивающего сохранение биологического разнообразия, увеличение темпов воспроизводства и рациональное использование охотничьих ресурсов на территории края;

создание организационных условий для реализации государственной программы Забайкальского края "Охрана окружающей среды" (далее - государственная программа).

Сроки и этапы реализации программы

Государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах.

Этапы реализации программы не выделяются.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Потребность в финансировании мероприятий государственной программы за счет всех источников составляет 1309327,6 тыс. рублей, в том числе средства краевого бюджета - 941227,6 тыс. рублей, из них по годам:

 2014 год - 92964,6 тыс. рублей;

 2015 год - 93015,0 тыс. рублей;

 2016 год - 87997,5 тыс. рублей;

 2017 год - 164319,9 тыс. рублей;

 2018 год - 176592,2 тыс. рублей;

 2019 год - 170178,2 тыс. рублей;

 2020 год - 156160,2 тыс. рублей.

Привлечение средств федерального бюджета планируется в объеме 364100,0 тыс. рублей, из них по годам:

 2014 год - 0 тыс. рублей;

 2015 год - 0 тыс. рублей;

 2016 год - 0 тыс. рублей;

 2017 год - 30000,0 тыс. рублей;

 2018 год - 81100,0 тыс. рублей;

 2019 год - 109600,0 тыс. рублей;

 2020 год - 143400,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования из федерального и краевого бюджетов, предусмотренные государственной программой, подлежат корректировке в соответствии с лимитами средств федерального и краевого бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период.

Привлечение средств внебюджетных источников планируется в объеме 4000,0 тыс. рублей, из них по годам:

 2014 год - 0 тыс. рублей;

 2015 год - 0 тыс. рублей;

 2016 год - 4000 тыс. рублей;

 2017 год - 0 тыс. рублей;

 2018 год - 0 тыс. рублей;

 2019 год - 0 тыс. рублей;

 2020 год - 0 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Доля площади территории края, занятой особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ), в общей площади территории Забайкальского края - 9,15%.

Доля утилизации образовавшихся отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, - 50%.

Доля площади закрепленных охотничьих угодий к общей площади охотничьих угодий Забайкальского края - 70%.

Количество приобретенных установок для утилизации биологических отходов - крематоров - 15 единиц.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ


Уникальность Забайкальского края заключается в том, что на его территории сочетается большое количество экосистем различных типов: от тундры на севере региона до лесостепи на юге. Вместе с тем регион является одним из крупных индустриальных центров Восточной Сибири с большой долей добывающей промышленности, что обусловливает наличие вредного воздействия на природную среду.

В результате негативного антропогенного воздействия на природные комплексы (атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвенный покров) происходит значительное нарушение окружающей среды.

30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы государственной политики), распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N 2423-р утвержден план действий по реализации Основ государственной политики.

В развитие государственной политики на территории Забайкальского края продолжаются работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и реализация мероприятий по экологической безопасности.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 9 июля 2013 года N 374-р одобрены Основные направления экологической политики Забайкальского края на период до 2030 года, распоряжением Губернатора Забайкальского края от 17 декабря 2013 года N 609-р утвержден План действий по реализации Основных направлений экологической политики Забайкальского края на период до 2030 года.

В целях стабилизации экологической обстановки по сбросу неочищенных сточных вод предложения по строительству и реконструкции очистных сооружений в населенных пунктах Забайкальского края вошли в федеральную целевую программу "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 847, государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Забайкальского края утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного и животного мира, занесенным в Красную книгу Забайкальского края и не принадлежащим к объектам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

В 2015 году мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществлялся ФГБУ "Забайкальское УГМС" в 3 населенных пунктах Забайкальского края (гг. Чита, Петровск-Забайкальский и Краснокаменск) на 7 стационарных станциях наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, 3 из которых работают в автоматическом режиме (АСК-А).

Результаты наблюдений в 2015 году свидетельствуют о том, что уровень загрязнения атмосферного воздуха городов Забайкальского края продолжает оставаться довольно высоким. Основные показатели состояния загрязнения атмосферы по городам края: наиболее высоким средним уровнем загрязнения атмосферы характеризуется г. Чита, где среднегодовое содержание бенз(а)пирена составило 11 ПДК, а также г. Петровск-Забайкальский - концентрация бенз(а)пирена достигала почти 5 ПДК, что обусловлено значительным количеством выбросов в атмосферу и частой повторяемостью метеорологических условий, неблагоприятных для рассеивания загрязняющих веществ.

В соответствии с Порядком проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на официальном сайте Министерства природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается информация о неблагоприятных метеорологических условиях рассеивания.

В 2015 году государственный мониторинг за загрязнением поверхностных водных объектов по гидрохимическим показателям на территории Забайкальского края осуществлялся ФГБУ "Забайкальское УГМС" на 27 реках и 1 озере, в 39 пунктах (49 створах).

Комплексная оценка качества поверхностных вод по гидрохимическим показателям 28 водных объектов Забайкальского края показала следующие результаты: в 2015 году к загрязненным и очень загрязненным отнесены 16 водных объектов, или 57% (в 2014 году - 21, или 60%); к грязным - 12, или 43% (в 2014 году - 11, или 31%), слабо загрязненных и экстремально грязных водных объектов в 2015 году не отмечено.

По сравнению с 2014 годом забор воды в 2015 году практически не изменился (отклонение составило менее 1%).

Объем использования свежей воды в 2015 году составил 226,84 млн. м(3) против 233,05 млн. м(3) в 2014 году (снижение на 3%).

Суммарный объем сбрасываемых сточных вод в поверхностные водные объекты по сравнению с 2014 годом увеличился на 2%, со 194,67 млн. м(3) в 2014 году до 198,62 млн. м(3) в 2015 году.

Объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, составил в отчетном году 79,97 млн. м(3), что больше уровня прошлого года на 3%.

Мощность очистных сооружений в 2015 году составила 85 млн. м(3), в 2014 году - 106,06 млн. м(3), снижение мощности составляет 20%. Причина - завершение ООО "Витимгеопром" разработки пяти участков золотодобычи. Вводов мощностей новых очистных сооружений коммунальных стоков в 2015 году не было. Всего в Амурском бассейне по Забайкальскому краю очистные сооружения перед сбросом в поверхностные водные объекты имеют 45 предприятий из числа отчитавшихся по форме федерального статистического наблюдения N 2-тп (водхоз), из них 28 являются предприятиями золотодобычи.

По-прежнему остается сложной в Забайкальском крае ситуация с отходами различных видов и происхождения.

Принят Закон Забайкальского края от 16 декабря 2009 года N 327-ЗЗК "Об отходах производства и потребления", распоряжением Правительства Забайкальского края от 23 октября 2012 года N 523-р одобрена Концепция обращения с отходами производства и потребления в Забайкальском крае на 2013 - 2020 годы, проводятся заседания межведомственной комиссии по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления Забайкальского края.

В крае насчитывается более 1500 санкционированных и стихийных свалок общей площадью около 4,5 тыс. га. В соответствии с действующим законодательством эксплуатация свалок является нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства.

По сравнению с 2014 годом наблюдается увеличение количества образовавшихся отходов, которое связано с ростом отходов вскрыши предприятий горнодобывающей промышленности и увеличением количества отчитывающихся предприятий.

При этом в крае практически отсутствует утилизация отходов. В соответствии с данными государственной статистики только 0,7% учтенных образующихся отходов используется. Однако из-за отсутствия единой системы учета образующихся отходов, в том числе твердых коммунальных, у федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в настоящее время отсутствует единый подход к мониторингу образующихся отходов жилого сектора. Данные отходы являются неучтенными и вывозятся на санкционированные свалки без предварительной обработки, а также размещаются собственниками отходов в виде стихийных свалок и навалов мусора. Таким образом, удельный вес утилизированных эффективными способами и методами отходов практически сводится к нулю.

На территории края становятся массовыми стихийные свалки мусора, возникающие по обочинам дорог, на территориях городов, поселков, сел - все это ухудшает качественное состояние земель.

В настоящее время на территории Забайкальского края отсутствуют специализированные полигоны захоронения твердых коммунальных отходов.

Особую тревогу вызывает ситуация с накопленным значительным количеством отходов горнодобывающей промышленности (хвосты обогащения и хвостохранилища, отвалы пустых пород и забалансовых руд), которые представляют основную экологическую опасность для окружающей среды и населения.

Эти отходы образовались в результате деятельности предприятий, которые были ликвидированы в 1990-е годы по причине банкротства, истощения запасов месторождений, отсутствия спроса на конечный продукт на рынке.

Государственной программой предусматривается консервация 9 бесхозяйных хвостохранилищ, так как содержание полезных компонентов в отходах иногда выше, чем в недрах отрабатываемых ныне месторождений.

Причиной загрязнения тяжелыми металлами и фторидами территорий стала хозяйственная деятельность Дарасунского рудника и рудника Верх-Усуглинский. После ликвидации Дарасунского рудника многолетними источниками техногенного загрязнения селитебной площади пгт. Вершино-Дарасунский являются хвостохранилище и огаркохранилище обогатительной фабрики Дарасунского рудника, отвалы пустых пород, пульпопровод и шахтные воды, сбрасываемые в ручей Узур-Малахай. Многолетними источниками техногенного загрязнения площади с. Верх-Усугли являются хвостохранилище, территория обогатительной фабрики, отвалы пород, пульпопровод, связывающий обогатительную фабрику с хвостохранилищем.

Для проведения рекультивации предлагаются 2 объекта в Тунгокоченском районе Забайкальского края: почвы территории пгт. Вершино-Дарасунский, загрязненные тяжелыми металлами в результате пыления хвостохранилища обогатительной фабрики Дарасунского рудника, и почвы территории с. Верх-Усугли, загрязненные тяжелыми металлами и фторидами в результате хозяйственной деятельности рудника Верх-Усуглинский.

В эколого-экономическом аспекте эффективность реализации мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба будет достигнута за счет снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду; сокращения площади земель, загрязненных отходами; улучшения экологической обстановки.

Одним из важнейших путей решения проблем рационального природопользования является создание региональной сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которые эффективно способствуют сохранению генофонда живых организмов, естественных экосистем и ландшафтов, а также оптимизации среды проживания населения.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ относятся к объектам общественного достояния. Они служат для охраны и одновременно рационального использования уникальных и типичных природных объектов и комплексов в целях их сохранения.

Уникально биологическое разнообразие Забайкальского края, включающее более 1000 видов сосудистых растений, около 100 видов млекопитающих (9 видов в Красной книге Российской Федерации и 3 вида - в Красном списке Международного союза охраны природы), 380 видов птиц (включая залетных и пролетных), 7 видов рептилий, 5 видов земноводных, более 50 видов рыб (4 вида - в Красной книге Российской Федерации).

Разнообразие природных комплексов и объектов, нуждающихся в особой охране, рост интенсивности хозяйственной деятельности в Забайкальском крае и ее влияния на состояние существующей системы ООПТ, высокая антропогенная нагрузка и развитие неорганизованной рекреации на ООПТ требуют комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития инфраструктуры, регламентации рекреационной деятельности и использования рекреационного потенциала.

Практически все типы ландшафтов, представленных в Восточном Забайкалье, в той или иной степени подверглись антропогенному влиянию. Это связано с достаточно длительной историей хозяйствования человека в регионе и с тем, что доминирующую роль в структуре производства играют ресурсоемкие отрасли. С усилением техногенного воздействия, связанного с реализацией крупномасштабных проектов, таких как освоение юго-востока Забайкальского края, месторождений Удокана, а также с деятельностью других промышленных объектов в крае, возрастает антропогенное влияние на природные комплексы. На территориях, непосредственно задействованных промышленным освоением, и прилегающих к ним местностях животный мир и среда его обитания подвергаются усиленному негативному воздействию. В регионе создалась критическая ситуация с охраной некоторых наиболее редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания. Для решения проблемы необходимо совершенствование условий функционирования ООПТ, в том числе рекреационной и просветительской деятельности в природоохранной сфере.

Природно-заповедный фонд ООПТ Забайкальского края в настоящее время включает 89 ООПТ разных категорий, в том числе 82 - регионального значения. ООПТ в Забайкальском крае занимают 6,0% от общей площади края, что по международным стандартам в 3 раза ниже минимума. Кроме того, на территории края самый низкий процент наличия ООПТ среди сибирских и дальневосточных регионов. Следует констатировать, что сеть ООПТ в регионе нерепрезентативна, т.е. в охраняемых территориях не представлены в достаточной мере экосистемы разных природных зон. Размещение ООПТ в крае также неравномерно. В основном они сосредоточены в центральных, южных, западных районах Забайкальского края, в то время как на севере Забайкалья образованы только памятники природы. В силу этого существующая сеть ООПТ в Забайкальском крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи. Для Забайкальского края, учитывая его пограничный статус, система ООПТ должна также предусматривать ее развитие как части трансграничной системы охраняемых природных территорий.

Состояние окружающей среды на территории Забайкальского края оценивается как удовлетворительное.

Вместе с тем динамика основных экологических показателей развития Забайкальского края показывает увеличение негативного воздействия на окружающую среду по суммарным выбросам в атмосферу от стационарных источников, объемам образования отходов, превышению предельно допустимых концентраций ряда опасных веществ в сбрасываемых сточных водах, сокращению видового биологического разнообразия.

Западная часть Забайкальского края расположена в бассейне озера Байкал и принадлежит Байкальской природной территории. В связи с особым статусом озера Байкал для Байкальской природной территории установлен особый режим природопользования, регламентируемый Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Однако в настоящее время из-за отсутствия системы очистных сооружений и полигонов твердых бытовых отходов в крупных населенных пунктах Забайкальского края, расположенных в бассейне озера Байкал, невозможно решение задач охраны уникальной экосистемы озера Байкал. В целях предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности в водосборной площади озера Байкал и обеспечения экологической безопасности водных объектов Байкальской природной территории необходимо создание сети очистных сооружений, а также строительство полигонов для размещения твердых бытовых отходов.

В Забайкальском крае, как и в Российской Федерации, проблема санитарной очистки территории от опасных биологических отходов приобретает все большую остроту в связи с возникновением многоукладных форм ведения животноводства, сопровождающихся в ряде случаев ухудшением ветеринарно-санитарных условий содержания сельскохозяйственных и домашних животных, ростом числа бродячих и безнадзорных животных, увеличением количества инфицированного лабораторного материала, выявлением некачественной продовольственной продукции, превращающейся в ветеринарные конфискаты.

На территории края по данным на 1 января 2015 года имеется 214 действующих объектов для захоронения и утилизации биологических отходов, из них 135 не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам (нуждаются в ремонте). На территории 8 районов Забайкальского края вообще не имеется ни скотомогильников, ни крематоров биологических отходов. Следовательно, граждане не могут утилизировать биологические отходы в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами, что ведет к созданию условий для совершения правонарушений при обращении с биологическими отходами, а также к ухудшению эпизоотической обстановки. Поэтому оснащение районов крематорами для уничтожения биологических отходов, обустройство уже имеющихся мест утилизации биологических отходов приведут к удовлетворению потребности в утилизации биологических отходов в сельских поселениях Забайкальского края, а также к снижению риска возникновения и распространения инфекционных и вирусных заболеваний животных.

Одной из причин отсутствия надлежащих объектов для захоронения и утилизации биологических отходов является дефицит средств в местных бюджетах городских и сельских поселений Забайкальского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»