(с изменениями на 4 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 23.12.2014 N 702, от 13.10.2015 N 518, от 13.11.2015 N 553, от 31.12.2015 N 654, от 06.04.2016 N 124, от 27.05.2016 N 208, от 08.07.2016 N 293, от 20.12.2016 N 473, от 31.03.2017 N 117, от 21.11.2017 N 470, от 27.03.2018 N 96, от 25.09.2018 N 389, от 07.02.2019 N 23, от 24.06.2019 N 259, от 04.02.2020 N 19, от 14.09.2020 N 380, от 03.12.2020 N 528, от 25.12.2020 N 592, от 29.04.2021 N 156, от 29.07.2021 N 277, от 10.02.2022 N 35, от 11.04.2022 N 123, от 15.11.2022 N 548, от 13.04.2023 N 179, от 22.01.2024 N 13, от 15.03.2024 N 124, от 04.10.2024 N 507)
В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях стабилизации численности населения, создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда края, стратегиями российского долгосрочного социально-экономического развития, демографической политикой, перспективными задачами социально-экономического развития Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 15.03.2024 N 124)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Забайкальского края "Содействие занятости населения".
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 25.09.2018 N 389)
2. Признать утратившими силу:
2) постановление Правительства Забайкальского края от 8 октября 2012 года N 423 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Забайкальском крае (2013 - 2015 годы)";
3) постановление Правительства Забайкальского края от 29 апреля 2013 года N 150 "О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Забайкальском крае (2013 - 2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 8 октября 2012 года N 423".
3. Опубликовать настоящее постановление в уполномоченном электронном средстве массовой информации.
Губернатор
Забайкальского края
К.К.ИЛЬКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Забайкальского края от 15.03.2024 N 124, от 04.10.2024 N 507)
В течение длительного периода существовала тенденция функционирования рынка труда Забайкальского края в условиях постепенного сокращения численности трудоспособного населения, а также несоответствия спроса и предложения рабочей силы (преобладание вакансий по рабочим профессиям) и нарастающей потребности в работниках (в том числе высококвалифицированных). Характерной особенностью рынка труда края является территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, обусловленное большой протяженностью территории края и значительной удаленностью населенных пунктов, что ограничивает внутрирегиональную трудовую миграцию. Указанные особенности приводят к тому, что значительная часть вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, не заполняется региональными трудовыми ресурсами.
Несмотря на наличие вакансий, край нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда. Высоким остается спрос на квалифицированных рабочих и специалистов промышленных организаций, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства, сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, бюджетной сферы.
Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Забайкальского края.
Ключевым конкурентным преимуществом Забайкальского края в сфере реализации государственной госпрограммы являются наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.
По оценке Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в 2022 году среднегодовая численность занятых в экономике составила 446,3 тыс. человек и уменьшилась на 10,5 тыс. человек (на 2,3%) к уровню 2021 года. Численность рабочей силы составила в 2022 году 509,4 тыс. человек и снизилась к уровню предыдущего года на 2,6%.
Численность трудовых ресурсов составила 607,6 тыс. человек и снизилась к уровню 2021 года на 2,8%, из них: численность иностранных трудовых мигрантов - 15,3 тыс. человек (повысилась на 41,7%), численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков - 27,5 тыс. человек (уменьшилась на 1,8%).
В 2023 году среднегодовая численность занятых в экономике края оценивается на уровне 458,0 тыс. человек (102,6% к уровню предыдущего года). Численность рабочей силы, по оценке, в 2023 году уменьшится на 1,3 тыс. человек и составит 508,1 тыс. человек. Численность трудовых ресурсов, по оценке, увеличится к уровню 2022 года и составит 615,8 тыс. человек.
По оценке Росстата в соответствии с методологией Международной организации труда, среднегодовая численность безработных в Забайкальском крае за 2023 год уменьшилась к уровню предыдущего года на 20,5% и составила 32,9 тыс. человек (в 2022 году составила 41,4 тыс. человек).
Уровень общей безработицы за 2023 год составил 6,9% от численности рабочей силы и уменьшился на 1,1 п. п. по сравнению с 2022 годом (8,0%).
Ситуация на регистрируемом рынке труда края в 2023 году по сравнению с 2022 годом стабильная. В 2023 году в органы службы занятости населения Забайкальского края обратились за содействием в поиске подходящей работы 21 446 граждан, что в 0,6 раза меньше, чем за 2022 год. Безработными признаны 15 006 человек, что на 4 145 граждан меньше, чем за 2022 год. Из числа обратившихся за содействием в трудоустройстве 13 542 человека трудоустроены в различные отрасли экономики, из них 7 972 безработных гражданина нашли работу (в 2022 году - 13 411 человек и 8 206 безработных соответственно).
По состоянию на 1 декабря 2023 года состояло на регистрационном учете в качестве безработных 4 088 гражданина (на 1 декабря 2022 года - 5 328 безработных граждан). Уровень зарегистрированной безработицы в целом по краю составил 0,8% от численности рабочей силы и уменьшился на 0,2 п. п. по сравнению с прошлогодним показателем.
За 2023 год потребность в работниках, заявленная работодателями Забайкальского края в органы службы занятости, составила 71 364 вакансии, что на 6 734 вакансии больше, чем за 2022 год. По состоянию на 1 декабря 2023 года численность заявленных вакансий составила 15 445 единиц, что на 3 285 вакансий больше, чем на 1 декабря 2022 года.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, претендующих на 1 свободную вакансию) на 1 декабря 2023 года составил 0,3 единицы и сократился на 0,1 п. п. в сравнении аналогичной датой прошлого года.
Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, а также количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом.
Наиболее травмоопасными отраслями остаются строительство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство, передача и распределение электроэнергии, газа и горячей воды, транспорт и связь, где происходит до 70% несчастных случаев. В Забайкальском крае в 2022 году уровень производственного травматизма снизился до 0,9 случая в расчете на 1000 работающих (в 2021 году - 1,2).
Таким образом, основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:
несоответствие спроса и предложения рабочей силы;
дефицит высококвалифицированных трудовых ресурсов;
необходимость модернизации рабочих мест;
дисбаланс в доходах отдельных групп населения и отставание уровня среднемесячной заработной платы работников бюджетных учреждений от средней заработной платы по экономике края;
дефицит постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности;
низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва);
низкие среднедушевые денежные доходы населения, которые ограничивают потенциал роста потребительских отраслей, что негативно сказывается на развитии субъектов малого и среднего предпринимательства и на формировании доходов краевого и местных бюджетов, а также стимулирует трудовую миграцию, особенно молодежи, создавая дефицит квалифицированных кадров;
ограничения в мобильности трудовых ресурсов и возможности для кооперации и развития хозяйственных связей внутри края вследствие значительных расстояний между основными центрами концентрации населения.
Настоящая государственная программа направлена на комплексное решение поставленных задач, а также решение обозначенных проблем в сферах рынка труда и занятости.
Основные приоритеты и цели государственной программы определены на основе прогнозов экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий; Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года N 272, решений Правительства Забайкальского края.
Приоритеты по развитию эффективного рынка труда на период до 2035 года сформированы в следующих нормативных правовых актах:
(в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 04.10.2024 N 507)
Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298;