ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 23 декабря 2014 года N 702  


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 1 АВГУСТА 2014 ГОДА N 457  


В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в связи с возникшей необходимостью Правительство Забайкальского края

постановляет:

утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Забайкальского края "Содействие занятости населения на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 1 августа 2014 года N 457.

Губернатор
Забайкальского края
К.К.ИЛЬКОВСКИЙ



Утверждены
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 23 декабря 2014 года N 702

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 1 АВГУСТА 2014 ГОДА N 457


1. В паспорте программы:

1) в позиции "Задачи программы":

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Забайкальского края, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости";

б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Создание организационных условий для реализации государственной программы";

2) позицию "Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"снижение уровня производственного травматизма до 1,3% в расчете на 1000 работающих".

2. В разделе 3 "Описание целей и задач государственной программы":

1) абзацы седьмой - восьмой изложить в следующей редакции:

"Задача 3. Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Забайкальского края, и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Задача 4. Стабилизация численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей, создание условий для повышения устойчивости демографического развития";

2) дополнить абзацем девятым следующего содержания:

"Задача 5. Создание организационных условий для реализации государственной программы".

3. В подпрограмме "Развитие институтов рынка труда":

1) в паспорте:

а) позицию "Задачи подпрограммы" дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости";

б) в позиции "Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы" слова "занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам" заменить словами "занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда";

2) раздел 1 "Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:

"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ


Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

В этой связи необходимо преодолеть имеющиеся негативные тенденции, препятствующие достижению цели, которые характеризуются следующим.

1. Дисбаланс в доходах отдельных групп населения (пенсионеры, неквалифицированные работники бюджетного и внебюджетного секторов экономики, другие категории малоимущих граждан). Несмотря на положительную динамику среднемесячной заработной платы в бюджетных отраслях экономики, численность работников, получающих заработную плату ниже уровня минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), составляет свыше 12 тыс. человек, получающих заработную плату ниже уровня прожиточного минимума, - свыше 20 тыс. человек.

При этом темп роста МРОТ отстает от темпов роста величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Забайкальского края, что неизбежно приводит к росту уровня относительной бедности и дополнительным бюджетным расходам, за счет увеличения числа граждан, получающих государственную помощь в виде пособий, материальной помощи, прочих выплат, что, в свою очередь, негативно влияет на социально-экономическое положение региона.

В настоящее время предполагается усиление работы по решению задач, направленных на снижение бедности и неравенства по денежным доходам.

Одной из важнейших задач является приближение уровня минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума, в связи с чем осуществляется реализация Регионального соглашения между Правительством Забайкальского края, Федерацией профсоюзов Забайкалья и Объединением работодателей Забайкальского края "О минимальной заработной плате в Забайкальском крае", в соответствии с которым в Забайкальском крае установлена минимальная заработная плата для работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики.

В целях определения социальных доплат к пенсии и денежных выплат многодетным семьям ежегодно устанавливается прожиточный минимум пенсионера и прожиточный минимум для детей. Ежеквартально производится расчет величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Забайкальском крае.

Немаловажным моментом на территории Забайкальского края является утверждение и реализация плана мероприятий, направленных на повышение заработной платы в Забайкальском крае, легализацию трудовых отношений и профилактику теневой занятости.

2. Отставание уровня средней заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений от средней заработной платы по экономике региона. Заработная плата в бюджетной сфере существенно отстает от средней заработной платы по Забайкальскому краю; так, среднемесячная заработная плата в учреждениях образования составляет около 60,0% к среднекраевому уровню, в учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг - 73,0% к среднекраевому уровню.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными (муниципальными) учреждениями, необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных, деловых и профессиональных качеств. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала является оплата труда, целесообразно совершенствовать систему оплаты труда работников, увязывая заработную плату с количеством и качеством труда.

Привлечение и закрепление в бюджетных учреждениях социальной сферы квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест, конкурентоспособных на рынке труда, обусловливает необходимость повышения заработной платы в государственных (муниципальных) учреждениях до конкурентоспособного уровня.

В настоящее время на территории Забайкальского края реализуется поэтапное повышение оплаты труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственных и муниципальных услуг. В связи с этим предполагается усиление работы по повышению качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.

3. Недостаточно развитая система социального партнерства на территории Забайкальского края.

В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направлений развития в сфере труда является развитая система социального партнерства.

В Забайкальском крае сложилась система социального партнерства, построенная на основе принципа защиты интересов работников на всех уровнях. Сформирована необходимая нормативная правовая база.

Основным органом социального партнерства выступает Забайкальская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В 24 муниципальных районах и городских округах созданы территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Важным шагом к развитию социально-трудовой сферы и укреплению социального партнерства является реализация Трехстороннего соглашения между Правительством Забайкальского края, Федерацией профсоюзов Забайкалья и Объединением работодателей Забайкальского края на 2011 - 2013 годы (далее - Трехстороннее соглашение).

В рамках реализации Трехстороннего соглашения на территории Забайкальского края действует 64 соглашения, в том числе краевое трехстороннее соглашение между Правительством Забайкальского края, 31 территориальное соглашение, 5 отраслевых на региональном уровне, 28 иных соглашений. Наибольшее количество соглашений заключено в отраслях "образование" и "культура".

По состоянию на 1 января 2014 года на территории края действовало 1806 коллективных договоров, 1269 коллективных договоров прошли уведомительную регистрацию в органах по труду (70,3%).

Охват работников коллективными договорами в среднем по краю составил 71,5% - это свыше 197 тыс. работников, занятых на крупных и средних предприятиях края (в 2012 году охват работников коллективными договорами составил 71,2%, т.е. свыше 190 тыс. работников).

Для урегулирования коллективных трудовых споров в организациях края ежегодно формируются списки лиц, рекомендуемых для привлечения в качестве трудовых арбитров и посредников.

В целом проводимая работа по развитию системы социального партнерства дает положительные результаты. В Забайкальском крае с 2002 года не было зарегистрировано коллективных трудовых споров, конечным результатом которых является забастовка.

Однако действующая система социального партнерства не всегда достигает тех целей, которые ставит перед ней законодательство, а именно - обеспечение оптимального согласования интересов работников, работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Это обусловлено следующими причинами, сдерживающими развитие социального партнерства:

1) недостаточная активность представительных органов работников и работодателей, обладающих необходимыми полномочиями для заключения отраслевых и территориальных соглашений; отсутствие объединений работодателей в некоторых муниципальных образованиях, что не дает возможности сформировать легитимную сторону их представителей в территориальных соглашениях.

Не сформированы территориальные трехсторонние комиссии в таких муниципальных районах, как "Акшинский район", "Нерчинско-Заводский район", "Тунгиро-Олекминский район", "Тунгокоченский район";

2) формальное отношение к заключаемым в организациях коллективным договорам, к формированию системы регулирования оплаты труда и недостаточная степень организованности отдельных работодателей;

3) отсутствие в коллективных договорах дополнительных социальных гарантий и льгот для работников организаций либо их недостаточность;

4) неразвитость договорных форм регулирования трудовых отношений и связанных с ними иных отношений на частных предприятиях.

Хотя в последнее время процесс заключения коллективных договоров индивидуальными предпринимателями, организациями частной формы собственности несколько активизировался (в 2012 году заключено 57 коллективных договоров, в 2013 году - 123), но, как и прежде, максимальное количество коллективных договоров заключается в учреждениях, относящихся к государственной и муниципальной формам собственности. Это происходит в силу крайне низкого уровня правовых знаний и культуры в сфере партнерских отношений как у работников, так и у работодателей. Работодатели нередко не видят необходимости регулировать взаимоотношения с работниками путем взаимного сотрудничества и заключения коллективных договоров на уровне предприятий;

5) отсутствие первичных профсоюзных организаций, которым должна принадлежать ведущая роль в диалоге с работодателем по достижению оптимального согласования интересов, на большинстве средних и малых предприятий негосударственного сектора экономики;

6) на низком уровне осуществляется контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров сторонами, их заключившими.

Основными задачами развития социального партнерства на территории Забайкальского края остается:

создание во всех муниципальных образованиях территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

повышение содержательной направленности коллективных договоров и соглашений, расширение сферы их действия. В ходе взаимодействия субъектов социального партнерства ожидаются наполнение соглашений более конкретным содержанием, установление определенной "планки" взаимоотношений в социально-трудовой сфере;

разработка проекта и подписание краевого Трехстороннего соглашения на 2015 - 2017 годы;

реализация действующего краевого Трехстороннего соглашения;

совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав работников.

4. Высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Сохранение здоровья работающего населения является одной из актуальных задач современного общества. Для оценки состояния и перспектив развития этого направления имеется несколько целевых индикаторов. Важнейшими из них, определяющими степень влияния охраны труда на экономику, трудовые ресурсы и демографическую политику, являются производственный травматизм, в том числе смертельный, а также профессиональная заболеваемость и занятость работников во вредных условиях труда.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма в Забайкальском крае имеют следующую динамику (таблица 1).

Таблица 1


Динамика производственного травматизма в Забайкальском крае

Наименование показателя

Годы

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более <*>

2009

2010

2011

2012

2013

475

433

460

361

322

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом <**>

34

29

28

25

20

Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего <*>

55,7

59,7

61,3

57,6

60,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»