ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2024 года N 124


О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 1 августа 2014 года N 457 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Содействие занятости населения"



В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 1 августа 2014 года N 457 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Содействие занятости населения" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2014 года N 702, от 13 октября 2015 года N 518, от 13 ноября 2015 года N 553, от 31 декабря 2015 года N 654, от 6 апреля 2016 года N 124, от 27 мая 2016 года N 208, от 8 июля 2016 года N 293, от 20 декабря 2016 года N 473, от 31 марта 2017 года N 117, от 21 ноября 2017 года N 470, от 27 марта 2018 года N 96, от 25 сентября 2018 года N 389, от 7 февраля 2019 года N 23, от 24 июня 2019 года N 259, от 4 февраля 2020 года N 19, от 14 сентября 2020 года N 380, от 3 декабря 2020 года N 528, от 25 декабря 2020 года N 592, от 29 апреля 2021 года N 156, от 29 июля 2021 года N 277, от 10 февраля 2022 года N 35, от 11 апреля 2022 года N 123, от 15 ноября 2022 года N 548, от 13 апреля 2023 года N 179, от 22 января 2024 года N 13).


2. Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Первый заместитель председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР



Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 15 марта 2024 г. N 124



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 1 АВГУСТА 2014 ГОДА N 457 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"


1. Преамбулу изложить в следующей редакции:


"В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях стабилизации численности населения, создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда края, стратегиями российского долгосрочного социально-экономического развития, демографической политикой, перспективными задачами социально-экономического развития Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:".


2. Государственную программу Забайкальского края "Содействие занятости населения", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 1 августа 2014 г. N 457
     (в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 15 марта 2024 года N 124)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"



СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"



1. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы



В течение длительного периода существовала тенденция функционирования рынка труда Забайкальского края в условиях постепенного сокращения численности трудоспособного населения, а также несоответствия спроса и предложения рабочей силы (преобладание вакансий по рабочим профессиям) и нарастающей потребности в работниках (в том числе высококвалифицированных). Характерной особенностью рынка труда края является территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, обусловленное большой протяженностью территории края и значительной удаленностью населенных пунктов, что ограничивает внутрирегиональную трудовую миграцию. Указанные особенности приводят к тому, что значительная часть вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, не заполняется региональными трудовыми ресурсами.


Несмотря на наличие вакансий, край нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда. Высоким остается спрос на квалифицированных рабочих и специалистов промышленных организаций, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства, сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, бюджетной сферы.


Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Забайкальского края.


Ключевым конкурентным преимуществом Забайкальского края в сфере реализации государственной госпрограммы являются наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.


По оценке Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в 2022 году среднегодовая численность занятых в экономике составила 446,3 тыс. человек и уменьшилась на 10,5 тыс. человек (на 2,3%) к уровню 2021 года. Численность рабочей силы составила в 2022 году 509,4 тыс. человек и снизилась к уровню предыдущего года на 2,6%.


Численность трудовых ресурсов составила 607,6 тыс. человек и снизилась к уровню 2021 года на 2,8%, из них: численность иностранных трудовых мигрантов - 15,3 тыс. человек (повысилась на 41,7%), численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков - 27,5 тыс. человек (уменьшилась на 1,8%).


В 2023 году среднегодовая численность занятых в экономике края оценивается на уровне 458,0 тыс. человек (102,6% к уровню предыдущего года). Численность рабочей силы, по оценке, в 2023 году уменьшится на 1,3 тыс. человек и составит 508,1 тыс. человек. Численность трудовых ресурсов, по оценке, увеличится к уровню 2022 года и составит 615,8 тыс. человек.


По оценке Росстата в соответствии с методологией Международной организации труда, среднегодовая численность безработных в Забайкальском крае за 2023 год уменьшилась к уровню предыдущего года на 20,5% и составила 32,9 тыс. человек (в 2022 году составила 41,4 тыс. человек).


Уровень общей безработицы за 2023 год составил 6,9% от численности рабочей силы и уменьшился на 1,1 п. п. по сравнению с 2022 годом (8,0%).


Ситуация на регистрируемом рынке труда края в 2023 году по сравнению с 2022 годом стабильная. В 2023 году в органы службы занятости населения Забайкальского края обратились за содействием в поиске подходящей работы 21 446 граждан, что в 0,6 раза меньше, чем за 2022 год. Безработными признаны 15 006 человек, что на 4 145 граждан меньше, чем за 2022 год. Из числа обратившихся за содействием в трудоустройстве 13 542 человека трудоустроены в различные отрасли экономики, из них 7 972 безработных гражданина нашли работу (в 2022 году - 13 411 человек и 8 206 безработных соответственно).


По состоянию на 1 декабря 2023 года состояло на регистрационном учете в качестве безработных 4 088 гражданина (на 1 декабря 2022 года - 5 328 безработных граждан). Уровень зарегистрированной безработицы в целом по краю составил 0,8% от численности рабочей силы и уменьшился на 0,2 п. п. по сравнению с прошлогодним показателем.


За 2023 год потребность в работниках, заявленная работодателями Забайкальского края в органы службы занятости, составила 71 364 вакансии, что на 6 734 вакансии больше, чем за 2022 год. По состоянию на 1 декабря 2023 года численность заявленных вакансий составила 15 445 единиц, что на 3 285 вакансий больше, чем на 1 декабря 2022 года.


Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, претендующих на 1 свободную вакансию) на 1 декабря 2023 года составил 0,3 единицы и сократился на 0,1 п. п. в сравнении аналогичной датой прошлого года.


Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, а также количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом.


Наиболее травмоопасными отраслями остаются строительство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство, передача и распределение электроэнергии, газа и горячей воды, транспорт и связь, где происходит до 70% несчастных случаев. В Забайкальском крае в 2022 году уровень производственного травматизма снизился до 0,9 случая в расчете на 1000 работающих (в 2021 году - 1,2).


Таким образом, основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:


несоответствие спроса и предложения рабочей силы;


дефицит высококвалифицированных трудовых ресурсов;


необходимость модернизации рабочих мест;


дисбаланс в доходах отдельных групп населения и отставание уровня среднемесячной заработной платы работников бюджетных учреждений от средней заработной платы по экономике края;


дефицит постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности;


низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва);


низкие среднедушевые денежные доходы населения, которые ограничивают потенциал роста потребительских отраслей, что негативно сказывается на развитии субъектов малого и среднего предпринимательства и на формировании доходов краевого и местных бюджетов, а также стимулирует трудовую миграцию, особенно молодежи, создавая дефицит квалифицированных кадров;


ограничения в мобильности трудовых ресурсов и возможности для кооперации и развития хозяйственных связей внутри края вследствие значительных расстояний между основными центрами концентрации населения.


Настоящая государственная программа направлена на комплексное решение поставленных задач, а также решение обозначенных проблем в сферах рынка труда и занятости.


2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере

реализации государственной программы



Основные приоритеты и цели государственной программы определены на основе прогнозов экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий; Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 2 июня 2023 года N 272, решений Правительства Забайкальского края.


Приоритеты по развитию эффективного рынка труда на период до 2035 года сформированы в следующих нормативных правовых актах:


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298;


Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»