(с изменениями на 26 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 04.07.2019 N 465-пп, от 25.12.2019 N 988-пп, от 25.08.2020 N 723-пп, от 16.11.2020 N 946-пп, от 24.12.2020 N 1187-пп, от 15.03.2021 N 148-пп, от 19.07.2021 N 599-пп, от 23.12.2021 N 1283-пп, от 14.07.2022 N 729-пп, от 16.09.2022 N 988-пп, от 01.11.2022 N 1166-пп, от 27.12.2022 N 1511-пп, от 31.03.2023 N 280-пп, от 19.09.2023 N 911-пп, от 19.10.2023 N 1031-пп, от 26.12.2023 N 1383-пп)
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2011 года N 279-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Оренбургской области", распоряжением Губернатора Оренбургской области от 6 августа 2018 года N 218-р "Об утверждении перечня государственных программ Оренбургской области" Правительство Оренбургской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу "Охрана окружающей среды Оренбургской области" согласно приложению.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Оренбургской области:
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по экономической и инвестиционной политике - министра экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Оренбургской области от 01.11.2022 N 1166-пп)
4. Постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Государственная программа "Охрана окружающей среды Оренбургской области"
(в ред. Постановлений Правительства Оренбургской области от 31.03.2023 N 280-пп, от 19.09.2023 N 911-пп, от 19.10.2023 N 1031-пп, от 26.12.2023 N 1383-пп)
Оренбургская область располагает крупной многоотраслевой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом, что обеспечивает стабильное развитие экономики области. Ежегодный рост добычи и переработки углеводородного сырья, увеличение выпуска продукции металлургической промышленности, тяжелого машиностроения, энергетики приводит к неизбежному загрязнению окружающей природной среды.
Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время является стабильной.
По данным федерального государственного статистического наблюдения, в период с 2017 по 2022 год как по Оренбургской области в целом, так и в промышленных городах наметилась тенденция к снижению выбросов.
На протяжении многих лет город Медногорск являлся одним из наиболее загрязненных городов Оренбургской области.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан проект комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Медногорска, который предусматривает мероприятия, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
В связи с необходимостью выполнения работ и оказания услуг природоохранного назначения, для обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Оренбургской области и проведения обследований объектов хозяйственной и иной деятельности в части соблюдения ими природоохранного законодательства создано подведомственное министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - МПР области) государственное бюджетное учреждение "Экологическая служба Оренбургской области" (далее - ГБУ "Экослужба"). В составе ГБУ "Экослужба" функционируют специализированные лаборатории обеспечения государственного экологического надзора, а также на его базе создана и успешно работает территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды, представленная стационарными и передвижными постами контроля состояния атмосферного воздуха.
Получаемая на постах государственной наблюдательной сети, находящихся в ведении территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информация в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды оказывает влияние на принятие управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающих успешное функционирование отраслей экономики, защиту жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды Оренбургской области.
Отсутствие такой информации может привести к ряду негативных последствий - от снижения эффективности функционирования органов исполнительной власти Оренбургской области до серьезного экономического ущерба и человеческих жертв. В связи с этим получение и использование достоверной метеорологической, агрометеорологической, гидрологической информации и информации о загрязнении природной среды является одним из приоритетных направлений государственной программы.
Важными направлениями в сфере охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Для достижения этих целей проводится государственная экологическая экспертиза (далее - ГЭЭ) регионального уровня, которая является предупредительной мерой, позволяющей на стадии разработки проектной документации до реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности оценить масштаб и виды возможного вредного воздействия на окружающую среду и разработать необходимые мероприятия, направленные на уменьшение или предотвращение вредного воздействия на окружающую среду.
На территории Оренбургской области организованы и успешно функционируют 333 особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) областного значения: 3 заказника (биологический заказник "Светлинский", государственные природные заказники "Карагай-Губерлинское ущелье" и "Губерлинские горы") и 330 памятников природы, различного типа - геологические, гидрологические, гидрогеологические, геоморфологические, ботанические, ландшафтные.
Общая площадь ООПТ областного значения составляет 167,4 тыс. гектаров.
Для обеспечения полноценного функционирования всех ООПТ областного значения создано государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области" (далее - ГКУ "Дирекция ООПТ").
Геологическая среда является компонентом окружающей природной среды, подверженной высокой антропогенной нагрузке, обеспечивает основные отрасли экономики сырьевыми ресурсами.
На геологическую среду воздействуют следующие факторы:
добыча некоторых общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) в ограниченных масштабах при значительных их запасах (внутреннее потребление при этом обеспечивается за счет ввоза ОПИ на территорию Оренбургской области из других регионов);
наличие в нераспределенном фонде недр большого количества запасов и месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно.
Под действием вышеуказанных факторов еще более обостряется проблема дефицита минерального сырья, и, как следствие, существенно тормозятся темпы экономического роста.
Суммарное воздействие комплекса перечисленных факторов создает угрозу для динамичного развития экономики Оренбургской области.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в Оренбургской области реализуется реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Подготовлена необходимая нормативно-правовая база для организации работы регионального оператора по обращению с ТКО. Статусом регионального оператора на всей территории Оренбургской области наделено ООО "Природа" сроком на 10 лет.
Органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области проводится работа по формированию реестров мест накопления отходов, а также по созданию необходимой инфраструктуры накопления ТКО.
Утверждена территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области, создана ее электронная модель. Проводятся мероприятия по организации полного цикла переработки и утилизации отходов.
Внедряется раздельный сбор отходов.
Проводятся работы по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Приоритеты и цели государственной региональной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в стратегических документах Российской Федерации, а также государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326.
Государственная программа разработана с целью достижения показателей национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":