ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2017 года N 957-пп
О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 736-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 892-пп.
____________________________________________________________________
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 30.08.2013 N 736-пп "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 17.04.2014 N 237-пп, от 02.12.2014 N 932-пп, от 30.12.2014 N 1044-пп, от 13.07.2015 N 550-пп, от 08.09.2015 N 681-пп, от 29.01.2016 N 47-пп, от 30.12.2016 N 1014-пп, от 26.04.2017 N 300-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 декабря 2017 года N 957-пп
Государственная программа "Охрана окружающей среды Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы
Паспорт государственной программы "Охрана окружающей среды Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области |
Подпрограммы Программы | - | "Регулирование качества окружающей среды и оздоровление экологической обстановки Оренбургской области"; |
"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Оренбургской области"; | ||
"Сохранение биологического разнообразия и формирование сети особо охраняемых природных территорий на территории Оренбургской области"; | ||
"Развитие и использование минерально-сырьевой базы Оренбургской области" | ||
Приоритетные проекты (программы), реализуемые в рамках Программы | - | отсутствуют |
Цель Программы | - | обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, эффективного государственного управления в сфере охраны недр и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов |
Задачи Программы | - | оздоровление экологической обстановки и обеспечение экологической безопасности на территории Оренбургской области; |
развитие системы обращения с отходами производства и потребления; обеспечение сохранения биологического разнообразия на территории Оренбургской области и научного подхода в сохранении объектов животного и растительного мира Оренбургской области, а также сохранения и развития особо охраняемых природных территорий Оренбургской области; | ||
рациональное использование минерально-сырьевой базы Оренбургской области в целях обеспечения сырьевыми ресурсами отраслей экономики Оренбургской области | ||
Показатели (индикаторы) Программы | - | объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников; |
сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; | ||
доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов; | ||
количество проведенных аналитических и экспертных работ в рамках функционирования территориальной системы мониторинга окружающей среды; | ||
доля площади Оренбургской области, занятая особо охраняемыми природными территориями Оренбургской области всех рангов; | ||
количество проведенных мероприятий экологической направленности, в том числе публикаций в средствах массовой информации по экологическому образованию и воспитанию; | ||
коэффициент эффективности государственной экспертизы запасов (отношение количества проведенных экспертиз с привлечением внештатных экспертов к общему количеству экспертиз) | ||
Срок и этапы реализации Программы | - | 2014 - 2020 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы | - | 471176,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: |
2014 год - 69062,6 тыс. рублей; | ||
2015 год - 98450,1 тыс. рублей; | ||
2016 год - 84730,7 тыс. рублей; | ||
2017 год - 62845,4 тыс. рублей; | ||
2018 год - 51931,5 тыс. рублей; | ||
2019 год - 52028,0 тыс. рублей; | ||
2020 год - 52128,2 тыс. рублей | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | улучшение экологической обстановки в Оренбургской области вследствие снижения объема выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 35,0 тыс. тонн (к уровню 2013 года), сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 25,0 млн. куб. метров (к уровню 2013 года); |
увеличение доли использованных, обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов на 5,9 процента (к уровню 2013 года); | ||
разработка и реализация единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами; | ||
обеспечение постоянного наблюдения за состоянием компонентов окружающей среды и оперативного реагирования на ухудшение их качества, увеличение количества проводимых аналитических и экспертных работ в рамках функционирования территориальной системы мониторинга окружающей среды не менее чем на 14000 исследований (работ); | ||
обеспечение эффективности регионального государственного экологического надзора; | ||
увеличение доли площади Оренбургской области, занятой особо охраняемыми природными территориями всех рангов, к 2020 году не менее 1,35 процента; | ||
информационное обеспечение управленческих решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, успешное функционирование отраслей экономики, обеспечение защиты жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды Оренбургской области; | ||
обеспечение принятия эффективных решений по реализации полномочий по управлению участками недр местного значения; | ||
функционирование государственной системы лицензирования недропользования путем проведения аукционов в объеме не менее 85 процентов от планового значения; | ||
обеспечение достоверности проведенных недропользователями подсчетов запасов полезных ископаемых путем привлечения независимых экспертов; | ||
недопущение пользователями недр нарушений требований законодательства о недрах и условий лицензий на пользование недрами путем проведения государственного геологического надзора, обеспечение возмещения вреда, причиненного безлицензионной добычей общераспространенных полезных ископаемых |
Список сокращений, используемых в Программе:
ГБУ | - | государственное бюджетное учреждение; |
ГКУ | - | государственное казенное учреждение; |
ГЭЭ | - | государственная экологическая экспертиза регионального уровня; |
Минстрой области | - | министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области; |
МПР области | - | министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области; |
НИР | - | научно-исследовательские работы; |
ООПТ | - | особо охраняемые природные территории; |
ОПИ | - | общераспространенные полезные ископаемые; |
СМИ | - | средства массовой информации; |
ТКО | - | твердые коммунальные отходы; |
государственный геологический надзор | - | государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Оренбургская область относится к регионам со сложной экологической обстановкой. Это обусловлено развитой минерально-сырьевой базой, мощным промышленным комплексом и использованием устаревших технологий.
В сфере охраны атмосферного воздуха
По данным федерального государственного статистического наблюдения, в 2012 году в атмосферу были выброшены 923,807 тыс. тонн загрязняющих веществ, из них 757,408 тыс. тонн - от стационарных источников.
Несмотря на положительную динамику снижения выбросов от стационарных источников (на 23,0 процента за 2007 - 2012 годы), Оренбургская область продолжает лидировать по данному показателю не только в Приволжском федеральном округе, но и входит в десятку худших регионов Российской Федерации.
На территории области действуют 881 хозяйствующий субъект, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору, а также 2934 объекта, подлежащие региональному государственному экологическому надзору.
Сложная экологическая ситуация продолжает сохраняться в г. Орске и г. Новотроицке, где индекс загрязнения атмосферы выше среднего значения по России и по итогам 2012 года составил 9,6 и 9,8 единицы соответственно.
Вместе с тем промышленными предприятиями реализуются крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с техническим перевооружением и экологизацией производства, в том числе с модернизацией систем пылегазоочистки. Наметившиеся тенденции позволяют надеяться на положительный эффект.
В сфере обращения с отходами производства и потребления
По объемам ежегодного образования отходов область лидирует в Приволжском федеральном округе. На территории области в 2012 году образовались 60,5 млн. тонн отходов производства и потребления, к началу 2013 года - 1008,9 млн. тонн отходов.
В большей степени объемы образования и накопления отходов связаны с производственной деятельностью крупных промышленных предприятий: горнодобывающих, горнорудных, черной и цветной металлургии.
Во всех муниципальных образованиях области существует проблема с размещением ТКО.
Полигоны ТКО действуют на территориях 6 муниципальных образований области. Сортировку мусора осуществляет комплекс в г. Оренбурге. На территории области нет ни одного мусороперерабатывающего предприятия, незначительно количество хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории области и осуществляющих деятельность по вовлечению отходов во вторичное использование.
На территории области выявлены 924 несанкционированных свалки ТКО на площади 1869,45 гектара, количество которых увеличивается с каждым годом. Из образовавшихся в 2012 году на территории области отходов почти 92,0 процента составляют отходы 5 класса опасности для окружающей среды, из них используется и обезвреживается лишь 21,5 процента, что приводит к значительному накоплению отходов.
Необходима планомерная работа по проектированию и строительству межмуниципальных полигонов ТКО, мусороперерабатывающих комплексов, в том числе в г. Оренбурге и г. Орске. Для ведения этой работы планируется разработка единой схемы межмуниципального размещения мусороперерабатывающих объектов, предусматривающей реализацию мероприятий по развитию комплексной системы обращения с ТКО, основанной на применении современных технологий, проведении рекультивации выработавших ресурс муниципальных свалок и полигонов ТКО, организация системы раздельного сбора ТКО у населения.
Следует проводить целенаправленную работу по организации раздельного сбора отходов с целью передачи их на вторичную переработку и использование. Необходимо создание условий, стимулирующих развитие на территории области предприятий для осуществления деятельности по переработке отходов производства и потребления, а также принятие в области нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами.
В сфере охраны водных объектов
Оренбургская область расположена в бассейне двух крупных рек - Урала и Волги. Крупнейшими загрязнителями водных объектов являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, на долю которых приходится 92,0 процента сбросов. Основными проблемами сброса в водоемы неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод являются: отсутствие очистных сооружений, нарушения условий эксплуатации очистных сооружений, использование физически изношенного и морально устаревшего очистного оборудования, не отвечающего современным требованиям по степени очистки, слабый производственный контроль. Строительство новых и модернизация старых очистных сооружений существенно отстают от потребностей экономики Оренбургской области.
В области гидрометеорологии
Для всех видов деятельности человека заблаговременная информация о погодных условиях и законах их изменения является необходимой. Отсутствие этой информации может привести к ряду негативных последствий - от снижения эффективности деятельности органов исполнительной власти при принятии управленческих решений до серьезного экономического ущерба и человеческих жертв. Функционирование органов государственной власти и управления, предприятий промышленности и сельского хозяйства области невозможно без метеорологической, агрометеорологической, гидрологической информации и информации о загрязнении природной среды.
В сфере особо охраняемых природных территорий
Сохранение и восстановление природных систем также является приоритетным направлением деятельности государства и общества.
В Российской Федерации традиционной и весьма эффективной формой рационального природопользования, охраны и восстановления природных комплексов является создание и обеспечение полноценного функционирования ООПТ. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие ООПТ разного уровня и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии.