ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2023 года N 280-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 892-пп



Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 892-пп "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 04.07.2019 N 465-пп, от 25.12.2019 N 988-пп, от 25.08.2020 N 723-пп, от 16.11.2020 N 946-пп, от 24.12.2020 N 1187-пп, от 15.03.2021 N 148-пп, от 19.07.2021 N 599-пп, от 23.12.2021 N 1283-пп, от 14.07.2022 N 729-пп, от 16.09.2022 N 988-пп, от 01.11.2022 N 1166-пп, от 27.12.2022 N 1511-пп) следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 14 января 2023 года.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 31 марта 2023 г. N 280-пп



Государственная программа "Охрана окружающей среды Оренбургской области"



1. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Охрана окружающей среды Оренбургской области" (далее - государственная программа)



1.1. Оценка состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности


Оренбургская область располагает крупной многоотраслевой промышленностью и топливно-энергетическим комплексом, что обеспечивает стабильное развитие экономики области. Ежегодный рост добычи и переработки углеводородного сырья, увеличение выпуска продукции металлургической промышленности, тяжелого машиностроения, энергетики приводит к неизбежному загрязнению окружающей природной среды.


Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время является стабильной.


По данным федерального государственного статистического наблюдения, в период с 2017 по 2022 год как по Оренбургской области в целом, так и в промышленных городах наметилась тенденция к снижению выбросов.


На протяжении многих лет город Медногорск являлся одним из наиболее загрязненных городов Оренбургской области.


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан проект комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе города Медногорска, который предусматривает мероприятия, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.


В связи с необходимостью выполнения работ и оказания услуг природоохранного назначения, для обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Оренбургской области и проведения обследований объектов хозяйственной и иной деятельности в части соблюдения ими природоохранного законодательства создано подведомственное министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - МПР области) государственное бюджетное учреждение "Экологическая служба Оренбургской области" (далее - ГБУ "Экослужба"). В составе ГБУ "Экослужба" функционируют специализированные лаборатории обеспечения государственного экологического надзора, а также на его базе создана и успешно работает территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды, представленная стационарными и передвижными постами контроля состояния атмосферного воздуха.


Получаемая на постах государственной наблюдательной сети, находящихся в ведении территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды информация в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды оказывает влияние на принятие управленческих решений в области природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающих успешное функционирование отраслей экономики, защиту жизни и здоровья населения, снижение экономического ущерба от опасных гидрометеорологических явлений и загрязнения окружающей среды Оренбургской области.


Отсутствие такой информации может привести к ряду негативных последствий - от снижения эффективности функционирования органов исполнительной власти Оренбургской области до серьезного экономического ущерба и человеческих жертв. В связи с этим получение и использование достоверной метеорологической, агрометеорологической, гидрологической информации и информации о загрязнении природной среды является одним из приоритетных направлений государственной программы.


Важными направлениями в сфере охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.


Для достижения этих целей проводится государственная экологическая экспертиза (далее - ГЭЭ) регионального уровня, которая является предупредительной мерой, позволяющей на стадии разработки проектной документации до реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности оценить масштаб и виды возможного вредного воздействия на окружающую среду и разработать необходимые мероприятия, направленные на уменьшение или предотвращение вредного воздействия на окружающую среду.


На территории Оренбургской области организованы и успешно функционируют 333 особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) областного значения: 3 заказника (биологический заказник "Светлинский", государственные природные заказники "Карагай-Губерлинское ущелье" и "Губерлинские горы") и 330 памятников природы, различного типа - геологические, гидрологические, гидрогеологические, геоморфологические, ботанические, ландшафтные.


Общая площадь ООПТ областного значения составляет 167,4 тыс. гектаров.


Для обеспечения полноценного функционирования всех ООПТ областного значения создано государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения Оренбургской области" (далее - ГКУ "Дирекция ООПТ").


Геологическая среда является компонентом окружающей природной среды, подверженной высокой антропогенной нагрузке, обеспечивает основные отрасли экономики сырьевыми ресурсами.


На геологическую среду воздействуют следующие факторы:


добыча некоторых общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) в ограниченных масштабах при значительных их запасах (внутреннее потребление при этом обеспечивается за счет ввоза ОПИ на территорию Оренбургской области из других регионов);


наличие в нераспределенном фонде недр большого количества запасов и месторождений, освоение которых экономически нецелесообразно.


Под действием вышеуказанных факторов еще более обостряется проблема дефицита минерального сырья, и, как следствие, существенно тормозятся темпы экономического роста.


Суммарное воздействие комплекса перечисленных факторов создает угрозу для динамичного развития экономики Оренбургской области.


В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в Оренбургской области реализуется реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).


Подготовлена необходимая нормативно-правовая база для организации работы регионального оператора по обращению с ТКО. Статусом регионального оператора на всей территории Оренбургской области наделено ООО "Природа" сроком на 10 лет.


Органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области проводится работа по формированию реестров мест накопления отходов, а также по созданию необходимой инфраструктуры накопления ТКО.


Утверждена территориальная схема обращения с отходами Оренбургской области, создана ее электронная модель. Проводятся мероприятия по организации полного цикла переработки и утилизации отходов.


Внедряется раздельный сбор отходов.


Проводятся работы по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.



1.2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности


Приоритеты и цели государственной региональной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в стратегических документах Российской Федерации, а также государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326.


Государственная программа разработана с целью достижения показателей национальной цели развития "Комфортная и безопасная среда для жизни", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":


создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза;


снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза;


ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов.


Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности являются решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей граждан Оренбургской области и реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.


Неэффективное обращение с отходами ведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.


Основными направлениями действий по решению задачи создания эффективной системы обращения с ТКО являются:


организация деятельности по сбору, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, захоронению ТКО;


принятие региональной программы и территориальной схемы обращения с отходами и ее электронной модели;


создание объектов инфраструктуры обращения с ТКО: обустроенных площадок для сбора (в том числе раздельного) и накопления ТКО, станций перегрузки ТКО, мусоросортировочных станций; объектов обработки и утилизации ТКО, полигонов захоронения отходов потребления, соответствующих установленным к ним экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям;


выявление, ликвидация, рекультивация свалок и полигонов захоронения отходов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и среды обитания;


развитие системы экологической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО, формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, ресурсосберегающего отношения при потреблении товаров (продукции), в том числе направленного на экономию материальных ресурсов, привлечение населения к раздельному сбору и утилизации (использованию) ТКО.


Стратегия экологической безопасности и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации предусматривают реализацию эффективных мер, направленных на развитие системы особо охраняемых природных территорий разных уровней и категорий, сохранение биологического разнообразия природных экосистем, в том числе сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, среды их обитания.


Наиболее эффективным способом улучшения качества окружающей среды, предотвращения негативного воздействия на природные экосистемы, охраны и восстановления степных и лесных экосистем является организация особо охраняемых природных территорий. ООПТ - это редкие природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»