Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2013 года N 49
г. Улан-Удэ


Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки"

(с изменениями на 24 ноября 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 03.06.2014 N 251, от 19.08.2014 N 393, от 25.09.2014 N 464, от 29.01.2015 N 35, от 19.06.2015 N 307, от 26.08.2015 N 427, от 13.11.2015 N 571, от 09.12.2015 N 607, от 09.03.2016 N 81, от 22.09.2016 N 446, от 16.12.2016 N 582, от 15.05.2017 N 215, от 18.08.2017 N 414, от 09.11.2017 N 532, от 29.03.2018 N 162, от 15.05.2018 N 243, от 09.08.2018 N 440, от 20.11.2018 N 645, от 27.12.2018 N 753, от 11.02.2019 N 44, от 15.04.2019 N 191, от 28.06.2019 N 356, от 07.08.2019 N 436, от 12.11.2019 N 599, от 13.12.2019 N 662, от 19.02.2020 N 80, от 24.04.2020 N 227, от 07.05.2020 N 247, от 02.06.2020 N 322, от 10.07.2020 N 421, от 13.08.2020 N 481, от 28.08.2020 N 522, от 31.08.2020 N 523, от 31.08.2020 N 524, от 16.09.2020 N 565, от 15.10.2020 N 628, от 03.03.2021 N 78, от 16.04.2021 N 172, от 25.05.2021 N 247, от 26.05.2021 N 257, от 29.06.2021 N 324, от 06.07.2021 N 344, от 15.07.2021 N 386, от 30.08.2021 N 492, от 31.08.2021 N 494, от 12.11.2021 N 635, от 24.11.2021 N 658, с изм., внесенными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.09.2020 N 595)




В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 03.06.2014 N 251)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Программа).


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 N 81)


2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Жалсанов Б.Б.) обеспечить выполнение мероприятий Программы.


(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 15.05.2017 N 215)


3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия при принятии муниципальных целевых программ по развитию образования учитывать положения Программы и предусматривать софинансирование мероприятий Программы.


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
А.ЧЕПИК



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.02.2013 N 49



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 09.03.2016 N 81, от 22.09.2016 N 446, от 16.12.2016 N 582, от 15.05.2017 N 215, от 18.08.2017 N 414, от 09.11.2017 N 532, от 29.03.2018 N 162, от 15.05.2018 N 243, от 09.08.2018 N 440, от 20.11.2018 N 645, от 27.12.2018 N 753, от 11.02.2019 N 44, от 15.04.2019 N 191, от 28.06.2019 N 356, от 07.08.2019 N 436, от 12.11.2019 N 599, от 13.12.2019 N 662, от 19.02.2020 N 80, от 24.04.2020 N 227, от 07.05.2020 N 247, от 10.07.2020 N 421, от 13.08.2020 N 481, от 28.08.2020 N 522, от 31.08.2020 N 523, от 31.08.2020 N 524, от 16.09.2020 N 565, от 15.10.2020 N 628, от 03.03.2021 N 78, от 16.04.2021 N 172, от 25.05.2021 N 247, от 26.05.2021 N 257, от 29.06.2021 N 324, от 06.07.2021 N 344, от 15.07.2021 N 386, от 30.08.2021 N 492, от 31.08.2021 N 494, от 12.11.2021 N 635, от 24.11.2021 N 658, с изм., внесенными Постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.09.2020 N 595)




Паспорт Государственной программы

Наименование Программы

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Соисполнители Программы

- Министерство культуры Республики Бурятия;

- Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;

- Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия;

- органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию)

Подпрограммы Программы

1. "Дошкольное образование".

2. "Общее и дополнительное образование".

3. "Среднее профессиональное образование".

4. "Развитие кадровой политики в системе образования".

5. "Наука и высшая школа".

7. "Управление системой образования"

Цель Программы

Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства

Задачи Программы

1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия.

2. Удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.

4. Обеспечение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с меняющимися запросами общества и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Бурятия.

5. Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона.

6. Повышение эффективности управления в сфере образования и науки Республики Бурятия

Целевые индикаторы (показатели) Программы

1. Охват детей дошкольным образованием, %.

2. Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях, %.

3. Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, %.

4. Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, %.

5. Количество научных проектов по приоритетам научно-технологического развития, поддержанных в рамках регионального конкурса РФФИ, ед.

6. Среднемесячная заработная плата работников образования, тыс. руб.

(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 15.05.2017 N 215, от 13.12.2019 N 662)

Этапы и сроки реализации Программы

Сроки реализации: 2014 - 2020 годы и на период до 2025 года.

Этапы реализации:

I этап - 2014 - 2017 годы;

II этап - 2018 - 2020 годы;

III этап - 2021 - 2025 годы

(раздел в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 09.11.2017 N 532)

Объем бюджетных ассигнований Программы

Источники финансирования

Общий объем финансирования Государственной программы, тыс. руб. (справочно <*>)

В том числе:

Федеральный бюджет (справочно <*>)

Республиканский бюджет (справочно <*>)

Местный бюджет (справочно <*>)

Всего

170913097,1

35832993,4

135053605,5

26498,2

2014 год

10640488,9

540944,3

10099544,6

0,0

2015 год

10960638,4

373269,7

10587368,7

0,0

2016 год

10203276,3

39568,9

10163707,4

0,0

2017 год

11781988,3

568522,4

11213465,9

0,0

2018 год

13697927,8

973195,2

12715950,2

8782,4

2019 год

19428941,6

5370495,2

14040730,6

17715,8

2020 год

21068129,4

5504953,9

15563175,5

0,0

2021 год

22156218,4

3754375,6

18401842,8

0,0

2022 год

19241899,5

3010536,3

16231363,2

0,0

2023 год

17831625,6

2187433,7

15644191,9

0,0

2024 год

6121925,4

5930358,4

191567,0

0,0

2025 год

7780037,5

7579339,8

200697,7

0,0

(раздел в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 30.08.2021 N 492)

Ожидаемые результаты реализации Программы

- повышение доступности и качества дошкольного образования;

- увеличение охвата различными формами дошкольного образования всех детей в возрасте от 3 до 7 лет;

- обеспечение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования;

- внедрение эффективной системы управления качеством образования;

- повышение доступности и качества общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

- обеспечение средней заработной платы учителей муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

- обеспечение средней заработной платы педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

- повышение качественных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. инклюзивного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий);

- реализация образовательными организациями современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике;

- повышение доступности качественных услуг психологической помощи в государственных образовательных организациях всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах;

- создание современной системы управления организации школьного питания в образовательных организациях;

- развитие системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии государственных образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки, использовании современных Интернет-технологий;

- обеспечение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования к 2018 году не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

- создание единой информационной среды профессионального образования, обеспечивающей доступ к информации о государственных образовательных организациях, образовательных программах, трудоустройстве выпускников;

- внедрение новой модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования;

- создание эффективной научно-образовательной и инновационной среды для развития творческого и научного потенциала студентов, ученых и специалистов различных сфер бизнеса и промышленности;

- создание эффективной инновационной инфраструктуры высших учебных заведений и научных организаций;

- повышение эффективности государственного управления сферой образования на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти


________________


* Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании бюджетов на соответствующий год.


(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 03.03.2021 N 78)



I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы


В настоящее время в сфере образования проводится целенаправленная работа по оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности и увеличению объемов и перечня предоставляемых услуг организациями образования.


По состоянию на 01.01.2013 сеть образовательных организаций в Республике Бурятия, реализующих программы дошкольного образования, включает: 366 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 17 ведомственных дошкольных организаций и 4 частных. При 51 общеобразовательной организации организованы группы для детей дошкольного возраста. Всего в Республике Бурятия на 01.01.2013 функционируют 414 организаций, реализующих программу дошкольного образования. Кроме того, функционирует 76 групп семейного воспитания на 454 детей. Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных организаций: если в 2007 году их было 35143 (51%), то 1 января 2013 года - 45915 человек (55%). Контингент воспитанников вырос на 30,6%.


Несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных мест, сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения республики в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения.


Основной причиной является то, что традиционная система организации предоставления дошкольной образовательной услуги через муниципальные организации не позволяет гибко и оперативно реагировать на заметные изменения в спросе на услугу.


Данные обстоятельства наряду со строительством дошкольных организаций заставляют искать альтернативные ресурсы увеличения охвата детей услугами образовательных организаций за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в организациях, реализующих программы дошкольного образования.


В республике на начало 2013 - 2014 учебного года функционирует 482 общеобразовательные организации с 12 филиалами, в т.ч. 446 дневных с 11 филиалами, 27 государственных общеобразовательных организаций с 1 филиалом. Численность в них составляет 123058 учащихся, в вечерних школах - 3858.


Также в республике в негосударственных общеобразовательных организациях обучаются 532 учащихся, в том числе в НОУ "Школа-интернат N 21 ОАО РЖД" п. Танхой Кабанского района 205 учащихся, в НОУ "Школа-интернат N 22 ОАО РЖД" г. Улан-Удэ 327 учащихся.


В Республике Бурятия функционируют 177 организаций дополнительного образования, в том числе 122 организации в системе образования, 54 в системе культуры и 1 спортивная школа в системе физкультуры и спорта.


В государственных и муниципальных организациях дополнительного образования функционирует порядка 4120 творческих объединений, кружков и секций, в том числе при общеобразовательных организациях более 1500 объединений. Численность занимающихся составляет более 89300, или 55,0% всех детей дошкольного и школьного возраста. В летнее и каникулярное время все организации дополнительного образования занимаются организацией отдыха и оздоровлением детей, где реализуются спортивные, образовательные, профилактические программы разных направлений.


Среднее профессиональное образование республики представлено 32 организациями среднего профессионального образования, в том числе 21 организацией СПО, подведомственной Министерству образования и науки Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 5 организациями СПО в составе вузов и 2 негосударственными организациями СПО.


Высшее профессиональное образование в Республике Бурятия представлено 4 государственными учебными заведениями, 3 негосударственными вузами, 4 филиалами государственных вузов Российской Федерации и 6 негосударственными филиалами вузов. Количество студентов составляет порядка 35720 человек.


Стратегической целью политики Республики Бурятия в области профессионального образования является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и рынка труда, повышение доступности высокого качества профессионального образования для каждого гражданина, обеспечение свободной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.


При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.


В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Это особенно актуально для Республики Бурятия, где сложные природно-климатические, сейсмические условия, высокие экологические ограничения диктуют необходимость дальнейшего развития региона только на основе эффективной интеграции науки, образования и бизнеса.



II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Основные цели и задачи


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере развития образования и науки: