ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 июня 2014 года N 251
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 06.02.2013 N 49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", во исполнение Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия", с учетом положений распоряжения Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р и в целях повышения доступности, качества и эффективности системы образования Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 N 49 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики":
1.1. В преамбуле слова "Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" заменить словами "Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.2. Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" изложить в новой редакции согласно приложению* к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
*Приложение в электронном виде
_________________
Проект представлен Министерством образования
и науки
тел. 21-22-91
дп3
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 03.06.2014 N 251
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.02.2013 N 49
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
Паспорт Государственной программы
Наименование Программы | Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодёжной политики" (далее - Государственная программа) | ||||
Ответственный исполнитель Программы | Министерство образования и науки Республики Бурятия | ||||
Соисполнители Программы | Министерство культуры Республики Бурятия; | ||||
Подпрограммы Программы | 1. "Дошкольное образование" | ||||
Цель Программы | Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства | ||||
Задачи Программы | Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия. | ||||
Целевые | Охват детей дошкольным образованием, %. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Сроки реализации: 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года | ||||
Объем бюджетных ассигнований Программы | Источники финансирования | Общий объем финансирования Государственной программы, тыс.руб. (справочно * ) | в том числе | ||
Федеральный бюджет (справочно * ) | Республиканский бюджет (справочно * ) | Местный бюджет (справочно * ) | |||
Всего | 66095118,7 | 1196750,9 | 64898367,8 | 0,0 | |
2014 год | 10662732,4 | 1133551,1 | 9529181,3 | 0,0 | |
2015 год | 9289133,3 | 10533,3 | 9278600,0 | 0,0 | |
2016 год | 9228650,6 | 10533,3 | 9218117,3 | 0,0 | |
2017 год | 9228650,6 | 10533,3 | 9218117,3 | 0,0 | |
2018 год | 9228650,6 | 10533,3 | 9218117,3 | 0,0 | |
2019 год | 9228650,6 | 10533,3 | 9218117,3 | 0,0 | |
2020 год | 9228650,6 | 10533,3 | 9218117,3 | 0,0 | |
* Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании бюджетов на соответствующий год. | |||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | повышение доступности и качества дошкольного образования; |
I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы
В настоящее время в сфере образования проводится целенаправленная работа по оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности и увеличению объемов и перечня предоставляемых услуг организациями образования.
По состоянию на 01.01.2013 г. сеть образовательных организаций в Республике Бурятия, реализующих программы дошкольного образования, включает: 366 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 17 ведомственных дошкольных организаций и 4 частных. При 51 общеобразовательных организациях организованы группы для детей дошкольного возраста. Всего в Республике Бурятия на 01.01.2013 г. функционируют 414 организаций, реализующих программу дошкольного образования. Кроме того функционирует 76 групп семейного воспитания на 454 детей. Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных организаций: если в 2007 году их было 35 143 (51%), то 1 января 2013 года - 45915 человек (55%). Контингент воспитанников вырос на 30,6 %.
Несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных мест сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения республики в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
Основной причиной является то, что традиционная система организации предоставления дошкольной образовательной услуги через муниципальные организации не позволяет гибко и оперативно реагировать на заметные изменения в спросе на услугу.
Данные обстоятельства наряду со строительством дошкольных организаций заставляют искать альтернативные ресурсы увеличения охвата детей услугами образовательных организаций за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в организациях, реализующих программы дошкольного образования.
В республике на начало 2013-2014 учебного года функционирует 482 общеобразовательных организаций с 12 филиалами, в т.ч. 446 дневных с 11 филиалами, 27 государственных общеобразовательных организаций с 1 филиалом. Численность в них составляет 123 058 учащихся, в вечерних школах - 3858.
В Республике Бурятия функционируют 180 организаций дополнительного образования, в том числе 119 организаций в системе образования, 60- в системе культуры и 1 спортивная школа в системе физкультуры и спорта.
В 120 государственных и муниципальных организациях дополнительного образования функционирует порядка 4000 творческих объединений, кружков и секций. В них заняты 62,0% детей школьного возраста. В летнее и каникулярное время все организации дополнительного образования занимаются организацией отдыха и оздоровлением детей, где реализуются образовательные, профилактические программы дополнительного образования и содержательного досуга в разных направлениях.
Профессиональное образование республики представлено 32 организациями среднего профессионального образования, в т.ч. 20 организациями СПО, подведомственными Министерству образования и науки Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 5 организациями СПО в составе ВУЗов и 3 негосударственными организациями СПО.
Высшее профессиональное образование и наука в Республике Бурятия представлены 4 государственными учебными заведениями, 11 филиалами ВУЗов Российской Федерации и 2 негосударственными ВУЗами.
В Республике Бурятия проживает 257647 человек в возрасте от 14 до 30 лет, это 26,5 % от общей численности населения республики. С 2011 года начала увеличиваться миграционная убыль молодежи, на 01.01.2012 года этот показатель составил 2715 человек. Миграционная прибыль населения была отмечена лишь в г. Улан-Удэ, и пригородных районах - Иволгинском и Тарбагатайском.
Неустойчиво и положение семьи в Республике Бурятия. В 2010 году на 8268 зарегистрированных браков приходилось 3782 развода, 1/3 всех разводов в семьях, существующих менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет. По мнению самих молодых семей необходимо решать такие проблемы, как жилищный вопрос (44%), борьба с молодежной безработицей (38%), низкая заработная плата (29%), очереди в детские сады (27%), слабая материальная обеспеченность материнства и детства (26%).
Система детского отдыха и оздоровления Республики Бурятия представлена всеми существующими видами организаций: лагерями дневного пребывания, организованными на базе образовательных организаций; загородными стационарными оздоровительными лагерями; палаточными лагерями; профильными лагерями; лагерями труда и отдыха; санаторно-курортными организациями; социальными лагерями; социальными столовыми.
На сегодняшний момент существуют определенные проблемы в данной системе, с 2008 года количество загородных стационарных оздоровительных лагерей сократилось, на 3,6% сократилось количество отдохнувших и прошедших оздоровление детей в загородных лагерях отдыха. Материально-техническая база и инфраструктура лагерей республики характеризуются высокой степенью морального и физического износа, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым надзорными органами к безопасному устройству, содержанию и организации режима работы и требуют значительного обновления.
Необходимо продолжать решать данные проблемы за счет комплекса мер, предусмотренных государственными программами Республики Бурятия.
Стратегической целью политики Республики Бурятии в области профессионального образования является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями инновационной экономики и рынка труда, повышение доступности высокого качества профессионального образования для каждого гражданина, обеспечение свободной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.
В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Создание крупных интегрированных структур инновационной направленности при поддержке федеральных, региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес - структур является ответом на вызовы современной экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал. Это особенно актуально для Республики Бурятия, где сложные природно-климатические, сейсмические условия, высокие экологические ограничения, диктуют необходимость дальнейшего развития региона только на основе эффективной интеграции науки, образования и бизнеса.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Основные цели и задачи
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере развития образования, науки и молодежной политики:
- формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;
- формирование индустрии образования в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;
- сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят;
- содействие в разработке и реализации региональных инвестиционных и инновационных проектов в сфере образования и науки, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;
- создание системы приоритетов и механизмов для их реализации;
- поддержка инициативной и талантливой молодежи;
- социально-экономическая практика молодежи;
- поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
- развитие гражданской позиции и воспитание у молодежи чувства патриотизма и толерантного поведения;
- обеспечение качественного отдыха и оздоровления детей.
Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных организаций и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг.
В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства.
Исходя из поставленной цели определены следующие основные задачи:
1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия, обеспечивающего в равной степени подготовку детей дошкольного возраста к освоению программы начального образования в соответствии с ФГОС.
2. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем:
- создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования;
- обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;
- формирования системы непрерывного образования;