ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июня 2014 года N 251

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 06.02.2013 N 49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"

В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", во исполнение Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия", с учетом положений распоряжения Правительства Республики Бурятия от 30.11.2011 N 852-р и в целях повышения доступности, качества и эффективности системы образования Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 N 49 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики":

1.1. В преамбуле слова "Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" заменить словами "Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1.2. Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" изложить в новой редакции согласно приложению* к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
 Председателя Правительства
 Республики Бурятия
 А. Чепик

*Приложение в электронном виде


_________________

Проект представлен Министерством образования

и науки

тел. 21-22-91


дп3


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 03.06.2014 N 251

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Бурятия

от 06.02.2013 N 49

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ"

Паспорт Государственной программы


Наименование Программы

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодёжной политики" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство  образования и науки Республики Бурятия

Соисполнители Программы

Министерство культуры  Республики Бурятия;

 Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;

 Органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию);

 Организации, привлекаемые на конкурсной основе (по согласованию)

Подпрограммы Программы

1.  "Дошкольное образование"
 2.  "Общее образование"
 3.  " C реднее профессиональное образование"
 4.  "Кадровая политика в системе образования"
 5.  "Наука и высшая школа"
 6.  "Молодёжь Бурятии"
 7. "Совершенствование государственного управления в сфере образования, науки и молодёжной политики и создание условий для реализации Государственной программы"

Цель Программы

Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства

Задачи Программы

Повышение доступности и качества дошкольного образования  в Республике Бурятия.
 Удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
 Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.
 Обеспечение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с меняющимися запросами общества и перспективными задачами социально-экономического и инновационного развития Республики Бурятия.
 Развитие научно-технического, образовательного и инновационного потенциала для решения социально-экономических проблем  Республики Бурятия.
 Создание благоприятных условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия.
 Повышение эффективности  управления в сфере образования, науки и молодёжной политики  Республики Бурятия.

Целевые
 индикаторы
 (показатели)
 Программы

Охват детей дошкольным образованием, %.
 Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) о бщеобразовательных организаций, %.
 Уровень занятости выпускников организаций среднего профессионального образования, трудоустроившихся не позднее первого года после выпуска, %.
 Доля педагогических работников осуществляющих непрерывное образование (переподготовка, повышение квалификации, стажировка) от общего количества педагогических работников,%.
 Число участвующих в региональных конкурсах  Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, чел.
 Доля учащихся, студентов и выпускников образовательных организаций, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости в общем количестве молодёжи, %.
 Среднемесячная заработная плата работников образования, тыс.руб.

Этапы и сроки реализации Программы

Сроки реализации: 2014 - 2017 годы и на период до 2020  года
 Этапы реализации:
 I этап - 2014 - 2017 годы
 II этап - 2018 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

Источники финансирования

Общий объем финансирования Государственной программы, тыс.руб.  (справочно * )

в том числе

Федеральный бюджет  (справочно * )

Республиканский бюджет (справочно * )

Местный бюджет (справочно * )

Всего

66095118,7

1196750,9

64898367,8

0,0

2014 год

10662732,4

1133551,1

9529181,3

0,0

2015 год

9289133,3

10533,3

9278600,0

0,0

2016 год

9228650,6

10533,3

9218117,3

0,0

2017 год

9228650,6

10533,3

9218117,3

0,0

2018 год

9228650,6

10533,3

9218117,3

0,0

2019 год

9228650,6

10533,3

9218117,3

0,0

2020 год

9228650,6

10533,3

9218117,3

0,0

* Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании  бюджетов на соответствующий год.

Ожидаемые результаты реализации Программы

повышение доступности и качества дошкольного образования;

 увеличение охвата различными формами дошкольного образования  всех детей в возрасте от 3 до 7 лет;

 обеспечение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования;

 внедрение эффективной системы управления качеством образования;

 повышение доступности и качества общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

 обеспечение средней заработной платы учителей муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

 обеспечение средней заработной платы педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

 п овышение качественных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. инклюзивного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий);

 реализация образовательными организациями современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике;

 повышение доступности качественных услуг психологической помощи в государственных образовательных организациях всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах;

 создание современной системы управления организации школьного питания в образовательных организациях;

 развитие системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии государственных образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки, использовании современных Интернет-технологий;

 обеспечение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования к 2018 году не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

  создание единой информационной среды профессионального образования, обеспечивающей доступ к информации о государственных образовательных организациях, образовательных программах, трудоустройстве выпускников;

 внедрение новой модели  подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации Российского образования;

 участие молодых людей в мероприятиях научно-технической и социально-значимой направленности;

 обеспечение охвата детей и подростков всеми видами отдыха и оздоровления;

 формирование у молодежи реальной мотивации на обучение и профориентацию на педагогическую деятельность;

 создание эффективной научно-образовательной и инновационной среды для развития  творческого  и научного потенциала студентов, ученых и специалистов различных сфер бизнеса и промышленности;

 создание эффективной инновационной инфраструктуры высших учебных заведений и научных организаций;

 повышение эффективно сти государственного управления сферой образования на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти

I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы


В настоящее время в сфере образования проводится целенаправленная работа по оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности и увеличению объемов и перечня предоставляемых услуг организациями образования.

По состоянию на 01.01.2013 г. сеть образовательных организаций в Республике Бурятия, реализующих программы дошкольного образования, включает: 366 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 17 ведомственных дошкольных организаций и 4 частных. При 51 общеобразовательных организациях организованы группы для детей дошкольного возраста. Всего в Республике Бурятия на 01.01.2013 г. функционируют 414 организаций, реализующих программу дошкольного образования. Кроме того функционирует 76 групп семейного воспитания на 454 детей. Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных организаций: если в 2007 году их было 35 143 (51%), то 1 января 2013 года - 45915 человек (55%). Контингент воспитанников вырос на 30,6 %.

Несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных мест сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения республики в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

Основной причиной является то, что традиционная система организации предоставления дошкольной образовательной услуги через муниципальные организации не позволяет гибко и оперативно реагировать на заметные изменения в спросе на услугу.

Данные обстоятельства наряду со строительством дошкольных организаций заставляют искать альтернативные ресурсы увеличения охвата детей услугами образовательных организаций за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в организациях, реализующих программы дошкольного образования.

В республике на начало 2013-2014 учебного года функционирует 482 общеобразовательных организаций с 12 филиалами, в т.ч. 446 дневных с 11 филиалами, 27 государственных общеобразовательных организаций с 1 филиалом. Численность в них составляет 123 058 учащихся, в вечерних школах - 3858.

В Республике Бурятия функционируют 180 организаций дополнительного образования, в том числе 119 организаций в системе образования, 60- в системе культуры и 1 спортивная школа в системе физкультуры и спорта.

В 120 государственных и муниципальных организациях дополнительного образования функционирует порядка 4000 творческих объединений, кружков и секций. В них заняты 62,0% детей школьного возраста. В летнее и каникулярное время все организации дополнительного образования занимаются организацией отдыха и оздоровлением детей, где реализуются образовательные, профилактические программы дополнительного образования и содержательного досуга в разных направлениях.

Профессиональное образование республики представлено 32 организациями среднего профессионального образования, в т.ч. 20 организациями СПО, подведомственными Министерству образования и науки Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 5 организациями СПО в составе ВУЗов и 3 негосударственными организациями СПО.

Высшее профессиональное образование и наука в Республике Бурятия представлены 4 государственными учебными заведениями, 11 филиалами ВУЗов Российской Федерации и 2 негосударственными ВУЗами.

В Республике Бурятия проживает 257647 человек в возрасте от 14 до 30 лет, это 26,5 % от общей численности населения республики. С 2011 года начала увеличиваться миграционная убыль молодежи, на 01.01.2012 года этот показатель составил 2715 человек. Миграционная прибыль населения была отмечена лишь в г. Улан-Удэ, и пригородных районах - Иволгинском и Тарбагатайском.

Неустойчиво и положение семьи в Республике Бурятия. В 2010 году на 8268 зарегистрированных браков приходилось 3782 развода, 1/3 всех разводов в семьях, существующих менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет. По мнению самих молодых семей необходимо решать такие проблемы, как жилищный вопрос (44%), борьба с молодежной безработицей (38%), низкая заработная плата (29%), очереди в детские сады (27%), слабая материальная обеспеченность материнства и детства (26%).

Система детского отдыха и оздоровления Республики Бурятия представлена всеми существующими видами организаций: лагерями дневного пребывания, организованными на базе образовательных организаций; загородными стационарными оздоровительными лагерями; палаточными лагерями; профильными лагерями; лагерями труда и отдыха; санаторно-курортными организациями; социальными лагерями; социальными столовыми.

На сегодняшний момент существуют определенные проблемы в данной системе, с 2008 года количество загородных стационарных оздоровительных лагерей сократилось, на 3,6% сократилось количество отдохнувших и прошедших оздоровление детей в загородных лагерях отдыха. Материально-техническая база и инфраструктура лагерей республики характеризуются высокой степенью морального и физического износа, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым надзорными органами к безопасному устройству, содержанию и организации режима работы и требуют значительного обновления.

Необходимо продолжать решать данные проблемы за счет комплекса мер, предусмотренных государственными программами Республики Бурятия.

Стратегической целью политики Республики Бурятии в области профессионального образования является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствии с современными потребностями инновационной экономики и рынка труда, повышение доступности высокого качества профессионального образования для каждого гражданина, обеспечение свободной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.

В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Создание крупных интегрированных структур инновационной направленности при поддержке федеральных, региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес - структур является ответом на вызовы современной экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал. Это особенно актуально для Республики Бурятия, где сложные природно-климатические, сейсмические условия, высокие экологические ограничения, диктуют необходимость дальнейшего развития региона только на основе эффективной интеграции науки, образования и бизнеса.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Основные цели и задачи


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере развития образования, науки и молодежной политики:

- формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;

- формирование индустрии образования в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;

- сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят;

- содействие в разработке и реализации региональных инвестиционных и инновационных проектов в сфере образования и науки, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;

- создание системы приоритетов и механизмов для их реализации;

- поддержка инициативной и талантливой молодежи;

- социально-экономическая практика молодежи;

- поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- развитие гражданской позиции и воспитание у молодежи чувства патриотизма и толерантного поведения;

- обеспечение качественного отдыха и оздоровления детей.

Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных организаций и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг.

В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства.

Исходя из поставленной цели определены следующие основные задачи:

1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия, обеспечивающего в равной степени подготовку детей дошкольного возраста к освоению программы начального образования в соответствии с ФГОС.

2. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем:

- создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования;

- обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;

- формирования системы непрерывного образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»