ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2015 года N 307


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 06.02.2013 N 49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"


Во исполнение Закона Республики Бурятия от 15.12.2014 N 881-V "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 N 49 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 03.06.2014 N 251, от 19.08.2014 N 393, от 25.09.2014 N 464, от 29.01.2015 N 35), изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 19.06.2015 N 307


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.02.2013 N 49


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"


 Паспорт Государственной программы

Наименование Программы

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Соисполнители Программы

- Министерство культуры Республики Бурятия;
- Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;
- органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию);
- организации, привлекаемые на конкурсной основе (по согласованию)

Подпрограммы Программы

1. "Дошкольное образование".
2. "Общее образование".
3. "Среднее профессиональное образование".
4. "Кадровая политика в системе образования".
5. "Наука и высшая школа".
6. "Молодежь Бурятии".
7. "Совершенствование государственного управления в сфере образования, науки и молодежной политики и создание условий для реализации Государственной программы"

Цель Программы

Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства

Задачи Программы

1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия.
2. Удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.
4. Обеспечение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с меняющимися запросами общества и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Бурятия.
5. Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона.
6. Создание благоприятных условий для использования потенциала молодых граждан в интересах социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Республики Бурятия.
7. Повышение эффективности управления в сфере образования, науки и молодежной политики Республики Бурятия

Целевые индикаторы (показатели) Программы

1. Охват детей дошкольным образованием, %.
2. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена.
3. Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, %.
4. Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, %.
5. Число участвующих в региональных конкурсах Российского фонда фундаментальных исследований, чел.
6. Доля учащихся, студентов и выпускников образовательных организаций, участвующих в программах по трудоустройству, профессиональной ориентации и временной занятости, в общем количестве молодежи, %.
7. Среднемесячная заработная плата работников образования, тыс. руб.

Этапы и сроки реализации Программы

Сроки реализации: 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года.
Этапы реализации:
I этап - 2014 - 2017 годы.
II этап - 2018 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

Источники финансирования

Общий объем финансирования Государственной программы, тыс. руб. (справочно <*>)

в том числе

Федеральный бюджет (справочно <*>)

Республиканский бюджет (справочно <*>)

Местный бюджет (справочно <*>)

Всего

69111738,2

718124,6

68393613,6

0,0

2014 год

10640488,9

540944,3

10099544,6

0,0

2015 год

10089940,6

121985,4

9967955,2

0,0

2016 год

9355092,7

10367,3

9344725,4

0,0

2017 год

9756554,0

11206,9

9745347,1

0,0

2018 год

9756554,0

11206,9

9745347,1

0,0

2019 год

9756554,0

11206,9

9745347,1

0,0

2020 год

9756554,0

11206,9

9745347,1

0,0

 --------------------------------

 <*> Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании бюджетов на соответствующий год

Ожидаемые результаты реализации Программы

- повышение доступности и качества дошкольного образования;
- увеличение охвата различными формами дошкольного образования всех детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- обеспечение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования;
- внедрение эффективной системы управления качеством образования;
- повышение доступности и качества общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- обеспечение средней заработной платы учителей муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;
- обеспечение средней заработной платы педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;
- повышение качественных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. инклюзивного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий);
- реализация образовательными организациями современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике;
- повышение доступности качественных услуг психологической помощи в государственных образовательных организациях всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах;
- создание современной системы управления организации школьного питания в образовательных организациях;
- развитие системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии государственных образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки, использовании современных Интернет-технологий;
- обеспечение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования к 2018 году не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;
- создание единой информационной среды профессионального образования, обеспечивающей доступ к информации о государственных образовательных организациях, образовательных программах, трудоустройстве выпускников;
- внедрение новой модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования;
- участие молодых людей в мероприятиях научно-технической и социально значимой направленности;
- обеспечение охвата детей и подростков всеми видами отдыха и оздоровления;
- формирование у молодежи реальной мотивации на обучение и профориентацию на педагогическую деятельность;
- создание эффективной научно-образовательной и инновационной среды для развития творческого и научного потенциала студентов, ученых и специалистов различных сфер бизнеса и промышленности;
- создание эффективной инновационной инфраструктуры высших учебных заведений и научных организаций;
- повышение эффективности государственного управления сферой образования на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти


 I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы


В настоящее время в сфере образования проводится целенаправленная работа по оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности и увеличению объемов и перечня предоставляемых услуг организациями образования.

По состоянию на 01.01.2013 сеть образовательных организаций в Республике Бурятия, реализующих программы дошкольного образования, включает: 366 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 17 ведомственных дошкольных организаций и 4 частных. При 51 общеобразовательной организации организованы группы для детей дошкольного возраста. Всего в Республике Бурятия на 01.01.2013 функционируют 414 организаций, реализующих программу дошкольного образования. Кроме того, функционирует 76 групп семейного воспитания на 454 ребенка. Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных организаций: если в 2007 году их было 35143 (51%), то 1 января 2013 года - 45915 человек (55%). Контингент воспитанников вырос на 30,6%.

Несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных мест, сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения республики в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

Основной причиной является то, что традиционная система организации предоставления дошкольной образовательной услуги через муниципальные организации не позволяет гибко и оперативно реагировать на заметные изменения в спросе на услугу.

Данные обстоятельства наряду со строительством дошкольных организаций заставляют искать альтернативные ресурсы увеличения охвата детей услугами образовательных организаций за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в организациях, реализующих программы дошкольного образования.

В республике на начало 2013 - 2014 учебного года функционирует 482 общеобразовательные организации с 12 филиалами, в т.ч. 446 дневных с 11 филиалами, 27 государственных общеобразовательных организаций с 1 филиалом. Численность в них составляет 123058 учащихся, в вечерних школах - 3858.

Также в республике в негосударственных общеобразовательных организациях обучаются 532 учащихся, в том числе в НОУ "Школа-интернат N 21 ОАО РЖД" п. Танхой Кабанского района 205 учащихся, в НОУ "Школа-интернат N 22 ОАО РЖД" г. Улан-Удэ 327 учащихся.

В Республике Бурятия функционируют 177 организаций дополнительного образования, в том числе 122 организации в системе образования, 54 - в системе культуры и 1 спортивная школа в системе физкультуры и спорта.

В государственных и муниципальных организациях дополнительного образования функционирует порядка 4120 творческих объединений, кружков и секций, в том числе при общеобразовательных организациях более 1500 объединений. Численность занимающихся составляет более 89300, или 55,0% всех детей дошкольного и школьного возраста. В летнее и каникулярное время все организации дополнительного образования занимаются организацией отдыха и оздоровлением детей, где реализуются спортивные, образовательные, профилактические программы разных направлений.

Среднее профессиональное образование республики представлено 32 организациями среднего профессионального образования, в том числе 21 организацией СПО, подведомственными Министерству образования и науки Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 5 организациями СПО в составе вузов и 2 негосударственными организациями СПО.

Высшее профессиональное образование в Республике Бурятия представлено 4 государственными учебными заведениями, 3 негосударственными вузами, 4 филиалами государственных вузов Российской Федерации и 6 негосударственными филиалами вузов. Количество студентов составляет порядка 35720 человек.

Согласно статистическим данным, в 2014 году на территории Республики Бурятия проживало 257647 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, из них 133803 - мужчин, 123844 - женщин.

В республике идет подготовка создания единой молодежной организации в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, а также исполнения поручения Главы Республики Бурятия от 16.09.2014, основным координатором определено Министерство образования и науки Республики Бурятия.

Система детского отдыха и оздоровления Республики Бурятия представлена всеми существующими видами организаций: лагерями дневного пребывания, организованными на базе образовательных организаций; загородными стационарными оздоровительными лагерями; палаточными лагерями; профильными лагерями; лагерями труда и отдыха; санаторно-курортными организациями; социальными лагерями; социальными столовыми.

В оздоровительной кампании принимают участие порядка 710 детских оздоровительных организаций, в том числе:

- 462 лагеря с дневным пребыванием детей;

- 150 лагерей труда и отдыха на базе школ;

- 5 стационарных лагерей санаторного типа;

- 2 стационарных лагеря труда и отдыха;

- 27 стационарных лагерей;

- 64 палаточных лагеря.

На сегодняшний момент существуют определенные проблемы в данной системе. Материально-техническая база и инфраструктура лагерей республики характеризуются высокой степенью морального и физического износа, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым надзорными органами к безопасному устройству, содержанию и организации режима работы, и требуют значительного обновления.

Необходимо продолжать решать данные проблемы за счет комплекса мер, предусмотренных государственными программами Республики Бурятия.

Стратегической целью политики Республики Бурятии в области профессионального образования является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и рынка труда, повышение доступности высокого качества профессионального образования для каждого гражданина, обеспечение свободной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.

В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Это особенно актуально для Республики Бурятия, где сложные природно-климатические, сейсмические условия, высокие экологические ограничения диктуют необходимость дальнейшего развития региона только на основе эффективной интеграции науки, образования и бизнеса.


II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Основные цели и задачи


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере развития образования, науки и молодежной политики:

- формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;

- формирование индустрии образования в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;

- сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят;

- содействие в разработке и реализации региональных инвестиционных и инновационных проектов в сфере образования и науки, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;

- создание системы приоритетов и механизмов для их реализации;

- поддержка инициативной и талантливой молодежи;

- социально-экономическая практика молодежи;

- поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- развитие гражданской позиции и воспитание у молодежи чувства патриотизма и толерантного поведения;

- обеспечение качественного отдыха и оздоровления детей.

Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных организаций и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг.

В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства.

Исходя из поставленной цели, определены следующие основные задачи:

1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия, обеспечивающего в равной степени подготовку детей дошкольного возраста к освоению программы начального образования в соответствии с ФГОС.

2. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем:

- создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования;

- обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;

- формирования системы непрерывного образования;

- создания в Республике Бурятия правовых, экономических и организационных условий, необходимых для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков.

3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»