ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2015 года N 307
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 06.02.2013 N 49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 15.12.2014 N 881-V "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 N 49 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 03.06.2014 N 251, от 19.08.2014 N 393, от 25.09.2014 N 464, от 29.01.2015 N 35), изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 19.06.2015 N 307
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.02.2013 N 49
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
Паспорт Государственной программы
Наименование Программы | Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" (далее - Государственная программа) | ||||
Ответственный исполнитель Программы | Министерство образования и науки Республики Бурятия | ||||
Соисполнители Программы | - Министерство культуры Республики Бурятия; | ||||
Подпрограммы Программы | 1. "Дошкольное образование". | ||||
Цель Программы | Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства | ||||
Задачи Программы | 1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия. | ||||
Целевые индикаторы (показатели) Программы | 1. Охват детей дошкольным образованием, %. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Сроки реализации: 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года. | ||||
Объем бюджетных ассигнований Программы | Источники финансирования | Общий объем финансирования Государственной программы, тыс. руб. (справочно <*>) | в том числе | ||
Федеральный бюджет (справочно <*>) | Республиканский бюджет (справочно <*>) | Местный бюджет (справочно <*>) | |||
Всего | 69111738,2 | 718124,6 | 68393613,6 | 0,0 | |
2014 год | 10640488,9 | 540944,3 | 10099544,6 | 0,0 | |
2015 год | 10089940,6 | 121985,4 | 9967955,2 | 0,0 | |
2016 год | 9355092,7 | 10367,3 | 9344725,4 | 0,0 | |
2017 год | 9756554,0 | 11206,9 | 9745347,1 | 0,0 | |
2018 год | 9756554,0 | 11206,9 | 9745347,1 | 0,0 | |
2019 год | 9756554,0 | 11206,9 | 9745347,1 | 0,0 | |
2020 год | 9756554,0 | 11206,9 | 9745347,1 | 0,0 | |
-------------------------------- <*> Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании бюджетов на соответствующий год | |||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - повышение доступности и качества дошкольного образования; |
I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы
В настоящее время в сфере образования проводится целенаправленная работа по оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности и увеличению объемов и перечня предоставляемых услуг организациями образования.
По состоянию на 01.01.2013 сеть образовательных организаций в Республике Бурятия, реализующих программы дошкольного образования, включает: 366 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 17 ведомственных дошкольных организаций и 4 частных. При 51 общеобразовательной организации организованы группы для детей дошкольного возраста. Всего в Республике Бурятия на 01.01.2013 функционируют 414 организаций, реализующих программу дошкольного образования. Кроме того, функционирует 76 групп семейного воспитания на 454 ребенка. Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных организаций: если в 2007 году их было 35143 (51%), то 1 января 2013 года - 45915 человек (55%). Контингент воспитанников вырос на 30,6%.
Несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных мест, сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения республики в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
Основной причиной является то, что традиционная система организации предоставления дошкольной образовательной услуги через муниципальные организации не позволяет гибко и оперативно реагировать на заметные изменения в спросе на услугу.
Данные обстоятельства наряду со строительством дошкольных организаций заставляют искать альтернативные ресурсы увеличения охвата детей услугами образовательных организаций за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в организациях, реализующих программы дошкольного образования.
В республике на начало 2013 - 2014 учебного года функционирует 482 общеобразовательные организации с 12 филиалами, в т.ч. 446 дневных с 11 филиалами, 27 государственных общеобразовательных организаций с 1 филиалом. Численность в них составляет 123058 учащихся, в вечерних школах - 3858.
Также в республике в негосударственных общеобразовательных организациях обучаются 532 учащихся, в том числе в НОУ "Школа-интернат N 21 ОАО РЖД" п. Танхой Кабанского района 205 учащихся, в НОУ "Школа-интернат N 22 ОАО РЖД" г. Улан-Удэ 327 учащихся.
В Республике Бурятия функционируют 177 организаций дополнительного образования, в том числе 122 организации в системе образования, 54 - в системе культуры и 1 спортивная школа в системе физкультуры и спорта.
В государственных и муниципальных организациях дополнительного образования функционирует порядка 4120 творческих объединений, кружков и секций, в том числе при общеобразовательных организациях более 1500 объединений. Численность занимающихся составляет более 89300, или 55,0% всех детей дошкольного и школьного возраста. В летнее и каникулярное время все организации дополнительного образования занимаются организацией отдыха и оздоровлением детей, где реализуются спортивные, образовательные, профилактические программы разных направлений.
Среднее профессиональное образование республики представлено 32 организациями среднего профессионального образования, в том числе 21 организацией СПО, подведомственными Министерству образования и науки Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 5 организациями СПО в составе вузов и 2 негосударственными организациями СПО.
Высшее профессиональное образование в Республике Бурятия представлено 4 государственными учебными заведениями, 3 негосударственными вузами, 4 филиалами государственных вузов Российской Федерации и 6 негосударственными филиалами вузов. Количество студентов составляет порядка 35720 человек.
Согласно статистическим данным, в 2014 году на территории Республики Бурятия проживало 257647 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, из них 133803 - мужчин, 123844 - женщин.
В республике идет подготовка создания единой молодежной организации в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, а также исполнения поручения Главы Республики Бурятия от 16.09.2014, основным координатором определено Министерство образования и науки Республики Бурятия.
Система детского отдыха и оздоровления Республики Бурятия представлена всеми существующими видами организаций: лагерями дневного пребывания, организованными на базе образовательных организаций; загородными стационарными оздоровительными лагерями; палаточными лагерями; профильными лагерями; лагерями труда и отдыха; санаторно-курортными организациями; социальными лагерями; социальными столовыми.
В оздоровительной кампании принимают участие порядка 710 детских оздоровительных организаций, в том числе:
- 462 лагеря с дневным пребыванием детей;
- 150 лагерей труда и отдыха на базе школ;
- 5 стационарных лагерей санаторного типа;
- 2 стационарных лагеря труда и отдыха;
- 27 стационарных лагерей;
- 64 палаточных лагеря.
На сегодняшний момент существуют определенные проблемы в данной системе. Материально-техническая база и инфраструктура лагерей республики характеризуются высокой степенью морального и физического износа, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым надзорными органами к безопасному устройству, содержанию и организации режима работы, и требуют значительного обновления.
Необходимо продолжать решать данные проблемы за счет комплекса мер, предусмотренных государственными программами Республики Бурятия.
Стратегической целью политики Республики Бурятии в области профессионального образования является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и рынка труда, повышение доступности высокого качества профессионального образования для каждого гражданина, обеспечение свободной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.
В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Это особенно актуально для Республики Бурятия, где сложные природно-климатические, сейсмические условия, высокие экологические ограничения диктуют необходимость дальнейшего развития региона только на основе эффективной интеграции науки, образования и бизнеса.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Основные цели и задачи
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года, Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере развития образования, науки и молодежной политики:
- формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;
- формирование индустрии образования в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;
- сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят;
- содействие в разработке и реализации региональных инвестиционных и инновационных проектов в сфере образования и науки, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;
- создание системы приоритетов и механизмов для их реализации;
- поддержка инициативной и талантливой молодежи;
- социально-экономическая практика молодежи;
- поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
- развитие гражданской позиции и воспитание у молодежи чувства патриотизма и толерантного поведения;
- обеспечение качественного отдыха и оздоровления детей.
Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных организаций и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг.
В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства.
Исходя из поставленной цели, определены следующие основные задачи:
1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия, обеспечивающего в равной степени подготовку детей дошкольного возраста к освоению программы начального образования в соответствии с ФГОС.
2. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем:
- создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования;
- обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;
- формирования системы непрерывного образования;
- создания в Республике Бурятия правовых, экономических и организационных условий, необходимых для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков.
3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.