Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2016 года N 81
г. Улан-Удэ


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 06.02.2013 N 49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"


Во исполнение Закона Республики Бурятия от 21.12.2015 N 1575-V "О республиканском бюджете на 2016 год", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 N 49 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 03.06.2014 N 251, от 19.08.2014 N 393, от 25.09.2014 N 464, от 29.01.2015 N 35, от 19.06.2015 N 307, от 26.08.2015 N 427, от 13.11.2015 N 571, от 09.12.2015 N 607):

1.1. Наименование изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки".

1.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Программа).".

2. Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ






Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 09.03.2016 N 81


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.02.2013 N 49

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ"


 Паспорт Государственной программы

Наименование Программы

Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Соисполнители Программы

- Министерство культуры Республики Бурятия;
- Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;
- Министерство спорта и молодежной политики Республики Бурятия;
- органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию)

Подпрограммы Программы

1. "Дошкольное образование".
2. "Общее и дополнительное образование".
3. "Среднее профессиональное образование".
4. "Развитие кадровой политики в системе образования".
5. "Наука и высшая школа".
7. "Управление системой образования"

Цель Программы

Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства

Задачи Программы

1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия.
2. Удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.
4. Обеспечение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с меняющимися запросами общества и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Бурятия.
5. Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона.
6. Повышение эффективности управления в сфере образования и науки Республики Бурятия

Целевые индикаторы (показатели) Программы

1. Охват детей дошкольным образованием, %.
2. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена.
3. Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, %.
4. Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, от общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, %.
5. Число участвующих в региональных конкурсах Российского фонда фундаментальных исследований, чел.
6. Среднемесячная заработная плата работников образования, тыс. руб.

Этапы и сроки реализации Программы

Сроки реализации: 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года.
Этапы реализации:
I этап - 2014 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

Источники финансирования

Общий объем финансирования Государственной программы, тыс. руб. (справочно <*>)

В том числе

Федеральный бюджет (справочно <*>)

Республиканский бюджет (справочно <*>)

Местный бюджет (справочно <*>)

Всего

71435885,2

962601,0

70473284,2

0,0

2014 год

10640488,9

540944,3

10099544,6

0,0

2015 год

10960638,4

373269,7

10587368,7

0,0

2016 год

9994131,9

9677,4

9984454,5

0,0

2017 год

9960156,5

9677,4

9950479,1

0,0

2018 год

9960156,5

9677,4

9950479,1

0,0

2019 год

9960156,5

9677,4

9950479,1

0,0

2020 год

9960156,5

9677,4

9950479,1

0,0

 --------------------------------
 <*> Носит прогнозный характер, подлежит уточнению при формировании бюджетов на соответствующий год

Ожидаемые результаты реализации Программы

- повышение доступности и качества дошкольного образования;
- увеличение охвата различными формами дошкольного образования всех детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- обеспечение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования;
- внедрение эффективной системы управления качеством образования;
- повышение доступности и качества общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;
- обеспечение средней заработной платы учителей муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;
- обеспечение средней заработной платы педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;
- повышение качественных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. инклюзивного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий);
- реализация образовательными организациями современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике;
- повышение доступности качественных услуг психологической помощи в государственных образовательных организациях всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах;
- создание современной системы управления организации школьного питания в образовательных организациях;
- развитие системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии государственных образовательных организаций общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки, использовании современных Интернет-технологий;
- обеспечение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования к 2018 году не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;
- создание единой информационной среды профессионального образования, обеспечивающей доступ к информации о государственных образовательных организациях, образовательных программах, трудоустройстве выпускников;
- внедрение новой модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования;
- создание эффективной научно-образовательной и инновационной среды для развития творческого и научного потенциала студентов, ученых и специалистов различных сфер бизнеса и промышленности;
- создание эффективной инновационной инфраструктуры высших учебных заведений и научных организаций;
- повышение эффективности государственного управления сферой образования на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти


 I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы


В настоящее время в сфере образования проводится целенаправленная работа по оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности и увеличению объемов и перечня предоставляемых услуг организациями образования.

По состоянию на 01.01.2013 сеть образовательных организаций в Республике Бурятия, реализующих программы дошкольного образования, включает: 366 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 17 ведомственных дошкольных организаций и 4 частных. При 51 общеобразовательной организации организованы группы для детей дошкольного возраста. Всего в Республике Бурятия на 01.01.2013 функционируют 414 организаций, реализующих программу дошкольного образования. Кроме того, функционирует 76 групп семейного воспитания на 454 детей. Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных организаций: если в 2007 году их было 35143 (51%), то 1 января 2013 года - 45915 человек (55%). Контингент воспитанников вырос на 30,6%.

Несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных мест, сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения республики в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

Основной причиной является то, что традиционная система организации предоставления дошкольной образовательной услуги через муниципальные организации не позволяет гибко и оперативно реагировать на заметные изменения в спросе на услугу.

Данные обстоятельства наряду со строительством дошкольных организаций заставляют искать альтернативные ресурсы увеличения охвата детей услугами образовательных организаций за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в организациях, реализующих программы дошкольного образования.

В республике на начало 2013 - 2014 учебного года функционирует 482 общеобразовательные организации с 12 филиалами, в т.ч. 446 дневных с 11 филиалами, 27 государственных общеобразовательных организаций с 1 филиалом. Численность в них составляет 123058 учащихся, в вечерних школах - 3858.

Также в республике в негосударственных общеобразовательных организациях обучаются 532 учащихся, в том числе в НОУ "Школа-интернат N 21 ОАО РЖД" п. Танхой Кабанского района 205 учащихся, в НОУ "Школа-интернат N 22 ОАО РЖД" г. Улан-Удэ 327 учащихся.

В Республике Бурятия функционируют 177 организаций дополнительного образования, в том числе 122 организации в системе образования, 54 в системе культуры и 1 спортивная школа в системе физкультуры и спорта.

В государственных и муниципальных организациях дополнительного образования функционирует порядка 4120 творческих объединений, кружков и секций, в том числе при общеобразовательных организациях более 1500 объединений. Численность занимающихся составляет более 89300, или 55,0% всех детей дошкольного и школьного возраста. В летнее и каникулярное время все организации дополнительного образования занимаются организацией отдыха и оздоровлением детей, где реализуются спортивные, образовательные, профилактические программы разных направлений.

Среднее профессиональное образование республики представлено 32 организациями среднего профессионального образования, в том числе 21 организацией СПО, подведомственной Министерству образования и науки Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 5 организациями СПО в составе вузов и 2 негосударственными организациями СПО.

Высшее профессиональное образование в Республике Бурятия представлено 4 государственными учебными заведениями, 3 негосударственными вузами, 4 филиалами государственных вузов Российской Федерации и 6 негосударственными филиалами вузов. Количество студентов составляет порядка 35720 человек.

Стратегической целью политики Республики Бурятия в области профессионального образования является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и рынка труда, повышение доступности высокого качества профессионального образования для каждого гражданина, обеспечение свободной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.

При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.

В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Это особенно актуально для Республики Бурятия, где сложные природно-климатические, сейсмические условия, высокие экологические ограничения диктуют необходимость дальнейшего развития региона только на основе эффективной интеграции науки, образования и бизнеса.


II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Основные цели и задачи


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере развития образования и науки:

- формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;

- формирование индустрии образования в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;

- сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят;

- содействие в разработке и реализации региональных инвестиционных и инновационных проектов в сфере образования и науки, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;

- создание системы приоритетов и механизмов для их реализации.

Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных организаций и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг.

В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства.

Исходя из поставленной цели определены следующие основные задачи:

1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия, обеспечивающего в равной степени подготовку детей дошкольного возраста к освоению программы начального образования в соответствии с ФГОС.

2. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем:

- создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования;

- обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;

- формирования системы непрерывного образования;

- создания в Республике Бурятия правовых, экономических и организационных условий, необходимых для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков.

3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.

4. Обеспечение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с меняющимися запросами общества и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Бурятия.

5. Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона.

6. Повышение эффективности управления в сфере образования и науки Республики Бурятия.


Ключевые принципы и механизмы реализации Программы


Реализацию Государственной программы планируется осуществить путем выполнения программных мероприятий как на республиканском, так и на всех уровнях местного самоуправления.

Мероприятия Государственной программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:

- развитие нормативного правового обеспечения государственной политики в сфере образования и науки;

- совершенствование организационной структуры и кадрового, финансового, материально-технического, информационного и ресурсного обеспечения;

- координация и взаимодействие заинтересованных субъектов в реализации государственной политики в области образования и науки.

Выбор приоритетных целей Государственной программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере образования и науки в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций образования.


III. Прогноз и описание конечных результатов реализации Государственной программы. Целевые индикаторы