ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 года N 81
г. Улан-Удэ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 06.02.2013 N 49 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ"
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 21.12.2015 N 1575-V "О республиканском бюджете на 2016 год", постановления Правительства Республики Бурятия от 27.09.2011 N 500 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 06.02.2013 N 49 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 03.06.2014 N 251, от 19.08.2014 N 393, от 25.09.2014 N 464, от 29.01.2015 N 35, от 19.06.2015 N 307, от 26.08.2015 N 427, от 13.11.2015 N 571, от 09.12.2015 N 607):
1.1. Наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки".
1.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Программа).".
2. Государственную программу Республики Бурятия "Развитие образования, науки и молодежной политики" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 09.03.2016 N 81
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.02.2013 N 49
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ"
Паспорт Государственной программы
Наименование Программы | Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Государственная программа) | ||||
Ответственный исполнитель Программы | Министерство образования и науки Республики Бурятия | ||||
Соисполнители Программы | - Министерство культуры Республики Бурятия; | ||||
Подпрограммы Программы | 1. "Дошкольное образование". | ||||
Цель Программы | Повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства | ||||
Задачи Программы | 1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия. | ||||
Целевые индикаторы (показатели) Программы | 1. Охват детей дошкольным образованием, %. | ||||
Этапы и сроки реализации Программы | Сроки реализации: 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года. | ||||
Объем бюджетных ассигнований Программы | Источники финансирования | Общий объем финансирования Государственной программы, тыс. руб. (справочно <*>) | В том числе | ||
Федеральный бюджет (справочно <*>) | Республиканский бюджет (справочно <*>) | Местный бюджет (справочно <*>) | |||
Всего | 71435885,2 | 962601,0 | 70473284,2 | 0,0 | |
2014 год | 10640488,9 | 540944,3 | 10099544,6 | 0,0 | |
2015 год | 10960638,4 | 373269,7 | 10587368,7 | 0,0 | |
2016 год | 9994131,9 | 9677,4 | 9984454,5 | 0,0 | |
2017 год | 9960156,5 | 9677,4 | 9950479,1 | 0,0 | |
2018 год | 9960156,5 | 9677,4 | 9950479,1 | 0,0 | |
2019 год | 9960156,5 | 9677,4 | 9950479,1 | 0,0 | |
2020 год | 9960156,5 | 9677,4 | 9950479,1 | 0,0 | |
-------------------------------- | |||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - повышение доступности и качества дошкольного образования; |
I. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы
В настоящее время в сфере образования проводится целенаправленная работа по оптимизации бюджетной сети, повышению эффективности и увеличению объемов и перечня предоставляемых услуг организациями образования.
По состоянию на 01.01.2013 сеть образовательных организаций в Республике Бурятия, реализующих программы дошкольного образования, включает: 366 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 организаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 17 ведомственных дошкольных организаций и 4 частных. При 51 общеобразовательной организации организованы группы для детей дошкольного возраста. Всего в Республике Бурятия на 01.01.2013 функционируют 414 организаций, реализующих программу дошкольного образования. Кроме того, функционирует 76 групп семейного воспитания на 454 детей. Увеличивается численность воспитанников дошкольных образовательных организаций: если в 2007 году их было 35143 (51%), то 1 января 2013 года - 45915 человек (55%). Контингент воспитанников вырос на 30,6%.
Несмотря на принимаемые меры по созданию дополнительных мест, сохраняется дефицит мест в организациях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения республики в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
Основной причиной является то, что традиционная система организации предоставления дошкольной образовательной услуги через муниципальные организации не позволяет гибко и оперативно реагировать на заметные изменения в спросе на услугу.
Данные обстоятельства наряду со строительством дошкольных организаций заставляют искать альтернативные ресурсы увеличения охвата детей услугами образовательных организаций за счет использования внутренних резервов системы образования, развития различных форм дошкольного образования, создания гибкой системы режимов пребывания детей в организациях, реализующих программы дошкольного образования.
В республике на начало 2013 - 2014 учебного года функционирует 482 общеобразовательные организации с 12 филиалами, в т.ч. 446 дневных с 11 филиалами, 27 государственных общеобразовательных организаций с 1 филиалом. Численность в них составляет 123058 учащихся, в вечерних школах - 3858.
Также в республике в негосударственных общеобразовательных организациях обучаются 532 учащихся, в том числе в НОУ "Школа-интернат N 21 ОАО РЖД" п. Танхой Кабанского района 205 учащихся, в НОУ "Школа-интернат N 22 ОАО РЖД" г. Улан-Удэ 327 учащихся.
В Республике Бурятия функционируют 177 организаций дополнительного образования, в том числе 122 организации в системе образования, 54 в системе культуры и 1 спортивная школа в системе физкультуры и спорта.
В государственных и муниципальных организациях дополнительного образования функционирует порядка 4120 творческих объединений, кружков и секций, в том числе при общеобразовательных организациях более 1500 объединений. Численность занимающихся составляет более 89300, или 55,0% всех детей дошкольного и школьного возраста. В летнее и каникулярное время все организации дополнительного образования занимаются организацией отдыха и оздоровлением детей, где реализуются спортивные, образовательные, профилактические программы разных направлений.
Среднее профессиональное образование республики представлено 32 организациями среднего профессионального образования, в том числе 21 организацией СПО, подведомственной Министерству образования и науки Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству культуры Республики Бурятия, 2 организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 5 организациями СПО в составе вузов и 2 негосударственными организациями СПО.
Высшее профессиональное образование в Республике Бурятия представлено 4 государственными учебными заведениями, 3 негосударственными вузами, 4 филиалами государственных вузов Российской Федерации и 6 негосударственными филиалами вузов. Количество студентов составляет порядка 35720 человек.
Стратегической целью политики Республики Бурятия в области профессионального образования является приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями экономики и рынка труда, повышение доступности высокого качества профессионального образования для каждого гражданина, обеспечение свободной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.
При условии эффективной модернизации системы профессионального образования она станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.
В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Это особенно актуально для Республики Бурятия, где сложные природно-климатические, сейсмические условия, высокие экологические ограничения диктуют необходимость дальнейшего развития региона только на основе эффективной интеграции науки, образования и бизнеса.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы. Основные цели и задачи
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года и Программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года определены следующие основные приоритетные направления реализации государственной политики в сфере развития образования и науки:
- формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Бурятия на международном и межрегиональном уровнях, что является одним из условий для привлечения инвестиций;
- формирование индустрии образования в Республике Бурятия в соответствии с новым имиджем территории;
- сохранение и эффективное использование имеющихся, создание новых информационных, научных, кадровых, административных ресурсов Республики Бурятия в области бурятского языка, этнокультурных интересов бурят;
- содействие в разработке и реализации региональных инвестиционных и инновационных проектов в сфере образования и науки, стимулирующих развитие экономики Республики Бурятия;
- создание системы приоритетов и механизмов для их реализации.
Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных организаций и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг.
В соответствии с приоритетами государственной политики основной целью Государственной программы является повышение доступности, качества и эффективности системы образования с учетом потребностей граждан, общества, государства.
Исходя из поставленной цели определены следующие основные задачи:
1. Повышение доступности и качества дошкольного образования в Республике Бурятия, обеспечивающего в равной степени подготовку детей дошкольного возраста к освоению программы начального образования в соответствии с ФГОС.
2. Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем:
- создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования;
- обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;
- формирования системы непрерывного образования;
- создания в Республике Бурятия правовых, экономических и организационных условий, необходимых для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков.
3. Модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.
4. Обеспечение качества подготовки педагогических кадров в соответствии с меняющимися запросами общества и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Бурятия.
5. Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона.
6. Повышение эффективности управления в сфере образования и науки Республики Бурятия.
Ключевые принципы и механизмы реализации Программы
Реализацию Государственной программы планируется осуществить путем выполнения программных мероприятий как на республиканском, так и на всех уровнях местного самоуправления.
Мероприятия Государственной программы носят комплексный характер и реализуются через следующие механизмы:
- развитие нормативного правового обеспечения государственной политики в сфере образования и науки;
- совершенствование организационной структуры и кадрового, финансового, материально-технического, информационного и ресурсного обеспечения;
- координация и взаимодействие заинтересованных субъектов в реализации государственной политики в области образования и науки.
Выбор приоритетных целей Государственной программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере образования и науки в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций образования.
III. Прогноз и описание конечных результатов реализации Государственной программы. Целевые индикаторы