ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 04 марта 2013 года N 120-рп
Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения,
опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы
(с изменениями на 1 ноября 2016 года)
____________________
- Утратило силу -
- распоряжение Правительства области
от 11.04.2017 N 126-рп
____________________
______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства области от 12.05.2014 N 163-рп;
распоряжением Правительства области от 07.12.2015 N 497-рп;
распоряжением Правительства области от 27.07.2016 N 264-рп;
распоряжением Правительства области от 01.11.2016 N 402-рп
______________________________________________
Во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.12.2012 N Пр-3411 по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы, согласованный заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко 22.04.2014.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 12.05.2014 N 163-рп, - см. предыдущую редакцию)
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 27.07.2016 N 264-рп, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
План мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки
и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы
(далее - региональная «дорожная карта»)
I. Общее описание региональной «дорожной карты»
1. Реализация региональной «дорожной карты» направлена на обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства.
В Новосибирской области сформирована двухуровневая модель управления системой социальной защиты, социальной поддержки населения, опеки и попечительства несовершеннолетних и защиты их прав:
1) государственный уровень, на котором полномочия осуществляют министерство социального развития Новосибирской области (далее _ министерство), подведомственные ему 33 государственных организации Новосибирской области и территориальные органы министерства - отделы пособий и социальных выплат (44 отдела);
2) муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (42 отдела), отделы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (42 отдела), 56 муниципальных организаций социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, приюты, дом милосердия и др.), 15 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
В Новосибирской области разработана достаточная нормативная правовая база для реализации государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства.
В настоящее время достижение основных качественных показателей в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства осуществляется за счет реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п.
С 2011 года в Новосибирской области функции в сфере опеки и попечительства осуществляют областные исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, министерство является куратором в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства, отдыха и оздоровления детей на территории Новосибирской области.
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в Новосибирской области разработаны и утверждены:
Закон Новосибирской области от 18.12.2014 N 499-ОЗ «Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области»;
постановление Правительства Новосибирской области от 05.03.2015 N 74-п «О дополнительных категориях граждан, которым социальные услуги в Новосибирской области предоставляются бесплатно»;
постановление Правительства Новосибирской области от 09.02.2015 N 49-п «О размере и порядке выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, предоставляющим гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Новосибирской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)»;
постановление Правительства Новосибирской области от 30.12.2014 N 567_п «Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг»;
постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 535_п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения»;
постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 534_п «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области в связи с реализацией полномочий Новосибирской области в сфере социального обслуживания»;
постановление Правительства Новосибирской области от 20.10.2014 N 420_п «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг»;
постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375_п «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания»;
постановление Правительства Новосибирской области от 04.08.2014 N 312_п «О дополнительных обстоятельствах для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 03.03.2015 N 167 «Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 10.03.2015 N 182 «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1289 «Об утверждении Нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1448 «О подушевых нормативах финансирования социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1446 «Об утверждении Стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 19.12.2014 N 1431 «Об утверждении рекомендуемых форм договоров о предоставлении социальных услуг, рекомендуемой формы акта о предоставлении срочных социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 29.10.2014 N 1268 «Об утверждении формы Акта проверки поставщика социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.10.2014 N 1257 «Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений, мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 22.10.2014 N 1235 «Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 22.10.2014 N 1236 «Об установлении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 20.10.2014 N 1225 «Об утверждении Плана проведения информационно-разъяснительной работы»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.08.2014 N 976 «Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания Новосибирской области, подведомственными министерству социального развития Новосибирской области, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 06.10.2014 N 1164 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области»;
приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 N 502-ТС «Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области».
В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п утверждена Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы.
Пятый год подряд увеличение численности населения Новосибирской области происходит за счет естественного, а не миграционного прироста населения. Так, на 01.01.2016 численность жителей региона составила 2762,2 тыс. чел. (на 01.01.2015 - 2746,8 тыс. чел., на 01.01.2014 - 2731,2 тыс. чел.). По сравнению с 2013 годом на 0,2 промилле увеличен коэффициент естественного прироста населения, его значение достигло 0,8 промилле.
По данным Росстата в 2014 году число рождений составило 38486, число умерших - 36387.
По состоянию на 01.01.2016 на учете в региональном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 1174 ребенка (на 01.01.2015 - 1560 детей, на 01.01.2014 - 2131 ребенок).
На семейные формы устройства переданы 1080 детей (в 2014 году - 1396 детей, в 2013 году - 1681 ребенок), в том числе усыновлено 94 ребенка, передано на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 811 детей (в 2013 году - 871 ребенок).
Проведены мероприятия по реформированию системы образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На начало 2016 года в Новосибирской области функционирует 16 организаций на 1019 мест (на 01.01.2015 - 19 организаций на 1398 мест, на 01.01.2014 - 22 организации на 1766 мест).
С целью создания единой региональной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот на базе комплексных центров социального обслуживания населения Новосибирской области были созданы службы сопровождения выпускников детских домов в 11 районах Новосибирской области. Совместно с общественными организациями реализуются различные программы социализации воспитанников (проект «Служба комплексного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», «Отдельная квартира», «Модуль самостоятельного проживания»). На 01.01.2015 2860 выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили около 9,0 тыс. социальных услуг.
По состоянию на 01.01.2016 в Новосибирской области социальные услуги на дому предоставляются 14397 гражданам в 148 отделениях надомного и специализированного надомного обслуживания.
Наиболее востребованными являются социально-бытовые услуги (помощь в приеме пищи (кормление), гигиена тела, уборка жилых помещений, покупка и доставка товаров и продуктов питания, приобретение лекарственных препаратов, помощь (содействие) в приготовлении пищи, мытье посуды, покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, обеспечение водой, топка печей, организация помощи в проведении ремонта жилых помещений, стирка постельного белья и одежды).
Также оказываются социально-правовые услуги, в том числе оказание помощи в получении разного рода документов, подготовке запросов, заявлений, направлений и др.
Очередности граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление социального обслуживания на дому нет. Очередность в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, также отсутствует.
Значимым направлением в работе органов социальной защиты является оказание необходимой помощи конкретному человеку, нуждающемуся в социальном обслуживании.
На территории Новосибирской области реализуется проект «Социальный контракт», направленный на переход от «иждивенческой» системы социальной защиты к системе социального партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем.
В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников государственных и муниципальных организаций социального обслуживания населения Новосибирской области с 2011 года в Новосибирской области проводится конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания населения».
Также с 2011 года для сотрудников социальных служб в регионе реализуется комплексная программа «Синдром эмоционального выгорания. Методы профилактики». На базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр» в 2015 году 1100 социальных работников имели возможность поправить физическое здоровье с помощью лечебно-оздоровительных процедур, получить индивидуальное психологическое консультирование и принять участие в культурно-развлекательных программах. Там же проводятся курсы повышения квалификации, образовательные коммуникативные тренинги.
В Новосибирской области сложились партнерские отношения с некоммерческими организациями. Общественные организации являются соразработчиками и соисполнителями государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», проектов в сфере предоставления социальных услуг населению. Представители общественных организаций являются членами общественных советов при министерстве, являются непосредственными участниками разработки нормативных правовых актов министерства.
В рамках реализации соглашения проводились мероприятия по оптимизации сети, структурных подразделений и штатной численности организаций социального обслуживания, а также расходов на их содержание.
О государственных и муниципальных организациях социального обслуживания
В 2015 году проведена реорганизация:
государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан» путем присоединения государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Бибихинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» (распоряжение Правительства Новосибирской области от 25.05.2015 N 205-рп);
муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Созвездие» путем присоединения муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья N 9 VII вида» (постановление мэрии города Новосибирска от 15.04.2015 N 2979);
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом, р.п. Чистоозерное Новосибирской области в муниципальное казенное учреждение «Центр помощи семье, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и сопровождения замещающих семей Чистоозерного района Новосибирской области»;
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска «Детский дом N 1» в муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Жемчужина»;
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска «Специальный (коррекционный) детский дом N 6 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» в муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Теплый дом»;
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Новосибирска «Детский дом N 12» в муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Перспектива»;
муниципального бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детский дом Татарского района в муниципальное бюджетное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Татарского района Новосибирской области»;
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорогинский детский дом» в муниципальное казенное учреждение Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорогинский» Черепановского района Новосибирской области;
муниципального казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тогучинского района «Тогучинский детский дом N 2» в муниципальное казенное учреждение Тогучинского района «Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;