Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 мая 2014 года N 163-рп


О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области
от 04.03.2013 N 120-рп

____________________
- Утратило силу -
- распоряжение Правительства области
от 11.04.2017 N 126-рп

____________________


Во исполнение подпункта 2 пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27.12.2013 N Пр-3086, в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.03.2014 N 12-0/10/П-1077 внести в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 N 120-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы» следующие изменения:

1. В пункте 1 цифры «27.02.2013» заменить цифрами «22.04.2014».

2. План мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы изложить в прилагаемой редакции.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.

     

     Временно и.о.губернатора области
     В.Ф.Городецкий


Приложение
к распоряжению Правительства Новосибирской области
от 12.05.2014 N 163-рп

«План мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной
поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы

(далее - региональная «дорожная карта»)


I. Общее описание региональной «дорожной карты»


1. Реализация региональной «дорожной карты» направлена на обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства.

В Новосибирской области сформирована двухуровневая модель управления системой социальной защиты, социальной поддержки населения, опеки и попечительства несовершеннолетних и защиты их прав:

1) государственный уровень, на котором полномочия осуществляют министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство), подведомственные ему 34 государственные учреждения Новосибирской области и территориальные органы министерства - отделы пособий и социальных выплат (44 отдела);

2) муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (44 отдела), отделы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (44 отдела), 50 муниципальных учреждений социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, приюты, дома милосердия и др.), 22 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).

В Новосибирской области разработана достаточная нормативная правовая база для реализации государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства, утверждены и реализуются государственные стандарты социального обслуживания Новосибирской области.

В настоящее время достижение основных качественных показателей в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства осуществляется за счет реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения Новосибирской области» на 2014-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п.

Новосибирская область входит в число 16-ти регионов, в которых функции в сфере опеки и попечительства осуществляют областные исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты населения.

Таким образом, министерство является куратором в сфере демографической и семейной политики, социального обслуживания, социальной поддержки населения, опеки и попечительства.

В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п утверждена Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы.

В течение 2013 года численность населения Новосибирской области увеличилась и (по предварительной оценке) на 01.01.2014 составила 2730,9 тыс. человек (на 01.01.2013 - 2709,5 тыс. чел., на 01.01.2012 - 2686,9 тыс. чел., на01.01.2011 - 2665,9 тыс. чел.). Второй год подряд увеличение численности жителей области происходит за счет естественного, а не миграционного прироста населения. По сравнению с 2012 годом на 0,2 промилле увеличен коэффициент естественного прироста населения, его значение достигло 0,6 промилле.

По данным Росстата в 2013 году число рождений составило 38488, число умерших - 36730.

По состоянию на 01.01.2014 на учете в региональном банке данных о детях_сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 2131 ребенок, оставшийся без попечения родителей (на 01.01.2013 - 2718 детей).

На семейные формы устройства передан 1681 ребенок (в 2012 году - 1469), в том числе усыновлено 204 ребенка, передано на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 871 ребенок (в 2012 году - 911), на возмездную форму опеки (попечительства) по договору о приемной семье - 606 детей (в 2012 году - 290).

Проведена реорганизация образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На начало 2014 года в области функционирует 22 учреждения на 1766 мест (на 01.01.2013 - 26 учреждений на 2167 мест).

С целью создания единой региональной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот действуют 12 служб постинтернатного патроната выпускников детских домов, в том числе 5 служб создано в 2013 году. Заключен 881 договор с выпускниками учреждений, оказано 47016 услуг (в 2012 году заключено 580 договоров, оказано 7000 услуг).

Благотворительным фондом «Дети России - Будущее Мира» открыта социальная гостиница для временного проживания из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья и ожидающих рождение ребенка. Организовано 6 заездов продолжительностью 14 дней для 24-х молодых семей. В рамках заездов проведено обучение правовой грамотности в вопросах оформления пособий и выплат по рождению ребенка, воспитания детей, домоводства и т.д.

По состоянию на 01.01.2014 в Новосибирской области социальные услуги на дому предоставляются 16710 гражданам в 169 отделениях надомного и специализированного надомного обслуживания.

Наиболее востребованными являются услуги индивидуального обслуживания и гигиенического характера - кормление, одевание, раздевание, помощь в передвижении, содействие в организации уборки жилых помещений, доставке продуктовых наборов, приготовлении пищи, проведении мелкого ремонта, стирке белья. Также оказываются социально-правовые услуги: содействие в получении разного рода документов, подготовке запросов, заявлений, направлений и другие.

Очередности граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление социального обслуживания на дому нет. Очередность в стационарные учреждения социального обслуживания для ветеранов отсутствует, очередность в дома_интернаты для психоневрологических больных составляет 30 человек.

Значимым направлением в работе органов социальной защиты является оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

На территории Новосибирской области реализуется проект «Социальный контракт», направленный на переход от «иждивенческой» системы социальной защиты к системе социального партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем.

В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области второй год проводится областной конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».

В Новосибирской области с 2011 года реализуется программа профилактики синдрома эмоционального выгорания специалистов социальных служб. На базе ГАУСО НСО «Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр» организуются заезды специалистов социальных служб области. В течение 2012 года смогли пройти оздоровительные процедуры, получить индивидуальное психологическое консультирование и принять участие в культурно-развлекательных программах более 600 работников. Там же проводятся курсы повышения квалификации, образовательные коммуникативные тренинги.

В Новосибирской области сложились партнерские отношения с некоммерческими организациями. Общественные организации являются соразработчиками и соисполнителями целевых программ, проектов в сфере предоставления социальных услуг населению. Представители общественных организаций являются членами общественных советов при министерстве, являются непосредственными участниками разработки нормативных правовых актов министерства.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства и обуславливающие их обстоятельства.


Дефицит квалифицированных кадров


В настоящее время численность работников, занятых в системе социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области, составляет около 10 тыс. человек.

На сегодняшний день существует проблема подбора персонала, сохранения и комплектования кадров, особенно в отдаленных районах области. В учреждениях постоянно имеются вакансии психологов, врачей, медицинских сестер. Отсутствует системная подготовка специалистов для органов опеки и попечительства.

Существующий уровень заработной платы работников, занятых в секторе социального обслуживания, опеки и попечительства Новосибирской области, и недостаточные меры их социальной поддержки не способствуют сохранению квалифицированного кадрового потенциала и являются одними из основных причин невостребованности данных профессий среди молодежи.

В настоящее время во всех подведомственных министерству учреждениях введена и стабильно функционирует отраслевая система оплаты труда. Соблюдаются ее основные принципы, правила и ограничения. На основе отраслевого тарифного соглашения в каждом подведомственном учреждении разработаны и действуют положения об оплате труда работников, согласованные с представительными органами трудовых коллективов.

Главными и безусловными приоритетами министерство считает обеспечение прозрачности формирования заработной платы и установление зависимости оплаты труда от конечных результатов деятельности работника. Министерство контролирует, чтобы эти принципы являлись базисом для формирования системы оплаты труда в каждом подведомственном учреждении. В целях повышения уровня объективности в установлении стимулирующих надбавок в учреждениях постоянно осуществляется выверка критериев оценки качества работы сотрудников в разрезе должностей и профессий.

В министерстве работает комиссия по установлению ежемесячных стимулирующих выплат на основании качественных показателей деятельности руководителям государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству. Стимулирующие выплаты руководителям учреждений устанавливаются министром по результатам выполнения качественных показателей деятельности в соответствии с решениями комиссии.

В подведомственных учреждениях приняты меры по расширению договорной работы и совершенствованию трудовых отношений. Трудовые договоры с принимаемыми на работу лицами заключаются в соответствии с формой, рекомендованной министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, к действующим трудовым договорам разработаны дополнительные соглашения.

С 01.03.2012 произведена индексация заработной платы работников учреждений на 6,5% в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 06.02.2012 N 70-п «О повышении заработной платы работников государственных учреждений Новосибирской области».

Согласно данным официальной статистики, среднемесячная начисленная заработная плата работников учреждений социальной защиты населения (далее - заработная плата) за 2013 год составила 17035,0 рублей.

В рамках общей стратегии достижения к 2018 году целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», на финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы социальных работников в бюджете министерства на 2014-2016 годы запланированы средства: 575500,0 тыс. рублей - на 2014 год, 743500,0 тыс. рублей - на 2015 год, 942400,0 тыс. рублей - на 2016 год.

Недостаточно финансирование муниципальных учреждений социального обслуживания с целью прохождения работниками медицинских обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации.

Сложившиеся обстоятельства не позволяют в настоящее время в значительной степени повысить качество оказываемых услуг.

Изношенность материально-технической базы действующих учреждений

Укрепление материально-технической базы государственных учреждений Новосибирской области, подведомственных министерству, осуществляется за счет субсидий из средств областного бюджета Новосибирской области, реализации долгосрочных целевых программ и поступлений от приносящей доход деятельности. Министерством разработана Концепция развития системы учреждений стационарного обслуживания до 2020 года, на основе которой подготовлена схема территориального планирования и размещения объектов социального обслуживания. Документ предусматривает введение дополнительных мест в расчетном количестве, что позволит не только решить вопрос очередности, но и обеспечить качество предоставления социальных услуг на высоком уровне.

Осуществление социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов обеспечивают 15 стационарных учреждений социального обслуживания населения, 25 отделений милосердия, 2 дома милосердия, 4 дома-интерната малой вместимости, 12 специальных домов для одиноких престарелых граждан.

Комфортность проживания в учреждениях становится одними из критериев удовлетворенности граждан оказанием социальных услуг.

Материально-техническая база действующих учреждений значительно устарела. Объекты имеют более 70% изношенности. Некоторые помещения не соответствуют требованиям СанПиН.

В 16 учреждениях состояние материально-технической базы ограничивает оказание социальных услуг в полном объеме.

Анализируя состояние материально-технической базы учреждений социального обслуживания Новосибирской области, следует отметить недостаточный объем выделяемых на эти цели денежных средств.

Аналогичная ситуация сложилась с образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Цели «региональной дорожной карты»:

1) совершенствование нормативного правового регулирования в сферах социальной защиты населения, опеки и попечительства, в том числе приведение нормативных правовых актов Новосибирской области в соответствие с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

2) модернизация структуры и численности учреждений социального обслуживания Новосибирской области, проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в выполняемой работе и поднятие престижа профессий в сфере социального обслуживания, социальной поддержки населения, опеки и попечительства;

3) укрепление материально-технической базы органов и учреждений социального обслуживания Новосибирской области, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности для предоставления гражданину права выбора учреждения социального обслуживания или индивидуального предпринимателя, осуществляющего социальное обслуживание, в целях получения социальных услуг;

5) усиление адресности в оказании социальной помощи, введение новых форм социальных услуг для населения, снижение социального иждивенчества, 100% обеспечение населения необходимыми социальными услугами, в том числе в стационарных и надомных условиях;

6) принятие мер, направленных на сохранение кадрового потенциала, а также способствующих притоку в сферу социального обслуживания молодых кадров, в том числе за счет повышения в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Новосибирской области.

4. Ожидаемые результаты реализации «дорожной карты»:

1) новая нормативная правовая основа регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства;

2) оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций.

Сокращение на 5,0% численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (преимущественно за счет оптимизации существующей сети учреждений), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников, педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не участвующих в общеобразовательном процессе;

3) доведение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Новосибирской области;

4) повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:

укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации;

привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и добровольцев к предоставлению услуг в сфере социального обслуживания, опеки и попечительства;

развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;

развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Контрольные показатели успешной реализации «дорожной карты»:

Наименование контрольного показателя

Еди-ница изме-рения

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения:

%

98,0

99,0

99,7

99,9

100,0

100,0

в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа;

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля;

%

99,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей;

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в полустационарных учреждениях социального обслуживания;
в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому

%

90,0

95,0

97,0

99,0

100,0

100,0

%

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности

%

1,7

2,0

2,5

3,0

4,0

5,0

Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий

%

0

0

0

0

0

0

Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности

%

2,4

2,6

4,4

6,7

8,8

10,0

Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей

%

8,0

9,0

10,0

10,0

10,0

10,0

Доля приоритетных объектов, в которых обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения, от общего количества объектов, подлежащих обустройству

%

8,4

14,1

22,9

26,2

29,7

33,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»