____________________
- Утратило силу -
- распоряжение Правительства области
от 11.04.2017 N 126-рп
____________________
Во исполнение подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2015 N Пр-285 и пункта 2 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 27.02.2015 N ДМ-П12-1233 внести в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 N 120-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы» следующие изменения:
1. Пункт 2 изложить в редакции:
«Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Шевченко В.В.».
2. План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы изложить в прилагаемой редакции.
Губернатор области
В.Ф.Городецкий
План мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания и социальной поддержки населения,
опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы
(далее - региональная «дорожная карта»)
I. Общее описание региональной «дорожной карты»
1. Реализация региональной «дорожной карты» направлена на обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства.
В Новосибирской области сформирована двухуровневая модель управления системой социальной защиты, социальной поддержки населения, опеки и попечительства несовершеннолетних и защиты их прав:
1) государственный уровень, на котором полномочия осуществляют министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство), подведомственные ему 34 государственные учреждения Новосибирской области и территориальные органы министерства - отделы пособий и социальных выплат (44 отдела);
2) муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (41 отдел), отделы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (42 отдела), 57 муниципальных учреждений социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, приюты, дом милосердия и др.), 19 учреждений для детей_сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы_интернаты).
В Новосибирской области разработана достаточная нормативная правовая база для реализации государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства.
В настоящее время достижение основных качественных показателей в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства осуществляется за счет реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п.
Новосибирская область входит в число 16-ти регионов, в которых функции в сфере опеки и попечительства осуществляют областные исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, министерство является куратором в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства, отдыха и оздоровления детей на территории Новосибирской области.
В целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в Новосибирской области разработаны и утверждены:
Закон Новосибирской области от 18.12.2014 N 499-ОЗ «Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области»;
постановление Правительства Новосибирской области от 05.03.2015 N 74-п «О дополнительных категориях граждан, которым социальные услуги в Новосибирской области предоставляются бесплатно»;
постановление Правительства Новосибирской области от 09.02.2015 N 49-п «О размере и порядке выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, предоставляющим гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Новосибирской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)»;
постановление Правительства Новосибирской области от 30.12.2014 N 567_п «Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг»;
постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 535_п «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения»;
постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 534_п «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Новосибирской области в связи с реализацией полномочий Новосибирской области в сфере социального обслуживания»;
постановление Правительства Новосибирской области от 20.10.2014 N 420_п «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг»;
постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375_п «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания»;
постановление Правительства Новосибирской области от 04.08.2014 N 312_п «О дополнительных обстоятельствах для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 03.03.2015 N 167 «Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 10.03.2015 N 182 «Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1289 «Об утверждении Нормативов штатной численности организаций социального обслуживания Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1448 «О подушевых нормативах финансирования социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1446 «Об утверждении Стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 19.12.2014 N 1431 «Об утверждении рекомендуемых форм договоров о предоставлении социальных услуг, рекомендуемой формы акта о предоставлении срочных социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 29.10.2014 N 1268 «Об утверждении формы Акта проверки поставщика социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.10.2014 N 1257 «Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений, мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 22.10.2014 N 1235 «Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 22.10.2014 N 1236 «Об установлении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 20.10.2014 N 1225 «Об утверждении Плана проведения информационно-разъяснительной работы»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 27.08.2014 N 976 «Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания Новосибирской области, подведомственными министерству социального развития Новосибирской области, средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 06.10.2014 N 1164 «Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания Новосибирской области»;
приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 «Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг»;
приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 N 502-ТС «Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области».
В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п утверждена Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы.
В течение 2013 года численность населения Новосибирской области увеличилась и на 01.01.2014 составила 2731,2 тыс. чел. (на 01.01.2013 - 2709,5 тыс. чел., на 01.01.2012 - 2686,9 тыс. чел., на 01.01.2011 - 2665,9 тыс. чел.). Третий год подряд увеличение численности жителей области происходит за счет естественного, а не миграционного прироста населения. По сравнению с 2013 годом на 0,2 промилле увеличен коэффициент естественного прироста населения, его значение достигло 0,8 промилле.
По данным Росстата в 2014 году число рождений составило 38486, число умерших - 36387.
По состоянию на 01.01.2015 на учете в региональном банке данных о детях_сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 1560 детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2014 - 2131 ребенок).
На семейные формы устройства переданы 1396 детей (в 2013 году - 1681), в том числе усыновлено 94 ребенка, передано на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 811 детей (в 2013 году - 871).
Проведены мероприятия по реформированию системы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На начало 2015 года в Новосибирской области функционирует 19 учреждений на 1398 мест (на 01.01.2014 - 22 учреждения на 1766 мест).
С целью создания единой региональной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот на базе комплексных центров социального обслуживания населения Новосибирской области были созданы службы сопровождения выпускников детских домов в 11 районах Новосибирской области. Совместно с общественными организациями реализуются различные программы социализации воспитанников (проект «Служба комплексного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов», «Отдельная квартира», «Модуль самостоятельного проживания»). На 01.01.2015 2860 выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили около 9,0 тыс. социальных услуг.
По состоянию на 01.01.2015 в Новосибирской области социальные услуги на дому предоставляются 14496 гражданам в 152 отделениях надомного и специализированного надомного обслуживания.
Наиболее востребованными являются услуги индивидуально обслуживающего и гигиенического характера (в том числе стрижка волос, замена постельного белья, перемена положения тела, предоставление предметов личной гигиены), покупка и доставка за счет средств получателя социальных услуг продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов, уборка жилых помещений. Также оказываются социально-правовые услуги, в том числе оказание помощи в получении разного рода документов, подготовке запросов, заявлений, направлений и другие.
Очередности граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление социального обслуживания на дому нет. Очередность в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, также отсутствует.
Значимым направлением в работе органов социальной защиты является оказание необходимой помощи конкретному человеку, нуждающемуся в социальном обслуживании.
На территории Новосибирской области реализуется проект «Социальный контракт», направленный на переход от «иждивенческой» системы социальной защиты к системе социального партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем.
В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области второй год проводится областной конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».
В Новосибирской области с 2011 года реализуется программа профилактики синдрома эмоционального выгорания специалистов социальных служб. На базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр» организуются заезды специалистов социальных служб области. В течение 2014 года смогли пройти оздоровительные процедуры, получить индивидуальное психологическое консультирование и принять участие в культурно-развлекательных программах 1100 работников. Там же проводятся курсы повышения квалификации, образовательные коммуникативные тренинги.
В Новосибирской области сложились партнерские отношения с некоммерческими организациями. Общественные организации являются соразработчиками и соисполнителями государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», проектов в сфере предоставления социальных услуг населению. Представители общественных организаций являются членами общественных советов при министерстве, являются непосредственными участниками разработки нормативных правовых актов министерства.
В рамках реализации соглашения проводились мероприятия по оптимизации сети, структурных подразделений и штатной численности учреждений социального обслуживания, а также расходов на их содержание.
О государственных учреждениях социального обслуживания
Реорганизовано государственное казенное учреждение социальной защиты населения Новосибирской области «Областной Центр срочной социальной помощи» путем его присоединения к государственному автономному учреждению Новосибирской области «Дом ночного пребывания» (распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.02.2014 N 14-рп). Созданное учреждение переименовано в государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан».
О муниципальных центрах социального обслуживания.
Оптимизировано 12 структурных подразделений, из них перепрофилировано 7 отделений (3 надомных, 3 нестационарных, 1 полустационарное), закрыто 3 отделения (1 нестационарное, 2 стационарных), объединено 2 надомных отделения. При этом сокращено 179,5 ставок, ранее предусмотренных штатными расписаниями учреждений.
Число услуг, переведенных на условия аутсорсинга, составило 2 ед. - централизованная охрана и техническое обслуживание учреждений. Шесть сторонних организаций привлечены к оказанию социальных услуг: Религиозная организация Католический центр Каритас Преображенской Епархии в г. Новосибирске; местная общественная организация инвалидов в г. Новосибирске «Все дети наши»; городская общественная организация инвалидов «Грань»; городская общественная организация семей с детьми-инвалидами «Лучик света»; Детский благотворительный фонд «Солнечный город»; ООО «Унимастер».
В соответствии с данными Новосибирскстата за 2014 год, среднесписочная численность социальных работников в Новосибирской области составила 2149 человек. Уменьшение среднесписочной численности социальных работников по сравнению с 2013 годом составило 96 человек. Средняя заработная плата социальных работников за 2014 год составила 15979,7 руб., что соответствует 58,6% от средней заработной платы в Новосибирской области. Прирост фонда оплаты труда (с начислениями) к 2013 году при этом составил 74,1 млн. руб. Средства, получаемые от экономии в результате оптимизации расходов, направляются на повышение оплаты труда социальных работников. Прирост фонда оплаты труда (с начислениями) на 34,4 млн. руб. обеспечен данной экономией, в том числе за счет:
реструктуризации сети - 1,1 млн. руб.;
сокращения численности социальных работников - 24,0 млн. руб.;
сокращения численности иных работников сферы социального обслуживания - 7,2 млн. руб.;
сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений - 2,1 млн. руб.
В 2015 году продолжатся оптимизационные мероприятия. Так, планируется объединение государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан» с государственным автономным стационарным учреждением социального обслуживания Новосибирской области «Бибихинский специальный дом-интернат». Объем средств, планируемых к высвобождению, составит 1,2 млн. руб.
В целях развития системы социального обслуживания в Новосибирской области и развития оказания платных услуг внедряются стационарозамещающие технологии социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому с привлечением волонтерских организаций: приемные семьи для пожилых, выездные мобильные службы, создание служб сиделок (2015-2016 гг.). Активно внедряются в деятельность учреждений оздоровительные услуги, позволяющие сохранить здоровье и максимально продлить эффективную жизнедеятельность граждан пожилого возраста.
Уже в 2014 году средства от приносящей доход деятельности в сумме 52,9 млн. руб. направлены на обеспечение фонда оплаты труда работников учреждений социального обслуживания.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства и обусловливающие их обстоятельства.
Дефицит квалифицированных кадров
В настоящее время численность работников, занятых в системе социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области, составляет около 10 тыс. человек.