Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 апреля 2017 года N 126-рп


Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания Новосибирской области»
на 2013-2018 годы



Во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22.12.2012 N Пр-3411 по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания Новосибирской области» на 2013-2018 годы, согласованный первым заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко 02.03.2017.

2. Признать утратившими силу:

1) распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 N 120-рп «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы;

2) распоряжение Правительства Новосибирской области от 12.05.2014 N 163-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 N 120-рп»;

3) распоряжение Правительства Новосибирской области от 07.12.2015 N 497-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 N 120-рп»;

4) распоряжение Правительства Новосибирской области от 27.07.2016 N 264-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 N 120-рп»;

5) распоряжение Правительства Новосибирской области от 01.11.2016 N 402-рп «О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области от 04.03.2013 N 120-рп».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.


Губернатор области
                                В.Ф. Городецкий


СОГЛАСОВАН
Первый заместитель Министра
труда и социальной защиты
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства Новосибирской области
от 11.04.2017  N 126-рп




План мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания
Новосибирской области» на 2013-2018 годы

(далее - региональная «дорожная карта»)


I. Общее описание региональной «дорожной карты»


Реализация региональной «дорожной карты» направлена на обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания населения.

В Новосибирской области в период 2009-2012 годов система социального обслуживания населения была существенно преобразована.

К 2013 году в Новосибирской области сформирована и функционирует двухуровневая модель управления системой социального обслуживания населения:

государственный уровень, на котором полномочия осуществляет министерство социального развития Новосибирской области (далее _ министерство);

муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска, муниципальные организации социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), центры социальной помощи семье и детям, приюты, дом милосердия и др.), организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающие социальные услуги.

В 2013 году в региональной «дорожной карте» были сформированы следующие задачи:

совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социальной защиты населения;

модернизация структуры и численности учреждений социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в выполняемой работе и поднятие престижа профессий в сфере социального обслуживания, социальной поддержки населения;

укрепление материально-технической базы органов и учреждений социального обслуживания Новосибирской области, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности для предоставления гражданину права выбора учреждения социального обслуживания или индивидуального предпринимателя, осуществляющего социальное обслуживание, в целях получения социальных услуг;

усиление адресности в оказании социальной помощи, введение новых форм социальных услуг для населения, снижение социального иждивенчества, 100% обеспечение населения необходимыми социальными услугами, в том числе в стационарных и надомных условиях;

принятие мер, направленных на сохранение кадрового потенциала, а также способствующих притоку в сферу социального обслуживания молодых кадров, в том числе за счет повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от средней заработной платы в Новосибирской области.

В рамках решения этих задач были осуществлены следующие мероприятия.

1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сферах социальной защиты населения.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон N 442) сформировано новое правовое пространство в сфере социального обслуживания, в основе которого находится переход от категориального принципа предоставления услуг к предоставлению услуг на основе оценки индивидуальной нуждаемости. Приняты более 20 нормативных правовых актов в развитие данного направления. В настоящее время работа по совершенствованию правовой базы продолжается.

2. Модернизация структуры и численности учреждений социального обслуживания Новосибирской области, проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников в выполняемой работе и поднятие престижа профессий в сфере социального обслуживания, социальной поддержки населения.

В результате структурных и организационно-управленческих преобразований в Новосибирской области сформирована эффективная сеть учреждений социального обслуживания.

С 2014 года в регионе отсутствует очередность в предоставлении социальных услуг по всем формам социального обслуживания.

На 01.01.2017 на территории Новосибирской области осуществляют свою деятельность 89 учреждений социального обслуживания населения:

8 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

41 комплексный центр социального обслуживания населения;

6 центров социальной помощи семье и детям;

7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

1 специальный дом для одиноких престарелых;

2 дома милосердия;

4 социально-оздоровительных центра;

3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

1 комплексный центр социальной адаптации граждан;

1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;

2 дома-интерната общего типа;

1 дом ветеранов Новосибирской области;

1 геронтологический центр;

6 психоневрологических интернатов;

3 центра реабилитации инвалидов;

1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

1 центр развития семейных форм устройства детей.

На 01.01.2014 на территории Новосибирской области действовали 82 учреждения социального обслуживания населения:

43 комплексных центра социального обслуживания населения;

3 центра социальной помощи семье и детям;

8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

1 специальный дом для одиноких престарелых;

2 дома милосердия;

3 социально-оздоровительных центра;

3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

1 дом ночного пребывания;

1 центр срочной социальной помощи;

2 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;

2 дома-интерната общего типа;

1 дом ветеранов Новосибирской области;

1 геронтологический центр;

6 психоневрологических интернатов;

3 центра реабилитации инвалидов;

1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

1 центр развития семейных форм устройства детей.

Таблица N 1

Расходы на организацию предоставления социального обслуживания в Новосибирской области
в 2013-2018 годах

Год

Расходы на социальное обслуживание,
тыс. руб.

в том числе расходы на фонд оплаты труда, тыс. руб.

Доля фонда оплаты труда
в общих расходах,
%

из них расходы на фонд оплаты труда социальных работников,
тыс. руб.

Доля
в общем фонде оплаты
труда,
%

всего

в том числе

доля
вне-
бюджет-ных
средств,
%

всего

в том числе

доля вне-бюджет-ных средств, %

всего

в том числе

доля внебюд-жетных средств,
%

средства областного бюджета Новоси-бирской области

внебюд-жетные средства

средства областного бюджета Новоси-бирской области

внебюд-жетные средства

средства    областного бюджета Новоси-
бирской области

вне-бюд-жет-ные сред-ства

2013 год

3711151,1

3201350,8

509800,3

13,7

2726885,7

2668750,1

58135,6

2,1

73,5

462418,9

455020,2

7398,7

1,6

17,0

2014 год

4000596,3

3444997,3

555599,0

13,9

2938454,6

2866717,1

71737,5

2,4

73,5

536836,0

528486,0

8350,0

1,56(1)

18,3

2015 год

3992935,4(2)

3386609,0(2)

606326,4

15,2

2855004,9(2)

2788370,0(3)

66634,9(3)

2,3(3)

71,5(3)

   499401,2(3)

492409,6(3)

 6991,6(3)

1,4(3)

17,5(3)

2016 год

3997536,0

3323168,7(2)

674367,3

16,9

3057079,3

2957546,7

99532,6

3,3

76,5

   628716,9

621801,0

 6915,9

1,1(1)

20,6

2017 год

4080109,6

3405109,6

675000,0

16,5(1)

3250261,0

3150561,0

99700,0

3,1(1)

79,7

   676153,5

668715,8

 7437,7

1,1

20,8

2018 год

4516525,2

3816525,2

700000,0

15,5(1)

3658976,6

3558976,6

100000,0

2,7(1)

81,0

   899270,7

892076,5

 7194,2

0,8(1)

24,6


_________________________

(1) - уменьшение доли внебюджетных средств по сравнению с предыдущими годами является техническим индикатором, свидетельствующим об изменении структуры расходов: темпы прироста финансирования за счет средств областного бюджета существенно возрастают, в то время как расходы за счет внебюджетных средств увеличиваются незначительно;(2) - уменьшение расходов в сравнении с предыдущим годом обусловлено оптимизацией бюджетного финансирования (экономия за счет уменьшения единовременных расходов на капитальный ремонт и обновление материально-технической базы);(3) - уменьшение показателей в сравнении с предыдущим годом обусловлено сокращением расходов учреждений на выплаты в государственные внебюджетные фонды (внедрение упрощенной системы начисления взносов).


В Новосибирской области на 01.01.2016 численность граждан пожилого возраста составляет более 671,5 тыс. человек (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) (на 01.01.2013 - 638,7 тыс. граждан пожилого возраста). В 2013 году социальные услуги получили 20726 граждан пожилого возраста (3,2% от общей численности граждан пожилого возраста), в 2016 году услуги получили 21052 гражданина пожилого возраста (3,1% от общей численности граждан пожилого возраста) (общее количество граждан пожилого возраста, получающих социальные услуги, выросло в сравнении с 2013 годом, но доля сократилась, так как нуждаемость в социальном обслуживании не выросла, т.е. рост численности пожилых граждан происходит за счет граждан 55-60 лет).

В текущем периоде реализации региональной «дорожной карты» существенного роста потребности в надомном обслуживании не предполагается, при этом планируется развитие данного направления за счет повышения качества социального обслуживания и расширения спектра платных услуг.

Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию в Новосибирской области, рост потребности в социальных услугах, оказываемых на дому, предполагается в 2020-2025 годах.

В регионе продолжает снижаться численность инвалидов. По состоянию на 1 января 2016 года в Новосибирской области на 01.01.2016 состояло на учете 197,8 тыс. инвалидов (на 01.01.2013 - 201,0 тыс. инвалидов). В 2013 году услуги в различных формах социального обслуживания получили 29908 инвалидов (14,9% от общей численности инвалидов), в 2016 году социальные услуги получили 29600 инвалидов (15,0% от общей численности инвалидов).

В 2017-2018 годах развитие системы социального обслуживания населения будет осуществляться в направлении повышения качества предоставления социальных услуг, совершенствования социального сопровождения.

Акцент в адресном оказании социальных услуг делается на наиболее полном решении проблем клиентов с  максимальным привлечением специалистов различных профилей, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.

В 2016 году в работу организаций социального обслуживания Новосибирской области внедрена информационная система «Территориальная информационная система «Социальный паспорт гражданина», которая интегрирует в себе данные обо всех получателях социальных услуг и мер социальной поддержки, что также позволяет определять индивидуальную нуждаемость в том или ином виде помощи.

Повышение качества социального обслуживания невозможно без повышения квалификации работников социальных служб. В 2017-2018 годах будет проведено переобучение сотрудников, непосредственно оказывающих социальные услуги, при котором акцент будет сделан на создание для клиентов максимально комфортных условий при получении социальных услуг.

Первыми такую переподготовку проходят специалисты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специалистов учат готовить каждого ребенка к переходу в замещающую семью, так чтобы он не чувствовал вину перед прежними родителями и легче адаптировался к новым условиям.

В целях улучшения качества предоставляемых социально-медицинских услуг, повышения квалификации медицинских работников организаций социального обслуживания осуществляется деятельность Медицинского совета при министерстве. Работает «Школа психологов», направленная на повышение качества оказания социально-психологических услуг в организациях социального обслуживания.

В целях обеспечения социальных услуг текущим потребностям клиентов стандарты социальных услуг пересматриваются, разрабатываются и внедряются инновационные технологии. В 2016 году внедрены новые технологии социального обслуживания: «Социальное сопровождение семей с детьми», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи с риском отказа от новорожденных детей. Профилактика ранних отказов», «Краткосрочное кризисное консультирование семьи», «Реабилитационный досуг (социально-психолого-педагогическое обслуживание детей на базе учреждения социального обслуживания населения)», «Формирование реабилитационной среды для семей с детьми (семейный клуб, семейная гостиная)».