ЗАКОН
от 30 октября 2019 года № 131-З
О внесении изменений в отдельные законы
Нижегородской области по вопросам подготовки
и проведения выборов и референдумов в
Нижегородской области
(с изменениями на 10 апреля 2023 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 10.04.2023 № 42-З
------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием | 24 октября 2019 года |
Статья 1
Внести в Закон Нижегородской области от 22 марта 2000 года № 101-З "Об избирательной комиссии Нижегородской области" (с изменениями, внесенными законами области от 28 февраля 2003 года № 21-З, от 8 июня 2004 года № 44-З, от 28 сентября 2006 года № 102-З, от 7 марта 2008 года № 19-З, от 29 апреля 2009 года № 40-З, от 21 декабря 2010 года № 199-З, от 4 мая 2012 года № 54-З, от 4 июня 2013 года № 67-З, от 4 июня 2013 года № 80-З, от 23 декабря 2014 года № 196-З, от 1 апреля 2015 года № 33-З, от 2 декабря 2015 года № 183-З, от 21 декабря 2015 года № 195-З, от 1 июня 2016 года № 84-З, от 5 мая 2017 года № 51-З, от 5 марта 2018 года № 12-З, от 6 декабря 2018 года № 138-З, от 26 декабря 2018 года № 157-З, от 4 июня 2019 года № 51-З) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить пунктом 18 следующего содержания:
"18. По запросу органа, назначающего членов избирательной комиссии Нижегородской области, направляемому до принятия соответствующего решения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальный орган проводят проверку в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представляют по ним сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.";
2) в подпункте "л" пункта 3 статьи 6 слова "в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания" заменить словами "до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию";
3) в статье 8:
а) подпункт "к" пункта 4 после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
б) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. В целях обеспечения реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия избирательной комиссии Нижегородской области в реализации ее полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".";
4) пункт 6 статьи 23 после слов "муниципальных районов," дополнить словами "муниципальных округов,".
Статья 2
Внести в Закон Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 226-З "О местном референдуме в Нижегородской области" (с изменениями, внесенными законами области от 11 апреля 2007 года № 35-З, от 23 декабря 2008 года № 176-З, от 4 декабря 2009 года № 233-З, от 3 ноября 2011 года № 160-З, от 5 марта 2013 года № 28-З, от 6 мая 2013 года № 51-З, от 8 апреля 2014 года № 39-З, от 4 июня 2014 года № 69-З, от 3 декабря 2014 года № 178-З, от 1 апреля 2015 года № 33-З, от 21 декабря 2015 года № 195-З, от 1 июня 2016 года № 87-З, от 5 марта 2018 года № 12-З, от 6 декабря 2018 года № 138-З, от 4 июня 2019 года № 51-З) следующие изменения:
1) в статье 11:
а) в части 2 первое предложение после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
б) часть 4 после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
в) часть 5 после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
г) часть 6 после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
д) часть 7 после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
е) часть 8 после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
2) в статье 12:
а) в части 5 первое предложение после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
б) в части 15 первое предложение после слов "находящихся вне места расположения воинской части," дополнить словами "и участники референдума, работающие вахтовым методом,";
3) статью 15 дополнить частью 13 следующего содержания:
"13. В целях обеспечения реализации права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а также оказания содействия комиссиям референдума в реализации их полномочий может быть использована федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".";
4) в части 4 статьи 26 первое предложение после слов "муниципального района" дополнить словами ", муниципального округа";
5) в части 9 статьи 43 первое предложение после слов "в случае их отсутствия" дополнить словами "на территории, на которую распространяются полномочия комиссии,";
6) часть 11 статьи 44 после слов "муниципального района," дополнить словами "муниципального округа,";
7) в части 11 статьи 45 во втором предложении слова ", а оставшиеся на специальном счете фонда референдума неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования - в доход местного бюджета" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Оставшиеся на специальном счете фонда референдума неизрасходованные денежные средства кредитная организация обязана по истечении 60 дней со дня голосования перечислить в доход местного бюджета и закрыть этот счет.";
8) часть 5 статьи 46 дополнить предложениями следующего содержания: "В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.";
9) в статье 49:
а) часть 3 после слов ", пустые ящики для голосования" дополнить словами "(соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании)";
б) в части 11 первое предложение дополнить словами "либо в технические средства подсчета голосов при их использовании";
10) в статье 52:
а) часть 3 дополнить предложением следующего содержания: "При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 6 увеличенной формы протокола об итогах голосования.";
б) часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.";
в) абзац первый части 6 дополнить словами ", а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола";
г) дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком участников референдума в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 22 настоящего Закона:
1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
2) участковая комиссия производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
3) участковая комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком участников референдума, то есть данные, занесенные в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
4) участковая комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 7, 8, 9, 10, 11, 12 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;
5) участковая комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 13 и 14 протокола об итогах голосования;
6) в случае, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, участковая комиссия осуществляет сортировку бюллетеней, отделяя бюллетени, которые извлечены из конвертов досрочно проголосовавших участников референдума и на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии. Отдельный подсчет голосов по указанным бюллетеням производится вручную либо с использованием технического средства подсчета голосов. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.";
д) часть 22 дополнить предложениями следующего содержания: "В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 11, 12 и последующих строк - протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.";
е) часть 23 дополнить новым третьим предложением следующего содержания: "Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания.";
ж) часть 30 после слов "муниципальном районе" дополнить словами ", муниципальном округе";
з) дополнить частями 31 - 34 следующего содержания:
"31. Участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению избирательной комиссии Нижегородской области используют при голосовании на референдуме вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень участков референдума, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией Нижегородской области.
При использовании технических средств подсчета голосов участковой комиссией подсчет голосов производится в соответствии с частью 21 настоящей статьи. Решением комиссии, организующей референдум, может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная комиссия, не менее чем на 5 процентах определяемых жребием участков референдума (но не менее чем на трех участках референдума), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчет голосов участников референдума непосредственно членами участковых комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчет голосов). При этом жеребьевка проводится вышестоящей комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьевки доводятся до сведения каждой участковой комиссии незамедлительно. При совмещении дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней порядок проведения контрольного подсчета голосов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации либо избирательной комиссией Нижегородской области в зависимости от уровня проводимых выборов, референдума.
О возможности проведения контрольного (ручного) подсчета голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на участке референдума, на котором использовались технические средства подсчета голосов. Ручной подсчет голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в части 3 статьи 22 настоящего Закона. На участках референдума, определенных жребием, ручной подсчет голосов проводится в порядке, определенном частями 8 - 11, 13, 14, 15 - 17, 19 - 21 настоящей статьи. По итогам ручного подсчета голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 11, 12 и последующих строк - протокола участковой комиссии об итогах голосования), на котором делается отметка: "Повторный" и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Председатель участковой комиссии участка референдума, определенного жребием для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчета голосов информирует о полученных результатах вышестоящую комиссию.
Вышестоящая комиссия, определившая жребием участки референдума для проведения контрольного (ручного) подсчета голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых комиссий указанных участков референдума сведений о результатах контрольного (ручного) подсчета голосов принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчета голосов на всех участках референдума, на которых не проводился ручной подсчет голосов и которые расположены на соответствующей территории, в случае, если в результате контрольного подсчета голосов хотя бы на одном из определенных жребием участков референдума был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 9, 10, 11, 12 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчета голосов и при ручном подсчете голосов.
Участковые комиссии участков референдума, на которых использовались технические средства подсчета голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчете голосов и подписания повторных протоколов об итогах голосования либо актов о совпадении данных в порядке, предусмотренном частью 27 настоящей статьи, направляют протоколы в вышестоящую комиссию.
32. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на участке референдума, за исключением данных об общем числе проголосовавших участников референдума.
33. Данные протокола участковой комиссии об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, при наличии соответствующего оборудования передаются в вышестоящую комиссию с использованием ГАС "Выборы".
34. Порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о выборах, референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.";