ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2019 года № 59
О прогнозе социально-экономического развития
Нижегородской области на долгосрочный
период (до 2035 года)
(с изменениями на 22 февраля 2024 года)
----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.07.2019 № 415;
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2020 № 113;
постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2021 № 64;
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2022 № 185;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.04.2023 № 306;
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.02.2024 № 77
----------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статьей 9 Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз).
2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежегодно осуществлять корректировку долгосрочного прогноза с учетом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период.
3. Признать утратившими силу:
пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 25 мая 2017 г. № 346 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Полякова Е.Н. (пункт 4 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 26.01.2021 № 64 - см. предыдущую редакцию)
5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
(Прогноз изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 22.02.2024 № 77
- см. предыдущую редакцию)
Прогноз социально-экономического развития
Нижегородской области на долгосрочный период
(до 2035 года)
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.
развития Нижегородской области в 2022-2023 годах
В 2022 году, несмотря на сложные экономические условия и санкционное давление, экономика Нижегородской области (далее также - регион, область) развивалась лучше ожиданий, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренном постановлением Правительства Нижегородской области от 21 октября 2022 г. № 844 (далее - прогноз на 2023-2025 годы).
По итогам 2022 года экономика региона продемонстрировала положительную динамику. Индекс физического объема валового регионального продукта (далее - ИФО ВРП) по оценке сложился на уровне 100,1% к 2021 году (в среднем по России наблюдалось снижение ВВП на 2,1%). Выход в положительную зону стал возможным за счет реализации на федеральном и региональном уровнях мер по поддержке экономики, адаптации бизнеса к новым вызовам, а также имеющегося запаса прочности, накопленного за прошедшие годы.
Индекс промышленного производства в области составил 101,3% к уровню 2021 года, в том числе в обработке - 101,3% (по Российской Федерации (далее - РФ) - 100,6% и 100,3%, соответственно).
Сельское хозяйство за 2022 год выросло на 12% в сопоставимых ценах, что, в основном, связано с существенным увеличением производства зерна - на 44,1% (по РФ - 110,2%).
Объем работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 103,6% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах (по РФ - 107,5%).
Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, в 2022 году удалось сохранить и инвестиционную активность. Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 462,1 млрд руб. или 100,9% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года. При этом за счет реализации в регионе крупных инвестиционных проектов наблюдался значительный рост федеральных вложений - почти в 4,5 раза к уровню 2021 года.
Положительно повлияло на инвестиционную активность и повышение финансовых результатов организаций. В 2022 году прибыль прибыльных предприятий выросла на 8,2% к уровню 2021 года.
При этом, в связи со снижением потребительского кредитования населения в 2022 году (на 12% к уровню 2021 года) и сохранением импортных ограничений на товары, потребительский рынок не смог преодолеть отставание и остался в отрицательной зоне. Сокращение оборота розничной торговли составило 4,3% в сопоставимых ценах (в РФ - сокращение на 6,5%). В то же время сохранилась положительная динамика в сфере платных услуг - прирост составил 3% в сопоставимых ценах (в РФ - рост на 5%).
Одним из важнейших итогов 2022 года стала положительная динамика по реальной заработной плате - 103,2% к уровню 2021 года, что выше среднероссийского уровня (по РФ - 100,3%).
Ситуация на рынке труда области в 2022 году оставалась стабильной. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец 2022 года составил 0,42%.
Таким образом, итоги 2022 года показали, что регион преодолевает вызовы и негативное влияние внешних санкций, демонстрируя положительные результаты по ключевым направлениям социально-экономического развития.
В 2023 году наблюдается сохранение стабильности в экономике региона. С начала года она показывает уверенный рост. По итогам 10 месяцев 2023 года экономический прирост оценивается на уровне 9,6%.
Положительная динамика экономики является результатом успешного развития ее ключевых секторов.
Наибольший вклад в прирост экономики дает промышленное производство, индекс которого по итогам января-октября 2023 года составил 110,5% к аналогичному периоду 2022 года, в том числе в обрабатывающей промышленности - 110,7%.
Основной вклад в положительную динамику индекса внесли отрасли, ориентированные на оборонно-промышленный комплекс и импортозамещение. Наибольший рост продемонстрировали: производство транспортных средств и оборудования (в 1,6 раза), производство электрического оборудования (в 1,5 раза), производство готовых металлических изделий (на 33,7%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (на 23%), производство автотранспортных средств (на 14,8%), производство нефтепродуктов (на 13,4%) и др.
Рост объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за январь-октябрь 2023 года составил 115,5% к аналогичному периоду 2022 года в сопоставимых ценах. Драйвером является жилищное строительство - рост на 13,3% к январю-октябрю 2022 года. Высокий показатель связан с увеличением объема ввода в эксплуатацию как многоквартирных домов, так и с развитием рынка ИЖС. При этом по объему введенного в действие жилья среди категорий застройщиков лидирующее место принадлежит населению, на его долю пришлось 60,9% объема жилья по области.
В сегменте розничной торговли в текущем году наблюдается восстановительный рост потребительской активности: оборот розничной торговли за январь-октябрь 2023 года увеличился на 7,9% в сопоставимой оценке к аналогичному периоду 2022 года. Увеличение спроса поддерживается расширением потребительского кредитования: за 10 месяцев текущего года объем потребительских кредитов, выданных населению области, увеличился в 1,5 раза.
Продажи непродовольственных товаров по итогам 10 месяцев восстановились и превысили уровень аналогичного периода прошлого года на 11,8%.
Объем платных услуг населению за январь-октябрь текущего года вырос на 4,1% в сопоставимых ценах. При этом наибольший рост спроса наблюдался на услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий (в 1,6 раза в сопоставимых ценах) и туристических агентств (на 16,9%) за счет увеличения туристического потока внутри страны.
Положительную динамику показывает и инвестиционная активность. По итогам января-сентября 2023 года объем инвестиций в основной капитал составил 365 млрд руб., что на 23,2% выше аналогичного периода 2022 года в сопоставимых ценах.
Значительный рост капиталовложений обусловлен, прежде всего, инвестициями в отрасли обрабатывающих производств: в металлургическом производстве и производстве пищевых продуктов рост инвестиций составил 1,7 раза к январю-сентябрю 2022 года, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий - 3,4 раза, в производстве бумаги и бумажных изделий - 1,8 раза, в производстве химических веществ и химических продуктов - 1,4 раза и др.
Другим значимым фактором роста инвестиций является привлечение федерального финансирования и выделение средств из областного бюджета на капитальное строительство. Так, в этом году в регионе осуществлялось строительство 25 школ, причем 14 из них по концессионной модели, которая позволила существенно увеличить темпы строительства.
В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в области оказывается государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в виде региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. За январь-сентябрь 2023 года размер государственной поддержки составил 2 840,6 млн руб., в том числе льготы по налогу на имущество - 1 068,7 млн руб., льготы по налогу на прибыль - 1 771,9 млн руб.
По данным за 9 месяцев 2023 года действует 42 инвестиционных соглашения между Правительством Нижегородской области и инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, о предоставлении государственной поддержки, по которым предусмотрен объем инвестиций в сумме 438,2 млрд рублей, сохранение и создание более 16 тыс. рабочих мест.
Кроме того, на всей территории области работает развитая сеть центров "Мой бизнес" и инвеступолномоченные, что также способствует созданию комфортных условий для инвесторов.
За январь-сентябрь 2023 года среднедушевые денежные доходы населения сложились на уровне 46,7 тыс. руб., что на 14,7% выше аналогичного периода 2022 года в действующих ценах. Реальные среднедушевые денежные доходы при этом выросли на 9,4%.
Рост доходов населения обусловлен положительной динамикой заработной платы, которая за указанный период выросла на 15,4% в действующих ценах к январю-сентябрю 2022 года. В реальном выражении она составила 110,1%.
Росту доходов населения также способствуют меры социальной поддержки населения, в том числе новые ежемесячные выплаты для семей с детьми, индексация пенсий неработающим пенсионерам, прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).
С 1 января 2023 г. в соответствии с поручением Президента Российской Федерации установлено единое ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое объединило 5 действующих мер поддержки:
- ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно;
- ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Данное пособие назначается семьям с детьми до 17 лет, у которых среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума (13 513 руб.) при условии соблюдения требований комплексной оценки нуждаемости.
Пособие назначается в размере 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума для детей в зависимости от дефицита доходов семьи (соответственно 6 554 руб., 9 831 руб. или 13 108 руб.).
Для беременных женщин размер выплаты составляет 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения (соответственно 7 364,5 руб., 11 046,8 руб. или 14 729 руб.).
При этом в 2023 году сохраняются остальные, ранее назначенные виды социальных выплат федерального и регионального уровня для семей с детьми.
В Нижегородской области принят Указ Губернатора Нижегородской области от 10 октября 2022 г. № 205 "О дополнительных мерах поддержки граждан Российской Федерации, участвующих в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и членов их семей". Данным Указом для участников специальной военной операции (далее - СВО) и членов их семей дополнительно к федеральным установлены различные меры поддержки, в том числе ежемесячная денежная компенсация в размере 50% платы за услуги ЖКХ, ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч рублей беременным женщинам, несовершеннолетним детям и малоимущим семьям участников СВО.
На рынке труда Нижегородской области все показатели лучше докризисного уровня 2019 года. По состоянию на 1 ноября 2023 г. численность официально зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан составила 4,9 тыс. чел., что соответствует уровню безработицы 0,28%.
социально-экономического развития Нижегородской
области на долгосрочный период
Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и стратегическом.
При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу положены следующие документы:
- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2);
- параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 сентября 2023 г. № 35493-ВД/Д14и);
- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2023 г. № 941.
При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия).
Базовый вариант прогноза соответствует наиболее вероятному сценарию развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.
Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.