ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2021 года № 64

О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59



В соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59 "О прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)" следующие изменения:

1.1. Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Полякова Е.Н.".

1.2. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



И.о.Губернатора                                   Д.Г.Краснов

     


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 26 января 2021 г. № 64


     "УТВЕРЖДЕН
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 6 февраля 2019 г. № 59

   
     Прогноз социально-экономического развития

     Нижегородской области на долгосрочный период

     (до 2035 года)

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".

Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

     

     1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
     развития Нижегородской области в 2019-2020 годах

По итогам 2019 года в Нижегородской области (далее также - регион, область) отмечен устойчивый рост экономики. Индекс физического объема ВРП оценивается на уровне 103% к 2018 году, что превышает российское значение - 101,3% (оценка). В первую очередь рост обусловлен вкладом ключевой отрасли - обрабатывающей промышленности - прирост составил 5,2% (в Российской Федерации (далее - РФ) - 2,6%). Также рост отмечен в области строительства и сельского хозяйства - на 14,4% и 3,8% в сопоставимых ценах, соответственно.

В 2020 году социально-экономическая ситуация в области, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

По итогам 1 квартала 2020 года экономика региона еще показывала положительную динамику. Реальная заработная плата за этот период увеличилась на 5,7%, уровень официально зарегистрированной безработицы находился на историческом минимуме - 0,4% и т.д. Темп роста экономики области по итогам 1 квартала 2020 года оценивался на уровне 102% (в сопоставимых ценах). В ключевой отрасли - обрабатывающей промышленности - прирост составлял 2,1%, прирост розничного товарооборота - 5,8% (в сопоставимых ценах).

Однако, начиная со 2 квартала 2020 года, наблюдалось существенное снижение экономической активности, обусловленное эпидемией и вызванной ей глобальной рецессией.

В результате в наибольшей степени пострадала промышленность региона - за январь - сентябрь 2020 года индекс промышленного производства составил 91%, в т.ч. по обрабатывающим производствам - 90,5%.

Существенное снижение отмечалось в таких ключевых для региона отраслях обработки, как: производство нефтепродуктов (на 23,2%), производство автотранспортных средств (на 19,5%), металлургическое производство (на 14,8%), производство готовых металлических изделий (на 6,3%), производство химических веществ и химических продуктов (на 5%).

Следует отметить, что кроме пандемии негативное влияние на развитие промышленности оказали рост курса доллара, а также проблемы с поставками комплектующих и выполнением контрактов в связи с закрытием границ.

Вместе с тем, в ряде отраслей рост сохранился: в производстве пищевых продуктов (на 6,5%), в производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 14,0%), в производстве машин и оборудования (на 19,2%).

В меньшей степени от пандемии пострадал агропромышленный комплекс - объем сельскохозяйственной продукции по итогам 9 месяцев 2020 года увеличился в сопоставимых ценах на 4,9% относительно аналогичного периода 2019 года.

Сохраняется положительная динамика жилищного строительства: за 9 месяцев 2020 года введено в эксплуатацию 1025 тыс. кв. метров общей площади жилья - 106% к январю-сентябрю 2019 года (с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства).

В результате, объем работ, выполненных в целом по виду деятельности "строительство", за январь - сентябрь 2020 года сократился незначительно - на 1,7% к соответствующему периоду 2019 года в сопоставимых ценах. Также отмечено незначительное сокращение прибыли прибыльных организаций - 99,5%.

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий составил 183,7 млрд рублей или 93,8% в сопоставимых ценах к январю - сентябрю 2019 года.

Также значительное снижение отмечено в секторе, ориентированном на потребительский спрос. В связи с проведением ограничительных мер, вызванных пандемией и снижением потребительского спроса, оборот розничной торговли по итогам 9 месяцев 2020 года сократился (в сопоставимых ценах) на 7,3%, объем платных услуг, оказываемых населению, - на 17,9%.

С учетом итогов за 9 месяцев текущего года и планов крупнейших предприятий области по итогам 2020 года ожидается сокращение темпов роста экономики на 3,7% (в целом по РФ - на 3,9%).

В целях сглаживания негативного воздействия пандемии на бизнес и благосостояние населения в области реализуется комплекс мер государственной поддержки.

Основными направлениями являются: банковские кредиты на льготных условиях; прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектам МСП на сотрудника; выдача микрозаймов субъектам МСП; поддержание доходов населения, как работающего, так и лишившегося работы с момента ввода ограничений, граждан, которые на тот момент уже состояли на учете по безработице, а также семей с детьми.

Введенные меры способствуют ограничению высвобождения рабочей силы, роста уровня безработицы и снижения реальных денежных доходов населения.

По состоянию на 25 ноября 2020 г. по оперативным данным уровень официально зарегистрированной безработицы в регионе составил 3,38%. Стоит отметить, что по данному показателю отмечена положительная динамика: с октября текущего года число зарегистрированных безработных в области еженедельно снижается.

Также, в условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан, удалось сохранить положительную динамику по заработной плате и не допустить ее снижения. Так, по итогам января - сентября 2020 года она составила 36 108,2 рублей, что на 4,6% выше соответствующего периода 2019 года в действующих ценах. Темп роста в реальном выражении (за вычетом инфляции) - 101,2%.

Однако, меры социальной поддержки не позволили в полной мере компенсировать снижение доходов населения. В условиях сжатия предпринимательской деятельности, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики, и роста числа граждан, лишившихся работы, реальные денежные доходы за январь - сентябрь 2020 года сократились на 5,1% к соответствующему периоду 2019 года.

Также в области (как и в целом по РФ) сохраняются негативные тенденции в демографической сфере: по итогам 9 месяцев 2020 года естественная убыль населения составила 7,2 промилле (за 9 месяцев 2019 года - 5,6 промилле).

     

     2. Варианты внутренних условий и характеристик
     социально-экономического развития Нижегородской области
     на долгосрочный период


Долгосрочный прогноз разработан в трех вариантах: базовом, целевом и стратегическом.

При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу были положены следующие документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план);

- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2);

- основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 г. (протокол № 35, часть I);

- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2020 г. № 863.

При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия).

Базовый вариант характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики и соответствует среднероссийским тенденциям.

Целевой вариант прогноза учитывает полную реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и исходит из более высоких темпов экономического роста.

Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.

     

     3. Оценка факторов и ограничений экономического роста
     Нижегородской области на период до 2035 года

     3.1. Факторы экономического роста

Достижению устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов.

Важнейшими факторами экономического роста будут являться следующие:

     Схема 1

     
     

3.2. Ограничения экономического роста


Схема 2

*- Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций.

По итогам обследований деловой активности организаций, проведенных во 2 квартале 2020 года, важнейшими ограничениями являются (% от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности):

1. Недостаточный платежеспособный спрос покупателей (заказчиков).

Этот фактор отмечали: 70,5% организаций оптовой торговли и 61% организаций розничной торговли; 60% организаций сферы услуг; 18% строительных фирм.

Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке ограничивал деятельность 50% промышленных предприятий, на внешнем рынке - 24% предприятий.

2. Недостаток финансовых средств.

Этот фактор ограничивал деятельность: 51% организаций сферы услуг; 29,5% организаций оптовой торговли; 28,8% промышленных предприятий; 27,6% организаций розничной торговли; 15% строительных фирм.

3. Высокие издержки, связанные с высокой стоимостью материалов и конструкций, арендной платы, транспортных расходов.

На высокую стоимость материалов и конструкций указали 46% строительных фирм. На высокую арендную плату - 28,6% организаций розничной торговли, 18,9% организаций оптовой торговли, 19% организаций сферы услуг. На высокие транспортные расходы - 49,5% организаций оптовой торговли и 17,1% - розничной торговли.

4. Высокий процент коммерческого кредита.

Этот фактор отмечали: 27,4% организаций оптовой торговли; 23% организаций сферы услуг; 20,5% промышленных предприятий; 11% строительных фирм; 13,3% организаций розничной торговли.

5. Конкурирующий импорт. Этот фактор ограничивал деятельность 19,2% промышленных предприятий.

6. Недостаток квалифицированных специалистов.

Дефицит квалифицированных работников ограничивал деятельность: 25% строительных фирм; 23,3% промышленных предприятий; 19% организаций сферы услуг; 7,4% организаций оптовой торговли.

     

     4. Основные направления социально-экономического развития
     Нижегородской области и целевые показатели долгосрочного
     прогноза Нижегородской области


Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и в сформированном в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Едином плане.

В ходе реализации Единого плана будет решаться как краткосрочная задача возвращения на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики, так и долгосрочная задача движения по этой траектории в условиях "пост-вирусной" экономики.

Решение данных задач будет решаться за счет:

- восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса;

- развития индивидуального, малого и среднего предпринимательства;

- запуска нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата;

- ускорения технологического развития экономики и повышения производительности труда, в том числе на основе цифровизации;

- увеличения экспорта и развития импортозамещения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»