ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2023 года № 306

О внесении изменения в прогноз социально-экономического
 развития Нижегородской области на долгосрочный период
(до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства
Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59



В соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59, изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



И.о.Губернатора                                 А.Н.Гнеушев

     
     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 11 апреля 2023 г. № 306


     "УТВЕРЖДЕН
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 6 февраля 2019 г. № 59

     
     Прогноз социально-экономического развития

    Нижегородской области на долгосрочный

     период (до 2035 года)

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".

Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

     

     1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
     развития Нижегородской области в 2021-2022 годах

В 2021 году в Нижегородской области наблюдалось активное восстановление экономики после спада, вызванного пандемией.

Экономический рост региона по итогам 2021 года оценивается на уровне 106,5% к 2020 году, что выше российского значения (прирост валового внутреннего продукта, по оценке, составил 5,6%).

Существенный вклад в экономический рост внесло восстановление промышленности, где по итогам 2021 года индекс производства составил 113,8%, в том числе в обработке - 113,3% (по Российской Федерации (далее - РФ) - 106,4% и 107,3%, соответственно).

Рост объемов работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 6,4% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.

Достаточно высокими темпами восстанавливался и потребительский рынок - рост розничного товарооборота по итогам года составил 107,3% (по РФ - 107,8%). Рынок платных услуг, оказываемых населению, вырос на 12,9% (по РФ - на 16,7%).

На высоком уровне сохранилась инвестиционная активность бизнеса. Даже с учетом высокой базы 2020 года капитальные вложения в экономику региона остались в положительной зоне: объем инвестиций в основной капитал составил 385,6 млрд руб. (100,4% в сопоставимых ценах).

Также одним из важнейших итогов 2021 года стал рост доходов населения. Несмотря на высокую инфляцию, среднедушевой денежный доход населения по итогам 2021 года вырос на 3,8% в реальном выражении, реальная заработная плата - на 2,8%.

Таким образом, итоги 2021 года показали, что регион справился с вызовами пандемии и вышел на рост экономики, превышающий докризисный.

Начало 2022 года также характеризовалось положительной динамикой, с ростом экономики в 1 квартале на 7%.

Однако после введения странами Запада в феврале 2022 года первых ограничительных мер в отношении России, внешние условия для российской экономики стали ухудшаться. При этом, по мере наращивания санкционного давления, влияние на экономику становилось все более выраженным.

Начиная с февраля, наблюдалась тенденция замедления темпов роста в основных отраслях - промышленности и торговле. В мае 2022 года уже отмечался спад к маю 2021 года: в промышленности - на 3,3%, в розничной торговле - на 10%, в оптовой торговле - на 18,6%. В июне спад в промышленном производстве усилился (на 13,8% к июню 2021 года), в розничной и оптовой торговле спад был зафиксирован на уровне предыдущего месяца (на 9,9% и 18,5%, соответственно).

В целях адаптации бизнеса к новым санкционным условиям на федеральном и региональном уровнях были приняты беспрецедентные меры по поддержке экономики и населения, в том числе финансовая поддержка, налоговые льготы, поддержка отраслей, реализация льготных ипотечных программ.

Общий объем поддержки из областного бюджета оценивается более чем на 5 млрд рублей с учетом выпадающих доходов от налоговых каникул и льгот.

В рамках Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Нижегородской области в условиях внешнего санкционного давления реализовывалось порядка 70 мероприятий, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики (промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, субъектов малого и среднего предпринимательства, сектора информационных технологий, диверсификацию экспорта и др.), а также на социальную поддержку граждан и рынка труда.

Принят Закон Нижегородской области от 5 августа 2022 г. № 108-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в статью 2.1 Закона Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон № 108-З), снижающий ставки, предусмотренные упрощенной системой налогообложения (далее - УСН), для субъектов малого и среднего предпринимательства пострадавших отраслей, а также введены налоговые послабления для социальных предпринимателей, применяющих УСН, в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2022 г. № 91-З "О внесении изменения в Закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения".

Кроме того, Законом № 108-З снижена ставка налога на имущество с 2% до 1%. Льгота распространяется на организации в области управления нежилой недвижимости, торговли и складских услуг.

Осуществлялось льготное финансирование по собственным программам некоммерческой организации "Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области". В 2022 году по программам льготного кредитования одобрен 31 проект на общую сумму 884,8 млн руб., из них профинансировано 27 проектов на общую сумму 774,8 млн руб. (11 проектов на сумму 351,7 млн руб. по региональной программе "Поддержка производства" и 16 проектов на сумму 423,1 млн руб. по программе "Стабильность производства").

Реализовывалась региональная программа льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Из областного бюджета предоставлялись субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в 2022 году. На эти цели было направлено 586,8 млн руб.

Осуществлялась поддержка хлебопекарной промышленности. Из областного бюджета на эти цели было направлено 33,8 млн руб., из федерального - 98,7 млн руб.

На 2022 год установлена пониженная ставка (1% вместо 2,2%) налога на имущество гостиниц и объектов развлекательной инфраструктуры туризма.

Принято постановление Правительства Нижегородской области от 25 мая 2022 г. № 383 "О мерах поддержки предприятий кинотеатральной отрасли в условиях внешнего санкционного давления". В целом в 2022 году на поддержку кинотеатральной отрасти из бюджета региона предусмотрено 85,8 млн рублей.

Введены пониженные ставки налогообложения по УСН для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых являются ОКВЭД2 - 61 "Деятельность в сфере телекоммуникаций" и 63 "Деятельность в области информационных технологий".

Принят Закон Нижегородской области от 16 мая 2022 г. № 61-З "О внесении изменения в статью 7 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге", предусматривающий снижение ставки по транспортному налогу для грузоперевозчиков.

Указанные меры позволили минимизировать негативное влияние на экономику региона последствий внешнего санкционного давления.

По итогам января-ноября 2022 года индекс промышленного производства составил 99,5%, в том числе по обрабатывающим производствам - 99,6%. При этом рост наблюдался в ключевых для региона отраслях обработки: в металлургическом производстве (на 17,6%), производстве готовых металлических изделий (на 28%), производстве нефтепродуктов (на 4,4%).

Рост объемов работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", за январь-ноябрь 2022 года составил 131,8% к аналогичному периоду 2021 года в сопоставимых ценах. Драйвером роста является жилищное строительство - рост на 11,1%.

Положительная динамика сохранилась на рынке платных услуг. По итогам 11 месяцев 2022 года объем платных услуг, оказанных населению, вырос на 3,1% в сопоставимых ценах. Вместе с тем, в сфере торговли на фоне снижения реальных денежных доходов населения наблюдалось сокращение оборота розничной торговли на 5,5% в сопоставимых ценах к январю-ноябрю 2021 года.

По итогам 9 месяцев 2022 года объем инвестиций в основной капитал составил 254,9 млрд руб., что на 6,4% выше аналогичного периода 2021 года в сопоставимых ценах. Основной инвестиционный рост был обеспечен по виду деятельности "Транспортировка и хранение" за счет строительства трассы М12.

Другим значимым фактором роста инвестиций является активное привлечение федерального финансирования и выделение средств из областного бюджета на капитальное строительство. Так, на реализацию Адресной инвестиционной программы Нижегородской области (далее - АИП) за 2022 год было направлено 27,1 млрд рублей из областного бюджета, что в 3,5 раза выше уровня 2021 года, и 10,8 млрд рублей из федерального бюджета. В 2022 году в рамках АИП велось строительство 20 детских садов, 14 общеобразовательных школ, 54 фельдшерско-акушерских пунктов и других социально-значимых объектов.

В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в области оказывается государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в виде региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. За январь-сентябрь 2022 года размер государственной поддержки составил 4243 млн руб., в том числе льготы по налогу на имущество - 897 млн руб., льготы по налогу на прибыль - 3346 млн руб.

По состоянию на 1 января 2023 г. действует 45 инвестиционных соглашений между Правительством Нижегородской области и инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, о предоставлении государственной поддержки, по которым предусмотрен объем инвестиций в сумме 411,9 млрд рублей, сохранение и создание 18 941 рабочего места.

В 2022 году в рамках Закона Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" введена временная мера поддержки в форме моратория на исполнение требований условий инвестиционных соглашений, заключенных с инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты.

Реализация в текущем году мер социальной поддержки граждан, принятых на федеральном и региональном уровнях, способствовали минимизации влияния негативных факторов на динамику доходов населения.

Приняты Закон Нижегородской области от 16 мая 2022 г. № 59-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" и постановление Правительства Нижегородской области от 16 мая 2022 г. № 346 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области", предусматривающие дополнительную индексацию с 4% до 8,4% с 1 февраля 2022 г. размеров пособий, выплат, компенсаций, установленных для отдельных категорий граждан.

Произведена индексация среднемесячного дохода с 1 января 2022 г. - на 8,6% и с 1 июня 2022 г. - дополнительно на 10%, применяемого при предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда.

В связи с увеличением с 1 июня 2022 г. размера прожиточного минимума на 10% в области увеличены размеры выплат и пособий семьям с детьми.

С 1 июля 2022 г. увеличилась на 40% и составила 350 тыс. рублей единовременная выплата в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости).

С учетом оказанных мер поддержки реальные среднедушевые денежные доходы населения в январе-сентября 2022 года составили 98,7% к аналогичному периоду 2021 года.

По итогам января-ноября 2022 года заработная плата выросла на 12,2% в действующих ценах к аналогичному периоду 2021 года. В реальном выражении она снизилась на 1,1%.

     2. Варианты внутренних условий и характеристик

     социально-экономического развития Нижегородской

     области на долгосрочный период


Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и стратегическом.

При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу положены следующие документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2);

- параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 сентября 2022 г. № 36548-ВД/Д14и);

- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 21 октября 2022 г. № 844.

При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия).

Базовый вариант прогноза соответствует наиболее вероятному сценарию развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.

Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.

     

     3. Оценка факторов и ограничений экономического роста

     Нижегородской области на период до 2035 года

     

     3.1. Факторы экономического роста


Достижению устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов.

Важнейшими факторами экономического роста будут являться следующие:

     Схема 1

         
    

3.2. Ограничения экономического роста


Схема 2


К внешним ограничениям экономического развития относится сохранение неопределенности экономической ситуации, рисков, возникших вследствие внешнего санкционного давления: сокращение импортных поставок, медленная перестройка производственно-логистических цепочек, рост цен на зарубежное оборудование, комплектующие, сырье.

На рост экономики будут оказывать сдерживающее влияние внутренние факторы.

Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций (схема 3).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»