ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2022 года № 185

О внесении изменений в прогноз социально-экономического
развития Нижегородской области на долгосрочный период
(до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства
Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59



В соответствии с Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести изменения в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59, изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


     И.о.Губернатора                                А.Н.Гнеушев



ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 22 марта 2022 г. № 185


"УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 февраля 2019 г. № 59


Прогноз социально-экономического развития

Нижегородской области на долгосрочный

период (до 2035 года)

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".

Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

     

     1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
     развития Нижегородской области в 2020-2021 годах


В 2020 году социально-экономическая ситуация в Нижегородской области, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Кроме пандемии, на ситуацию в 2020 году повлияли неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, нарушение хозяйственных связей, снижение цен на углеводородные ресурсы, сокращение доходов населения.

С учетом вышеуказанных факторов экономический рост региона по итогам 2020 года оценивается на уровне 97,1% к 2019 году, что несколько выше российского значения: валовый внутренний продукт, по оценке, сократился в 2020 году на 3%.

В первую очередь, снижение валового регионального продукта связано со спадом в ключевой отрасли экономики региона - обрабатывающей промышленности - сокращение индекса производства составило 7,2% (в Российской Федерации (далее - РФ) - прирост 1,4%). Также негативные тенденции наблюдались на потребительском рынке области, который больше всего пострадал от введенных ограничений, связанных с коронавирусом. Оборот розничной торговли по итогам 2020 года сократился на 7,1% в сопоставимой оценке к уровню 2019 года (в РФ - на 3,2%), объем платных услуг населению - на 12,9% (в РФ - на 14,8%).

Вместе с тем, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2020 году региону удалось сохранить свою инвестиционную привлекательность - объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2019 годом на 20,6% в сопоставимой оценке, что значительно выше среднероссийского показателя (ИФО инвестиций в основной капитал в целом по РФ составил 98,6%).

Также важнейшим положительным итогом 2020 года является сохранение положительной динамики по реальной заработной плате - 102,8% к уровню 2019 года (по РФ - 103,8%), что свидетельствует о выполнении обязательств работодателей перед работниками в полном объеме.

В 2021 году Нижегородская область преодолела спад 2020 года и вышла на траекторию роста. Прирост обеспечили как несырьевые отрасли - обрабатывающая промышленность, строительство, так и показатели потребительской активности.

По итогам января - сентября 2021 года индекс промышленного производства составил 114,2%, в том числе по обрабатывающим производствам - 113,5%. Рост объемов производства отмечался в ключевых для региона отраслях обработки: в производстве автотранспортных средств (121,9%), в металлургическом производстве (120,7%), в производстве нефтепродуктов (116,9%), в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (112,8%), в производстве химических веществ и химических продуктов (112,1%) и др.

Рост объемов работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 3,1% к уровню соответствующего периода 2020 года в сопоставимых ценах.

Более активное восстановление отмечено в секторе, ориентированном на потребительский спрос. Оборот розничной торговли в сопоставимой оценке увеличился на 7,7% по сравнению с январем - сентябрем 2020 года, объем платных услуг населению - на 20,2%.

Позитивные тенденции по ключевым показателям по итогам января-сентября 2021 года были достигнуты в том числе за счет реализации комплекса мер государственной поддержки. Основными направлениями поддержки являются: банковские кредиты на льготных условиях, прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектам МСП на сотрудника, выдача микрозаймов и предоставление гарантий субъектам МСП, продление сроков уплаты налогов, списание налогов и страховых платежей для организаций и ИП, поддержка транспортных предприятий и др. Общий объем поддержки по состоянию на 7 декабря 2021 г. составил 99,8 млрд руб., в том числе льготная кредитная поддержка - 41,4 млрд руб.

По итогам января-сентября 2021 года наблюдался рост инвестиционной активности - объем инвестиций в основной капитал вырос по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 15,7% (в сопоставимых ценах).

Основной рост инвестиционной активности произошел за счет обрабатывающих производств (в производстве автотранспортных средств рост составил 1,7 раза, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 1,5 раза, бумаги и бумажных изделий - 1,4 раза, химических веществ и химических продуктов - 1,2 раза). Кроме того, существенно увеличились инвестиции в деятельности по операциям с недвижимым имуществом - в 2,1 раза, по транспортировке и хранению - в 1,9 раза, в оптовой и розничной торговле - в 1,7 раза, в сельском хозяйстве - в 1,2 раза.

Одна из причин инвестиционного роста - повышение финансовых результатов нижегородских компаний. За январь - сентябрь 2021 года прибыль прибыльных предприятий выросла в 1,6 раза к аналогичному периоду 2020 года (по кругу крупных и средних организаций). При этом наиболее значительный рост показателя наблюдался в организациях: обрабатывающая промышленность - в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, транспортировка и хранение - в 1,9 раза, оптовая и розничная торговля - в 1,5 раза, обеспечение электрической энергией, газом и паром - в 1,4 раза.

В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в области оказывается государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в виде региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. За январь - сентябрь 2021 года размер государственной поддержки составил 2 143,5 млн руб., в том числе льготы по налогу на имущество - 214,3 млн руб., льготы по налогу на прибыль - 1 929,2 млн руб.

По состоянию на 1 декабря 2021 г. действует 40 инвестиционных соглашений между Правительством Нижегородской области и инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, о предоставлении государственной поддержки, по которым предусмотрен объем инвестиций в сумме 393 млрд руб., сохранение и создание 19 210 рабочих мест.

Продолжение реализации в текущем году мер социальной поддержки граждан, принятых на федеральном и региональном уровнях и направленных на поддержание доходов населения, как работающего, так и лишившегося работы, а также семей с детьми, способствовали повышению уровня жизни населения.

По состоянию на 7 декабря 2021 г. общий объем социальной поддержки населения области в рамках пандемии составил (из федерального и областного бюджета) 27,6 млрд руб., из них выплаты семьям, имеющим детей - 21,6 млрд руб., социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными - 4,4 млрд руб.

С учетом оказанных мер поддержки рост реальных среднедушевых денежных доходов населения в январе - сентябре 2021 года составил 4,7% к соответствующему периоду 2020 года.

По итогам января - сентября 2021 года номинальная заработная плата выросла на 8,8% в действующих ценах к аналогичному периоду 2020 года. В реальном выражении рост заработной платы составил 2,1%.

По состоянию на 1 декабря 2021 г. уровень официально зарегистрированной безработицы в регионе составил 0,51%. Стоит отметить, что по данному показателю отмечена положительная динамика: с начала года число зарегистрированных безработных в области сократилось в 6,3 раза.

     2. Варианты внутренних условий и характеристик
     социально-экономического развития Нижегородской
     области на долгосрочный период


Долгосрочный прогноз разработан в двух вариантах: базовом и стратегическом.

При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу положены следующие документы:

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;

- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2);

- параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. № Д14и-30486);

- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2021 г. № 917.

При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия).

Базовый вариант прогноза учитывает реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и предполагает выполнение в полном объеме к 2024 году целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, установленных для региона.

Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.

     

     3. Оценка факторов и ограничений экономического роста
     Нижегородской области на период до 2035 года
     

    3.1. Факторы экономического роста


Достижению устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов.

Важнейшими факторами экономического роста будут являться следующие:

     
     Схема 1

     
    

3.2. Ограничения экономического роста


Схема 2

К внешним ограничениям экономического развития относится риск ухудшения эпидемической ситуации, главным образом из-за появления новых штаммов коронавируса, устойчивых к вакцинам, а также риск возникновения финансового кризиса и сопутствующее ослабление рубля, что может привести к значительному росту инфляции, снижению спроса и замедлению экономической активности.

На рост экономики будут оказывать сдерживающее влияние внутренние факторы. Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций.

По итогам обследований деловой активности организаций, проведенных во 2 квартале 2021 года, важнейшими ограничениями являются (% от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности):

1. Недостаточный платежеспособный спрос покупателей (заказчиков). Этот фактор отмечали: 53% организаций розничной торговли; 52,5% организаций сферы услуг; 49% организаций оптовой торговли; 25% строительных фирм.

2. Недостаток финансовых средств.

Этот фактор ограничивал деятельность: 43% организаций сферы услуг; 16% организаций розничной торговли; 18,5% организаций оптовой торговли; 8,5% промышленных предприятий.

3. Высокие издержки, связанные с высокой стоимостью материалов и конструкций, арендной платы, транспортных расходов.

На высокую стоимость материалов и конструкций указали 37% строительных фирм.

На высокую арендную плату - 21% организаций сферы услуг; 17% организаций розничной торговли, 14% организаций оптовой торговли.

На высокие транспортные расходы - 25% организаций оптовой торговли и 8% - розничной торговли.

4. Высокий процент коммерческого кредита. Этот фактор отмечали: 30% строительных фирм; 13,9% организаций сферы услуг; 13% организаций оптовой торговли; 8,2% промышленных предприятий; 6,6% организаций розничной торговли.

5. Конкурирующий импорт. Этот фактор ограничивал деятельность 14,1% промышленных предприятий.

6. Недостаток квалифицированных специалистов.

Дефицит квалифицированных работников ограничивал деятельность: 38% строительных фирм; 18,8% организаций сферы услуг; 8,7% организаций оптовой торговли; 8% промышленных предприятий.

     4. Основные направления социально-экономического развития

     Нижегородской области и целевые показатели долгосрочного

     прогноза Нижегородской области


Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ.

Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные качественные дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

По состоянию на 1 декабря 2021 г. на территории Нижегородской области реализуется 45 региональных проектов, по которым заключены соглашения о реализации региональных проектов. Паспорта региональных проектов внесены в систему "Электронный бюджет".

Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. В 2021 году в регионе осуществляется реализация 33 государственных программ и 1 региональной адресной программы (перечень государственных программ Нижегородской области приведен в разделе 5 "Основные параметры государственных программ Нижегородской области").

     5. Основные параметры государственных
     программ Нижегородской области


     (согласно редакциям, действующим
     по состоянию на 10 декабря 2021 г.)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»