____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 17.08.2020 N 180.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 10 декабря 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28.04.2014 N 61, от 15.12.2014 N 256, от 29.12.2015 N 259, от 09.03.2016 N 14, от 11.07.2016 N 107, от 29.12.2016 N 225, от 04.04.2017 N 76, от 09.10.2017 N 243, от 28.12.2017 N 335, от 19.06.2018 N 98, от 26.12.2018 N 313, от 25.01.2019 N 19, от 02.07.2019 N 94, от 27.11.2019 N 237, от 10.12.2019 N 246)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и во исполнение Постановления Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы" (далее - Госпрограмма).
2. Определить государственным заказчиком Госпрограммы Министерство образования и науки Чеченской Республики.
3. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 4 февраля 2013 года N 25 "Об утверждении республиканской целевой программы "Молодость и талант" на 2013 - 2015 годы";
Постановление Правительства Чеченской Республики от 31 декабря 2009 года N 247 "Об утверждении комплексной программы "Допризывной подготовки молодежи Чеченской Республики на 2010 - 2014 годы";
Постановление Правительства Чеченской Республики от 8 декабря 2011 года N 211 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики на 2012 - 2014 годы;
4. Мероприятия, начатые в рамках указанных программ и не завершенные по состоянию на 1 января 2014 года, предусмотрены в соответствующих подпрограммах утверждаемой настоящим Постановлением Госпрограммы.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики А.А. Магомадова.
6. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
(в ред. Постановления Правительства Чеченской Республики от 10.12.2019 N 246)
Ответственный исполнитель программы | Министерство образования и науки Чеченской Республики |
Соисполнители программы | Министерство Чеченской Республики по делам молодежи, Комитет Чеченской Республики по дошкольному образованию, духовное образовательное учреждение высшего образования "Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи" |
Участники программы | Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту, Министерство культуры Чеченской Республики, государственное казенное научное учреждение "Академия наук Чеченской Республики", Министерство финансов Чеченской Республики |
Наименование подпрограмм программы | Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной программы в сфере образования и науки" Подпрограмма 2 "Развитие общего и дополнительного образования детей Чеченской Республики" Подпрограмма 3 "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Чеченской Республики" Подпрограмма 4 "Развитие системы среднего профессионального образования Чеченской Республики" Подпрограмма 5 "Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама" Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации государственной программы в сфере дошкольного образования" Подпрограмма 7 "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики" Подпрограмма 8 "Развитие чеченского языка" Подпрограмма 9 "Развитие русского языка" Подпрограмма 10 "Создание в Чеченской Республике (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016 - 2025 годы" Подпрограмма 11 "Реализация мероприятий в области развития образования в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на период до 2025 года" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" Подпрограмма 12 "Развитие математического образования" |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цели программы | обеспечение каждому жителю республики доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития республики; обеспечение организационных, информационных и методических условий для реализации государственной программы "Развитие образования Чеченской Республики"; повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие системы образования Чеченской Республики; создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей для обучающихся; обеспечение доступности и повышение качества общего, среднего профессионального и дополнительного образования на территории Чеченской Республики; создание условий для развития сферы дошкольного образования Чеченской Республики; обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования; обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики; |
создание полноценной системы поликультурного образования; создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение масштаба, качества и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения; обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном среднем профессиональном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в обновлении структуры и содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного среднего профессионального образования; создание в Чеченской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения; подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных организаций, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики; | |
создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию, общее, дополнительное и профессиональное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, социализацию, трудовое и социальное жизнеустройство по достижении ими совершеннолетия; сохранение, изучение и развитие чеченского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации чеченского народа; обеспечение функционирования чеченского языка как государственного языка Чеченской Республики; удовлетворение языковых и культурных потребностей чеченского народа, в том числе его представителей, проживающих за пределами Чеченской Республики; повышение качества преподавания и изучения русского языка как государственного языка и средства общения в поликультурной и полиязыковой среде; повышение уровня математического образования в Чеченской Республике; обеспечение условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций | |
Задачи программы | совершенствование организационных и социально-экономических механизмов для обеспечения равного доступа населения республики к качественным услугам дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей; обеспечение функционирования детского технопарка; обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях, включая воспитание учащихся; модернизация общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; обеспечение инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам; формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе разработка образовательных методик и технологий, создание комплектов базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций; повышение профессионального уровня педагогов; совершенствование системы среднего профессионального образования, обеспечивающей потребности экономики республики в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда; формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов; обеспечение доступности среднего профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья; |
совершенствование содержания и технологий среднего профессионального образования; повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных организациях; совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей; строительство новых общеобразовательных организациях; разработка и апробация образовательных технологий, необходимых для реализации образовательных программ по направлению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных организаций, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики; повышение доступности дошкольного образования в Чеченской Республике; увеличение охвата детей дошкольным образованием за счет новых форм; обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования; укрепление материально-технической базы системы дошкольного образования; обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образования в образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; | |
создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям с проблемами в развитии (ППМС-центры, ПМПК, центры ранней помощи и т.д.); апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья; создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы организаций, решающих задачи интегрированного, инклюзивного, дистанционного или специального образования и комплексного сопровождения процессов обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; обеспечение условий трудовой и профессиональной подготовки на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций и организаций системы СПО и ВПО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их психофизиологическими возможностями и потребностями современного рынка труда; обеспечение равных возможностей детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для самореализации и социализации через включение в социально значимые события различные виды социальной, творческой деятельности; создание системы обучения и просвещения родителей детей-инвалидов с использованием дистанционных и других форм с целью повышения их родительского потенциала для создания ребенку необходимых семейных условий воспитания, реабилитации и профилактики вторичных психологических нарушений; | |
совершенствование нормативно-правовой базы в языковой сфере Чеченской Республики; популяризация чеченского языка, чеченской литературы и культуры чеченского народа, в том числе и среди представителей чеченского народа, проживающих за пределами Чеченской Республики; создание условий для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; обеспечение образовательных организаций республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; использование информационных технологий в развитии чеченского языка; совершенствование условий для всестороннего распространения русского языка в Чеченской Республике; поддержка, сохранение и распространение успешных практик преподавания и изучения русского языка; обучение русскому языку (в том числе как родному и как неродному); | |
повышение квалификации и переподготовка преподавателей русского языка и литературы; создание новых учебно-методических рекомендаций в помощь преподавателям русского языка и литературы, изучающим русский язык; проведение олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе; популяризация русского языка и литературы по каналам средств массовой информации; проведение форумов, конференций, круглых столов, фестивалей, праздников и других аналогичных мероприятий, направленных на популяризацию русского языка и русской литературы; повышение качества математического образования в образовательных организациях; популяризация математического и инженерного образования среди обучающихся общеобразовательных организаций Чеченской Республики; выработка рекомендаций по повышению качества математического образования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях; усиление механизмов контроля за уровнем подготовки учащихся - создание постоянно действующей системы мониторинга знаний школьников; активное использование интернет-ресурсов при обучении математике, проведении диагностических работ и популяризации математики; создание системы выявления и развития математически одаренных детей; создание системы мониторинга профессионального уровня учителей математики; повышение квалификации учителей математики, направленной в первую очередь на ликвидацию пробелов, выявленных в результате мониторингов; проведение комплекса мероприятий консультационной и методической поддержки преподавателей математики | |
Целевые показатели эффективности реализации программы | доля государственных услуг Министерства образования и науки Чеченской Республики, по которым утверждены административные регламенты их оказания, в общем количестве государственных услуг, оказываемых Министерством образования и науки Чеченской Республики; укомплектованность Министерства образования и науки Чеченской Республики государственными гражданскими служащими; отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к среднемесячной заработной плате в Чеченской Республике; удельный вес численности работников образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям; охват детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами коррекционного образования; доля общеобразовательных организаций, в которых обеспечены возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации, в общем количестве общеобразовательных организаций; доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании; количество проведенных мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования в отношении образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Чеченской Республики, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления Чеченской Республики, осуществляющих управление в сфере образования; |
наличие функционирующей региональной системы независимой оценки качества начального общего, основного общего и среднего общего образования; доля средств бюджета Чеченской Республики, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, на предоставление услуг, в общем объеме средств указанного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере дополнительного образования детей; | |
удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; удельный вес участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников; доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей; доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования; количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых отремонтированы спортивные залы; количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых имеющиеся аудитории перепрофилированы под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом; увеличение количества школьных спортивных клубов, созданных в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, для занятия физической культурой и спортом; количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых открытые плоскостные сооружения оснащены спортивным инвентарем и оборудованием; | |
увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (начальное общее образование), в общем количестве обучающихся, за исключением дошкольного образования; увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (основное общее образование), в общем количестве обучающихся, за исключением дошкольного образования; увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время (среднее общее образование), в общем количестве обучающихся, за исключением дошкольного образования; доля экспертов для участия в контрольно-оценочных процедурах, прошедших подготовку и (или) повышение квалификации; удельный вес произведенных с привлечением экспертов процедур государственной аккредитации образовательных организаций; доля детей по категориям места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям в Чеченской Республике; доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных дополнительным образованием; удельный вес образовательных организаций, в которых внедрены механизмы эффективного контракта; число детей в возрасте от 5 до 18 лет, ежегодно охваченных высокотехнологичными программами дополнительного образования в детском технопарке; число педагогических работников, обладающих необходимой квалификацией и компетенциями, задействованных в реализации программ в технопарке; | |
из них прошедших повышение квалификации по методологии федерального оператора; из них специалистов, привлеченных для работы в технопарке из реального сектора экономики; число поставщиков образовательных услуг, осуществляющих обучение в рамках технопарка; из них являющихся негосударственными (немуниципальными) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и/или индивидуальными предпринимателями; число образовательных траекторий детского технопарка (направлений, по которым реализуются дополнительные общеобразовательные программы в технопарке); число высокотехнологичных дополнительных общеобразовательных программ, разработанных и реализуемых в рамках детского технопарка; число детей, использующих сертификат дополнительного образования для получения услуг в детском технопарке; число действующих проектных команд в детском технопарке (групп школьников, совместно реализующих инженерные проекты на базе детского технопарка); из них приняли участие в инженерных соревнованиях; число проведенных форумов, инженерных соревнований, конкурсных мероприятий технической и естественно-научной направленностей, в которых приняли участие дети, обучающиеся на базе детского технопарка; | |
число детей, обучившихся в технопарке, принявших участие во всероссийских мероприятиях; число детей, обучившихся в технопарке, принявших участие в мероприятиях, проводимых в рамках проекта Ворлдскиллс; число публичных мероприятий по проектной деятельности, организованных детским технопарком; наличие региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования; увеличение доли ППЭ, оснащенных оборудованием для использования технологии "Печать КИМ в ППЭ"; проведение межрегиональных мероприятий по обмену опытом в вопросах качества проведения оценочных процедур в субъекте Российской Федерации и применения результатов оценочных процедур; проведение обучающих мероприятий для лиц, привлекаемых в качестве наблюдателей при проведении ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; проведение обучающих мероприятий по использованию результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, иных оценочных процедур для совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях; уменьшение разности отношений доли участников ОГЭ по русскому языку и математике, получивших отметку "5", к доле участников ЕГЭ, получивших от 75 баллов по русскому языку и "5" по математике базового уровня; доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в общем количестве; доля субъектов Российской Федерации, в которых реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в общем количестве субъектов Российской Федерации; | |
создание регионального модельного центра дополнительного образования детей; доля выполнения мероприятий регионального приоритетного проекта в общем количестве запланированных на 2018 год мероприятий регионального приоритетного проекта; количество заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников; доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников; доля муниципальных образований субъекта Российской Федерации, обеспечивших деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационные центры системы образования; доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации; количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций (далее - НКО), нарастающим итогом с 2019 года; доля граждан, положительно оценивших качество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся за получением услуги; численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, накопительным итогом; | |
доля граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность; доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, от общего числа молодежи в субъекте Российской Федерации; доля студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение, от общего числа студентов субъекта Российской Федерации; количество граждан Чеченской Республики, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования (дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения) в образовательных организациях высшего образования, количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа; количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования; количество новых мест в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, введенных путем реализации региональных программ в рамках софинансирования за счет средств федерального бюджета; удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования; | |
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции; удельный вес численности обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройства; доля образовательных организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, обеспеченных интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с, - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным интернет-трафиком; количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования; доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и среднего профессионального образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе обучающихся по указанным программам; | |
доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций; доля обучающихся по программам общего образования и среднего профессионального образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для "горизонтального" обучения и неформального образования, в общем числе обучающихся по указанным программам; доля педагогических работников общего образования, прошедших повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна" ("Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"), в общем числе педагогических работников общего образования; доля субъектов Российской Федерации, в которых обновлено содержание и методы обучения предметной области "Технология" и других предметных областей; число общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей; численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей; число созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа; доля субъектов Российской Федерации, в которых ликвидировано обучение в 3 смену; | |
число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум" (мобильных технопарков "Кванториум") и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации; число участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию; число детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта "Билет в будущее"; число региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемых и реализующих программы с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех", участниками которых стали не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования в соответствующих субъектах Российской Федерации; доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; | |
доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве организаций, реализующих адаптированные образовательные программы; доля преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с ФГОС СПО; обеспечение средних профессиональных образовательных организаций современным учебно-производственным оборудованием; доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства WSR, региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства, от общего числа обучающихся по наиболее востребованным перспективным профессиям и специальностям СПО; доля образовательных организаций среднего профессионального образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве образовательных организаций среднего профессионального образования; | |
удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ; доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций; количество учебных центров прикладной квалификации (многофункциональных центров прикладных квалификаций); количество проведенных региональных конкурсов, олимпиад профессионального мастерства и спортивных соревнований; доля организаций среднего профессионального образования, внедривших новые программы и модели среднего профессионального образования, разработанные в рамках программы, в общем количестве организаций среднего профессионального образования; доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования; доля профессий/специальностей из заявленной области подготовки из перечня ТОП-50, по которым будет осуществлен прием на обучение по программам, разработанным на основе новых ФГОС; количество профессий и специальностей, входящих в заявленную область подготовки по перечню ТОП-50, по которым участниками сети разработаны программы модулей/дисциплин и т.п., предусматривающие применение электронного обучения, ДОТ; | |
количество программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы СПО, разработанных участниками сети и реализованных с использованием электронного обучения, ДОТ; количество педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы СПО по перечню ТОП-50, прошедших повышение квалификации по разработанным участниками сети программам с использованием электронного обучения, ДОТ; количество педагогических работников образовательных организаций - участников сети, прошедших повышение квалификации по стандартам Ворлдcкиллс; количество педагогических работников образовательных организаций - участников сети, прошедших повышение квалификации (стажировку) на базе МЦК; доля студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50, в общей численности студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из перечня ТОП-50; доля профессий и специальностей СПО из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50, по которым внедрена ГИА в форме демонстрационного экзамена, в общем числе реализуемых профессий и специальностей из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50; доля студентов/выпускников образовательных организаций, входящих в сеть, принявших участие в конкурсах "Молодые профессионалы" (Ворлдcкиллс Россия) регионального уровня/уровня федерального округа/национального и международного уровней по профессиям/специальностям, входящим в заявленную область подготовки по перечню ТОП-50; | |
доля контрольных цифр приема для обучения по профессиям/специальностям, входящим в заявленную область подготовки из перечня ТОП-50, в общем объеме контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации; число центров опережающей профессиональной подготовки накопительным итогом; число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций накопительным итогом; доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена; доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена; выпуск специалистов в области теологии и исламских наук; проведение регулярных курсов повышения квалификации для имамов мечетей и педагогов школ по духовно-нравственному воспитанию; доля воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования; доля педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования Чеченской Республики за год; | |
доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики; доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с руководителями учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики; отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного образования к среднемесячной заработной плате учреждений общего образования Чеченской Республики; количество отремонтированных и вновь построенных и введенных в действие детских садов; отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, получающих дошкольное образование в школе; доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет (отношение численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); | |
укомплектованность Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию государственными гражданскими служащими; количество вновь созданных мест в учреждениях дошкольного образования в год, в том числе: количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 3 до 7 лет, созданных в ходе реализации региональной программы (иные межбюджетные трансферты); количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, созданных в ходе реализации региональной программы (иные межбюджетные трансферты); количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, созданных за счет капитального ремонта (компенсирующие места); количество дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет в образовательных организациях, созданных в ходе реализации региональной программы (субсидия); количество дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, созданных в ходе реализации региональной программы (субсидия); количество созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, созданных за счет капитального ремонта и перепрофилирования (компенсирующие места); доля обучающихся в Чеченской Республике в общей численности обучающихся, изучающих чеченский язык как родной, которым созданы условия для обучения по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; | |
доля учителей (преподавателей) чеченского языка и чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку, в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; количество справочно-информационных ресурсов по чеченскому языку, в том числе в международной сети Интернет; доля программ приоритетных научных исследований и разработок по чеченской филологии в общем числе программ приоритетных научных исследований и разработок по филологии; численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих чеченский язык, литературу и культуру чеченского народа, в том числе из числа лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики; доля эфирного времени, отводимого на теле- и радиопередачи на чеченском языке, в том числе в прямом эфире; количество периодических печатных изданий на чеченском языке, в том числе в сети Интернет; доля обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся; обеспеченность образовательных организаций республики учебниками по русскому языку, русской литературе, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на русском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на русском языке; | |
доля учителей (преподавателей) русского языка и русской литературы, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку по вопросам преподавания русского языка и литературы, в общем числе учителей (преподавателей) русского языка и литературы, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на русском языке; численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации; количество новых мест в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, введенных путем реализации региональных программ в рамках софинансирования за счет средств федерального бюджета; удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; | |
удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции; удельный вес численности обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройства; удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; доля выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике базового уровня; доля выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике профильного уровня; доля выпускников, набравших от 90 до 100 баллов при сдаче ЕГЭ по математике; средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня по республике; доля выпускников 9 классов, успешно сдавших ОГЭ по математике, от общего числа выпускников 9 классов; количество школьников республики, успешно участвовавших в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике; количество школьников Чеченской Республики, задействованных в группах "коллективный ученик" ВЗМШ при МГУ; количество школьников, являющихся учащимися ВЗМШ при МГУ и заочной физико-технической школы при МФТИ (ЗФТШ при МФТИ); количество школьников, принимающих участие в конкурсе журнала "Квант" (согласно спискам участников, публикуемым в журнале); количество школьников, принявших участие во Всероссийской интернет-олимпиаде по математике и Всероссийской дистанционной олимпиаде по геометрии | |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2024 годы Выделение этапов не предусматривается |
Объемы ассигнований программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 270859797,198 тыс. рублей, в том числе по годам: - в 2014 году - 20263964,519 тыс. рублей; - в 2015 году - 18511626,347 тыс. рублей; - в 2016 году - 21570114,057 тыс. рублей; - в 2017 году - 24295545,962 тыс. рублей; - в 2018 году - 26799131,510 тыс. рублей; - в 2019 году - 34059366,423 тыс. рублей; - в 2020 году - 26844880,793 тыс. рублей; - в 2021 году - 26910696,245 тыс. рублей; - в 2022 году - 23868157,114 тыс. рублей; - в 2023 году - 23868157,114 тыс. рублей; - в 2024 году - 23868157,114 тыс. рублей, из них: - средства федерального бюджета, по предварительной оценке: 26702936,817 тыс. рублей, в том числе: - в 2014 году - 732635,399 тыс. рублей; - в 2015 году - 373051,070 тыс. рублей; - в 2016 году - 1881501,680 тыс. рублей; - в 2017 году - 2864211,868 тыс. рублей; - в 2018 году - 1258405,100 тыс. рублей; - в 2019 году - 7834948,200 тыс. рублей; - в 2020 году - 4097076,500 тыс. рублей; - в 2021 году - 4176054,4 тыс. рублей; - в 2022 году - 1161684,200 тыс. рублей; - в 2023 году - 1161684,200 тыс. рублей; - в 2024 году - 1161684,200 тыс. рублей; |
- средства республиканского бюджета, по предварительной оценке: 244156860,381 тыс. рублей, в том числе: - в 2014 году - 19531329,120 тыс. рублей; - в 2015 году - 18138575,277 тыс. рублей; - в 2016 году - 19688612,377 тыс. рублей; - в 2017 году - 21431334,094 тыс. рублей; - в 2018 году - 25540726,410 тыс. рублей; - в 2019 году - 26224418,223 тыс. рублей; - в 2020 году - 22747804,293 тыс. рублей; - в 2021 году - 22734641,845 тыс. рублей; - в 2022 году - 22706472,914 тыс. рублей; - в 2023 году - 22706472,914 тыс. рублей; - в 2024 году - 22706472,914 тыс. рублей; - внебюджетные средства, по предварительной оценке: 0,000 тыс. рублей, в том числе: - в 2014 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2015 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2016 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2017 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2018 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2019 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2020 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2021 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2022 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2023 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2024 году - 0,000 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате реализации Государственной программы предполагается: обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать качественные услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития вариативных форм дошкольного образования; обеспечить равный доступ к качественному общему образованию для всех граждан 7 - 18 лет, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения; создать условия для творческого самовыражения и самореализации детей, выявления и поддержки одаренных детей, получения доступных качественных услуг дополнительного образования; повысить качество общего образования; повысить качество реализации программ профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда; будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество; повысить социальный статус педагогов и престиж педагогических профессий; повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, улучшение их материально-технической базы; увеличение не менее чем до 70% от общего количества детей в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования детей, на момент завершения программы; соответствие образовательных программ всех образовательных организаций Чеченской Республики требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; |
формирование функционирующей региональной системы оценки качества общего образования; поддержание среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне не ниже среднемесячной заработной платы в Чеченской Республике; соответствие всех образовательных программ дошкольных образовательных организаций Чеченской Республики, по которым учатся воспитанники, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; создание условий для предоставления всем детям в возрасте 3 - 7 лет в Чеченской Республике возможности получать услуги дошкольного образования; создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях образования; создание условий для развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей обучение школьников в современных условиях; повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов, привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг; повышение качества услуг, предоставляемых организациями дополнительного образования, улучшение их материально-технической базы, увеличение количества детей, занимающихся в кружках и объединениях по интересам в организациях дополнительного образования; наличие учебно-методической и кадровой базы общеобразовательной школы для работы в условиях поликультурной образовательной среды; по всем профессиям и специальностям СПО будут разработаны примерные основные образовательные программы; | |
доля профессиональных образовательных организаций, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, увеличится с 0 до 100 процентов; наличие республиканской системы оценки качества образования и системы непрерывного среднего профессионального образования; рост количества профессиональных образовательных организаций, оснащенных современным учебным оборудованием; обеспечение отраслей и предприятий республики высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена; увеличение количества специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области исламских наук и теологии) для образовательных организаций, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики; наличие функционирующей системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие инклюзивного дошкольного образования; обеспечение равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства; наличие условий для социализации и творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; | |
формирование среди населения доброжелательного и ответственного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие пробелов в законодательстве о языках в Чеченской Республике; 100-процентное обеспечение к 2020 году общеобразовательных организаций профессиональных образовательных организаций республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке в соответствии с заявками образовательных организаций; рост численности учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку, в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; доступность справочно-информационных ресурсов по чеченскому языку, в том числе в сети Интернет; увеличение доли программ приоритетных научных исследований по чеченской филологии от общего числа программ приоритетных научных исследований по филологии; | |
увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих чеченский язык, чеченскую литературу и культуру чеченского народа, в том числе из числа лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики; рост доступности специальных дистанционных образовательных технологий в обучении чеченскому языку и чеченской литературе, в том числе для лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики; рост доступности информационных материалов по истории и культуре чеченского народа, в том числе в сети Интернет; увеличение доли эфирного времени теле- и радиопередач на чеченском языке, в том числе в прямом эфире; увеличение количества периодических печатных изданий на чеченском языке, в том числе в сети Интернет; увеличение доли детей, занимающихся в первую смену в общеобразовательных организациях; увеличение доли выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике базового уровня; увеличение доли выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике профильного уровня; увеличение доли выпускников, набравших от 90 до 100 баллов при сдаче ЕГЭ по математике; повышение среднего балла ЕГЭ по математике профильного уровня по республике; | |
увеличение доли выпускников 9 классов, успешно сдавших ОГЭ по математике, от общего числа выпускников 9 классов; увеличение количества школьников Чеченской Республики, успешно участвовавших в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике; увеличение количества школьников Чеченской Республики, задействованных в группах "коллективный ученик" ВЗМШ при МГУ; увеличение количества школьников Чеченской Республики, являющихся учащимися ВЗМШ при МГУ и заочной физико-технической школы при МФТИ (ЗФТШ при МФТИ); увеличение количества школьников, принимающих участие в конкурсе журнала "Квант" (согласно спискам участников, публикуемым в журнале); увеличение количества школьников, принявших участие во Всероссийской интернет-олимпиаде по математике и Всероссийской дистанционной олимпиаде по геометрии |
Государственная программа Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики", учтены мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642), Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 декабря 2016 года N 361-р "Об утверждении Перечня государственных программ Чеченской Республики". В Государственной программе учтены мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Плана мероприятий ("дорожной карты") Чеченской Республики "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного Распоряжением Главы Чеченской Республики от 29 декабря 2017 года N 312-рг.
Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.
В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта "Образование", федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы", республиканских целевых программ.
Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития республики.
В этой связи проведен анализ имеющихся проблем по каждому направлению сферы образования Чеченской Республики.
1. Общее образование. В системе общего образования Чеченской Республики функционируют образовательные организации различного уровня, предоставляющие различные образовательные услуги.
Учебно-воспитательный процесс в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования Чеченской Республики ведут 25139 педагогических работников. В 94 общеобразовательных организациях обучение ведется в одну смену, 305 организаций осуществляют обучение в две смены и 73 учреждения - в три смены.