Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2013 года N 23

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 N 345.
____________________________________________________________________

В целях совершенствования содержания и технологий профессионального образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и науки Чеченской Республики.

3. Министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование мероприятий по реализации Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при условии привлечения средств из федерального бюджета.

4. Установить, что объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чеченской Республики.

5. Органам исполнительной власти Чеченской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.З. Дулаеву.

7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти

Постановление Правительства

Чеченской Республики

Р.С-Х. Эдельгериев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 04.02.2013 г. N 23

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2013-2015 ГОДЫ"

г. Г розный

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развития системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)*

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Чеченской Республики.

Основание для разработки Программы

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р. Закон Чеченской Республики от 14 декабря 2006 года N 52-РЗ "Об образовании в Чеченской Республике".

Цель и задачи Программы

Основная стратегическая цель Программы - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном среднем профессиональном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в обновлении структуры и содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного профессионального образования. Стратегическими задачами Программы являются: приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда;
развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг;
совершенствование содержания и технологий среднего профессионального образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

повышение качества организации учебно- воспитательного процесса в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования;
повышение эффективности управления системой профессиональной подготовки и СПО;
повышение качества и конкурентоспособности выпускников профессиональных образовательных организаций;
создание сети учебных центров прикладной квалификации (многофункциональных центров прикладных квалификаций);
совершенствование экономических механизмов в сфере среднего профессионального образования.

Важнейшие целевые индикаторы Программы

-численность обучающихся и студентов в образовательных организациях, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования;
- доля студентов профессиональных образовательных организаций, прошедших производственную практику и стажировку на крупных российских и зарубежных предприятиях;
- доля мастеров производственного обучения и преподавателей общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, прошедших повышение квалификации и стажировку на крупных российских предприятиях;
- удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение 1 года по полученной специальности, от общей численности выпускников;
- удельный вес численности студентов профессиональных образовательных организаций, проходящих обучение с использованием сетевой формы реализации образова тельных программ;
- повышение мотивации педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций на высокие результаты работы;
- повышение социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки реализации Программы

2013-2015 годы

Объем и источник финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет: 353043.0 тысяч рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 250 000,0 тыс. рублей, из них по годам: 2013 - 70000,0 тыс. рублей;
2014 - 90000,0 тыс. рублей;
2015 - 90000,0 тыс. рублей. за счет средств бюджета Чеченской Республики - 62500,0 тыс. рублей, из них по годам: 2013 - 17500,0 тыс. рублей;
2014 - 22500,0 тыс. рублей;
2015 - 22500,0 тыс. рублей. за счет внебюджетных источников - 40543.0 тыс. рублей, из них по годам: 2013 - 12848 тыс. рублей;
2014 - 12847 тыс. рублей;
2015-14848 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-по всем профессиям и специальностям СПО будут разработаны примерные основные образовательные программы;
- доля профессиональных образовательных организаций, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, увеличится с 0 до 100 процентов;
- повышение конкурентоспособности профессиональных образовательных организаций ЧР;
- ликвидация дефицита по остро востребованным рабочим кадрам на рынке труда республики, повышение качества выпускников профессиональных образовательных организаций;
- создание республиканской системы оценки качества образования и системы непрерывного профессионального образования;
- создание республиканской системы независимой итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций;
- рост количества профессиональных образовательных организаций, оснащенных современным учебным оборудованием;
- обеспечение отраслей и предприятий республики высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская целевая программа "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, принципы, цели и задачи развития профессионального образования Чеченской Республики и механизмы их реализации, позволяющие получить намеченные результаты. Необходимость кадрового обеспечения экономического роста республики и реализации масштабных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, стратегические приоритеты социально-экономического развития Чеченской Республики ставят новые задачи перед республиканской системой профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. В этих условиях систему профессионального образования республики следует рассматривать как основной ресурс ее социально-экономического развития, как инвестиции в человеческий капитал.

Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики (строительство, энергетика, машиностроение, туризм, санаторно-курортная сфера, пищевая промышленность, сельское хозяйство, и др.), что требует от системы усовершенствования программ подготовки и переподготовки кадров с учетом требований развивающейся экономики и современных стандартов.

Программа развивает основные принципы образовательной политики Чеченской Республики и разработана в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Конституцией Чеченской Республики;

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указом Президента Российской Федерации "О долгосрочной экономической политике" от 7 мая 2012 года N 596;

Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 года N 599;

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

Дорожной картой "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 2620-р;

Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 (далее - Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы);

Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р.;

Законом Чеченской Республики от 14 декабря 2006 года N 52-рз "Об образовании в Чеченской Республике";

Постановлением Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2011 года N 151 "Порядок разработки, утверждения, реализации, мониторинга, оценки эффективности реализации, изменения (корректировки) или досрочного прекращения республиканских целевых программ".

Состояние и уровень развития отраслей промышленности республики имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют технологический прогресс в важнейших сферах экономики, таких как машиностроение, связь, автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс, нефтехимия, информационные системы и технологии, аграрный комплекс, строительство, здравоохранение и другие. Все это потребует подготовку нового типа рабочих и служащих, которых должны обучать в организациях профессиональной подготовки и среднего профессионального образования республики по федеральным образовательным стандартам третьего поколения. Предполагается расширение возможностей участия работодателей на всех этапах образовательного процесса на условиях принципа солидарной ответственности: формирование компетенций, оценка качества и аккредитация образовательных программ, целевой заказ на подготовку, предоставление рабочих мест для проведения производственной практики, трудоустройство.

Падение престижа технического образования, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, растущие объемы информации и быстрое ее устаревание, инновационное развитие техники и технологий и в связи с этим, повышенные требования к компетенциям специалистов со стороны работодателей - вот небольшой перечень причин, которые обуславливают поиск новых форм организации образовательной системы.

В период 2006-2011 годов потенциал системы начального и среднего профессионального образования Чеченской Республики был направлен на решение следующих задач:

подготовка рабочих кадров, расширение практики прямых договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения, удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики республики;

создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных организаций профессионального образования;

совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее индивидуальных возможностей;

сохранение и укрепление учебно-материальной базы образовательных организаций профессионального образования;

социальная и правовая защита обучающихся, детей-сирот; развитие кадрового потенциала образовательных организаций.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования Чеченской Республики функционируют 23 образовательные организации, которые осуществляют образовательную деятельность в основном в городах Грозный, Гудермес и Аргун. По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучается около 7,5 тыс. человек.

Подготовка в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, ведется по 29 профессиям. Все профессиональные образовательные организации ведут подготовку по пяти и более профессиям.

Анализ распределения контингента студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким отраслям, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, сфера обслуживания.

По программам подготовки специалистов среднего звена обучается более 13,5 тысяч человек. Подготовка кадров ведется по 12 укрупненным группам специальностей (УГС) по 32 специальностям СПО.

Наибольшее количество студентов обучается по таким группам специальностей, как "Экономика и управление", "Здравоохранение", "Педагогика".

К позитивным изменениям в сфере профессионального образования ЧР можно отнести следующие факты:

заложены основы непрерывного профессионального образования (реализация профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена);

на базе девяти организаций, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена, созданы ресурсные центры по подготовке квалифицированных рабочих кадров для строительной отрасли, общественного питания, транспорта, сферы обслуживания и туристического сервиса;

ресурсными центрами нарабатывается опыт взаимодействия с работодателями, центрами занятости населения, социальными партнерами.

Вместе с тем в работе системы профессионального образования республики существует и ряд проблем.

1. Отсутствие достаточного финансирования для совершенствования материально-технической базы большей части образовательных организаций, низкая заработная плата мастеров производственного обучения.

Принятие Программы позволит принять участие в проектах Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и привлечь средства для софинансирования мероприятий по совершенствованию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.

Ожидаемый объем софинансирования мероприятий программы из федерального бюджета в период 2013-2015 годов составляет 250 млн рублей.

2. Неполное соответствие объемов и профилей подготовки рабочих кадров в системе среднего профессионального образования запросам региональной экономики. Отсутствие среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности предприятий и организаций республики в квалифицированных кадрах. Это в свою очередь приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, невозможности системе среднего профессионального образования быть гибкой и своевременно формировать содержание образования под конкретного клиента системы.

3. Неудовлетворенность работодателей компетентностью выпускников организаций профессионального образования, с одной стороны, низкий уровень организации и оплаты труда, отсутствие вакантных мест в организациях и на предприятиях, с другой стороны, создают трудности в трудоустройстве выпускников.

В профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования Чеченской Республики обучается более 20,5 тысяч студентов. В соответствии со статистическими данными демографического роста населения контингент учащейся молодежи предположительно будет сохраняться и увеличиваться в течение десяти лет.

Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования за последние годы, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс модернизации данной сферы удовлетворяет общество.

Достижение поставленных стратегических целей и решение соответствующих задач требуют применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в образовании. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования и с учетом бюджетных ограничений.

Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий, затрагивающих систему среднего профессионального образования, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере образования.

При использовании программно-целевого метода могут возникнуть риски, связанные:

1) с недостатками в управлении Программой;

2) с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (исполнительных органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики, работодателей, образовательных организаций), что приведет к возникновению диспропорций в реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности.

Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы необходимо предпринять ряд мер:

1) мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;

2) широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»