ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 мая 2012 года N 93
Об утверждении республиканской целевой программы "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность" на 2012-2014 годы
Изменение и дополнение:
{постановление Правительства Чеченской Республики от 2 мая 2012 года N 93 НГР ru20000201300148}
В целях реализации Закона Чеченской Республики от 15 декабря 2009 года N 70-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике", Закона Чеченской Республики от 8 мая 2008 года "О молодежи", а также в целях дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике и вовлечения молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность" на 2012-2014 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления осуществляет Первый заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики - Руководитель Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики М.Х. Даудов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Чеченской Республики
М.Х. Даудов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность" на 2012-2014 годы
Наименование | Республиканская целевая программа "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность" на 2012-2014 годы (далее - Программа) | ||||
Дата принятия решения о разработке программы, дата её утверждения и номер соответствующего нормативного акта | Комитет Правительства Чеченской Республики по делам молодежи | ||||
Государственный заказчик Программы | Комитет Правительства Чеченской Республики по делам молодежи | ||||
Основание для разработки программы | Закон Чеченской Республики от 15 декабря 2009 года N 70-РЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чеченской Республике", Закон Чеченской Республики от 8 мая 2008 года "О молодежи" | ||||
Цели и задачи Программы | - Стимулирование активности молодежи Чеченской Республики в сфере предпринимательства путем реализации на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность (предполагаемая эффективность проекта - каждый десятый участник, прошедший модульное обучение, создает новое предприятие); | ||||
Сроки и этапы реализации Программы: | 2012-2014 годы. | ||||
Объемы и источники финансирования Программы: | Объем финансирования Программы на 2012-2014 годы из республиканского бюджета составляет 14,312 млн.рублей (четырнадцать миллионов триста двенадцать тысяч), из федерального бюджета - 57,248 (пятьдесят семь миллионов двести сорок восемь тысяч) в том числе: | ||||
Источники: | 2012 | 2013 | 2014 | Итого | |
Средства федерального бюджета (по согласованию) | 15,94 | 19,032 | 22,276 | 57,248 | |
Средства республиканского бюджета | 3,985 | 4,758 | 5,569 | 14,312 | |
Итого | 19,925 | 23,79 | '27,845 | 71,56 | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | Эффективность реализации Программы определяется с помощью системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития молодежного предпринимательства в Чеченской Республике и определить его влияние на социально-экономическое развитие региона в целом. | ||||
Ожидаемые социально - экономические результаты реализации | - расширение осведомленности молодежи о программах поддержки и развития малого бизнеса посредством распространения информации с использованием печатных СМИ, Интернета, телевидения и наружной рекламы - общий охват не менее 30% молодых людей региона; | ||||
За последние годы в Российской Федерации заметно активизировалось развитие малого и среднего бизнеса. Однако по мере выхода из состояния мирового экономического кризиса увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе должно способствовать не только подготовке квалифицированных кадров, но и скорейшему переходу страны на инновационный путь развития. Основной задачей России является построение инновационной экономики, что невозможно без формирования ее основы — сообщества молодых, инициативных, инновационно мыслящих предпринимателей. Однако к настоящему времени все еще не сформирована комплексная система, позволяющая воспитывать предпринимателей нового поколения.
Особую актуальность данной проблеме придает тот факт, что, согласно исследованиям Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), от 46 до 63% наемных работников, уволенных за время экономического кризиса - это молодые специалисты в возрасте до 30 лет. Создание новых ниш занятости в форме субъектов малого предпринимательства является важным инструментом преодоления последствий этой негативной тенденции.
Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводятся социологические исследования, направленные на выявление степени вовлеченности молодого поколения в предпринимательскую деятельность. Они показывают, что процент молодых людей, желающих заниматься бизнесом (по данным ИКСИ), в несколько раз превышает долю молодежи, уже занимающейся предпринимательской деятельностью: 54% опрошенных студентов считают, что большая часть молодежи в России рассматривает малое предпринимательство в качестве желательного выбора карьеры. Большинство студентов уверено, что занятие малым бизнесом создает преимущественные возможности для самореализации (78% опрошенных) и обеспечивает более высокий уровень дохода (60% опрошенных) по сравнению с работой по найму. Однако молодежь не спешит создавать свой бизнес: только 3% опрошенных заявили, что ведут собственную предпринимательскую деятельность.
Активность молодежи сдерживают значительные трудности, с которыми сталкиваются молодые предприниматели при открытии своего дела. Они обусловлены как финансовыми проблемами, так и недостаточной образованностью молодых людей в предпринимательской сфере. Согласно исследованиям, основные трудности, с которыми сталкивается молодежь на старте занятий бизнесом, - отсутствие денег (около 53% опрошенных), опыта (порядка 16%) и образования (около 11%). Облегчить вхождение на рынок молодого предпринимателя в такой ситуации может только государственная поддержка.
При реализации существующих мер, направленных на поддержку молодежного предпринимательства в составе государственной поддержки малого и среднего бизнеса, нерешенным остается целый ряд специфических проблем, влияющих на готовность молодых людей создавать самостоятельные бизнес-проекты. К ним следует отнести:
1. Социальные настроения. Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое. Молодежь сегодня охотнее отдает предпочтение перспективам самореализации в сфере крупного бизнеса или государственной службы;
2. Восприятие предпринимателей массовым сознанием. Предприниматели как социальная группа не входят в число ведущих профессиональных предпочтений молодых людей. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха.
3. Содержание образования. В традиционных учебных заведениях даются необходимые экономические знания, но не формируются стимулы и поведенческие компетенции, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
4. Стартовые условия. Меры, предпринимаемые в направлении поддержки малого бизнеса для молодежи как социальной группы, пока не дают видимого результата. Административные, правовые и финансовые барьеры, препятствующие свободному выходу на рынок, по-прежнему труднопреодолимы;
5. Неинформированность молодежи об организациях, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства. Как показали результаты опроса, проведенного ИКСИ, о существовании таких организаций знают только 18% респондентов. Большинство же опрошенных (69%) ответили, что не имеют представления о существовании в их городе подобных структур. Результаты опроса свидетельствуют, что потенциальные предприниматели (66% респондентов планируют в будущем организовать свой бизнес) не владеют информацией о том, какую поддержку они могут получить на местном уровне.
Молодежное предпринимательство как сфера хозяйственной активности и научного изучения начала оформляться в России в начале 90-х годов. Но в последующие десять лет, как показывает проведенный отделом социологии молодежи ИСПИ РАН мониторинг социального развития, интерес к данной форме деятельности в молодежной среде стремительно падал, что нашло отражение в сужении спектра молодежного предпринимательства. Истоки падения интереса во многом кроются в особенностях становления и функционирования предпринимательства среди молодежи.
С момента перехода страны к рыночной модели хозяйствования структурная и мотивационная составляющие молодежного предпринимательства претерпели существенные изменения. Исследования малого бизнеса периода начала 90-х годов XX века показывали, что молодые люди до 30-35 лет начинали заниматься бизнесом от безысходности или в отсутствии альтернатив. Сегодня ситуация изменилась, и выбор осуществляется под влиянием таких стимулов, как "самореализация", "амбиции", "новые возможности". Данное обстоятельство свидетельствует о том, что молодежное предпринимательство России вышло на принципиально новый, цивилизованный уровень.
Исследования уровня вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельности, проводившиеся ИСПИ РАН, показывают, что в числе факторов, побуждающих заняться бизнесом, респонденты особенно часто называют: ожидаемый высокий заработок (59%); возможность быть независимым (47%); возможность творчества (38%); карьерный рост (30%); возможность быть собственником (28%); возможность руководить (24%); престиж (20%); риск (7%). Основными помехами в организации бизнеса, по мнению респондентов, являются: отсутствие финансовых средств на организацию бизнеса, недоступность кредитных ресурсов (76%); отсутствие необходимой информации (15%); административные барьеры (14%); незнание основ предпринимательства и др. Преодолению этих трудностей могли бы способствовать, по мнению опрошенных, такие действия государства, как: прямая финансовая поддержка (38%); образовательная поддержка (27%); информационно-консалтинговая поддержка (21%); получение в лизинг оборудования (18%) и др. Очевидно, что основные потребности начинающих молодых предпринимателей лежат в области финансов, а также пополнения образовательных и информационных ресурсов. Сюда же можно отнести потребности в формировании таких личностных качеств, как уверенность (77%), целеустремленность (70%), готовность к риску (62%), коммуникативность (59%), лидерство (50%) и ряд других.
Все вышеперечисленные проблемы развития малого предпринимательства и вовлечения в эту деятельность молодежи характерны и для Чеченской Республики. Более того, все эти проблемы в Чеченской Республике только становящейся на путь социально-экономического развития, стоят особенно остро.
При существующих проблемах развития молодежного предпринимательства, ограниченности ресурсов молодых людей, желающих открыть собственное дело, а также ресурсов бюджетов всех уровней, применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к комплексному решению. Прежде всего, речь идет об определении стратегии вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность в Чеченской Республике и реализации основных мер, направленных на пропаганду предпринимательства в молодежной среде, отбор наиболее талантливой молодежи, проведение обучающих мероприятий и сопровождение предпринимательских проектов молодых людей на первых этапах их становления.
Гаким образом, реализация Программы "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность на 2012-2014 годы" несомненно, станет одним из ключевых элементов в системе мер по созданию условий для успешной реализации предпринимательского потенциала молодежи Чеченской Республики.
Программа определяет общие принципы вовлечения молодых людей в предпринимательскую деятельность на территории Чеченской Республики, устанавливает формы, методы и направления регулирования деятельности, связанной с осуществлением такой поддержки.
Цель Программы - формирование на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность с показателем эффективности не ниже 10%.
Задачи Программы:
- популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды;
- массовое вовлечение молодых людей в мероприятия программы;
- отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельности;
- качественное обучение участников программы;
- сопровождение начинающих молодых предпринимателей - участников программы;
- обеспечение участия начинающих молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских, международных мероприятиях.
Сроки реализации Программы: 2012-2014 годы.
Программа реализуется в два этапа:
1. Проведение работ, связанных с популяризацией предпринимательства, а также вовлечением молодежи в эту деятельность.
2. Запуск обучающих модулей и практических занятий с целью формирования у молодых людей необходимых для ведения предпринимательской деятельности знаний и навыков. Осуществление мероприятий, направленных на усиление рыночных позиций молодых предпринимателей посредством расширения их доступа к источникам финансирования и объектам инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.
Программа предусматривает работу в двух основных направлениях, соответствующих этапам реализации Программы:
1. Популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи и массовое вовлечение молодежи в мероприятия Программы:
1.1. Проведение игровых и тренинговых мероприятий, образовательных курсов, олимпиад по предпринимательству среди представителей молодежи в возрасте 14-30 лет.
1.2. Проведение регионального этапа всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России". Осуществление мероприятий по распространению информации о конкурсе, сбору заявок, формированию жюри, проведению регионального этапа конкурса.
1.3. Информационное обеспечение Программы. Формирование позитивного отношения молодежи к предпринимательству как к востребованной обществом и достойной профессии посредством выпуска социальной рекламы. Встречи руководителей республики с молодыми предпринимателями и участниками Программы.
1.4. Разработка и распространение рекламных материалов, пропагандирующих идеи честного и социально ответственного предпринимательства как основы экономического прогресса республики, содержащих информацию о проводимых конкурсах бизнес-проектов.
1.5. Проведение анкетирования молодежи в учебных заведениях с целью информирования и вовлечения в Программу молодых людей, имеющих интерес к предпринимательской деятельности, с привлечением волонтеров и составление базы данных по итогам анкетирования. Вопросы анкеты должны содержать раздел, в который респондент вносит свои контактные данные.
1.6. Распространение агитационных материалов, содержащих информацию о Программе и о том, как стать участником Программы, в местах присутствия целевых групп.
1.7. Проведение информационных конференций (форумов) с целью привлечения молодых людей к участию в Программе. Участниками информационных конференций являются молодые люди, желающие открыть собственное предприятие.
1.8. Создание республиканской Интернет-страницы по молодежному предпринимательству. Страница должна содержать информацию о проводимых мероприятиях по тематике малого бизнеса, о конкурсах, направленных на поддержку малого бизнеса, возможность регистрации молодых людей, желающих участвовать в Программе.
1.9. Обеспечение участия молодых предпринимателей (до 30 лет) в межрегиональных, всероссийских и международных инвестиционных, выставочных и иных аналогичных мероприятиях.
1.10. Продвижение "героев-предпринимателей" в молодежной среде. Реализация мероприятий по продвижению и популяризации наиболее успешных предпринимательских проектов участников Программы, в том числе содействие их выходу на российский и международные рынки.
2. Отбор, обучение и сопровождение молодых предпринимателей:
2.1. Отбор молодых людей:
2.1.1. Проведение экспертных сессий с привлечением действующих предпринимателей. Основной задачей экспертной сессии является презентация участниками своей бизнес-идеи и оценка ее перспективности действующим предпринимателем.