Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2017 года N 76


О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 345

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 17.08.2020 N 180.
____________________________________________________________________



В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:


1. Государственную программу Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 345 (в редакции Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 61, от 15 декабря 2014 года N 256, от 29 декабря 2015 года N 259, от 9 марта 2016 года N 14, от 11 июля 2016 года N 107, от 29 декабря 2016 года N 225), изложить в новой редакции согласно приложению.


2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Ш.С. Ахмадова.


3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С.-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 4 апреля 2017 г. N 76



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"



ПАСПОРТ государственной программы "Развитие образования Чеченской Республики"

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования и науки Чеченской Республики

Соисполнители программы

Министерство Чеченской Республики по делам молодежи, Комитет Чеченской Республики по дошкольному образованию, Духовное образовательное учреждение "Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи"

Участники программы

Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации, Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту,

Министерство культуры Чеченской Республики, Академия наук Чеченской Республики, Министерство финансов Чеченской Республики

Наименование подпрограмм программы

Подпрограмма 1 "Обеспечение реализации государственной программы в сфере образования и науки"

Подпрограмма 2 "Развитие общего и дополнительного образования детей Чеченской Республики"

Подпрограмма 3 "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Чеченской Республики"

Подпрограмма 4 "Развитие системы среднего профессионального образования Чеченской Республики"

Подпрограмма 5 "Патриотическое воспитание граждан"

Подпрограмма 6 "Реализация мероприятий в области развития образования" в рамках реализации ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)"

Подпрограмма 7 "Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама"

Подпрограмма 8 "Обеспечение реализации государственной программы в сфере дошкольного образования"

Подпрограмма 9 "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики"

Подпрограмма 10 "Обеспечение реализации государственной программы в сфере молодежной политики"

Подпрограмма 11 "Вовлечение молодежи Чеченской Республики в предпринимательскую деятельность"

Подпрограмма 12 "Развитие чеченского языка"

Подпрограмма 13 "Развитие русского языка"

Подпрограмма 14 "Создание в Чеченской Республике (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016 - 2025 годы"

Подпрограмма 15 "Реализация мероприятий в области развития образования в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на период до 2025 года" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"

Подпрограмма 16 "Развитие математического образования"

Программно-целевые инструменты программы

отсутствуют

Цели программы

обеспечение каждому жителю республики доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития республики;

обеспечение организационных, информационных и методических условий для реализации государственной программы "Развитие образования Чеченской Республики";

повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие системы образования Чеченской Республики;

создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся;

обеспечение доступности и повышение качества общего, среднего профессионального и дополнительного образования на территории Чеченской Республики;

создание условий для развития сферы дошкольного образования Чеченской Республики;

обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования;

обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики;

создание полноценной системы поликультурного образования;

создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение масштаба, качества и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения;

обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном среднем профессиональном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в обновлении структуры и содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного среднего профессионального образования;

создание в Чеченской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;

подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных учреждений, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики;

создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию, общее, дополнительное и профессиональное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, социализацию, трудовое и социальное жизнеустройство по достижении ими совершеннолетия;

противодействие вовлечению молодежи Чеченской Республики в ряды незаконных вооруженных формирований;

совершенствование системы допризывной подготовки молодежи к военной службе;

формирование у граждан готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, выполнению обязанностей по защите Отечества;

создание условий для развития сферы молодежной политики Чеченской Республики;

стимулирование активности молодежи Чеченской Республики в сфере предпринимательства путем реализации на территории Чеченской Республики действенной системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность;

сохранение, изучение и развитие чеченского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации чеченского народа;

обеспечение функционирования чеченского языка как государственного языка Чеченской Республики;

удовлетворение языковых и культурных потребностей чеченского народа, в том числе его представителей, проживающих за пределами Чеченской Республики;

повышение качества преподавания и изучения русского языка как государственного языка и средства общения в поликультурной и полиязыковой среде;

повышение уровня математического образования в Чеченской Республике;

обеспечение условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций

Задачи программы

совершенствование организационных и социально-экономических механизмов для обеспечения равного доступа населения республики к качественным услугам дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей;

обеспечение функционирования детского технопарка;

обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, включая воспитание учащихся;

модернизация общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

обеспечение инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;

формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе - разработка образовательных методик и технологий, создание комплектов базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;

повышение профессионального уровня педагогов;

совершенствование системы среднего профессионального образования, обеспечивающей потребности экономики республики в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда;

формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов;

обеспечение доступности среднего профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья;

совершенствование содержания и технологий среднего профессионального образования;

повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных организациях;

совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

строительство новых общеобразовательных учреждений;

разработка и апробация образовательных технологий, необходимых для реализации образовательных программ по направлению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных учреждений, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики;

повышение доступности дошкольного образования в Чеченской Республике;

увеличение охвата детей дошкольным образованием за счет новых форм;

обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования;

укрепление материально-технической базы системы дошкольного образования;

обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образования в образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям с проблемами в развитии (ППМС-центры, ПМПК, центры ранней помощи и т.д.);

апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений, решающих задачи интегрированного, инклюзивного, дистанционного или специального образования и комплексного сопровождения процессов обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

обеспечение условий трудовой и профессиональной подготовки на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений и учреждений системы СПО и ВПО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их психофизиологическими возможностями и потребностями современного рынка труда;

обеспечение равных возможностей детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для самореализации и социализации через включение в социально значимые события, различные виды социальной, творческой деятельности;

создание системы обучения и просвещения родителей детей-инвалидов с использованием дистанционных и других форм с целью повышения их родительского потенциала для создания ребенку необходимых семейных условий воспитания, реабилитации и профилактики вторичных психологических нарушений;

создание эффективной системы допризывной подготовки молодежи к военной службе с учетом перехода на одногодичный срок службы;

повышение качества допризывной подготовки молодежи в образовательных учреждениях и по месту жительства;

вовлечение молодежи Чеченской Республики в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи, создание предпринимательской среды;

обеспечение участия начинающих молодых предпринимателей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях;

совершенствование нормативно-правовой базы в языковой сфере Чеченской Республики;

популяризация чеченского языка, чеченской литературы и культуры чеченского народа, в том числе и среди представителей чеченского народа, проживающих за пределами Чеченской Республики;

создание условий для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;

обеспечение образовательных учреждений республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;

подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;

использование информационных технологий в развитии чеченского языка;

совершенствование условий для всестороннего распространения русского языка в Чеченской Республике;

поддержка, сохранение и распространение успешных практик преподавания и изучения русского языка;

обучение русскому языку (в том числе как родному и как неродному);

повышение квалификации и переподготовка преподавателей русского языка и литературы;

создание новых учебно-методических рекомендаций в помощь преподавателям русского языка и литературы, изучающим русский язык;

проведение олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе;

популяризация русского языка и литературы по каналам средств массовой информации;

проведение форумов, конференций, круглых столов, фестивалей, праздников и других аналогичных мероприятий, направленных на популяризацию русского языка и русской литературы;

повышение качества математического образования в образовательных организациях;

популяризация математического и инженерного образования среди обучающихся общеобразовательных организаций Чеченской Республики;

выработка рекомендаций по повышению качества математического образования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях;

усиление механизмов контроля за уровнем подготовки учащихся - создание постоянно действующей системы мониторинга знаний школьников;

активное использование интернет-ресурсов при обучении математике, проведении диагностических работ и популяризации математики;

создание системы выявления и развития математически одаренных детей;

создание системы мониторинга профессионального уровня учителей математики;

повышение квалификации учителей математики, направленной в первую очередь на ликвидацию пробелов, выявленных в результате мониторингов;

проведение комплекса мероприятий консультационной и методической поддержки преподавателей математики

Целевые показатели эффективности реализации программы

доля государственных услуг Министерства образования и науки Чеченской Республики, по которым утверждены административные регламенты их оказания, в общем количестве государственных услуг, оказываемых Министерством образования и науки Чеченской Республики;

укомплектованность Министерства образования и науки Чеченской Республики государственными гражданскими служащими;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к среднемесячной заработной плате в Чеченской Республике;

доля численности работников образовательных учреждений Чеченской Республики, успешно прошедших повышение квалификации, от общего количества работников образовательных учреждений Чеченской Республики, проходивших повышение квалификации, от общей численности работников образовательных учреждений Чеченской Республики (в образовательных учреждениях повышения квалификации);

охват детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами коррекционного образования;

доля общеобразовательных организаций, в которых обеспечены возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации, в общем количестве общеобразовательных организаций;

охват детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательными услугами в государственных образовательных организациях Чеченской Республики;

доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании;

отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена;

уровень оснащения государственных и муниципальных образовательных учреждений персональными компьютерами, используемыми в учебных целях (среднее количество учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений, приходящихся на 1 персональный компьютер, используемый учащимися в учебных целях);

наличие функционирующей региональной системы оценки качества общего образования;

количество проведенных мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования в отношении образовательных учреждений общего и профессионального образования, расположенных на территории Чеченской Республики, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления Чеченской Республики, осуществляющих управление в сфере образования, в год;

число детей в возрасте от 5 до 18 лет, ежегодно охваченных высокотехнологичными программами дополнительного образования в детском технопарке;

число педагогических работников, обладающих необходимой квалификацией и компетенциями, задействованных в реализации программ в технопарке;

из них, прошедших повышение квалификации по методологии федерального оператора;

из них специалистов, привлеченных для работы в технопарке из реального сектора экономики;

число поставщиков образовательных услуг, осуществляющих обучение в рамках технопарка;

из них, являющихся негосударственными (немуниципальными) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и/или индивидуальными предпринимателями;

число образовательных траекторий детского технопарка (направлений, по которым реализуются дополнительные общеобразовательные программы в технопарке);

число высокотехнологичных дополнительных общеобразовательных программ, разработанных и реализуемых в рамках детского технопарка;

из них, разработанных и реализуемых в партнерстве с организациями реального сектора экономики;

из них, ориентированных на решение реальных технологических задач для проектной деятельности детей;

число детей, использующих сертификат дополнительного образования для получения услуг в детском технопарке;

число действующих проектных команд в детском технопарке (групп школьников, совместно реализующих инженерные проекты на базе детского технопарка);

из них приняли участие в инженерных соревнованиях;

число проведенных форумов, инженерных соревнований, конкурсных мероприятий технической и естественнонаучной направленности, в которых приняли участие дети, обучающиеся на базе детского технопарка;

число детей, обучившихся в технопарке, принявших участие во всероссийских мероприятиях;

число детей, обучившихся в технопарке, принявших участие в мероприятиях, проводимых в рамках проекта ВорлдСкиллс;

число публичных мероприятий по проектной деятельности, организованных детским технопарком;

количество полученных патентов на результаты проведенных фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических и гуманитарных наук в год;

удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций;

удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

удельный вес участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников;

доля руководителей и специалистов управленческого корпуса системы образования, прошедших повышение квалификации в области методов управления в системе образования, соответствующих современным требованиям;

удельный вес количества обучающихся, принявших участие в региональных, межрегиональных мероприятиях этнокультурной направленности;

уровень обеспеченности образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой национально-региональной тематики;

удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей на всех ступенях и уровнях образования;

доля экспертов для участия в контрольно-оценочных процедурах, прошедших подготовку и повышение квалификации;

удельный вес количества педагогических кадров, прошедших повышение квалификации в сфере ИКТ в течение трех лет;

удельный вес произведенных с привлечением независимых экспертов процедур аккредитации образовательных учреждений;

доля детей по категориям места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям в Чеченской Республике;

доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей;

доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

удельный вес численности детей, охваченных услугами дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет;

удельный вес образовательных организаций, в которых внедрены механизмы эффективного контракта;

удельный вес специальных (коррекционных) образовательных учреждений, материально-техническое и кадровое обеспечение которых соответствует требованиям к организации образовательного процесса;

доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме, от общего числа, которым не противопоказана данная форма обучения;

повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с ФГОС СПО;

доля средних профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве средних профессиональных образовательных организаций;

доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства WSR, региональных этапах, всероссийских олимпиад профессионального мастерства, от общего числа обучающихся по наиболее востребованным перспективным профессиям и специальностям СПО;

доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов средних профессиональных образовательных организаций;

доля организаций среднего профессионального образования, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках программы, в общем количестве организаций профессионального образования;

доля образовательных организаций среднего профессионального образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве таких организаций;

доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования;

количество учебных центров прикладной квалификации (многофункциональных центров прикладных квалификаций);

организация и проведение конкурсов, олимпиад профессионального мастерства и спортивных соревнований;

количество допризывной и призывной молодежи, охваченной мероприятиями по добровольной подготовке граждан к военной службе;

количество допризывной и призывной молодежи, занимающейся в организациях РОСТО (ДОСААФ);

ликвидация к 2018 году проблемы трехсменного обучения в общеобразовательных организациях Чеченской Республики;

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;

выпуск специалистов в области теологии и исламских наук;

проведение регулярных курсов повышения квалификации для имамов мечетей и педагогов школ по духовно-нравственному воспитанию;

наличие разработанного проекта концепции развития дошкольного образования в Чеченской Республике до 2025 года;

доля воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования;

доля педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования Чеченской Республики за год;

доля муниципальных органов исполнительной власти в сфере дошкольного образования, в которых оценка их деятельности, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений;

доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики;

доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с руководителями учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного образования к среднемесячной заработной плате учреждений общего образования Чеченской Республики;

количество вновь созданных мест в учреждениях дошкольного образования в год;

отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, получающих дошкольное образование в школе;

количество мероприятий, проведенных в сфере молодежной политики;

количество молодежи, вовлеченной в мероприятия, проводимые в сфере молодежной политики;

доля обучающихся в Чеченской Республике, в общей численности обучающихся, изучающих чеченский язык как родной, которым созданы условия для обучения по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

обеспеченность образовательных учреждений республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;

доля учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку, в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;

число исследований и аналитических мероприятий по выявлению специфических проблем в организации изучения русского языка;

доля образовательных учреждений, участвующих в мониторингах качества преподавания русского языка;

уровень учебных достижений в области русского языка и русской литературы учащихся образовательных организаций Республики - участников мониторинговых исследований качества образования;

доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся;

доля учителей русского языка, учителей начальных классов, участвующих в исследованиях уровня предметной подготовленности по измерительным материалам - аналогам КИМ;

численность лиц, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания русского языка как неродного в образовательных учреждениях;

численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык и русскую литературу;

численность учителей начальной школы, учителей русского языка, имеющих доступ к онлайн-сервисам Службы русского языка;

численность педагогических работников, прошедших обучающие мероприятия по повышению квалификации и переподготовке по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

результаты сдачи ЕГЭ по математике:

доля выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике базового уровня;

доля выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике профильного уровня;

доля выпускников, набравших от 90 до 100 баллов при сдаче ЕГЭ по математике;

средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня по республике;

доля выпускников 9-х классов, успешно сдавших ОГЭ по математике, от общего числа выпускников 9-х классов;

количество школьников республики, успешно участвовавших в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике;

количество школьников Чеченской Республики, задействованных в группах "коллективный ученик" ВЗМШ при МГУ;

количество школьников, являющихся учащимися ВЗМШ при МГУ и заочной физико-технической школы при МФТИ (ЗФТШ при МФТИ);

количество школьников, принимающих участие в конкурсе журнала "Квант" (согласно спискам участников, публикуемым в журнале);

количество школьников, принявших участие во Всероссийской интернет-олимпиаде по математике и Всероссийской дистанционной олимпиаде по геометрии;

количество наименований изданной литературы по первичным математическим представлениям для дошкольников на чеченском языке

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2020 годы

Выделение этапов не предусматривается

Объемы ассигнований программы

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 215568282,320 тыс. рублей, в том числе по годам:

- в 2014 году - 21426741,807 тыс. рублей;

- в 2015 году - 25141307,816 тыс. рублей;

- в 2016 году - 21735877,490 тыс. рублей;

- в 2017 году - 24436212,681 тыс. рублей;

- в 2018 году - 44508776,349 тыс. рублей;

- в 2019 году - 42918677,284 тыс. рублей;

- в 2020 году - 35400688,893 тыс. рублей,

из них:

- средства федерального бюджета по предварительной оценке: 63581002,041 тыс. рублей,

в том числе:

- в 2014 году - 1464255,399 тыс. рублей;

- в 2015 году - 6524736,052 тыс. рублей;

- в 2016 году - 1887260,745 тыс. рублей;

- в 2017 году - 1386973,300 тыс. рублей;

- в 2018 году - 21859359,310 тыс. рублей;

- в 2019 году - 19333347,534 тыс. рублей;

- в 2020 году - 11125069,701 тыс. рублей;

- средства республиканского бюджета по предварительной оценке: 151987280,279 тыс. рублей,

в том числе:

- в 2014 году - 19962486,408 тыс. рублей;

- в 2015 году - 18616571,764 тыс. рублей;

- в 2016 году - 19848616,745 тыс. рублей;

- в 2017 году - 23049239,381 тыс. рублей;

- в 2018 году - 22649417,039 тыс. рублей;

- в 2019 году - 23585329,750 тыс. рублей;

- в 2020 году - 24275619,192 тыс. рублей;

- внебюджетные средства по предварительной оценке: 0,000 тыс. рублей,

в том числе:

- в 2014 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2015 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2016 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2017 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2018 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2019 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2020 году - 0,000 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате реализации государственной программы предполагается:

обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать качественные услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития вариативных форм дошкольного образования;

обеспечить равный доступ к качественному общему образованию для всех граждан 7 - 18 лет, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;

создать условия для творческого самовыражения и самореализации детей, выявления и поддержки одаренных детей, получения доступных качественных услуг дополнительного образования; повысить качество общего образования;

повысить качество реализации программ профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда;

будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество;

повысить социальный статус педагогов и престиж педагогических профессий;

повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, улучшение их материально-технической базы;

увеличение не менее чем до 70% от общего количества детей в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования детей на момент завершения программы;

соответствие образовательных программ всех образовательных учреждений Чеченской Республики требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

формирование функционирующей региональной системы оценки качества общего образования;

поддержание среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования на уровне не ниже среднемесячной заработной платы в Чеченской Республике;

соответствие всех образовательных программ учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, по которым учатся воспитанники, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

создание условий для предоставления всем детям в возрасте 3 - 7 лет в Чеченской Республике возможности получать услуги дошкольного образования;

создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях образования;

создание условий для развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей обучение школьников в современных условиях;

повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов, привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг;

повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, улучшение их материально-технической базы, увеличение количества детей, занимающихся в кружках и объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования детей;

наличие учебно-методической и кадровой базы общеобразовательной школы для работы в условиях поликультурной образовательной среды;

по всем профессиям и специальностям СПО будут разработаны примерные основные образовательные программы;

доля средних профессиональных образовательных организаций, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, увеличится с 0 до 100 процентов;

наличие республиканской системы оценки качества образования и системы непрерывного среднего профессионального образования;

рост количества средних профессиональных образовательных организаций, оснащенных современным учебным оборудованием;

обеспечение отраслей и предприятий республики высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена;

увеличение количества специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области исламских наук и теологии) для образовательных учреждений, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики;

наличие функционирующей системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

развитие инклюзивного дошкольного образования;

обеспечение равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства;

наличие условий для социализации и творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях;

формирование среди населения доброжелательного и ответственного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;

повышение эффективности системы допризывной подготовки молодежи Чеченской Республики и привлечение к ее реализации всех общественных организаций, а также предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;

формирование у молодежи гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину, свой народ, свою республику и ответственности за развитие общества;

повышение уровня физической подготовки молодежи; развитие системы спортивно-патриотического воспитания, увеличение численности молодых людей, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

развитие системы спортивно-патриотического воспитания, увеличение численности молодых людей, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся и их привлечению к военной, военизированной, государственной службе, к работе в различных отраслях промышленности и сфере услуг, а также в системе образования, науки, культуры, спорта и иной деятельности;

увеличение числа молодых людей, принявших участие в мероприятиях программ по государственной поддержке малого среднего предпринимательства;

увеличение числа субъектов малого предпринимательства за счет молодых людей, участвовавших в мероприятиях подпрограммы;

отсутствие пробелов в законодательстве о языках в Чеченской Республике;

100-процентное обеспечение к 2020 году образовательных организаций общего и среднего профессионального образования республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке в соответствии с заявками образовательных учреждений;

рост численности учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку, в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке;

доступность справочно-информационных ресурсов по чеченскому языку, в том числе в международной сети Интернет;

увеличение доли программ приоритетных научных исследований по чеченской филологии от общего числа программ приоритетных научных исследований по филологии;

увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих чеченский язык, чеченскую литературу и культуру чеченского народа, в том числе из числа лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики;

рост доступности специальных дистанционных образовательных технологий в обучении чеченскому языку и чеченской литературе, в том числе для лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики;

рост доступности информационных материалов по истории и культуре чеченского народа, в том числе в сети Интернет;

увеличение доли эфирного времени теле- и радиопередач на чеченском языке, в том числе в прямом эфире;

увеличение количества периодических печатных изданий на чеченском языке, в том числе в сети Интернет;

увеличение доли детей, занимающихся в первую смену в общеобразовательных учреждениях;

увеличение доли выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике базового уровня;

увеличение доли выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня, от общего числа участников ЕГЭ по математике профильного уровня;

увеличение доли выпускников, набравших от 90 до 100 баллов при сдаче ЕГЭ по математике;

повышение среднего балла ЕГЭ по математике профильного уровня по республике;

увеличение доли выпускников 9-х классов успешно сдавших ОГЭ по математике, от общего числа выпускников 9-х классов;

увеличение количества школьников Чеченской Республики, успешно участвовавших в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике;

увеличение количества школьников Чеченской Республики, задействованных в группах "коллективный ученик" ВЗМШ при МГУ;

увеличение количества школьников Чеченской Республики, являющихся учащимися ВЗМШ при МГУ и заочной физико-технической школы при МФТИ (ЗФТШ при МФТИ);

увеличение количества школьников, принимающих участие в конкурсе журнала "Квант" (согласно спискам участников, публикуемым в журнале);

увеличение количества школьников, принявших участие в Всероссийской интернет-олимпиаде по математике и Всероссийской дистанционной олимпиаде по геометрии;

увеличение количества наименований изданной литературы по первичным математическим представлениям для дошкольников на чеченском языке



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы и прогноз развития на перспективу


Государственная программа Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики", Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 18 декабря 2013 года N 406-р "Об утверждении Перечня государственных программ Чеченской Республики", учтены мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295), Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 декабря 2016 года N 361-р "Об утверждении Перечня государственных программ Чеченской Республики", в государственной программе учтены мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295), Планом мероприятий ("дорожной карты") Чеченской Республики "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным Распоряжением Главы Чеченской Республики от 30 декабря 2016 года N 223-рг.


Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.


В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.


Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта "Образование", федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы", республиканских целевых программ.


Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития республики.


В этой связи проведен анализ имеющихся проблем по каждому направлению сферы образования Чеченской Республики.


1. Общее образование. В системе общего образования Чеченской Республики функционируют образовательные учреждения различного уровня, предоставляющие различные образовательные услуги.


Учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального общего, основного общего и среднего общего образования Чеченской Республики ведут 24014 педагогических работников. В 92 общеобразовательных учреждениях обучение ведется в одну смену, 341 учреждение осуществляет обучение в две смены и 38 учреждений - в три смены.


В Чеченской Республике функционируют государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Чеченский институт повышения квалификации работников образования" и государственное казенное учреждение "Институт развития образования Чеченской Республики".


Изменения, произошедшие за последнее время в системе общего образования Чеченской Республики, свидетельствуют о достаточно быстрых темпах ее восстановления. В республике в настоящее время обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, улучшаются материальные и организационные условия для обучения в общеобразовательных учреждениях, реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы общего образования.


455 общеобразовательных школ республики имеют доступ к сети Интернет.


2. Дополнительное образование. Система дополнительного образования детей Чеченской Республики проводит свою деятельность по пяти направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, технического творчества, эколого-биологическое.


В сфере дополнительного образования Чеченской Республики функционируют 67 учреждений.


3. Профессиональное образование. При реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики система среднего профессионального образования приобретает особое значение как один из основных ресурсов необходимого кадрового обеспечения. Главной проблемой системы среднего профессионального образования республики является ее отставание от требований предприятий - заказчиков кадров к качеству подготовки рабочих и специалистов, при высоком спросе на рабочие специальности среднего звена на рынке труда.


4. Молодежная политика. Естественный прирост населения республики, обеспечивающий увеличение количества молодежи в возрасте от 14 до 35 лет, изменения в социально-экономической ситуации на селе, связанные в том числе с оттоком сельского населения в города (общей тенденцией к урбанизации), ломкой механизмов социальной защиты населения, напряженностью на рынке труда и другими факторами, требуют формирования действенной системы мер, направленных на создание дополнительных условий для полноценного развития и самореализации личности.


В этой связи в современных условиях эффективная молодежная политика приобретает особое значение, так как именно молодежь является наиболее мобильным участником социально-экономических процессов, происходящих в государстве и обществе. Стратегические приоритеты социально-экономического развития страны со всей остротой выдвигают на повестку дня воспитание свободного, образованного, энергичного, инициативного молодого человека.


Актуальность настоящей проблемы резко возрастает в связи с тем, что в последнее время наблюдается снижение уровня вовлеченности молодежи в социальную практику. Так, доля молодых людей, активно участвующих во всех сферах жизни общества: гражданской, профессиональной, культурной, семейной, - составляет около 21% от общей численности молодежи республики. Это свидетельствует о том, что потенциал, которым обладает молодежь: мобильность, инициативность, восприимчивость к изменениям, новым технологиям, - используется не в полной мере.


Анализ состояния сферы молодежной политики Чеченской Республики свидетельствует о необходимости ее дальнейшего развития и совершенствования.


При этом можно выделить следующие основные направления: стимулирование активности молодежи Чеченской Республики в сфере предпринимательства путем реализации действенной системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.


5. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В зоне особого внимания Главы и Правительства Чеченской Республики находится вопрос социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуется целый комплекс мероприятий по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей.


Однако не решена полностью задача обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства, по-прежнему актуальной остается проблема обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь детей-инвалидов, которые не могут посещать школу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»