ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 февраля 2013 года N 25
Об утверждении республиканской целевой программы "Молодость и талант" на 2013-2015 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 N 345.
____________________________________________________________________
В целях формирования механизма выявления, продвижения талантливой молодежи и использования результатов ее инновационной деятельности в процессе реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р, Правительство Чеченской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Молодость и талант" на 2013-2015 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и науки Чеченской Республики.
3. Министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование мероприятий по реализации Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
4. Установить, что объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чеченской Республики.
5. Органам исполнительной власти Чеченской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.З. Дудаеву.
7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней
Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С-Х. Эдельгериев
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДОСТЬ И ТАЛАНТ" НА 2013-2015 ГОДЫ
г. Г розный 2013 год
Наименование | Республиканская целевая программа "Молодость и талант" на 2013 -2015 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования и науки Чеченской Республики |
Основание для разработки Программы | План мероприятий по реализации на территории Чеченской Республики Стратегии социально- экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р |
Цель и задачи Программы | Основная цель Программы - |
Важнейшие целевые | Процентное соотношение количества различных категорий талантливой молодежи, вовлеченных в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества, исполнительных и представительных органов власти, к общему количеству молодежи республики (в 2015 г. - 4,5%); |
Сроки и этапы | 2013-2015 годы |
Объемы и источники | Общий объект финансирования Программы составляет 45280,6 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, в том числе по годам: в 2013 году - 8933,1 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации | Повышение квалификации специалистов и работников сферы государственной молодёжной политики (создание системы подготовки, обеспечив к 2015 году подготовку не менее 30 человек ежегодно); |
Содержание проблемы эффективного привлечения талантливой молодежи к реализации Стратегии социально-экономического развития республики обусловлено задачами модернизации страны и общества, сформированными в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года: "...благополучие России в относительно недалеком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодежь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности... Инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни".
Основным ресурсом и потенциалом развития этого проекта призвана стать молодежь как наиболее мобильный участник грандиозных гражданско- политических и социально - экономических преобразований и процессов, происходящих в государстве и обществе и имеющих особую динамику в Чеченской Республике.
Макроэкономические и макросоциальные ориентиры стратегического развития региона требуют воспитания свободного, энергичного, инициативного молодого человека, способного обеспечить рост экономики, процветание государства и достойное благосостояние своей семьи.
Но здесь нельзя не учитывать ряд негативных факторов, влияющих на различные сферы жизни молодежи страны в целом. В результате отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи в настоящий момент проявились негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Первая тенденция - снижение интереса молодежи к инновационной, научной творческой деятельности. Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации российской экономики. В данной ситуации проигрывают обе стороны - в системе государственного управления отсутствует актуальная информация о молодых людях, обладающих высоким инновационным потенциалом, а у молодого человека ограничены, в том числе из-за отсутствия информации, возможности развития и не формируется восприятие интеллектуальной деятельности как перспективной. Так, основная часть выпускников аспирантуры продолжает работу в других отраслях, не связанных с научной и инновационной деятельностью.
Вторая тенденция - низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. В настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни российского общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи страны. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятию социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития страны, в том числе из-за сокращения экономически активного населения. Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам.
Программно - целевой подход к решению важнейших задач государственной молодежной политики в Чеченской Республике нацелен на создание действенных механизмов повышения социально - экономической и духовно - культурной активности молодежи.
Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, что позволит, с одной стороны, устранить дублирование и создать единые стандарты работы с талантливой молодежью на всей территории региона, а с другой - сделать услуги для данной категории молодых людей республики комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти, местного самоуправления и бизнес - структур.
В настоящее время существует необходимость создания инструмента координации мер по работе с талантливыми молодыми людьми как между различными ведомствами, так и между местным и областным уровнями власти. Использование института целевой программы позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля за реализацией запланированных мероприятий, повышения гибкости исполнителей при проведении мероприятий, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы. Принципиальная особенность Программы заключается в постановке и решении задач по обеспечению активного вовлечения молодежи в социально - экономическую жизнь республики, что требует применения современных методов на этапах формирования и реализации Программы, соответствующего ресурсного, кадрового и информационного обеспечения.
Таким образом, механизм Программы выбран по следующим причинам:
во-первых, программно-целевой метод управления позволяет оперативно и с максимальной степенью управляемости применять новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики в сфере поддержки талантливой молодежи;
во-вторых, организационно Программа позволяет упростить реализацию заложенных в Стратегии государственной молодежной политики в Чеченской Республике проектов, поскольку при реализации Программы полномочия распорядителя бюджетных средств шире, чем при исполнении сметы по непрограммным расходам;
в-третьих, программно-целевой метод управления позволяет предупредить ряд организационных проблем за счет гибкости действий заказчиков Программы.
Применение программно-целевого метода позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования ассигнований из федерального и республиканского бюджетов в реализацию Программы;
разработать и внедрить инновационные информационнокоммуникационные технологии решения актуальных проблем вовлечения талантливой молодежи в процессы реализации Стратегии республики при ее активном участии;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры по работе с талантливой молодежью, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения в 2015 году.
Для динамичного развития социально-экономической и общественной жизни республики необходим высокий уровень интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых значительное место занимают одаренные дети.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев определил как одну из важнейших задач, стоящих перед российской школой, создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее осуществлению различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта.
По состоянию на 1 января 2013 года в Чеченской Республике функционируют 387 средних общеобразовательных, 46 основных общеобразовательных и 13 начальных общеобразовательных учреждений, из них 13 гимназий, 2 лицея, 1 коррекционная школа, а также 15 вечерних средних общеобразовательных школ.
Ежегодно проводимые в общеобразовательных учреждениях предметные олимпиады школьников охватывают основные учебные дисциплины, открывают возможности для участия в начальных этапах олимпиады практически каждому ученику.
Предметные олимпиады позволяют выявлять одаренных детей, привлекать внимание заинтересованных сторон к проблемам интеллектуального развития детей и молодежи.
Участниками олимпиад, проведенных по 18 предметам в 2012/2013 учебном году, стали 528 школьников. За последние 3 года число победителей и призеров республиканской олимпиады школьников составляет 64 и 128 соответственно.
В нашей республике имеются сложившиеся традиции и опыт проведения всех этапов всероссийской олимпиады школьников, которая является одной из самых распространенных форм работы с одаренными детьми.
Вместе с тем следует отметить, что в республике не сформирована система работы с одаренными детьми как различных государственных органов, работающих с этой категорией детей, так и образовательных учреждений. Нет преемственности в работе с одаренными детьми на различных уровнях образования. Недостаточно подготовленных специалистов для данной работы, отсутствует психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. На низком уровне находится материальная база учреждений образования, требует улучшения система поощрения творчески работающих педагогов и талантливых детей.
Принятие Республиканской целевой программы "Молодость и талант" обусловлено необходимостью поддержки и развития талантливых детей в республике. Программа будет способствовать созданию единого развивающего пространства для талантливого ребенка в течение всего периода его обучения в образовательных учреждениях различного уровня, типа, вида и различной ведомственной принадлежности.
Основной целью Программы является формирование механизма выявления, продвижения талантливой молодежи и использования результатов ее инновационной деятельности в реализации многокомпонентного социального кластера Стратегии республики, по основным направлениям, развития молодежной политики и развития рынка труда и эффективного использования трудового потенциала.
К целям Программы также относятся:
- создание единого образовательного пространства для одаренного ребенка;
- оказание методической поддержки одаренным детям, а также специалистам, работающим с одаренными детьми;
- организация психолого-педагогического сопровождения развития одаренного ребенка;
- обеспечение возможности участия одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах различных уровней;
- развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми;
- материальное обеспечение условий развития одаренных детей;
- создание системы поощрения одаренных детей, а также педагогов и учреждений, работающих с одаренными детьми.
- развитие у молодых людей навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;
- вовлечение молодежи в общественно-политическую и социально- экономическую жизнь республики;
выявление творчески работающих молодых мастеров производственного обучения, преподавателей, а также обучающихся и студентов республики.
В соответствии с этой целью предполагается решение следующих задач:
1) вовлечение молодежи в творческие, научные, и спортивные объединения, разработку и реализацию инновационных международных проектов в сфере образования, науки, культуры, технологий;
2) развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на улучшение качества жизни молодежи республики, организацию добровольческого труда молодежи;
3) создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, обеспечение его законных прав и интересов;
4) поддержка и популяризация инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической и научно-промышленной сферах, сфере новейших технологий;
5) внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
6) развитие моделей и программ подготовки лидеров из числа молодежи;
7) распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью; вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества; исполнительных и представительных органах власти;
8) повышение сбалансированности рынка труда республики, использование трудового потенциала всех категорий населения республики;
9) создание эффективной системы управления развитием и использованием трудового потенциала республики;
10) поддержка молодых специалистов образовательных организаций в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.