Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2013 года N 24

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие общего образования Чеченской Республики на 2014-2018 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 19.12.2013 N 345.
____________________________________________________________________



В целях обеспечения доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития, Правительство Чеченской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие общего образования Чеченской Республики на 2014-2018 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования и науки Чеченской Республики.

3. Министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование мероприятий по реализации Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при условии привлечения средств из федерального бюджета.

4. Установить, что объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджета Чеченской Республики.

5. Органам исполнительной власти Чеченской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.З. Дулаеву.

7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Чеченской Республики

Р.С-Х. Эдельгериев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 04.02.2013 г. N 24

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2014-2018 ГОДЫ"

г. Грозный 2013 год

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие общего образования Чеченской Республики на 2014-2018 годы"


Наименование
 Программы

"Развитие общего образования Чеченской Республики на 2014-2018 годы" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)*

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Чеченской Республики

Основание для разработки Программы

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года N 2148-р

Цели и задачи Программы

Целями Программы являются:
 обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики;

 развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства

Задачами Программы являются:
 обеспечение инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;

 формирование комплекса мер по повышению эффективности образовательных ресурсов;

 обеспечение модернизации общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

 совершенствование экономических механизмов и ресурсного обеспечения в сфере образования;

 повышение эффективности управления в системе образования;

 создание условий для обеспечения непрерывности, адресности, развития гибких форм, в том числе дистанционных, переподготовки и повышения

квалификации педагогических и руководящих работников системы образования;

 обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

 введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

 совершенствование учительского корпуса;

 укрепление здоровья школьников;

 создание системы работы с одаренными детьми;

 духовно-нравственное воспитание обучающихся;

 создание региональной системы оценки качества образования;

 укрепление учебно-материальной базы ОУ;

 пополнение фонда школьных библиотек
 развитие информационно-коммуникационных технологий Удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

 удельный вес участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников;

 доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся;

 удельный вес количества обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми;

 доля педагогических работников, повысивших квалификацию по индивидуальным образовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий;

 удельный вес численности работников образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям;

 доля руководителей и специалистов управленческого корпуса системы образования, прошедших повышение квалификации в области методов управления в системе образования, соответствующих современным требованиям;

 доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме, от общей численности детей инвалидов, которым это

показано;

 удельный вес количества обучающихся, принявших участие в региональных, межрегиональных мероприятиях этнокультурной направленности;

 уровень обеспеченности образовательных учреждений учебной и учебно-методической литературой национально-региональной тематики;

 удельный вес количества преподавателей, использующих ЭОР в профессиональной деятельности;

 удельный вес численности республиканских и муниципальных учреждений образования, имеющих безлимитный доступ к сети Интернет;

 удельный вес количества обучающихся, прошедших независимую оценку академических достижений, компетенций и способностей на всех ступенях и уровнях образования;

 доля профессиональных и общественных экспертов для участия в контрольно-оценочных процедурах, прошедших подготовку и повышение квалификации;

 удельный вес количества педагогических кадров, прошедших повышение квалификации в сфере ИКТ в течение пяти лет;

 удельный вес произведенных с привлечением независимых экспертов процедур аккредитации образовательных учреждений.

Общий объем финансирования Программы - 4 486

241 тыс. рублей, из них федеральный бюджет - 2676945,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014-2018 годы

I этап (2014-2015 годы): реализация мероприятий, направленных на создание новых моделей и технологий развития общего образования по различным направлениям, апробацию и

экспериментальное внедрение результатов;

II этап (2016-2017 годы): реализация моделей и технологий развития общего образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям;

III этап (2018год): реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение результатов, определение приоритетных направлений развития на следующий период.

В результате выполнения Программы в системе общего образования будет обеспечено:

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Система общего образования Чеченской Республики представлена всеми видами разноуровневых образовательных учреждений, предоставляющих достаточно широкий спектр образовательных услуг.

В республике функционирует 446 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 225 тыс. учащихся. Образовательный процесс в них осуществляют 15000 учителей. В 18,4% общеобразовательных учреждений обучение ведется в одну смену, остальные - осуществляют обучение в две смены.

Система общего образования Чеченской Республики должна быть ориентирована на обеспечение возможности получения образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, формирование гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности, создание условий для ее самореализации.

В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:

1) улучшаются материальные и организационные условия для обучения в учреждениях общего образования;

2) система общего образования продолжает осуществлять социальные функции обучения и воспитания подрастающих поколений;

3) реализуется система мер по Сохранению и укреплению кадрового потенциала системы общего образования.

Решению задач инновационного развития системы общего образования способствует реализация приоритетного национального проекта "Образование" и комплекса мер по модернизации общего образования Чеченской Республики, в результате которого:

- сформирован инновационный кадровый ресурс: количество лучших учителей - победителей конкурса в Чеченской Республике составило 1411 человек, объем финансирования - 116 млн. рублей;

- усилилось внимание к воспитательной работе в системе общего образования. В полном объеме осуществлялись выплаты за классное руководство: из федерального бюджета на эти цели направлено 878,245 млн. рублей, из бюджета Чеченской Республики - 808,465 млн. рублей;

- системно осуществлялась поддержка талантливой молодежи; 225- из категории талантливой молодежи оказана поддержка на сумму 6,870 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 3,810 млн. рублей, из бюджета Чеченской Республики - 3,060 млн. рублей;

- получили дальнейшее развитие процессы информатизации в общеобразовательных учреждениях; все общеобразовательные учреждения получили доступ к сети Интернет, количество учащихся, приходящихся на 1 компьютер, в 2012 году составило 13 человек.

Тем не менее, анализ состояния системы общего образования относительно требований инновационного развития Чеченской Республики позволяет выделить следующие проблемы, на решение которых необходимо обратить особое внимание:

1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, отсутствие значительной части образовательных учреждений в процессах инновационного развития, а также информационного общества;

3) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;

4) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

5) недостаточное использование современных образовательных технологий;

6) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;

7) сохраняющийся в системе общего образования старый подход принятия и исполнения решений.

При решении указанных проблем образования должно быть обеспечено единство содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

Это позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего образования;

2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, что крайне отрицательно повлияет на физическое и психологическое здоровье нации;

3) увеличение разрыва доступности качественного образования для различных групп населения;

4) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.

Вместе с тем при реализации могут возникнуть риски, связанные:

1) с недостатками в управлении Программой;

2) с неверно выбранными приоритетами развития отрасли.

Риски, связанные с недостатками в управлении Программой, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов образовательной политики (исполнительных органов государственной власти Чеченской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений), что приведет к возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.

Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы необходимо предпринять ряд мер, таких как:

1) мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;

2) широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы;

3) публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.

Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации Программы может существенно повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.

Ошибки при выборе механизмов управленческой коррекции программных мероприятий могут привести к недостаточной координации деятельности заказчиков и исполнителей, нецелевому использованию бюджетных средств или их неэффективному расходованию.

Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики в сфере образования и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств.

Среди рисков следует отдельно рассмотреть то, что одна или несколько стратегических задач Программы могут быть не решены.

Если не будет решена стратегическая задача "Обеспечение модернизация общего образования" как института социального развития, не будет реализована или реализована не в полной мере национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Существует также риск того, что отсутствие понятной общественности системы оценки результатов и условий обучения на всех ступенях и уровнях общего образования приведет к устойчивой тенденции снижения качества образования.

Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к не достижению ее основной цели - обеспечению доступности качественного образования, соответствующего требованиям социально ориентированного инновационного развития республики.

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью программы является:


- обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечение инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;

- формирование комплекса мер по повышению эффективности образовательных ресурсов;

- обеспечение модернизации общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования и ресурсного обеспечения в сфере образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»