____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 17.08.2020 N 180.
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Государственную программу Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 345 (в редакции Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 61, от 15 декабря 2014 года N 256, от 29 декабря 2015 года N 259, от 9 марта 2016 года N 14, от 11 июля 2016 года N 107, от 29 декабря 2016 года N 225, от 4 апреля 2017 года N 76, от 9 октября 2017 года N 243, от 28 декабря 2017 года N 335, от 19 июня 2018 года N 98, от 26 декабря 2018 года N 313), изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Ш.С. Ахмадова.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Заместитель
Председателя Правительства
Чеченской Республики
А.А.МАГОМАДОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
Ответственный исполнитель программы | Министерство образования и науки Чеченской Республики |
Соисполнители программы | Министерство Чеченской Республики по делам молодежи, Комитет Чеченской Республики по дошкольному образованию, духовное образовательное учреждение высшего образования "Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи" |
Участники программы | Министерство Чеченской Республики по национальной политики, внешним связям, печати и информации, Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту, Министерство культуры Чеченской Республики, государственное казенное научное учреждение "Академия наук Чеченской Республики", Министерство финансов Чеченской Республики |
Наименование Подпрограмм программы | Подпрограмма 1. "Обеспечение реализации государственной программы в сфере образования и науки"; Подпрограмма 2. "Развитие общего и дополнительного образования детей Чеченской Республики"; Подпрограмма 3. "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Чеченской Республики"; Подпрограмма 4. "Развитие системы среднего профессионального образования Чеченской Республики"; Подпрограмма 5. "Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама"; Подпрограмма 6. "Обеспечение реализации государственной программы в сфере дошкольного образования"; Подпрограмма 7. "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики"; Подпрограмма 8. "Развитие чеченского языка"; Подпрограмма 9. "Развитие русского языка"; Подпрограмма 10. "Создание в Чеченской Республике (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы; Подпрограмма 11. "Реализация мероприятий в области развития образования в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на период до 2025 года" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года; Подпрограмма 12. "Развитие математического образования" |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цели программы | обеспечение каждому жителю республики доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития республики; обеспечение организационных, информационных и методических условий для реализации Государственной программы "Развитие образования Чеченской Республики"; повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие системы образования Чеченской Республики; создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся; обеспечение доступности и повышение качества общего, среднего профессионального и дополнительного образования на территории Чеченской Республики; создание условий для развития сферы дошкольного образования Чеченской Республики; обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования; обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики; создание полноценной системы поликультурного образования; создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение масштаба, качества и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения; |
обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном среднем профессиональном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в обновлении структуры и содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного среднего профессионального образования; создание в Чеченской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения; подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных организаций, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики; создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию, общее, дополнительное и профессиональное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, социализацию, трудовое и социальное жизнеустройство по достижении ими совершеннолетия; сохранение, изучение и развитие чеченского языка как основы национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации чеченского народа; обеспечение функционирования чеченского языка как государственного языка Чеченской Республики; удовлетворение языковых и культурных потребностей чеченского народа, в том числе его представителей, проживающих за пределами Чеченской Республики; повышение качества преподавания и изучения русского языка как государственного языка и средства общения в поликультурной и полиязыковой среде; повышение уровня математического образования в Чеченской Республике; обеспечение условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций | |
Задачи программы | совершенствование организационных и социально-экономических механизмов для обеспечения равного доступа населения республики к качественным услугам дошкольного, общего, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей; обеспечение функционирования детского технопарка; обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях, включая воспитание учащихся; модернизация общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; обеспечение инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам; |
формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе - разработка образовательных методик и технологий, создание комплектов базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций; повышение профессионального уровня педагогов; совершенствование системы среднего профессионального образования, обеспечивающей потребности экономики республики в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда; формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов; обеспечение доступности среднего профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья; совершенствование содержания и технологий среднего профессионального образования; повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных организациях; совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей; строительство новых общеобразовательных организациях; разработка и апробация образовательных технологий, необходимых для реализации образовательных программ по направлению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных организаций, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики; повышение доступности дошкольного образования в Чеченской Республике; увеличение охвата детей дошкольным образованием за счет новых форм; обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования; укрепление материально-технической базы системы дошкольного образования; обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образования в образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; | |
создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям с проблемами в развитии (ППМС-центры, ПМПК, центры ранней помощи и т.д.); апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья; создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы организаций, решающих задачи интегрированного, инклюзивного, дистанционного или специального образования и комплексного сопровождения процессов обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; обеспечение условий трудовой и профессиональной подготовки на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций и организаций системы СПО и ВПО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их психофизиологическими возможностями и потребностями современного рынка труда; обеспечение равных возможностей детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для самореализации и социализации через включение в социально значимые события различные виды социальной, творческой деятельности; создание системы обучения и просвещения родителей детей-инвалидов с использованием дистанционных и других форм с целью повышения их родительского потенциала для создания ребенку необходимых семейных условий воспитания, реабилитации и профилактики вторичных психологических нарушений; совершенствование нормативно-правовой базы в языковой сфере Чеченской Республики; популяризация чеченского языка, чеченской литературы и культуры чеченского народа, в том числе и среди представителей чеченского народа, проживающих за пределами Чеченской Республики; создание условий для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; обеспечение образовательных организаций республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; | |
использование информационных технологий в развитии чеченского языка; совершенствование условий для всестороннего распространения русского языка в Чеченской Республике; поддержка, сохранение и распространение успешных практик преподавания и изучения русского языка; обучение русскому языку (в том числе как родному и как неродному); повышение квалификации и переподготовка преподавателей русского языка и литературы; создание новых учебно-методических рекомендаций в помощь преподавателям русского языка и литературы, изучающим русский язык; проведение олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе; популяризацию русского языка и литературы по каналам средств массовой информации; проведение форумов, конференций, круглых столов, фестивалей, праздников и других аналогичных мероприятий, направленных на популяризацию русского языка и русской литературы; повышение качества математического образования в образовательных организациях; популяризация математического и инженерного образования среди обучающихся общеобразовательных организаций Чеченской Республики; выработка рекомендаций по повышению качества математического образования в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях; усиление механизмов контроля за уровнем подготовки учащихся - создание постоянно действующей системы мониторинга знаний школьников; активное использование интернет-ресурсов при обучении математике, проведении диагностических работ и популяризации математики; создание системы выявления и развития математически одаренных детей; создание системы мониторинга профессионального уровня учителей математики; повышение квалификации учителей математики, направленной в первую очередь на ликвидацию пробелов, выявленных в результате мониторингов; проведение комплекса мероприятий консультационной и методической поддержки преподавателей математики | |
Целевые показатели эффективности реализации программы | Доля государственных услуг Министерства образования и науки Чеченской Республики, по которым утверждены административные регламенты их оказания, в общем количестве государственных услуг, оказываемых Министерством образования и науки Чеченской Республики; Укомплектованность Министерства образования и науки Чеченской Республики государственными гражданскими служащими; Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к среднемесячной заработной плате в Чеченской Республике; Удельный вес численности работников образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям; Охват детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами коррекционного образования; Доля общеобразовательных организаций, в которых обеспечены возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации, в общем количестве общеобразовательных организаций; Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании; Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена; |
Количество проведенных мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования в отношении образовательных организаций общего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Чеченской Республики, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления Чеченской Республики, осуществляющих управление в сфере образования; Количество полученных патентов на результаты проведенных фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам естественных, технических и гуманитарных наук; Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций; Наличие функционирующей региональной системы независимой оценки качества начального общего, основного общего и среднего общего образования; Доля средств бюджета Чеченской Республики, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям на предоставление услуг, в общем объеме средств указанного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере дополнительного образования детей; Удельный вес числа высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников; Доля образовательных организаций, расположенных на территории Чеченской Республики обеспеченных интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным интернет-трафиком; Доля муниципальных образований территории Чеченской Республики, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования; Доля обучающихся, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения (персональная траектория обучения) с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (федеральных цифровых платформ, информационных систем и ресурсов), между которыми обеспечено информационное взаимодействие, в общем числе обучающихся по программам общего образования и дополнительного образования детей и программам среднего профессионального образования; | |
Доля образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (федеральных цифровых платформ. информационных систем и ресурсов), между которыми обеспечено информационное взаимодействие, в общем числе образовательных организаций по программам общего образования и дополнительного образования детей и программам среднего профессионального образования; Доля обучающихся общего образования и среднего профессионального образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды (федеральные цифровые платформы, информационные системы и ресурсы) для "горизонтального" обучения и неформального образования; Доля педагогических работников общего образования, прошедших повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна" ("Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"); Удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; Удельный вес участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников; Удельный вес количества обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться современными столовыми; Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей; Доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования; Количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых отремонтированы спортивные залы; | |
Количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых имеющиеся аудитории перепрофилированы под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом; Увеличение количества школьных спортивных клубов, созданных в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, для занятия физической культурой и спортом; Количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых открытые плоскостные сооружения оснащены спортивным инвентарем и оборудованием; Увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, (начальное общее образование), в общем количестве обучающихся, за исключением дошкольного образования; Увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, (основное общее образование), в общем количестве обучающихся, за исключением дошкольного образования; Увеличение доли обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, (среднее общее образование), в общем количестве обучающихся, за исключением дошкольного образования; Доля экспертов для участия в контрольно-оценочных процедурах, прошедших подготовку и (или) повышение квалификации; Удельный вес произведенных с привлечением экспертов процедур государственной аккредитации образовательных организаций; Доля детей по категориям места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям в Чеченской Республике; Удельный вес численности детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет; Удельный вес образовательных организаций, в которых внедрены механизмы эффективного контракта; Число детей в возрасте от 5 до 18 лет, ежегодно охваченных высокотехнологичными программами дополнительного образования в детском технопарке; Число педагогических работников, обладающих необходимой квалификацией и компетенциями, задействованных в реализации программ в технопарке; Из них прошедших повышение квалификации по методологии федерального оператора; Из них специалистов, привлеченных для работы в технопарке из реального сектора экономики; Число поставщиков образовательных услуг, осуществляющих обучение в рамках технопарка; Из них являющихся негосударственными (немуниципальными) организациями, осуществляющими образовательную деятельность и/или индивидуальными предпринимателями; | |
Число образовательных траекторий детского технопарка (направлений, по которым реализуются дополнительные общеобразовательные программы в технопарке); Число высокотехнологичных дополнительных общеобразовательных программ разработанных и реализуемых в рамках детского технопарка; Число детей, использующих сертификат дополнительного образования для получения услуг в детском технопарке; Число действующих проектных команд в детском технопарке (групп школьников, совместно реализующих инженерные проекты на базе детского технопарка); Число проведенных форумов, инженерных соревнований, конкурсных мероприятий технической и естественно-научной направленностей, в которых приняли участие дети, обучающиеся на базе детского технопарка; Число детей, обучившихся в технопарке, принявших участие во всероссийских мероприятиях; Число детей, обучившихся в технопарке, принявших участие в мероприятиях, проводимых в рамках проекта Ворлдскилс; Число публичных мероприятий по проектной деятельности, организованных детским технопарком; Наличие региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования; Увеличение доли ППЭ, оснащенных оборудованием для использования технологии "Печать КИМ в ППЭ"; Проведение межрегиональных мероприятий по обмену опытом в вопросах качества проведения оценочных процедур в субъекте Российской Федерации и применения результатов оценочных процедур; Проведение обучающих мероприятий для лиц, привлекаемых в качестве наблюдателей при проведении ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; Проведение обучающих мероприятий по использованию результатов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, иных оценочных процедур для совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях; Уменьшение разности отношений доли участников ОГЭ по русскому языку и математике, получивших отметку "5" к доле участников ЕГЭ, получивших от 75 баллов по русскому языку и "5" по математике базового уровня; | |
Доля субъектов Российской Федерации, в которых созданы и функционируют региональные системы оценки качества дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; Доля субъектов Российской Федерации, в которых реализуется модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, в общем количестве субъектов Российской Федерации; Создание регионального модельного центра дополнительного образования детей; Доля выполнения мероприятий регионального приоритетного проекта в общем количестве запланированных на 2018 год мероприятий регионального приоритетного проекта; Количество заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников; Доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников; Доля муниципальных образований субъекта Российской Федерации, обеспечивших деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационные центры системы образования; Доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации; Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций (далее - НКО), нарастающим итогом с 2019 года; Доля граждан, положительно оценивших качество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся за получением услуги; Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования, накопительным итогом; Доля граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность; Доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность, от общего числа молодежи в субъекте Российской Федерации; Доля студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение, от общего числа студентов субъекта Российской Федерации; | |
Количество граждан Чеченской Республики, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования (дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения) в образовательных организациях высшего образования, не менее; Количество новых мест в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, введенных путем реализации региональных программ в рамках софинансирования за счет средств федерального бюджета; Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; Доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; Доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве организаций, реализующих адаптированные образовательные программы Доля преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с ФГОС СПО; Обеспечение средних профессиональных образовательных организаций современным учебно-производственным оборудованием; Доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства WSR, региональных этапах, всероссийских олимпиад профессионального мастерства, от общего числа обучающихся по наиболее востребованным перспективным профессиям и специальностям СПО; Доля образовательных организаций среднего профессионального образования, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, в общем количестве образовательных организаций среднего профессионального образования; | |
Удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ; Доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций; Количество учебных центров прикладной квалификации (многофункциональных центров прикладных квалификаций); Количество проведенных региональных конкурсов, олимпиад профессионального мастерства и спортивных соревнований; Доля организаций среднего профессионального образования, внедривших новые программы и модели среднего профессионального образования, разработанные в рамках Программы, в общем количестве организаций среднего профессионального образования; Доля специальностей среднего профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей среднего профессионального образования; Доля профессий/ специальностей из заявленной области подготовки из перечня ТОП-50, по которым будет осуществлен прием на обучение по программам, разработанным на основе новых ФГОС; Количество профессий и специальностей, входящих в заявленную область подготовки по перечню ТОП-50, по которым участниками сети разработаны программы модулей/дисциплин и т.п., предусматривающие применение электронного обучения, ДОТ; Количество программ повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы СПО, разработанных участниками сети и реализованных с использованием электронного обучения, ДОТ; Количество педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы СПО по перечню ТОП-50, прошедших повышение квалификации по разработанным участниками сети программам с использованием электронного обучения, ДОТ; Количество педагогических работников образовательных организаций - участников сети, прошедших повышение квалификации по стандартам Ворлдскиллс; | |
Количество педагогических работников образовательных организаций участников сети, прошедших повышение квалификации (стажировку) на базе МЦК; Доля студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50 в общей численности студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из перечня ТОП-50; Доля профессий и специальностей СПО из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50, по которым внедрена ГИА в форме демонстрационного экзамена, в общем числе реализуемых профессий и специальностей из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50; Доля студентов/выпускников образовательных организаций, входящих в сеть, принявших участие в конкурсах "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) регионального уровня/уровня федерального округа/национального и международного уровня) по профессиям/специальностям, входящим в заявленную область подготовки по перечню ТОП-50; "Доля контрольных цифр приема для обучения по профессиям/ специальностям, входящим в заявленную область подготовки из перечня ТОП-50, в общем объеме контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования в субъекте Российской Федерации" Число центров опережающей профессиональной подготовки накопительным итогом; Число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций накопительным итогом; Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена; Доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена; Выпуск специалистов в области теологии и исламских наук; Проведение регулярных курсов повышения квалификации для имамов мечетей и педагогов школ по духовно-нравственному воспитанию | |
Доля воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования; Доля педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования Чеченской Республики за год; Доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики; Доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с руководителями учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики; Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного образования к среднемесячной заработной плате учреждений общего образования Чеченской Республики; Количество отремонтированных и вновь построенных и введенных в действие детских садов; Отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, получающих дошкольное образование в школе; Доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет (отношение численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); Укомплектованность Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию государственными гражданскими служащими; | |
Количество вновь созданных мест в учреждениях дошкольного образования в год, в том числе: количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 3 до 7 лет, созданных в ходе реализации региональной программы (иные межбюджетные трансферты); количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, созданных в ходе реализации региональной программы (иные межбюджетные трансферты); количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, созданных за счет капитального ремонта (компенсирующие места); количество дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет в образовательных организациях, созданных в ходе реализации региональной программы (субсидия); количество дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, созданных в ходе реализации региональной программы (субсидия); количество созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, созданных за счет капитального ремонта и перепрофилирования (компенсирующие места) Доля обучающихся в Чеченской Республике, в общей численности обучающихся, изучающих чеченский язык как родной, которым созданы условия для обучения по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; Доля учителей (преподавателей) чеченского языка и чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; Количество справочно-информационных ресурсов по чеченскому языку, в том числе в международной сети Интернет; Доля программ приоритетных научных исследований и разработок по чеченской филологии в общем числе программ приоритетных научных исследований и разработок по филологии; Численность участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих чеченский язык, литературу и культуру чеченского народа, в том числе из числа лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики; | |
Доля эфирного времени, отводимого на теле- и радиопередачи на чеченском языке, в том числе в прямом эфире; Количество периодических печатных изданий на чеченском языке, в том числе в сети Интернет; Доля обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся; Обеспеченность образовательных организаций республики учебниками по русскому языку, русской литературе, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на русском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на русском языке; Доля учителей (преподавателей) русского языка и русской литературы, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку по вопросам преподавания русского языка и литературы в общем числе учителей (преподавателей) русского языка и литературы, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на русском языке; Численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации; Количество новых мест в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации, введенных путем реализации региональных программ в рамках софинансирования за счет средств федерального бюджета; Удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования; Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций; | |
Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции; Удельный вес численности обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройств; Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций Доля выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня от общего числа участников ЕГЭ по математике базового уровня; Доля выпускников, набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня от общего числа участников ЕГЭ по математике профильного уровня; Доля выпускников, набравших от 90 до 100 баллов при сдаче ЕГЭ по математике; Средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня по республике; Доля выпускников 9-х классов, успешно сдавших ОГЭ по математике от общего числа выпускников 9-х классов; Количество школьников республики успешно участвовавших в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике; Количество школьников Чеченской Республики, задействованных в группах "коллективный ученик" ВЗМШ при МГУ; Количество школьников, являющихся учащимися ВЗМШ при МГУ и заочной физико-технической школы при МФТИ (ЗФТШ при МФТИ); Количество школьников, принимающих участие в конкурсе журнала "Квант" (согласно спискам участников, публикуемых в журнале); Количество школьников, принявших участие во Всероссийской интернет-олимпиаде по математике и Всероссийской дистанционной олимпиаде по геометрии; Количество наименований изданной литературы по первичным математическим представлениям для дошкольников на чеченском языке | |
Этапы и сроки реализации программы | 2014 - 2024 годы Выделение этапов не предусматривается |
Объемы ассигнований программы | Общий объем финансирования Государственной программы составляет 270428738,049 тыс. рублей, в том числе по годам: |
- в 2014 году - 20263964,519 тыс. рублей; - в 2015 году - 18511626,347 тыс. рублей; - в 2016 году - 21570114,057 тыс. рублей; - в 2017 году - 24295545,962 тыс. рублей; - в 2018 году - 26799131,510 тыс. рублей; - в 2019 году - 35713860,551 тыс. рублей; - в 2020 году - 26844880,793 тыс. рублей; - в 2021 году - 26910696,245 тыс. рублей; - в 2022 году - 23865877,855 тыс. рублей; - в 2023 году - 23865877,855 тыс. рублей; - в 2024 году - 23865877,855 тыс. рублей. | |
из них: - средства федерального бюджета, по предварительной оценке: 24624221,317 тыс. рублей, в том числе: | |
- в 2014 году - 732635,399 тыс. рублей; - в 2015 году - 373051,070 тыс. рублей; - в 2016 году - 1881501,680 тыс. рублей; - в 2017 году - 2864211,868 тыс. рублей; - в 2018 году - 1258405,100 тыс. рублей; - в 2019 году - 7834948,200 тыс. рублей; - в 2020 году - 4097076,500 тыс. рублей; - в 2021 году - 4176054,4 тыс. рублей; - в 2022 году - 1161684,200 тыс. рублей; - в 2023 году - 1161684,200 тыс. рублей; - в 2024 году - 1161684,200 тыс. рублей | |
- средства республиканского бюджета, по предварительной оценке: 245804516,732 тыс. рублей, в том числе: - в 2014 году - 19531329,120 тыс. рублей; - в 2015 году - 18 138 575,277 тыс. рублей; - в 2016 году - 19 688 612,377 тыс. рублей; - в 2017 году - 21 431 334,094 тыс. рублей; - в 2018 году - 25 540 726,410 тыс. рублей; - в 2019 году - 22 747 804,293 тыс. рублей; - в 2020 году - 22 747 804,293 тыс. рублей; - в 2021 году - 22 734 641,845 тыс. рублей; - в 2022 году - 22 704 193,655 тыс. рублей; - в 2023 году - 22 704 193,655 тыс. рублей; - в 2024 году - 22 704 193,655 тыс. рублей | |
- внебюджетные средства, по предварительной оценке: 0,000 тыс. рублей, в том числе: - в 2014 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2015 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2016 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2017 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2018 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2019 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2020 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2021 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2022 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2023 году - 0,000 тыс. рублей; - в 2024 году - 0,000 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате реализации Государственной программы предполагается: обеспечить всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать качественные услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития вариативных форм дошкольного образования; обеспечить равный доступ к качественному общему образованию для всех граждан 7 - 18 лет, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения; создать условия для творческого самовыражения и самореализации детей, выявления и поддержки одаренных детей, получения доступных качественных услуг дополнительного образования; повысить качество общего образования; повысить качество реализации программ профессионального образования, ориентированного на потребности рынка труда будут созданы условия для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество; повысить социальный статус педагогов и престиж педагогических профессий; повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей, улучшение их материально-технической базы; увеличение не менее чем до 70% от общего количества детей в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования детей на момент завершения программы; соответствие образовательных программ всех образовательных организаций Чеченской Республики требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; формирование функционирующей региональной системы оценки качества общего образования; |
поддержание среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций на уровне не ниже среднемесячной заработной платы в Чеченской Республике; соответствие всех образовательных программ дошкольных образовательных организаций Чеченской Республики, по которым учатся воспитанники, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; создание условий для предоставления всем детям в возрасте 3 - 7 лет в Чеченской Республике возможности получать услуги дошкольного образования; создание и внедрение новых образовательных программ на всех уровнях образования; создание условий для развития школьной инфраструктуры, обеспечивающей обучение школьников в современных условиях; повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов, привлеченных в систему образования внебюджетных средств, в том числе за счет оказания платных образовательных услуг; повышение качества услуг, предоставляемых организациями дополнительного образования, улучшению их материально-технической базы, увеличению количества детей, занимающихся в кружках и объединениях по интересам в организациях дополнительного образования; наличие учебно-методической и кадровой базы общеобразовательной школы для работы в условиях поликультурной образовательной среды; по всем профессиям и специальностям СПО будут разработаны примерные основные образовательные программы; доля профессиональных образовательных организаций, реализующих программы двухуровневого профессионального образования, увеличится с 0 до 100 процентов; наличие республиканской системы оценки качества образования и системы непрерывного среднего профессионального образования; рост количества профессиональных образовательных организаций, оснащенных современным учебным оборудованием; обеспечение отраслей и предприятий республики высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена; увеличение количества специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области исламских наук и теологии) для образовательных организаций, а также для административно-муниципальных образований Чеченской Республики; | |
наличие функционирующей системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие инклюзивного дошкольного образования; обеспечение равного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства; наличие условий для социализации и творческой реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; формирование среди населения доброжелательного и ответственного отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие пробелов в законодательстве о языках в Чеченской Республике; 100% обеспечение к 2020 году общеобразовательных организаций профессиональных образовательных организаций республики учебниками по чеченскому языку, чеченской литературе, истории чеченского народа, учебно-методическими пособиями и художественной литературой на чеченском языке, а также учебно-методическими комплектами для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке в соответствии с заявками образовательных организаций; рост численности учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов, успешно прошедших курсы повышения квалификации и (или) переподготовку в общем числе учителей (преподавателей) чеченского языка, чеченской литературы, истории чеченского народа, а также учителей начальных классов для обучения по программам начального общего образования на чеченском языке; доступность справочно-информационных ресурсов по чеченскому языку, в том числе в сети Интернет; увеличение доли программ приоритетных научных исследований по чеченской филологии от общего числа программ приоритетных научных исследований по филологии; увеличение численности участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих чеченский язык, чеченскую литературу и культуру чеченского народа, в том числе из числа лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики; | |
рост доступности специальных дистанционных образовательных технологий в обучении чеченскому языку и чеченской литературе, в том числе для лиц, проживающих за пределами Чеченской Республики; рост доступности информационных материалов по истории и культуре чеченского народа, в том числе в сети Интернет; увеличение доли эфирного времени теле- и радиопередач на чеченском языке, в том числе в прямом эфире; увеличение количества периодических печатных изданий на чеченском языке, в том числе в сети Интернет; увеличение доли детей, занимающихся в первую смену в общеобразовательных организациях; увеличение доли выпускников набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике базового уровня от общего числа участников ЕГЭ по математике базового уровня; увеличение доли выпускников набравших "пороговое" количество баллов при сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня от общего числа участников ЕГЭ по математике профильного уровня; увеличение доли выпускников, набравших от 90 до 100 баллов при сдаче ЕГЭ по математике; повышение среднего балла ЕГЭ по математике профильного уровня по республике; увеличение доли выпускников 9-х классов успешно сдавших ОГЭ по математике от общего числа выпускников 9-х классов; увеличение количества школьников Чеченской Республики, успешно участвовавших в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по математике; увеличение количества школьников Чеченской Республики, задействованных в группах "коллективный ученик" ВЗМШ при МГУ; увеличение количества школьников Чеченской Республики, являющихся учащимися ВЗМШ при МГУ и заочной физико-технической школы при МФТИ (ЗФТШ при МФТИ); увеличение количества школьников, принимающих участие в конкурсе журнала "Квант" (согласно спискам участников, публикуемых в журнале); увеличение количества школьников, принявших участие в Всероссийской интернет-олимпиаде по математике и Всероссийской дистанционной олимпиаде по геометрии; увеличение количества наименований изданной литературы по первичным математическим представлениям для дошкольников на чеченском языке |
Государственная программа Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики на 2014 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики", учтены мероприятия Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642), Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 декабря 2016 года N 361-р "Об утверждении Перечня государственных программ Чеченской Республики". В государственной программе учтены мероприятия Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Плана мероприятий ("дорожной карты") Чеченской Республики "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки, утвержденной Распоряжением Главы Чеченской Республики от 29 декабря 2017 года N 312-рг.
Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.
В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы", республиканских целевых программ.
Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития республики.
В этой связи проведен анализ имеющихся проблем по каждому направлению сферы образования Чеченской Республики.
1. Общее образование. В системе общего образования Чеченской Республики функционируют образовательные организации различного уровня, предоставляющие различные образовательные услуги.
Учебно-воспитательный процесс в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования Чеченской Республики ведут 25139 педагогических работников. В 94 общеобразовательных организациях обучение ведется в одну смену, 305 организаций осуществляют обучение в две смены и 73 учреждения в три смены.
В Чеченской Республике функционируют государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Чеченский институт повышения квалификации работников образования" и государственное казенное учреждение "Институт развития образования Чеченской Республики".
Изменения, произошедшие за последнее время в системе общего образования Чеченской Республики, свидетельствуют о достаточно быстрых темпах ее восстановления. В республике в настоящее время обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, улучшаются материальные и организационные условия для обучения в общеобразовательных организациях, реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы общего образования.
455 общеобразовательных школ республики имеют доступ к сети Интернет.
2. Дополнительное образование. Система дополнительного образования Чеченской Республики проводит свою деятельность по пяти направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, технического творчества, эколого-биологическое.
В сфере дополнительного образования Чеченской Республики функционируют 67 организаций.
3. Профессиональное образование. При реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики система среднего профессионального образования приобретает особое значение как один из основных ресурсов необходимого кадрового обеспечения. Главной проблемой системы среднего профессионального образования республики является ее отставание от требований предприятий - заказчиков кадров к качеству подготовки рабочих и специалистов, при высоком спросе на рабочие специальности среднего звена на рынке труда.
4. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В зоне особого внимания Главы и Правительства Чеченской Республики находится вопрос социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуется целый комплекс мероприятий по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей.
Однако не решена полностью задача обеспечения равного качества образовательных услуг независимо от места жительства, по-прежнему актуальной остается проблема обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь детей-инвалидов, которые не могут посещать школу.
5. Дошкольное образование. Основной проблемой дошкольного образования является неспособность в условиях демографического подъема удовлетворить растущие потребности населения республики в получении дошкольного образования.
За последние годы ситуация в дошкольном образовании Чеченской Республики существенно изменилась: по различным программам построены и сданы в эксплуатацию 38 дошкольных образовательных организаций на 5440 мест, восстановлены около 20 организаций на 2220 мест, возврат в систему дошкольного образования ранее переданных зданий - 30 садов на 2920 мест, за счет иных мероприятий (группы кратковременного пребывания, дополнительные группы в функционирующих детских садах, развитие негосударственного сектора) создано 21 850 дошкольных мест, за 2012 - 2017 годы. Также, увеличился охват детей дошкольным образованием с 11% в 2012 году до 54,3% в 2017 году.
Дальнейшего улучшения требует качество дошкольного образования. Лишь 46,1% детских садов размещены в типовых зданиях, 46,6% из них размещены в арендуемых помещениях, 7,3% - в приспособленных помещениях. Условия содержания более 15 тысяч детей в детских садах, размещенных в приспособленных и арендуемых помещениях, не соответствуют современным требованиям.
С учетом сравнительно высокого уровня рождаемости в Чеченской Республике (более 29 новорожденных на 1000 человек населения) и относительно низкого в сравнении с другими субъектами Российской Федерации охвата детей дошкольным образованием проблема развития системы дошкольного образования Чеченской Республики приобретает еще более актуальное значение.