(с изменениями на 13 ноября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 18.12.2015 N 347, от 03.02.2016 N 18, от 11.02.2016 N 26а, от 14.09.2016 N 271, от 28.10.2016 N 314, от 30.12.2016 N 411, от 14.03.2017 N 61а, от 30.06.2017 N 145, от 13.07.2017 N 153, от 13.07.2017 N 154, от 29.09.2017 N 228, от 01.02.2018 N 11, от 13.04.2018 N 32, от 11.05.2018 N 41, от 25.12.2018 N 194, от 22.05.2019 N 113, от 23.10.2019 N 268, от 20.12.2019 N 332, от 24.07.2020 N 153, от 30.12.2020 N 300, от 01.06.2022 N 159, от 16.06.2023 N 248, от 22.12.2023 N 521, от 03.04.2024 N 87, от 13.11.2024 N 363)
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан" (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 03.04.2024 N 87)
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. N 674 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Чистая вода" на 2014 - 2017 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 8, ст. 444);
постановление Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. N 676 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан на 2014 - 2018 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 10, ст. 561);
постановление Правительства Республики Дагестан от 31 декабря 2013 г. N 724 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан на 2014 - 2015 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 17, ст. 982);
постановление Правительства Республики Дагестан от 17 декабря 2014 г. N 633а "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан на 2014 - 2015 годы" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24, ст. 1510).
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 03.04.2024 N 87, от 13.11.2024 N 363)
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство являются одними из наиболее важных отраслей экономики Республики Дагестан.
Строительная отрасль Республики Дагестан представляет собой сложную межотраслевую производственно-хозяйственную систему, элементами которой являются организации, осуществляющие производство строительных материалов, изделий и конструкций, выполняющие работы по проектированию, возведению и реновации зданий и сооружений.
На строительную отрасль Республики Дагестан приходится 24 проц. от выпуска продукции экономики республики, 4 проц. добавленной стоимости, 11 проц. налоговых отчислений, 33 проц. инвестиционных вложений.
Основу отрасли составляют услуги строительства - 84 процента, операции с недвижимостью и жилищно-коммунальными услугами занимают 14 процентов.
Базовые секторы строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан представлены организациями, оказывающими проектно-изыскательские и строительные услуги, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, а также организациями, занимающимися операциями с недвижимостью.
Реализация права граждан на жилище, обеспечение достойных и доступных условий проживания - одна из фундаментальных задач правового государства.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70, одним из важных приоритетов является решение жилищных проблем населения и приведение инфраструктуры республики в нормативное состояние, а также обеспечение гарантированного режима ее функционирования.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства обусловлена тем, что приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего.
Основными причинами низкого уровня платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Кроме того, существует целый комплекс проблем, которые препятствуют инвестиционной активности в строительстве.
Проблемы, существующие в сфере жилищного строительства, обусловливают необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование покупательской и инвестиционной активности на рынке жилья. В связи с этим возникает необходимость повышения доступности жилья за счет поддержки массового жилищного строительства путем:
повышения эффективности мер градостроительного регулирования и обеспечения сферы жилищного строительства земельными участками;
реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства для целей коммерческого найма и стимулирования спроса на такое жилье;
исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Важными компонентами улучшения качества жизни населения республики, помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем, являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.
Еще одним приоритетным направлением эффективного функционирования экономики республики является развитие жилищно-коммунального хозяйства, строительство (реконструкция), модернизация и комплексное обслуживание коммунальной и инженерной инфраструктуры в целях обеспечения населения чистой питьевой водой, соответствующей нормативам, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Настоящая Программа, исходя из тенденций развития строительного отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, призвана обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этих сферах.
Основными приоритетами государственной политики в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
формирование эффективного рынка земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;
развитие строительного комплекса с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства;
содействие комплексному развитию территорий;
применение механизма финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, использование средств Фонда национального благосостояния, а также бюджетных кредитов (на возвратной основе) в целях реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
содействие в развитии государственно-частного партнерства;
повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан;
создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;
содействие в создании собственниками жилья объединений для эффективного управления многоквартирными домами;
модернизация жилищно-коммунальной сферы, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах будет способствовать достижению следующих целей настоящей Программы:
увеличение годового объема ввода жилья до 1,8 млн кв. метров к 2030 году;
увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, до 858 к 2030 году;
увеличение доли населения Республики Дагестан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 87,3 проц. в 2030 году;
увеличение доли городского населения Республики Дагестан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 97,0 проц. в 2030 году;
увеличение уровня собираемости платежей за коммунальные услуги в Республике Дагестан до 98,0 проц. к 2030 году.
Достижение целей настоящей Программы будет осуществляется посредством реализации мероприятий на территории Республики Дагестан в рамках:
федеральных проектов "Жилье", "Ипотека", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Формирование комфортной городской среды" и "Чистая вода", входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда";