Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 661 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2015, N 8, ст. 439; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 23 мая, N 05002004221; 30 октября, N 05002004819; 24 декабря, N 05002005102; 2020, 28 июля, N 05002005802; 2021, 11 января, N 05002006643: 2022, 3 июня, N 05002009042).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 22 ДЕКАБРЯ 2014 Г. N 561
1. В наименовании и пункте 1 слова "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" заменить словами "Развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан".
2. Государственную программу Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Государственная программа
Республики Дагестан "Развитие строительной отрасли
и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан"
Стратегические приоритеты
государственной программы Республики Дагестан "Развитие
строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Республики Дагестан"
1. Оценка текущего состояния работы по развитию
строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства
Республики Дагестан
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство являются одними из наиболее важных отраслей экономики Республики Дагестан.
Строительная отрасль Республики Дагестан представляет собой сложную межотраслевую производственно-хозяйственную систему, элементами которой являются организации, осуществляющие производство строительных материалов, изделий и конструкций, выполняющие работы по проектированию, возведению и реновации зданий и сооружений.
На строительную отрасль Республики Дагестан приходится 24 проц. от выпуска продукции экономики республики, 4 проц. добавленной стоимости, 11 проц. налоговых отчислений, 33 проц. инвестиционных вложений.
Основу отрасли составляют услуги строительства - 84 процента, операции с недвижимостью и жилищно-коммунальными услугами занимают 14 процентов.
Базовые секторы строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан представлены организациями, оказывающими проектно-изыскательские и строительные услуги, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, а также организациями, занимающимися операциями с недвижимостью.
Реализация права граждан на жилище, обеспечение достойных и доступных условий проживания - одна из фундаментальных задач правового государства.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70, одним из важных приоритетов является решение жилищных проблем населения и приведение инфраструктуры республики в нормативное состояние, а также обеспечение гарантированного режима ее функционирования.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства обусловлена тем, что приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего.
Основными причинами низкого уровня платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков й издержек на этом рынке. Кроме того., существует целый комплекс проблем, которые препятствуют инвестиционной активности в строительстве.
Проблемы, существующие в сфере жилищного строительства, обусловливают необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование покупательской и инвестиционной активности на рынке жилья. В связи с этим возникает необходимость повышения доступности жилья за счет поддержки массового жилищного строительства путем: повышения эффективности мер градостроительного регулирования и обеспечения сферы жилищного строительства земельными участками;
реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства для целей коммерческого найма и стимулирования спроса на такое жилье;
исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Важными компонентами улучшения качества жизни населения республики, помимо строительства нового жилья и увеличения обеспеченности жильем, являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.
Еще одним приоритетным направлением эффективного функционирования экономики республики является развитие жилищно-коммунального хозяйства, строительство (реконструкция), модернизация и комплексное обслуживание коммунальной и инженерной инфраструктуры в целях обеспечения населения чистой питьевой водой, соответствующей нормативам, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Настоящая Программа, исходя из тенденций развития строительного отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, призвана обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этих сферах.
2. Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации Программы
Основными приоритетами государственной политики в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве являются:
формирование эффективного рынка земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктурой, вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;
развитие строительного комплекса с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;
содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства;
содействие комплексному развитию территорий;
применение механизма финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования, использование средств Фонда национального благосостояния, а также бюджетных кредитов (на возвратной основе) в целях реализации проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры;
содействие в развитии государственно-частного партнерства;
повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для граждан;
создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного жилья;
содействие в создании собственниками жилья объединений для эффективного управления многоквартирными домами;
модернизация жилищно-коммунальной сферы, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
формирование комфортной городской среды, обеспечение возможности полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения и безопасности мест пребывания детей с родителями.
Реализация государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах будет способствовать достижению следующих целей настоящей Программы: увеличение годового объема ввода жилья до 1,8 млн кв. метров к 2030 году;
увеличение количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, до 858 к 2030 году;
увеличение доли населения Республики Дагестан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, до 87,3 проц. в 2030 году;
увеличение доли городского населения Республики Дагестан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного; водоснабжения, до 97,0 проц. в 2030 году;
увеличение уровня собираемости платежей за коммунальные услуги в Республики Дагестан до 98,0 проц. к 2030 году.
Достижение целей настоящей Программы будет осуществляется посредством реализации мероприятий на территории Республики Дагестан в рамках:
федеральных проектов "Жилье", "Ипотека", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Формирование комфортной городской среды" и "Чистая вода", входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда";
федеральных проектов "Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", "Новый ритм строительства", "Содействие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)", "Инфраструктурное меню" и "Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве определены в:
государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710;