Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2013 года N 674

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2014-2017 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 N 661.
____________________________________________________________________

В целях реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011–2017 годы", и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Республике Дагестан Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Чистая вода" на 2014-2017 годы (далее – Программа).

2. Определить уполномоченным органом на осуществление взаимодействия с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках реализации Программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Хархарова А.М.

Председатель Правительства

Республики Дагестан

А. Гамидов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. N 674

ПАСПОРТ

государственной программы Республики Дагестан "Чистая вода" на 2014-2017 годы

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой РД)

Соисполнители Программы

-

отсутствуют1

Участники Программы

-

Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан;

 органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию);

 организации коммунального комплекса, привлекаемые в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цели Программы

-

обеспечение населения Республики Дагестан питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами;

 обеспечение рационального использования водных объектов;

 охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности

1 Состав и перечень соисполнителей и участников Программы не являются исчерпывающими и будут уточняться
  в ходе реализации Программы

Задачи Программы

-

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водо снабжения, водоотведения и очистки сточных  вод путем установления долгосрочных тарифов  и привлечения частных операторов к созданию, реконструкции и управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и механизмов, предусмотренных Законом Республики Дагестан "Об участии Республики Дагестан в государственно-частн ых партнерствах";

 предоставление государственной поддержки проектам развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод преимущественно в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения;

 повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 внедрение в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Этапы и сроки реализации Программы

-

2014-2017 годы, в один этап

Перечень подпрограмм

-

отсутствует

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети (по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, должен снизиться с 5,8 процента в 2012 году до 3,2 процента в 2017 году;

 удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети (по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, должен снизиться с 12,3 процента в 2012 году до 7,3 процента в 2017 году;

 уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене с 34,6 процента в 2012 году до 23,2 процента в 2017 году;

 уменьшение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене с 42,0 процента в 2012 году до 28,2 процента в 2017 году;

 увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 73,8 процента в 2012 году до 86,3 процента в 2017 году;

 увеличение доли сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 46,2 процента в 2012 году до 66,5 процента в 2017 году;

 обеспеченность населения центра лизованными услугами водоснабжения должна увеличиться с 37,3 процента в 2012 году до 60,0 процента в 2017 году;

 обеспеченность населения центра лизованными услугами водоотведения должна увеличиться с 29,4 процента в 2012 году до 62,1 процента в 2017 году;

 увеличение д оли капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоот ведения и очистки сточных вод с 8,0 процента в 2012 году до 16,0 процента в 2017 году;

 увеличение д оли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 18,0 процента в 2012 году до 30,0 процента в 2017 году;

 увеличение доли воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, работающими на основании концессионных соглашений (в городах с населением более 500 тыс. человек), в 2017 году до 100 процентов;

 увеличение доли воды, поставляемой организациями коммунального комплекса, по тарифам, установленным на долго срочный период регулирования (н е менее трех лет для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек ), в 2017 году до 100 процентов

Объем и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы в 2014-2017 годах за счет всех источников составит 20 800,18 млн рублей, из них:
 за счет средств федерального бюджета (по итогам конкурсных отборов при возникновении обязательств федерального бюджета) (прогнозно) - 335,5 млн рублей;

 за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 160,0 млн рублей;

 за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан - 20,6 млн рублей;

 за счет средств из внебюджетных источников - 20 284,08 млн рублей.

Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;

 переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала;

 повышение инвестиционной активности частных инвесторов;

 сокращение потерь воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития Республики Дагестан.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 (далее - Стратегия), основной задачей ее подцели "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и услуг в сфере недвижимости" является строительство (реконструкция), модернизация и комплексное обслуживание коммунальной и инженерной инфраструктуры. Разработка и реализация программы строительства очистных сооружений в городских округах Республики Дагестан предусмотрены в качестве мер реализации подцели Стратегии "Обеспечение экологической безопасности и качества охраны окружающей среды".

Население городских округов и сельских поселений Республики Дагестан испытывает острый дефицит питьевой воды. Более 40 процентов населения использует питьевую воду, не отвечающую гигиеническим требованиям из-за отсутствия необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды.

По данным годовой формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации", на начало 2012 года доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 5,8 процента (по Российской Федерации - 16,7 процента), а по микробиологическим - 12,3 процента (по Российской Федерации – 4,5 процента). Не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки 57,4 процента населения республики.

На территории 5 муниципальных образований республики - в городах Буйнакске, Дербенте, Южно-Сухокумске, Дербентском и Каякентском районах - санитарно-химический показатель превышает среднереспубли- канский.

Наихудшие результаты по органолептическим показателям (в основном по мутности) зарегистрированы на территории 8 муниципальных образований - в городах Махачкале, Буйнакске, Каспийске, Хасавюрте, Ахвахском, Ботлихском, Цумадинском и Чародинском районах.

Показатели микробного загрязнения воды выше республиканского отмечены в Буйнакском, Казбековском, Карабудахкентском, Сергокалинском и Унцукульском районах, что свидетельствует о недостаточной степени очистки и дезинфекции водопроводной воды.

Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются:

загрязнение источников водоснабжения (из 1396 эксплуатирующихся источников централизованного водоснабжения каждый четвертый не имеет зоны санитарной охраны, из них поверхностных водоисточников - 4,7 процента, подземных - 35 процентов), что снижает безопасность водообеспечения населения;

отсутствие на более 60 процентах городских и 80 процентах сельских водопроводов необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды.

Из 1307 водопроводов в 99 водозабор осуществляется из поверхностных источников питьевого водоснабжения (74 процента из них не отвечают санитарным нормам и правилам).

Всего в республике действуют 2196 источников питьевого водоснабжения, из которых:

централизованного - 1396 (81 – поверхностных, 1315 – подземных), из которых не отвечает санитарным нормам и правилам 631 источник (45 процентов);

нецентрализованного (колодцы, каптажи, родники, артезианские скважины) - 800, из которых не отвечают санитарным нормам и правилам 82 (10,2 процента).

Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни людей.

Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, на конец 2012 года централизованный водопровод отсутствовал в 323 сельских населенных пунктах Республики Дагестан. В отдельных микрорайонах г. Буйнакска, в с. Темиргое Кумтор-калинского района, с. Инчха Казбековского района, с. Карланюрт Хасавюртов-ского района используется привозная вода, в городах Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте, Избербаше, Каспийске, Дагестанских Огнях, Южно-Сухокумске, поселке Дубки Казбековского района питьевая вода подается по графику.

Более 80 процентов действующих в республике систем водоснабжения построено в 70-80-е годы прошлого столетия и находятся в чрезвычайно плохом состоянии. В неудовлетворительном состоянии находятся водоводы и водоразводящие сети, износ которых доходит до 80 процентов и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды.

Около 35 процентов водопроводных сетей в республике нуждаются в замене (средний показатель по Российской Федерации - 40 процентов), при этом ежегодно меняется не более 1,9 процента водопроводных сетей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, на начало 2013 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 75 процентов (53,8 процента - по Российской Федерации).

В Республике Дагестан не проходит очистку 53,8 процента сточных вод. В городах Буйнакске, Дербенте, Дагестанских Огнях, Избербаше и других населенных пунктах сточные воды сбрасываются в водные объекты (в основном в Каспийское море) без очистки и обеззараживания. В Российской Федерации этот показатель составляет 7 процентов.

Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится 73,8 процента (46 процентов - в Российской Федерации). Более 40 процентов канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2012 году было заменено только 1,9 процента общей протяженности сетей. В 2012 году в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод произошло 298 аварий. Ряд существующих сооружений требуют проведения работ, направленных на их реконструкцию, а также внедрения новых энергосбере-гающих технологий.

В составе Республики Дагестан 41 муниципальный район, 10 городских округов, 8 городских поселений и 698 сельских поселений. Из них к населенным пунктам с численностью населения более 100 тыс. человек относятся 4 городских округа: "город Махачкала", "город Дербент", "город Каспийск", "город Хасавюрт".

Основными поставщиками услуг по водоснабжению и водоотведению в республике являются: государственное унитарное предприятие "Дагводоканал", открытое акционерное общество "Махачкалаводоканал", общество с ограниченной ответственностью "Коммунсервис" (г. Махачкала), унитарное муниципальное предприятие "Дербентгорводоканал", муниципальное унитарное предприятие "Управление городского хозяйства" (г. Дагестанские Огни), муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (г. Каспийск), муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" (г. Избербаш), открытое акционерное общество "Горводопровод" (г. Кизляр), открытое акционерное общество "Горводоканал" (г. Хасавюрт), муниципальное унитарное предприятие "Буйнакскгорводосервис", открытое акционерное общество "Водоканалсервис" (г. Кизилюрт), общество с ограниченной ответственностью "Аква-Сити" (г. Южно-Сухокумск), муни-ципальное унитарное предприятие "Очистные сооружения канализации" (г. Махачкала).

Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.

Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:

задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан, поскольку ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций коммунального комплекса и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;

необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;

проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

На решение задач и достижение целей Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:

макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

региональные и муниципальные риски. При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, цели и задачи Программы


Целями Программы являются: обеспечение населения Республики Дагестан питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами; обеспечение рационального использования водных объектов; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к созданию, реконструкции и управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и механизмов, предусмотренных Законом Республики Дагестан "Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах";

предоставление государственной поддержки проектам развития систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод преимущественно в малых городах и населенных пунктах с небольшой численностью населения;

повышение качества водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в результате модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»