ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 12 октября 2022 года N 70


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года

Принят Народным Собранием
Республики Дагестан
29 сентября 2022 года



Статья 1


Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года.



Статья 2


Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:


1) Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года" ("Дагестанская правда", 2011, 19 июля, N 249-262);


2) статью 58 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2013 года N 106 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 24 (разделы I, II), ст. 1624);


3) Закон Республики Дагестан от 12 ноября 2015 года N 89 "О внесении изменений в Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденную Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2015, N 21, ст. 1269);


4) Закон Республики Дагестан от 5 марта 2018 года N 9 "О внесении изменения в Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденную Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38" ("Дагестанская правда", 2018, 8 марта, N 53-54).



Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Глава
Республики Дагестан
С.МЕЛИКОВ


     Махачкала
     12 октября 2022 года
     N 70



Утверждена
Законом Республики Дагестан
"Об утверждении Стратегии
социально-экономического
развития Республики Дагестан
на период до 2030 года"



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА


Общие положения


Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования Республики Дагестан, разработанным в рамках целеполагания, в соответствии со статьей 75 Конституции Республики Дагестан, решением Главы Республики Дагестан Меликова С.А. и распоряжением Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2021 года N 160-р.


Стратегия подготовлена в год 100-летнего юбилея со дня образования Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Стратегия отражает будущий образ Республики Дагестан, достижение параметров которого укрепит субъектность Республики Дагестан в составе Российской Федерации, обеспечит опережающее развитие ее экономики и социальной сферы, существенно улучшит качество жизни граждан.


Стратегия является частью общей вертикально интегрированной системы документов стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.


Необходимость в Стратегии обусловлена:


сложным положением в Республике Дагестан в связи с длительным периодом стагнации экономики, масштабом накопленных проблем в инфраструктурном и социально-экономическом развитии, низким уровнем инвестиций;


утверждением Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года;


изменением условий и хода реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года;


изменением внешних условий, которые рассматриваются как долгосрочные негативные факторы экономики, и соответствующими изменениями внутренних факторов регионального развития.


Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития Республики Дагестан, согласованные с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.


Нормативно-правовая основа Стратегии приводится в приложении N 1.


В Стратегии использованы:


статистические данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального подразделения по Республике Дагестан;


ведомственная информация о развитии отраслей экономики Республики Дагестан, планы развития ведущих предприятий;


экспертные оценки и общенациональные рейтинги;


научные и практические работы в сфере стратегического управления развитием субъектов Российской Федерации.


При подготовке Стратегии Республики Дагестан:


проведено стратегическое исследование территории и социально-экономического положения Республики Дагестан;


выполнен комплексный анализ социально-экономического развития Республики Дагестан (в основном за 2010 - 2020 годы);


даны оценки развития уровня привлекательности и конкурентоспособности региона и отдельных муниципальных образований;


сформулированы стратегические цели и задачи развития на долгосрочную перспективу и обозначены целевые ориентиры их достижения в рамках Стратегии;


определены приоритетные инфраструктурные и отраслевые комплексы, новые секторы экономики, экономическая и управленческая модели реализации Стратегии и ее ресурсного обеспечения;


определены перечни государственных программ Республики Дагестан и крупных инвестиционных проектов.


Концептуальные положения и содержание отдельных разделов Стратегии уточнялись и конкретизировались в тесном диалоге с министерствами и ведомствами Республики Дагестан, а результаты работы периодически докладывались на различных совещаниях органов исполнительной власти Республики Дагестан. Полученные результаты презентованы общественности и в установленном порядке обсуждались с представителями различных общественных объединений и социальных групп населения, представителями научных и высших учебных учреждений, предприятий и организаций региона.


При разработке Стратегии использовались экономико-математические методы анализа и прогнозирования, PEST- и SWOT-анализы, методы сценарного прогнозирования, "Форсайт" (Foresight) и экспертные оценки, современные информационные технологии. Стратегия исходит из необходимости соблюдения критериев сбалансированности и устойчивого развития, ресурсо-обеспеченности и реализуемости региональных планов, программ.


В связи с длительным периодом стагнации и текущими внешними угрозами долгосрочные перспективы Республики Дагестан во многом зависят от безотлагательных реформ по широкому спектру направлений с целью структурной трансформации региональной экономики в среднесрочном периоде. Их необходимо проводить, опираясь на существенную поддержку и помощь федерального центра и дагестанского общества, синхронизировав планы Республики Дагестан с планами общественно-политической модернизации и социально-экономического развития Российской Федерации. При этом критически важно наличие адекватной стратегии, плана реформ, конкретных программ и проектов в Республике Дагестан, которые могут быть предложены к реализации при взаимодействии с федеральным центром.


Стратегия определяет социально-экономическое развитие Республики Дагестан на период до 2030 года, но ориентиры развития (в частности, инфраструктурные, экологические, институциональные и др.) распространяются и на более дальние горизонты.


В процессе планирования регионального развития нельзя игнорировать особенности Республики Дагестан, в том числе инфраструктурные ограничения и нарастающие экологические проблемы, специфику институциональной среды, транспортно-географические особенности, сдерживающие инвестиции и экономический рост. Торможение развития при продолжающемся росте населения в Республике Дагестан с неизбежностью усиливает давление на ограниченные ресурсы, что приводит к многочисленным конфликтам в обществе, ухудшению деловой среды и инвестиционного климата, результатов производства товаров и качества услуг.


Стратегия является базовым документом долгосрочного развития Республики Дагестан, направленным на повышение качества жизни населения, устойчивый рост экономического потенциала, повышение эффективности воспроизводственных процессов и конкурентоспособности экономики Республики Дагестан.


В Стратегии приведены и раскрыты ее 4 составные части:


а) ключевые компетенции региона - в разделе I;


б) целевой агрегатор: система целей/приоритетов - в разделе II;


в) матрица решений: стратегически значимые точки роста/стратегические направления развития - в разделе III;


г) стратегические действия: организационно-экономический механизм/управленческие решения - в разделе IV.


Стратегия исходит из статуса Республики Дагестан как приоритетной геостратегической территории Российской Федерации и соответственно исторической необходимости разрешения основного противоречия в социально-экономическом развитии региона - противоречия между высоким потенциалом территории и низким уровнем, ее развития.


Стратегия увязана с реализацией основных инструментов государственной поддержки социально-экономического развития территорий: национальных проектов Российской Федерации, государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", мер, предусмотренных Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.


Стратегия учитывает современное состояние и тенденции развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы и человеческого капитала Республики Дагестан и Российской Федерации, а также глобальной экономики и перспективы их развития. При формировании приоритетных направлений учтены крупные проекты, имеющие региональное и межрегиональное значение, системные задачи по изменению институциональной среды в регионе.


Стратегия исходит из основного принципа: развитие Республики Дагестан должно быть нацелено на обеспечение достойного уровня жизни и гармоничное развитие человека.


Это предполагает сохранение и приумножение человеческого потенциала: качественные изменения в демографических процессах в Республике Дагестан, в сферах образования, медицины, культуры, информации, окружающей среды.


Стратегия ориентируется на переход Республики Дагестан к новому этапу развития, основанному на принципах:


а) устойчивости к внешним рискам и возможному неблагоприятному изменению условий функционирования экономики региона;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»