Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 661 (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2015, N 8, ст. 439; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 19 мая, N 05002001239; 24 мая, N 05002001460, N 05002001470; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 16 сентября, N 0500201609160005; 3 ноября, N 0500201611030001; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2017, 10 января, N 05002002121; 24 марта, N 05002002300; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 7 июля, N 0500201707070010; 18 июля, N 0500201707180005, N 0500201707180013; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2017, 31 октября, N 05002002624; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2018, 5 февраля, N 0500201802050019; 24 апреля, N 0500201804240006; 17 мая, N 0500201805170013; 29 декабря, N 0500201812290004).
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 22 декабря 2014 г. N 661
(в редакции постановления
Правительства Республики Дагестан
от 22 мая 2019 г. N 113)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"
ПАСПОРТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
"РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой РД) | |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют | |
Участники <1> Программы | - | Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан; Министерство финансов республики Дагестан; Министерство труда и социального развития Республики Дагестан; Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (по согласованию); Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан; Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); организации, предоставляющие населению коммунальную услугу водоснабжения (по согласованию) | |
Цели Программы | - | повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения путем создания условий для развития территорий для жилищного строительства и создания социальной инфраструктуры; комплексное решение проблемы по переселению жителей Республики Дагестан, проживающих на территориях, подверженных оползневым процессам; обеспечение населения Республики Дагестан качественной питьевой водой, соответствующей требованиям нормативов, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами; обеспечение рационального использования водных объектов; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в селах Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации | |
Задачи Программы | - | вовлечение в оборот земельных участков в целях жилищного строительства; содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство, развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры; содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям; строительство населенных пунктов для переселения жителей Республики Дагестан, проживающих на территориях, подверженных оползневым процессам; строительство жилья и объектов социальной и инженерной инфраструктуры; предоставление государственной поддержки проектам развития систем водоснабжения и водоподготовки; обеспечение населения городов и муниципальных районов Республики Дагестан бесперебойными, надежными и качественными услугами водоснабжения путем строительства новых, реконструкции и модернизации существующих объектов водоснабжения и водоподготовки для питьевых целей; использование современных отечественных и зарубежных энергоресурсоэффективных технологий, оборудования и материалов, положительно зарекомендовавших себя на территории Российской Федерации; при капитальном ремонте объектов водоснабжения обеспечение замены старых неэффективных материалов и оборудования на новые, современные и эффективные, положительно себя зарекомендовавшие; внедрение в секторе водоснабжения современных инновационных технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, в том числе по договорам концессии; улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в селах Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации | |
Этапы и сроки реализации Программы | - | I этап - 2018-2024 годы | |
Перечень подпрограмм | - | "Развитие территорий для жилищного строительства в Республике Дагестан"; "Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан"; "Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Республики Дагестан"; "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан"; "Развитие жилищного строительства для целей коммерческого и некоммерческого найма"; "Переселение и обустройство граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Республики Дагестан"; "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Дагестан"; "Улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в селах Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации" | |
Целевые показатели и индикаторы Программы | - | годовой объем ввода жилья в эксплуатацию: в 2018 году - 976,0 тыс. кв. метров; в 2019 году - 740,0 тыс. кв. метров; в 2020 году - 830,0 тыс. кв. метров; в 2021 году - 950,0 тыс. кв. метров; в 2022 году - 2626,0 тыс. кв. метров; в 2023 году - 2828,0 тыс. кв. метров; в 2024 году - 3030,0 тыс. кв. метров; удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда; доля земельных участков, включенных в Региональный адресный перечень земельных участков для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, по которым разработаны проекты планировки и межевания территории; объем ввода жилья в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации; снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений; доля молодых семей, реализовавших свое право на получение государственной поддержки в улучшении жилищных условий, в общем количестве молодых семей - претендентов на получение социальных выплат; доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах; доля населения Республики Дагестан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения с 82,7 процента в 2019 году до 89,6 процента в 2024 году; доля городского населения Республики Дагестан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения с 89,4 процента в 2019 году до 93,2 процента в 2024 году; построены и реконструированы крупные объекты питьевого водоснабжения, предусмотренные региональными программами, нарастающим итогом, 4 единицы <2>; улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (130 семей), проживающих в селах Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы в 2018-2024 годах за счет всех источников составит 13416381,33 тыс. рублей, в том числе по годам реализации: в 2018 году - 3181863,5 тыс. рублей; в 2019 году - 3902538,54 тыс. рублей; в 2020 году - 1568037,76 тыс. рублей; в 2021 году - 1518861,53 тыс. рублей; в 2022 году - 1114690,0 тыс. рублей; в 2023 году - 1296930,0 тыс. рублей; в 2024 году - 833460,0 тыс. рублей. Из них: за счет средств федерального бюджета (по итогам конкурсных отборов при возникновении обязательств федерального бюджета) (прогноз) - 7720197,7 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 2169714,7 тыс. рублей; в 2019 году - 968675,2 тыс. рублей; в 2020 году - 640792,4 тыс. рублей; в 2021 году - 728385,4 тыс. рублей; в 2022 году - 1103540,0 тыс. рублей; в 2023 году - 1283960,0 тыс. рублей; в 2024 году - 825130,0 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 2313845,93 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 239291,7 тыс. рублей; в 2019 году - 1921382,74 тыс. рублей; в 2020 году - 66245,36 тыс. рублей; в 2021 году - 54476,13 тыс. рублей; в 2022 году - 11150,0 тыс. рублей; в 2023 году - 12970,0 тыс. рублей; в 2024 году - 8330,0 тыс. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан - 36480,60 тыс. рублей (по согласованию), в том числе: в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 36480,60 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; в 2021 году - 0,0 тыс. рублей; в 2022 году - 0,0 тыс. рублей; в 2023 году - 0,0 тыс. рублей; в 2024 году - 0,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 3345857,10 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 772857,10 тыс. рублей; в 2019 году - 976000,0 тыс. рублей; в 2020 году - 861000,0 тыс. рублей; в 2021 году - 736000,0 тыс. рублей; в 2022 году - 0,0 тыс. рублей; в 2023 году - 0,0 тыс. рублей; в 2024 году - 0,0 тыс. рублей; объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | снижение стоимости 1 кв. метра жилья путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья; увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье; достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и др.); развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода; улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания; достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности Республики Дагестан и уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий; ввод в эксплуатацию одно- и двухэтажных жилых домов с приусадебными участками в количестве 3470 единиц; переселение 12648 жителей Республики Дагестан, проживающих на территориях, подверженных оползневым процессам; увеличение до 89,6 процента обеспеченности населения Республики Дагестан доброкачественной и условно доброкачественной питьевой водой; увеличение до 93,2 процента доли городского населения Республики Дагестан, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения; увеличение населения, обеспеченного централизованными системами водоснабжения; сокращение потерь воды в сетях централизованного водоснабжения с 14,1 процента до 10 процентов; снижение числа аварий в системах водоснабжения с 246 единиц до 196 единиц; улучшение жилищных условий граждан Российской Федерации (130 семей), проживающих в селах Храх-Уба и Урьян-Уба, расположенных на территории Азербайджанской Республики, и изъявивших желание переселиться на территорию Российской Федерации |
________________
<1> Состав и перечень соисполнителей и участников государственной программы не являются исчерпывающими и будут уточняться при реализации государственной программы по соответствующим годам исполнения.
<2> Количество и критерии объектов по показателю будут уточнены после утверждения региональных программ повышения качества водоснабжения (согласно Паспорту федерального проекта "Чистая вода").
I. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Реализация права граждан на жилище, обеспечение достойных и доступных условий проживания - одна из фундаментальных задач правового государства. Развитие жилищного строительства является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Дагестан.
Одним из основных показателей качества жизни населения является обеспеченность чистой питьевой водой, соответствующей требованиям нормативов, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
Проблема обеспечения качественной питьевой водой населения Республики Дагестан особенно актуальна. Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38, основной задачей развития жилищно-коммунального хозяйства является строительство (реконструкция), модернизация и комплексное обслуживание коммунальной и инженерной инфраструктуры.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства обусловлена тем, что приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего.
Основными причинами низкого уровня платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Кроме того, существует целый комплекс проблем, которые препятствуют инвестиционной активности в строительстве.
Проблематика, существующая в сфере жилищного строительства, обусловливает необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование покупательской и инвестиционной активности на рынке жилья. В связи с этим возникает необходимость повышать доступность жилья за счет поддержки массового жилищного строительства путем:
повышения эффективности мер градостроительного регулирования и обеспечения жилищного строительства земельными участками;
реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства для целей коммерческого найма и стимулирования спроса на такое жилье;
исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Правительству Российской Федерации в целях повышения уровня жизни граждан и создания комфортных условий для их проживания поручено достижение до 2024 года следующих показателей:
обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов;
увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Указанные цели направлены на решение следующих задач:
совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;
модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;
снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Настоящая Программа, исходя из тенденций развития строительного комплекса и жилищного строительства, призвана обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере.
К рискам реализации Программы следует отнести следующие:
1) финансово-экономические риски. Риск финансового обеспечения связан с финансированием Программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине продолжительности Программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников;
2) риски, связанные с изменениями внешней среды, которыми невозможно управлять в рамках реализации Программы:
риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, снижению темпов экономического роста и доходов населения Республики Дагестан. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, оказавшего существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации Программы может быть качественно оценен как высокий;
риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для Программы можно оценить как умеренный;
3) социальные риски преимущественно связаны со спадом уровня занятости населения в сельских поселениях и снижением возможности приобретения жилья, с недовольством граждан сокращением объемов финансирования строительства объектов социального назначения, наличием несанкционированного строительства, неконтролируемым ростом цен на строительные материалы и жилье, повышением платы за наем жилых помещений.
Управление организационными и социальными рисками будет обеспечено в рамках существующей структуры управления за счет мониторинга реализации мероприятий Программы и корректировки (при необходимости) целевых индикаторов.
II. Приоритеты и цели государственной политики
в жилищной и жилищно-коммунальной сферах
Приоритеты и цели государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года".
Стратегическая цель государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах на период до 2025 года - создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, которая позволяет не только удовлетворять жилищные потребности, но и обеспечивает высокое качество жизни в целом.
Приоритеты государственной политики соответствуют следующим направлениям реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации":