____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.11.2023 N 719.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Кемеровской области - Кузбасса от 15.12.2021 N 133-ОЗ "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (в редакции законов Кемеровской области - Кузбасса от 16.02.2022 N 14-ОЗ, от 24.05.2022 N 51-ОЗ, от 04.07.2022 N 66-ОЗ, от 20.09.2022 N 96-ОЗ, от 28.09.2022 N 101-ОЗ), постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 N 58 "Об утверждении Положения о государственных программах Кемеровской области - Кузбасса" Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2024 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.05.2019 N 303, от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679, от 23.12.2019 N 735, от 06.05.2020 N 266, от 21.08.2020 N 517, от 25.12.2020 N 787, от 12.05.2021 N 237, от 22.09.2021 N 565, от 29.12.2021 N 833, от 12.07.2022 N 458) следующие изменения:
1.1. В заголовке, пункте 1 цифры "2017 - 2024" заменить цифрами "2017 - 2025".
1.2. Государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2024 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и экологии) Панова А.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.
Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2023 - 2025 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевых показателей (индикаторов) на 2023 - 2025 годы (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Первый заместитель председателя
Правительства Кемеровской области -
Кузбасса - министр финансов Кузбасса
И.Ю.МАЛАХОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ЭКОЛОГИЯ, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ" НА 2017 - 2025 ГОДЫ
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2025 годы (далее - Государственная программа) |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и экологии) |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (далее - МПР Кузбасса) |
Исполнители Государственной программы | МПР Кузбасса |
Наименование подпрограмм Государственной программы | 1. "Охрана окружающей среды". 2. "Минерально-сырьевые ресурсы". 3. "Развитие водохозяйственного комплекса". 4. "Обеспечение реализации Государственной программы" |
Региональные проекты, реализуемые в рамках Государственной программы | Региональный проект "Чистый воздух" Региональный проект "Чистая страна" |
Цели Государственной программы | 1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Улучшение состояния атмосферного воздуха в г. Новокузнецке. 2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области - Кузбасса запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах. 3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод. 4. Обеспечение эффективной деятельности МПР Кузбасса и подведомственного ему ГКУ "Комитет охраны окружающей среды Кузбасса" |
Задачи Государственной программы | 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. Снижение к концу 2024 года по г. Новокузнецку совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 20% от уровня 2017 года, совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 20% от уровня 2017 года). 2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса. 3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды. 4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области - Кузбасса. 5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. 6. Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, ликвидация свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены. 7. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области - Кузбасса, получение геологической информации. 8. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области - Кузбасса. 9. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области - Кузбасса в строительных материалах. 10. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области - Кузбасса. 11. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области - Кузбасса в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах. 12. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса. 13. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области - Кузбасса. 14. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния. 15. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения). 16. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты. 17. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов. 18. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере недропользования, водных отношений, охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений на территории Кемеровской области - Кузбасса |
Срок реализации Государственной программы | 2017 - 2025 годы I этап - 2017 - 2018 годы II этап - 2019 - 2020 годы III этап - 2021 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Всего - 5 093 668,7 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 438 589,8 тыс. руб.; 2018 год - 210 285,1 тыс. руб.; 2019 год - 113 166,2 тыс. руб.; 2020 год - 107 431,8 тыс. руб.; 2021 год - 749 521,9 тыс. руб.; 2022 год - 896 126,7 тыс. руб.; 2023 год - 920 353,9 тыс. руб.; 2024 год - 886 956,7 тыс. руб.; 2025 год - 771 236,6 тыс. руб. Из них: областной бюджет - 3 180 315,7 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 116 716,1 тыс. руб.; 2018 год - 97 861,3 тыс. руб.; 2019 год - 81 237,5 тыс. руб.; 2020 год - 90 446,3 тыс. руб.; 2021 год - 116 372,1 тыс. руб.; 2022 год - 320 655,3 тыс. руб.; 2023 год - 814 553,9 тыс. руб.; 2024 год - 771 236,6 тыс. руб.; 2025 год - 771 236,6 тыс. руб.; федеральный бюджет - 1 900 750,4 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 320 029,9 тыс. руб.; 2018 год - 111 431,8 тыс. руб.; 2019 год - 31 928,7 тыс. руб.; 2020 год - 16 985,5 тыс. руб.; 2021 год - 633 149,8 тыс. руб.; 2022 год - 573 055,1 тыс. руб.; 2023 год - 103 580,9 тыс. руб.; 2024 год - 110 588,7 тыс. руб.; 2025 год - 0,0 тыс. руб.; местный бюджет - 12 602,6 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 1 843,8 тыс. руб.; 2018 год - 992,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; 2021 год - 0,0 тыс. руб.; 2022 год - 2 416,3 тыс. руб.; 2023 год - 2 219,1 тыс. руб.; 2024 год - 5 131,4 тыс. руб.; 2025 год - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | 1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 2. Снижение к концу 2024 года по г. Новокузнецку совокупного объема выбросов в атмосферный воздух на 20% от уровня 2017 года, совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ на 20% от уровня 2017 года). 3. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области - Кузбасса, его работы и отдыха. 4. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области - Кузбассе, ее загрязнении. 5. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды. 6. Сохранность редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, улучшение условий для сохранения биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса. 7. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области - Кузбасса для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы. 8. Наличие геологической информации о недрах, предоставляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа. 9. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности. 10. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. 11. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений. 12. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку. 13. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области - Кузбасса. 14. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации. 15. Повышение степени защищенности населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате выполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, приведению гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечению сооружениями инженерной защиты. 16. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм. 17. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов. 18. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере недропользования, водных отношений, охраны окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений на территории Кемеровской области - Кузбасса |
Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области - Кузбасса, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
По данным Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в 2021 году суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составил 1667,814 тыс. т, что на 11,053 тыс. т меньше соответствующей величины 2020 года.
Выбросы от стационарных источников снизились на 8,603 тыс. т по сравнению с показателем 2020 года и составили 1603,214 тыс. т, или 96,1% от суммарного объема выбросов в 2021 году.
Распределение объема выбросов от стационарных источников по административным территориям Кемеровской области - Кузбасса неравномерно. Наибольшая величина выбросов отмечается в Новокузнецком муниципальном районе - 403,630 тыс. т (25,18%) и Новокузнецком городском округе - 268,297 тыс. т (16,73%). Далее следуют Междуреченский городской округ (168,826 тыс. т), Прокопьевский муниципальный округ (117,669 тыс. т), Беловский городской округ (98,324 тыс. т).
В 2021 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,805 млрд т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Их вклад в 2021 году составил 3,619 млрд т (95,129% от общего количества отходов, образовавшихся на территории Кемеровской области - Кузбасса).
Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.
В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области - Кузбассе организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.
Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории Кемеровской области - Кузбасса. С 2000 года издается региональная Красная книга, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов.
В Красную книгу Кузбасса, изданную в 2021 году, внесен 371 вид, из них 183 вида животных и 188 видов растений, грибов и лишайников.
В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кузбасса" осуществляются мероприятия по ведению Красной книги Кузбасса, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кузбасса.
Кемеровская область - Кузбасс является крупнейшим индустриальным центром России, имеющим выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие региона привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.
На территории Кемеровской области - Кузбасса существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).
01.09.2022 вступили в силу пункты 5, 10, 12 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2021 N 446-ФЗ), которыми Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дополняется статьями 16.6, 75.1 и 78.2 и устанавливаются положения о направлении поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, платежей при добровольном возмещении такого вреда (за исключением нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), а также от административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (за исключением штрафов за административные правонарушения, совершенные в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - природоохранные мероприятия).
Согласно нормам Федерального закона от 30.12.2021 N 446-ФЗ, использование средств от экологических платежей, зачисленных в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом природоохранных мероприятий субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - план природоохранных мероприятий).
При этом в планы природоохранных мероприятий в первоочередном порядке необходимо включать мероприятия, направленные на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.
План природоохранных мероприятий Кемеровской области - Кузбасса по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждается МПР Кузбасса.
Реализация проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде Кемеровской области - Кузбасса позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, вовлечь высвобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведет формирование государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС). Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на ОНВОС, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках федерального проекта "Чистая страна", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 21.12.2018 N 3.
Для включения в указанный реестр объектов, расположенных на территории Кемеровской области - Кузбасса, необходимо провести дополнительные исследования имеющихся объектов с привлечением аккредитованных лабораторий.
В целях реализации пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" разработан и утвержден региональный проект "Чистый воздух".
Участниками регионального проекта "Чистый воздух" совместно с МПР Кузбасса являются Министерство промышленности и торговли Кузбасса, Министерство транспорта Кузбасса, администрация г. Новокузнецка, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", крупные промышленные предприятия г. Новокузнецка, в том числе АО "ЕВРАЗ ЗСМК", АО "Кузнецкая ТЭЦ", АО "РУСАЛ Новокузнецк", АО "Кузнецкие ферросплавы".
В рамках регионального проекта "Чистый воздух" разработан комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Новокузнецке на период 2019 - 2024 гг. (далее - комплексный план), утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. (26.05.2021 N 5049п-П11).
Комплексный план направлен на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей г. Новокузнецка. К 2024 году планируется уменьшить выбросы в атмосферный воздух на 77,07 тыс. т (21,51% к уровню 2017 года).