Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации



Принят
Государственной Думой
21 декабря 2021 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2021 года



Статья 1


Внести в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст.133; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 1, ст.10; 2011, N 30, ст.4590, 4596; N 48, ст.6732; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 30, ст.4059; N 52, ст.6971; 2014, N 30, ст.4220; N 48, ст.6642; 2015, N 1, ст.11; N 27, ст.3994; 2016, N 26, ст.3887; N 27, ст.4291; 2019, N 52, ст.7771; 2021, N 11, ст.1704; N 24, ст.4188) следующие изменения:

1) абзац двадцать первый статьи 5 изложить в следующей редакции:

"предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также исков о взыскании компенсационного платежа, указанного в статье 56_1 настоящего Федерального закона;";

2) абзац двенадцатый статьи 6 изложить в следующей редакции:

"предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;";

3) абзац восьмой пункта 2 статьи 11 изложить в следующей редакции:

"предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;";

4) абзац тринадцатый пункта 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований;";

5) дополнить статьей 16_6 следующего содержания:

"Статья 16_6. Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду

     

1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

2. Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленной в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Порядок разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, а также состав такого плана и требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и не может быть использована на цели, не предусмотренные настоящей статьей.";

6) пункт 2 статьи 50 изложить в следующей редакции:

"2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, которые являются опасными производственными объектами и (или) в которых находятся опасные производственные объекты, применении технологий, связанных с негативным воздействием микроорганизмов на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.";

7) дополнить главой VII_1 следующего содержания:

"Глава VII_1. Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов

Статья 56_1. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов

     

1. При эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами I и II классов опасности и подлежащих включению в реестр отдельных производственных объектов на основании критериев отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности к отдельным опасным производственным объектам, установленных Правительством Российской Федерации (далее также - отдельные опасные производственные объекты), объектами размещения отходов I и II классов опасности (далее также - отдельные производственные объекты), должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Ведение реестра отдельных производственных объектов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. При выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельного производственного объекта должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта в соответствии с планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта (далее в настоящей главе - план мероприятий).

3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат отдельные производственные объекты, за исключением шахт угольной промышленности (далее также - угольные шахты), не позднее чем за пять лет до истечения содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора):

1) план мероприятий;

2) сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий;

3) сведения о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;

4) документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.

4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат угольные шахты, не позднее чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или предусмотренного техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых срока разработки месторождения полезных ископаемых, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора):

1) план мероприятий;

2) сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий;

3) сведения о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;

4) документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.

5. В случае, если вывод из эксплуатации (консервация или ликвидация) отдельных производственных объектов планируется до наступления сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 3 и абзацем первым пункта 4 настоящей статьи, юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат такие объекты, обязаны разработать планы мероприятий.

6. Сведения о сроке эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, включая сведения о сроке пользования участками недр и сведения о сроке разработки месторождений полезных ископаемых (применительно к угольным шахтам), и (или) сведения о сроке эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности, а также сведения об отнесении опасных производственных объектов к отдельным опасным производственным объектам направляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию указанных зданий и сооружений, объектов размещения отходов I и II классов опасности.

7. В случае, если на отдельном опасном производственном объекте (за исключением угольных шахт) эксплуатируются два и более технологически связанных здания и (или) сооружения, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым принадлежит такой отдельный опасный производственный объект, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), документы и сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи, не позднее чем за пять лет до истечения наиболее позднего срока эксплуатации указанных зданий и (или) сооружений.

8. В случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, за пять и менее лет до истечения срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности либо за пять и менее лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из срока пользования участком недр или срока разработки месторождения полезных ископаемых (применительно к угольным шахтам), юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, претендующими на приобретение отдельного производственного объекта, или юридическим лицом, являющимся правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), представляются документы и сведения, указанные в пункте 3 или 4 настоящей статьи, за исключением случаев, если в отношении отдельного производственного объекта уплачен платеж в целях реализации мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации (далее - компенсационный платеж).

Если в отношении отдельного производственного объекта уплачен компенсационный платеж, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), представляются документы, подтверждающие уплату компенсационного платежа.

9. В случае совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, более чем за пять лет до истечения срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности либо более чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из срока пользования участком недр или срока разработки месторождения полезных ископаемых (применительно к угольным шахтам), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, претендующими на приобретение отдельного производственного объекта, или юридическим лицом, являющимся правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти представляются документы, подтверждающие финансовую обеспеченность таких юридического лица, индивидуального предпринимателя.

10. Порядок определения финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, в предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи случаях, устанавливается Правительством Российской Федерации.

11. В случае реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, или совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта между юридическим лицом, являющимся основным обществом, и юридическим лицом, являющимся его дочерним обществом, или между юридическими лицами, являющимися дочерними обществами одного и того же основного общества, более чем за пять лет до истечения срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности либо более чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из срока пользования участком недр или срока разработки месторождения полезных ископаемых (применительно к угольным шахтам), за исключением случаев банкротства юридического лица, являющегося основным обществом, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти юридическим лицом, являющимся правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, или юридическим лицом, претендующим на приобретение отдельного производственного объекта, представляются сведения о сделке и документы, подтверждающие доли владения основного общества в уставном капитале дочерних обществ.

В случае реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, или совершения сделки по отчуждению отдельного производственного объекта между лицами, входящими в группу зависимых лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, основное общество несет субсидиарную ответственность за реализацию своим дочерним обществом - новым собственником отдельного производственного объекта или правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации такого отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации.

12. В случаях, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящей статьи, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в течение двадцати рабочих дней со дня получения от юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующих документов и сведений выдает заключение о финансовой обеспеченности юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее также - заключение о финансовой обеспеченности).

Заключение о финансовой обеспеченности в течение трех рабочих дней со дня его выдачи направляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - орган регистрации прав), в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В случае, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение двадцати рабочих дней со дня получения от юридического лица, претендующего на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, соответствующих документов направляет уведомление о сделке в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

13. Основанием для отказа в выдаче заключения о финансовой обеспеченности или для направления уведомления о сделке является:

1) в случае, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, отсутствие документов и сведений, предусмотренных пунктом 3 или 4 настоящей статьи, или документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи, либо несоответствие этих документов и сведений требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

2) в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, отсутствие документов, подтверждающих финансовую обеспеченность юридического лица, индивидуального предпринимателя, претендующих на приобретение отдельного производственного объекта, или юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, либо несоответствие этих документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

3) в случае, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи, отсутствие уведомления о сделке и документов, подтверждающих доли владения основного общества в уставном капитале дочерних обществ, либо несоответствие этих документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Статья 56_2. План мероприятий

     

1. План мероприятий включает в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель в целях приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением, мероприятия, реализуемые при консервации или ликвидации такого отдельного производственного объекта, графическое описание местоположения границ территории, в отношении которой реализуются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В план мероприятий не включаются мероприятия, реализуемые при ликвидации отдельного производственного объекта, в случае, если в план мероприятий включены мероприятия, реализуемые при консервации такого отдельного производственного объекта.

План мероприятий утверждается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит отдельный производственный объект, при наличии заключения государственной экологической экспертизы плана мероприятий, а также заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, в случаях, установленных пунктом 3 статьи 56_1 настоящего Федерального закона.

2. Состав и требования к содержанию плана мероприятий, представляемого на государственную экологическую экспертизу и в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сметная стоимость реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, в случаях, установленных пунктами 3 и 4 статьи 56_1 настоящего Федерального закона, подлежит проверке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями на предмет обоснованности ее определения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит отдельный производственный объект, в том числе при внесении изменений в такой план мероприятий.