____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 07.11.2023 N 719.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Кемеровской области от 14.12.2018 N 107-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (в редакции законов Кемеровской области от 26.12.2018 N 124-ОЗ, от 26.03.2019 N 14-ОЗ, от 26.06.2019 N 41-ОЗ, законов Кемеровской области - Кузбасса от 01.10.2019 N 95-ОЗ, от 30.10.2019 N 111-ОЗ, от 20.12.2019 N 148-ОЗ), Законом Кемеровской области - Кузбасса от 11.12.2019 N 137-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.02.2013 N 58 "Об утверждении Положения о государственных программах Кемеровской области - Кузбасса" Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Внести в государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2024 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 N 362 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.12.2016 N 504, от 11.01.2017 N 7, от 28.09.2017 N 505, от 18.01.2018 N 14, от 19.07.2018 N 302, от 27.08.2018 N 350, от 24.12.2018 N 600, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17.05.2019 N 303, от 30.08.2019 N 510, от 26.11.2019 N 679), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и экологии) Панова А.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.
В части наименования исполнительного органа государственной власти Кемеровской области - Кузбасса Министерства транспорта Кузбасса вступает в силу не ранее 01.01.2020.
Губернатор
Кемеровской области - Кузбасса
С.Е.ЦИВИЛЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ЭКОЛОГИЯ, НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ" НА 2017 - 2024 ГОДЫ
Наименование государственной программы | Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Экология, недропользование и рациональное водопользование" на 2017 - 2024 годы (далее - Государственная программа) |
Директор Государственной программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по промышленности, транспорту и экологии) |
Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы | Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - ДПР Кемеровской области) |
Исполнители Государственной программы | ДПР Кемеровской области |
Наименование подпрограмм Государственной программы | 1. "Охрана окружающей среды". 2. "Минерально-сырьевые ресурсы". 3. "Развитие водохозяйственного комплекса". 4. "Обеспечение реализации Государственной программы" |
Региональные проекты, реализуемые в рамках Государственной программы | Региональный проект "Чистый воздух" |
Цели Государственной программы | 1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Улучшение состояния атмосферного воздуха в городе Новокузнецке. 2. Устойчивое обеспечение экономики Кемеровской области запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах. 3. Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищенности населения и объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод. 4. Обеспечение эффективной деятельности ДПР Кемеровской области и подведомственного ему ГКУ Кемеровской области "Областной комитет природных ресурсов" (далее - ГКУ Кемеровской области "ОКПР") |
Задачи Государственной программы | 1. Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики. Снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе Новокузнецке. 2. Сохранение и восстановление биологического разнообразия Кемеровской области. 3. Повышение эффективности мониторинга окружающей среды. 4. Организация и обеспечение выполнения работ и научных исследований по вопросам охраны окружающей среды на территории Кемеровской области. 5. Обеспечение эффективного функционирования системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. 6. Повышение геологической изученности территории Кемеровской области, получение геологической информации. 7. Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Кемеровской области. 8. Удовлетворение потребностей строительной индустрии Кемеровской области в строительных материалах. 9. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов Кемеровской области. 10. Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охраны и восстановления водных объектов, эффективного и рационального использования водных ресурсов, удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов Кемеровской области в водных ресурсах в требуемом количестве и в соответствии с показателями качества воды в водных объектах. 11. Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области. 12. Ликвидация локальных дефицитов водных ресурсов на территории Кемеровской области. 13. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, улучшение их экологического состояния. 14. Повышение эксплуатационной надежности бесхозяйных и муниципальных гидротехнических сооружений прудов (водохранилищ) (гидроузлов), расположенных в пределах водных объектов федеральной собственности и (или) обеспечивающих безопасность населения и объектов экономики от негативного воздействия вод (за исключением сооружений транспортного назначения и сооружений, обеспечивающих технологические схемы систем промышленного, сельскохозяйственного и коммунального водоснабжения и водоотведения). 15. Обеспечение населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы сооружениями инженерной защиты. 16. Повышение качества оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов. 17. Обеспечение эффективного управления государственными финансами в сфере воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов |
Срок реализации Государственной программы | 2017 - 2024 годы I этап - 2017 - 2018 годы II этап - 2019 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации | Всего - 1 257 940,3 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 438 589,8 тыс. руб.; 2018 год - 210 285,1 тыс. руб.; 2019 год - 113 166,2 тыс. руб.; 2020 год - 205 687,4 тыс. руб.; 2021 год - 161 536,8 тыс. руб.; 2022 год - 128 675,0 тыс. руб.; 2023 год - 0,0 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб. Из них: областной бюджет - 666 137,8 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 116 716,1 тыс. руб.; 2018 год - 97 861,3 тыс. руб.; 2019 год - 81 237,5 тыс. руб.; 2020 год - 173 790,5 тыс. руб.; 2021 год - 101 970,0 тыс. руб.; 2022 год - 94 562,4 тыс. руб.; 2023 год - 0,0 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб.; федеральный бюджет - 588 966,7 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 320 029,9 тыс. руб.; 2018 год - 111 431,8 тыс. руб.; 2019 год - 31 928,7 тыс. руб.; 2020 год - 31 896,9 тыс. руб.; 2021 год - 59 566,8 тыс. руб.; 2022 год - 34 112,6 тыс. руб.; 2023 год - 0,0 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб.; местный бюджет - 2 835,8 тыс. руб., в том числе: 2017 год - 1 843,8 тыс. руб.; 2018 год - 992,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; 2021 год - 0,0 тыс. руб.; 2022 год - 0,0 тыс. руб.; 2023 год - 0,0 тыс. руб.; 2024 год - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы | 1. Эффективное функционирование системы регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 2. Снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 69,03 тыс. тонн (20,25%) в городе Новокузнецке к 31.12.2024. Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городе Новокузнецке к 31.12.2024 с "очень высокого" до "повышенного". 3. Экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения Кемеровской области, его работы и отдыха. 4. Обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в информации о состоянии окружающей среды в Кемеровской области, ее загрязнении. 5. Получение научных данных, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды. 6. Сохранность редких и исчезающих видов животных, растений и грибов, улучшение условий для сохранения биологического разнообразия Кемеровской области. 7. Наличие современной геолого-картографической основы территории Кемеровской области для обеспечения нужд хозяйственной деятельности, прогноза развития минерально-сырьевой базы. 8. Наличие геологической информации о недрах, предоставляемой различным потребителям с использованием современных технологий доступа. 9. Наличие минерально-сырьевой базы, обеспечивающей потребности устойчивого развития добывающих мощностей базовых отраслей промышленности. 10. Научно обоснованная система требований комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. 11. Государственный фонд недр, осваиваемый в интересах нынешнего поколения с учетом интересов будущих поколений. 12. Обеспечение эффективного и рационального использования водных ресурсов, снижение антропогенной нагрузки на водные объекты на основе исключения нелегитимного использования поверхностных водных объектов и осуществления контроля выполнения установленных условий водопользования, установления и закрепления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, испытывающих антропогенную нагрузку. 13. Гарантированное обеспечение водными ресурсами текущих и перспективных потребностей населения и объектов экономики Кемеровской области. 14. Создание и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни населения, развития сферы услуг в области рекреации. 15. Повышение степени защищенности населения, объектов экономики и социальной сферы от негативного воздействия вод в результате выполнения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Кемеровской области, приведению гидротехнических сооружений в технически безопасное состояние, обеспечению сооружениями инженерной защиты. 16. Обеспечение условий для достижения целей Государственной программы в целом и входящих в ее состав подпрограмм. 17. Обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов. 18. Обеспечение эффективности бюджетных расходов в сфере экологии, воспроизводства и использования минерально-сырьевых и водных ресурсов |
1.1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Кемеровской области
Экологическая ситуация в области продолжает оставаться достаточно напряженной. К числу основных экологических проблем по-прежнему относятся: загрязнение атмосферного воздуха; загрязнение и истощение водных объектов; образование отходов производства и потребления; загрязнение и деградация почвенно-земельных ресурсов; снижение биологического разнообразия Кемеровской области, увеличение числа редких и исчезающих видов животных, растений и грибов; низкая экологическая культура населения.
При этом сценарий долгосрочного социально-экономического развития Кемеровской области показывает дальнейшее увеличение техногенной нагрузки на все компоненты природной среды региона.
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов в 2018 году составил 1 383,065 тыс. т загрязняющих веществ. За период с 2008 по 2018 год валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снизились на 132,346 тыс. т. Наибольшее сокращение объемов выбросов наблюдалось по оксиду углерода - на 87,318 тыс. т и твердым веществам - на 34,950 тыс. т. По отношению к 2017 году масса выбросов уменьшилась на 7,0%.
Распределение объемов выбросов от стационарных источников по административным территориям Кемеровской области неравномерно. Наибольшая величина выбросов (41,6%) отмечается в г. Новокузнецке - 295,794 тыс. т и Новокузнецком районе - 279,628 тыс. т. Далее следует Ленинск-Кузнецкий район (97,125 тыс. т), г. Ленинск-Кузнецкий (91,196 тыс. т), г. Междуреченск и Междуреченский район (83,395 тыс. т), г. Калтан (74,379 тыс. т), Прокопьевский район (70,631 тыс. т), г. Белово (69,512 тыс. т) и Беловский район (59,981 тыс. т).
По данным наблюдений, в 2018 году уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивался как высокий в городах Кемерово, Прокопьевске; очень высокий - в городе Новокузнецке.
Город Новокузнецк - крупный промышленный центр Кузбасса, где расположены флагманы металлургической промышленности не только Кемеровской области, но и России - АО "ЕВРАЗ ЗСМК", АО "Русал Новокузнецк", АО "Кузнецкие ферросплавы", хозяйственная деятельность которых негативно сказывается на качестве атмосферного воздуха города. При этом город Новокузнецк входит в список самых загрязненных городов России.
В 2018 году объем образования отходов производства и потребления составил 3,60 млрд. т. Основной объем образовавшихся отходов приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Их вклад в 2018 году составил 3,58 млрд. т (99,35%) от общего количества образовавшихся отходов области.
Необходимость решения экологических проблем является основой реализации Государственной программы.
В целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, установления соответствия документации, обосновывающей такую деятельность, экологическим требованиям, предусмотренным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в Кемеровской области организуется и проводится государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня.
Одной из значимых проблем, решаемых в рамках Государственной программы, является сохранение растительного и животного мира на территории области. С 2000 года издается Красная книга Кемеровской области, повышающая возможность сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в области.
В Красную книгу Кемеровской области, изданную в 2012 году, внесено 300 видов, из них 135 видов животных и 165 видов растений, грибов и лишайников.
В настоящее время в соответствии с Законом Кемеровской области от 03.08.2000 N 56-ОЗ "О Красной книге Кемеровской области" осуществляются мероприятия по ведению региональной Красной книги, включая сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира, ежегодный мониторинг состояния видов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кемеровской области, и другие. Следующее издание региональной Красной книги запланировано на 2021 год.
Кемеровская область - крупнейший индустриальный центр России, имеющий выраженную сырьевую специализацию. Интенсивное развитие Кемеровской области привело к возникновению такой проблемы, как накопленный вред окружающей среде.
На территории Кемеровской области существует ряд объектов накопленного вреда окружающей среде (бывшие заводы, терриконы бывших шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик и др.).
Реализация проектов по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде Кемеровской области позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе, вовлечь высвобождающиеся земельные участки в хозяйственный оборот.
В настоящее время Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведет формирование государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Для включения объектов, расположенных на территории Кемеровской области, в указанный реестр необходимо провести дополнительные исследования имеющихся объектов с привлечением аккредитованных лабораторий.
В целях реализации пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в рамках федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" разработан и утвержден региональный проект "Чистый воздух".
Участниками регионального проекта "Чистый воздух" совместно с ДПР Кемеровской области являются департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, департамент промышленности Кемеровской области, Министерство транспорта Кузбасса, администрация города Новокузнецка, Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Кемеровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", а также крупные промышленные предприятия г. Новокузнецка (АО "ЕВРАЗ ЗСМК", АО "Кузнецкая ТЭЦ", АО "РУСАЛ Новокузнецк", АО "Кузнецкие ферросплавы").
В рамках регионального проекта "Чистый воздух" разработан комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в г. Новокузнецке на период 2019 - 2024 гг. (далее - комплексный план), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Гордеевым А.В. (28.12.2018 N 11015п-П6).
Комплексный план направлен на кардинальное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обеспечение благоприятных условий проживания жителей г. Новокузнецка. К 2024 году планируется уменьшить выбросы в атмосферный воздух на 69,03 тыс. т (20,25% к уровню 2017 года).
Не менее важным является повышение уровня экологической культуры, развитие системы экологического образования и просвещения населения области. Это становится возможным благодаря проведению массовых мероприятий экологической направленности, в том числе уроков экологической грамотности, акций, субботников, конкурсов, семинаров, конференций и других.
Ежегодно в соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2012 N 449 в Кузбассе проводятся Дни защиты от экологической опасности, в которых активное участие принимают около одного миллиона жителей области.
Также традиционно проводятся массовые международные, всероссийские и областные акции и субботники "Час Земли", "Зеленая весна", "Зеленая Россия", "Вода России", "Чистая река - чистые берега", "Соберем. Сдадим. Переработаем", "Живи, родник!", областные конкурсы "Семья. Экология. Культура", "Зеленый листок" и др.
Проводится работа по обеспечению населения и организаций достоверной экологической информацией:
ежегодно издается доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области;
ежеквартально издается газета "Экологический вестник Кузбасса";
по мере необходимости в региональных печатных и телевизионных средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" освещаются вопросы о качестве окружающей среды Кемеровской области и путях решения экологических проблем Кузбасса.
Необходимо и дальше проводить мероприятия, направленные на повышение экологической культуры жителей Кемеровской области.